Церковная летопись Переславского Фёдоровского женского монастыря
Содержание
Основание монастыря Дальнейшая судьба монастыря Существующие церкви в монастыре Прочие здания в монастыре Церковная утварь Библиотека Средства содержания монастыря: Участие великих государей в судьбе монастыря Замечательные лица, погребённые в монастыре Управление монастырём Причт при монастыре
Основание монастыря
Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его, по Московско-Ярославскому шоссе. Издавна существует мнение, будто монастырь сей основан в 1557 году царём Иваном Васильевичем Грозным, и рассказывается при сём случай, послуживший основанию монастыря, такого рода: «В сём-де году царь Иван Васильевич, вместе с супругою своею Анастасиею Романовною, присутствовал при освящении соборного храма в переславском Никитском монастырь. Возвращаясь обратно, царица, недалеко от Переславля, в деревне Собилове (в 7 верстах от города), благополучно разрешилась от бремени сыном, названным во святом крещении Феодором. Обрадованный царь, в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности пред Богом, соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого Феодора Стратилата, а на месте рождения поставил высокий каменный столп. Построенный им храм снабдил образами и пеленами и книгами и всякою церковного утварию – и устроил при нём общежительный мужской Фёдоровский монастырь». Архивные же документы Фёдоровского монастыря, утверждая созидание каменного храма во имя святого Феодора Стратилата за царём Иваном IV Грозным в 1557 году, в то же время представляют ясные доказательства на то, что Фёдоровский монастырь мужской существовал ранее не только 1557 года, но и прежде царствования Ивана Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты царя Ивана Васильевича от 7061 г. сентября 16 (1552 года) на деревню Сосняг с пустошами, данную им монастырю взамен села Фёдоровского, пишется: «пожаловал есми теми пустошами и деревнею Фёдоровского игумена Макарья с братьею против того, что у них взято в Переславле монастырское село Фёдоровское под Переславский Ям... а о суде и о всяких пошлинах велел есми ходить о всём потому, как Фёдоровского монастыря игумена у Макарья с братьею деда и отца нашего и в наших жалованных грамотах написано о селе Фёдоровском».
В описании монастыря, составленном по приказу царя Алексея Михайловича в 7160 году (1652 г.) марта 1, в отделе описей царских грамот, жалованных в Фёдоровский монастырь, значится на 1-м месте: «Великого князя Василия Ивановича всея Русии старая тарханная грамота за красною печатью на подмонастырское сельцо Фёдоровское и на село Половецкое и на деревню Лотапино с пустошами лета 7019-го (sic) (1511); на ней подпись царя Ивана IV 7059 года (1551) за приписью дьячка Юрья Сидорова. Из сих документов очень ясно видно, что Фёдоровский монастырь существовал при деде царя Ивана Васильевича Грозного – при Иоанне III, и при отце его Василии Ивановиче. Стало быть, царь Иван Васильевич IV Грозный не основал Фёдоровский монастырь, а построил только в нём каменный храм во имя святого Феодора Стратилата в память рождения сына своего – и очень может быть, что устроил в нём на свою царскую казну общежитие для монашествующих. Таким образом, основание монастыря надобно относить ко времени княжения великого князя Ивана Васильевича III во 2-й половине XV столетия, то есть времени, дальше которого не восходят архивные документы Фёдоровского монастыря.
Дальнейшая судьба монастыря
До времён царя Алексея Михайловича Фёдоровский монастырь был мужским, а при нём, именно в 1667 году, он обращён был в женский по случаю моровой язвы, опустошавшей тогда Россию. В грамоте патриарха Иоасафа по поводу обращения мужского монастыря в женский пишется так: «Ведомо Великому Государю и Нам, Патриарху, учинилося, что в Переславле-Залесском до мороваго поветрия, и в моровое, и после мороваго поветрия многия жёны и девицы постриглися, и с тех мест по сё число ходят к приходским церквам и в том-де бывает зазор, а иныя-де во граде и по сёлам и по деревням живут в мирских домах, а иныя-де скитаются меж домов, и от скудости помирают голодною смертию, а иныяж старицы поселились внутрь града у новопоставленной церкви Пречистыя Богородицы чудотворныя иконы Владимирския, – а Великаго-де Государя жалованья только указано им на шестнадцать стариц, а их-де со сто стариц; а в Переславле-Залесском в Фёдоровском монастыре игумена нет, а братии только десять человек, и Великий Государь Царь Алексей Михайлович, и мы Патриарх, и весь освящённый собор благословили тот Фёдоровский монастырь устроить девическим монастырём, и тех инокинь всех собрать в тот Фёдоровский монастырь, чтоб они в мире не скиталися, а чёрных попов и дьяконов и братию того Фёдоровскаго монастыря перевесть в прочие Переславские монастыри мужеские» (лета 7175 июля в 30 день).
С тех пор и доныне Фёдоровский монастырь стал девичьим монастырём.
Существующие церкви в монастыре
В настоящее время в монастыре три каменных храма: 1) во имя святого Феодора Стратилата, 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и 3) во имя Казанския Божия Матери. История устроения и украшения их в настоящем виде следующая:
I. Храм во имя святого Феодора Стратилата построен, как выше было сказано, царём Иваном Васильевичем Грозным в 1557 году в память рождения близ г. Переславля сына своего Феодора.
Храм сохранился в целости до сего времени, исключая некоторых наружных украшений и построек при нём. Он имеет форму квадратную, о 5-ти главах;1 алтарь с тремя полукружиями: в среднем полукружии помещаются три окна, а в северном и южном по одному; но окна не узкие, и как можно заметить, пробитые впоследствии. Алтарь от храма отделяется поперечною стеною с тремя пролётами. В южном полукружии, по переписным книгам 1635–1653 годов, находился придел во имя святого апостола Ермия, которого по книгам 1668 года уже не было. Ныне помещается ризница. Церковь, построенная царём Иваном Васильевичем, была покрыта тёсом; в последствии времени (в XVII столетии) она покрыта железом, а паперти вокруг церкви сделаны были иждивением царского уставщика Сергея Иванова Суворова.
Под церковью исстари устроены погреба. В настоящее время в алтаре на престоле одеяние серебряное чеканное с изображениями 4-х евангелистов; поверх евангелистов в сияниях на трёх сторонах слова: «Свят, свят, свят». Верхняя доска гладкая с изображением символа Святого Духа (голубя). Одеяние сие устроено девицею Фотиньею.2 Иконостас деревянный, столярной работы с резными и витыми колоннами и травчатою резьбою, вызолочен на полимент. Стены алтаря и всего храма украшены живописным письмом иждивением той же девицы Фотиньи в 1833 году. Царские врата прорезные, вызолочены на полимент.
Из икон в храме святого Феодора Стратилата замечательны:
1. Образ святого великомученика Феодора Стратилата в житии. Древнее письмо сего образа поновлено новым. С этого образа две ризы, древние серебряные, хранятся в ризнице; настоящая новая, устроена девицею Фотиньею. Из древних риз одна листовая серебряная, кованая, вызолоченная. Она значится по описи 1763 года, а в описи 1701 года ещё не было её; были тогда только на образе венец и цата серебряные, золочёны. Другая риза серебряная, – в ней в венце 3 запонки золотых, в запонках искры алмазные и яхонтовые, 3 зелёных изумруда, и 7 жемчужных больших зёрен; у образа ожерельице обведено 2-мя нитками, одною из бурмицкого жемчуга, другою – из кафимского; между жемчужинами вставлены в серебряных гнёздах изумруды и пронизки яхонтовые. Настоящая риза серебряная позолоченная; на ней венец с сиянием осыпан стразами, пояс и другие места украшены камешками разного цвета и бирюзою с стразами; на житии – риза серебряная чеканная с разными 20-ю вызолоченными венчиками.
Другие иконы местные, как то: 1) образ Спасителя, 2) Живоначальныя Троицы с серебряными венцами, 3) святого Николая с серебряным венцом, 4) Пресвятыя Богородицы Смоленския в серебряной ризе и золотыми венцами – все письма XVII века, но поновлены.
2. Из других икон в сём храме – особенно чтимый образ Грузинския Божия Матери.3 Писан он на полотне и наложен на деревянную доску. На Божией Матери и Предвечном младенце риза серебряная, кованая, – венцы позолочены. На венце Божией Матери корона стразовая с бирюзою, в средине оной звезда с 30-ю алмазными искрами; выше оной звезды 3 больших топаза; вверху короны крестик из 4-х аметистов. Убрус низан в узор мелким жемчугом по малиновому бархату с стразами.
3. Образ Неопалимыя купины (11/4 аршина длины и 1 аршин ширины). Риза на нём серебряна и вызолочена отлично. Образ писал сам архимандрит Фотий и благословил ею Фотинью, когда определял её в монастырь.
4. Образ Фёдоровския Божия Матери, особенно чтимый, письма XVII века. Риза на нём серебряная чеканная вызолочена; убрус низан мелким жемчугом с разными камнями, по сторонами изображены – святой Феодор Стратилат и Николай Чудотворец и 2 херувима.
II. Церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, о 3 главах. В переписных книгах 1635 года о ней пишется так: «Да в монастыре трапеза деревянная, а в ней два престола: престол введения пречистыя Богородицы, да Николы Чудотворца. А у введения двери царския на празелени с сению и столпы на золоте, да у Николы Чудотворца двери северския на празелени, а на них написан благоразумный разбойник». В 1653 году церковь эта сгорела – и в следующем 1654 году при келаре старце Гурие она вновь построена с одним престолом во имя Введения Божией Матери. В 1683 году игуменья Клеопатра била челом патриарху Иоакиму, что у них в монастыре деревянная церковь входа во храм Пресвятыя Богородицы тесна и во время богослужения, за утеснением, в тое церковь того монастыря сёстры невбираются и они-де обещались построить каменную на прежнем месте во имя тот же престол – и дать им благословенную грамоту. Патриарх велел им деревянную церковь разобрать, а на новую церковь камень, кирпич и известь и лес готовить. 7193 года устроена была каменная церковь и патриарх благословил освятить её Никитского монастыря игумену Роману по новоисправному чиновнику и дать в тое церковь антиминс (грамота 7193 года сентября 23 дня – 1684 г.). При церкви устроена была трапеза, и как церковь, так и трапеза были крыты тёсом. В 1710 году при преосвященном Стефане иждивением благоверной царевны Натальи Алексеевны при сей церкви пристроены были два придела, существующие в настоящее время: 1) во имя Адриана и Наталии и 2) во имя Знамения Божией Матери.
Престол в сей церкви и приделах из простого дерева о 4-х столпах; иконостас в настоящей столярный о 4-х ярусах, внизу с колоннами гладкий, по местам с золочёною на полимент резьбою, выкрашен краскою. Царские двери прорезные, как в настоящей, так и в приделах, вызолочены на полимент. Иконостас, царские двери и образа в 1788 году были поновлены. Усердием переславской купчихи и почётной гражданки Марин В. Поповой в 1869 году в сей церкви устроен мозаический пол и механическая духовая печь.
Из образов в сей церкви замечательны по древности письма и украшению три храмовых образа Введения Пресвятыя Богородицы.
1. Образ Введения Божией Матери. Риза на Божией Матери серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на рукавах обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры.
2. Образ Введения Божией Матери. Риза и венец серебряные, чеканные, золочёны, по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зеленых и красных камешков и две алмазные искры, на коронах искры красные и зелёные, 8 бурминских зерен и 4 изумруда, – на зарукавье 4 жемчужины и два изумруда, на образе 6 венцов.
3. Образ Введения Божией Матери – местный. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с сиянием и короною, в которой два камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы.
4. За левым клиросом в киоте образ Боголюбивой Божией матери, список с настоящей Боголюбской иконы такой же меры. На нём риза серебряная чеканная.
III. Церковь во имя Казанской Божией Матери, об одной главе, крыта железом. Построена она в 1710 году иждивением царевны Натальи Алексеевны ради престарелых больничных монахинь. Иконостас столярной работы, царские двери прорезные; стенного письма нет; пол деревянный.
Из икон замечательных, храмовая местная икона Казанской Божией Матери, по всей вероятности, вклад царский. Венец и оклады серебряные, чеканные, вызолочены; венец с короною, по сторонам Божией Матери изображения апостола Петра и Наталии;4 убрус вынизан жемчугом, в убрусе звезда с 4 красными камешками и 4 голубыми; на ожерельице 4 голубых камня и 3 красных, – низано оно жемчугом с алмазами.
Из икон, хранящихся в монастырской ризнице, особенно замечательны как по древности письма, так и по украшению, следующие:
1) Икона Казанской Божией Матери – это очень верный список с чудотворной иконы, которая находится в г. Казани. На ней риза серебряная и венец с короною, немного повреждённою, оклад по сторонам иконы серебряный, золочён, с 7-ю финифтяными украшениями; убрус и ожерельице низаны жемчугом.
2) Икона Божией Матери Владимирской – письма XVI века; убрус и ожерельице среднего жемчуга, – венец с короною, цата и оклад серебряные, вызолочены; на полях лики нескольких святых.
3) Икона Казанския Божия Матери; на ней риза, поля и венец с короною серебряные, чеканные, вызолочены; убрус жемчужный, запонка в нём золотая с алмазными искрами; ожерельице жемчужное с зелёными камешками. У Предвечного младенца ожерельице жемчужное с алмазными искрами.
4) Икона Знамения Божией Матери; на ней убрус и ожерельице низаны жемчугом; венец Божией Матери с короною и венчик Предвечного младенца с окладом серебряные, чеканные, позолочены. На полях иконы 22 изображения ангелов, пророков и иных святых. Письмо поновлено и относится к XVIII веку.
5) Икона Божией Матери Знамения; на ней риза серебряная, кованая, вызолочена; венец с короною гладкий золотой, низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запонками алмазные искры; убрус с алмазными искрами; зарукавье жемчужное с алмазными искрами; у Предвечного младенца венец гладкий золотой. Письмо на иконе XVII века.
6) Икона Владимирской Божией Матери; на ней венец и поля серебряные, чеканные, вызолочены, – убрус низан жемчугом с зелёными камнями.
7) Икона Владимирской Божией Матери; на ней венец и цаты серебряные, золочёны, – поля серебряные ж, золочёны.
8) Икона Владимирской Божией Матери; на ней риза и поля серебряные, вызолочены, – венец вышит жемчугом.
9) Икона Знамения Божией Матери; на ней риза, венцы и поля серебряные, чеканные; венец Спасителя низан жемчугом.
10) Икона Живоносного Источника; на ней поля и венчик серебряные. Особенно замечательны и хороши на венчике финифтяные украшения.
IV. Колокольня каменная, особо от церкви. В переписных книгах 1653 года пишется о ней так: «колокольница каменная о 4 столпех выбелена, связи брусяныя, на столпех два ряда брусяных, да 4 ряда осмерику брусянаго с подпорами, на осмерике шатёр, на шатре глава обита чешуёю. На колокольнице колокол благовестный большой, под ним средних колоколов 3, да зазвонных 2; во всех весу 38 пудов 6 гривенок, [625 кг] да в прошлом 7161 (1652) году куплен большой колокол благовестной, весу в нём 52 пуда». [852 кг] В 1701 году слит колокол во 105 пудов, а в 1770 году старанием игуменьи Арсении слит колокол в 111 пудов. [1 818 кг] Каменная же колокольня, которая существует ныне, построена в 1681 году, причём связного железа куплено было 20 пудов. В 1701 году по указу императора Петра І-го ¼ доля из весу колоколов была отвезена на пушечный двор в Москву, и отвезён был колокол в 52 пуда, а на лишние в нём 7 пудов было сдано с пушечного двора в монастырь два колокола. В 1868 году старанием игуменьи Максимиллы и вкладом московского купца и почётного гражданина Бориса В. Глинского слит был колокол в 309 пудов. [5 062 кг]
Прочие здания в монастыре
В монастыре настоятельские покои о 2-х этажах и 2 корпуса каменных, в которых живут послушницы монастыря. Всё это построено было после 1701 года до 1763 года. Один из корпусов, находящихся на северо-западной стороне монастыря, отстроен для удобства жительства послушниц во 2-м этаже санкт-петербургским купцом – Аврамием М. Ушаковым. Внизу при этом корпусе до сих пор сохраняется келья, в которой жила вкладчица монастыря Наталья Иванова Взимкова, по уверению старожилов, нянюшка Петра I. Она была дочь Мастерской палаты дьяка Ивана Дмитриева.
Каменная ограда вокруг монастыря. Она построена в 1763 году, а до того времени была деревянная, рублена с 8-ю башнями. В 1683 году патриарх Иоаким благословил строить на святых вратах деревянную церковь во имя пророка Илии; но она, неизвестно почему, не была выстроена. В настоящее время ограда занимает 382 сажени, [815 м] а именно: передняя стена со входу на 110 сажен, с южной стороны 82 сажени, с правой стороны от большой шоссейной дороги 90 сажен и с восточной стороны 100 сажен.
Церковная утварь
Утварь церковная с помощью вкладов царских и других усердных вкладчиков может считаться очень достаточною и замечательною как по древности своей, так и по украшению. Из более замечательных предметов утвари обращают внимание следующие предметы:
Евангелия и кресты
а) Евангелие в лист с золотым обрезом; на нём обе доски серебряные, чеканные, вызолочены, наложены на кипарисе. На верхней доске изображено Преображение Господне, – под ним части мощей 3-х евангелистов и святого Андрея Первозванного, на наугольниках лики 4-х евангелистов, на верху – распятие и воскресение Господне, тайная вечеря, страсти Господни. На нижней доске – изображён корень Иессеев, над которым Пресвятая Дева Мария в царском одеянии, а по сторонам цари: Ахаз, Иоафам, Иорам, Аси, Ровоам, Давид, Соломон, Иессей, Озия, Иосафат. Вокруг на дсках надпись: «вклад старицы Натальи Взимковой5 ради душевнаго спасения благочестивой государыни и великой княгини Натальи Кириловны и по своих родителех. Лета 7206». Весу в нём больше пуда.
б) Евангелие в лист, обложенное бархатом, верхняя доска на нём прорезная серебряная с изображением воскресения Христова и евангелистов (7189 года).
в) Евангелие в 8-ю долю листа, с изображением евангелистов (7165–1657 года).
Кресты
а) Крест с распятием Господним – отливным, серебряный, чеканный, вызолочен, с 44 мощами святых; на нём 366 жемчужин; весу в нём 2 фунта 88 золотников. [1 194 г] Вклад Натальи Взимковой в 1702 году.
б) Крест с мощами серебряный, чеканный, вызолочен; весу в нём 1 фунт 84 золотника. [768 г] Вклад подьячего Вашикова в 1691 году.
в) Крест серебряный с частями мощей и частью горы Голгофы и креста Господня.
г) Крест серебряный, чеканный, с круглым рукоятием, с мощами святых; на концах креста жемчужины, 4 камешка разных цветов, 4 венчика мозаической работы; весу в нём 65 золотников. [277 г] На нём надпись: «лета 7207 построен сий животворящий крест с святыми в Переславский девич монастырь при пастве игум» (1699 г.).
д) Крест с мощами разных святых, серебряный, чеканный, – поверх его серебряный ковчежец с частью крови Господней, обнизан жемчугом в ревиле; весу в нём 63 золотника. (1705 г.) [269 г]
е) Крест серебряный – басменного серебра по дереву; на нём поверх распятия Неруко- творённый образ Спасителя, по сторонам его Божия Матерь, Иоанн Богослов; внизу Иов многострадальный.
ж) Крест серебряный с чернью; весу в нём 1 фунт 76 золотников. (1831 года.) [734 г]
з) Крестик с мощами серебряный с 4-мя камнями, окружающими распятие Господне.
и) Ковчежец серебряный с мощами святого Феодора Стратилата на серебряной цепочке.6
Священные сосуды
Всех священных сосудов ныне 7-мь. Из них более замечательны:
а) Потир и лжица золотые; на конце лжицы пуговица с финифтью; при них дискос, звездица и 2 блюдца серебряные, вызолочены. В потире – собственно чаше 93 золотников, в поддоне 72 золотника, лжице 10,5 золотника, в дискосе, лжице и 2 блюдцах 1 фунт 24 золотника, на потире надпись: «1729 года Маия в 12 день сей потир златый дала вкладу в дом Введения с. 203 Пресвятыя Богородицы и великомученика Феодора Стратилата, тогож монастыря монахиня Наталья Взимкова по родителех в вечное поминовение».
б) Сосуды резные серебряные, вызолочены, весом 5 фунтов 48 золотников. [2,3 кг] На них надпись: «сии потиры – дискос, блюдо, звездица по боярыне по Акилине Семеоновной Нарышкиной (1711 года)».
в) Потир – дискос, звездица, лжица – серебряные, весом 5 фунтов 19 золотников. [2,1 кг] Вклад даниловского архимандрита Варфоломея 1690 года.
г) Сосуды серебряные – потир, дискос, звездица, лжица, два блюдца и 2 копия, весом 7 фунтов 54 золотника. [3,1 кг] Вклад Фотиньи.
д) Ковшичек серебряный для теплоты, с двуглавым внутри орлом; весу в нём 38 золотников. [162 г] На нём надпись: «Великие Государыни и царицы княгини Прасковьи Фёдоровны».
Дарохранительницы
а) Дарохранительница серебряная, позолочена, весом 4 фунта 66 золотников, 1796 года. [1920 г]
б) Дарохранительница серебряная, позолочена, о 6-ти колонах, весом 11 фунтов 45 золотников. [4,7 кг]
в) Дарохранительница серебряная, вызолочена, весом фунт 46 золотников, [606 г] с выдвижным ящиком серебряным, в средине Распятие с предстоящими, вверху воскресение Христово. Вклад Дарьи Андреевой Воейковой. 1767 г.
Кадила и другие вещи
а) Кадило серебряное, золочёно, – цепи серебряные, весом 2 фунта 9 золотников. [857 г] На верхней крышке кругом кадила надпись: «Дух Св. найдёт на тя и сила Вышняго осенит тя». На нижней чаше: «Лета 7108 зделано сие кадило в Фёдоровский монастырь, что в Переславле... при благоверном царе и великом князе Борисе Фёдоровиче всея...»7
б) Кадило серебряное, золочёно, весом 1 фунт 90 золотников, [793 г] на 3-х круглых ножках. На нём надпись: «Лета 7199 царица Наталья Кириловна пожаловала по обещанию сие кадило в Фёдоровский монастырь при игумении Каптелины»; весу в нём 2 фунта без 3 золотников.8 (1691 года.)
в) Кадило серебряное, весом 1 фунт 43 золотника. [593 г]
г) Блюдо антидорное, по сторонам его три клейма с изображениями льва, а назади буквы:
т. б. б. п. в.
д) Два паникадила тумпаковые о 3-х ярусах; на верху одного из них двуглавый орёл, а на другом надпись такова: «лета 7199 государи, цари и великие князи Иоанн Алексеевич и пётр Алексеевич всея великия и малыя и белыя Росии самодержцы и благоверная царица Наталия Кириловна. пожаловано в Фёдоровский монастырь при игуменье Каптелине». А весу в нём 7 пуд 3 фунта 30 золотников. [116 кг]
Облачения церковные
Из церковных облачений особенно замечательны следующие:
а) Ризы серебряные, травчатые белые; оплечье низано крупным, средним и мелким жемчугом с разными камешками и золотою битью. Стихарь при них красного бархата, на котором крест и оплечье низаны жемчугом. Это вклад Натальи взимковой.
б) Ризы парчи золотой с серебряными разводами, крест шит золотом на фольге, оклад золотной. при них стихарь такой же золотой парчи. пожертвованы московским купцом петром Ник. Багчевановым на помин сестры своей, нечаянно умершей в переславле проездом чрез него в 1860 году.
Библиотека
Библиотека монастырская очень скудна, и кроме богослужебных и некоторых церковных, книг очень мало. По древности своей замечательны следующие книги:
1) потребник иосифовских времён 7159–1651 г.; 2) Апостол – 1655 года; 3) Жезл правления – 1666 г.; 4) Книга святого Ефрема Сирина 1667 года; 5) повесть о Иоасафе Царевиче 1681 г.; 6) Обед душевный 1681 г.; 7) вечеря душевная 1683 г.; 8) Минея общая 1696 года; 9) прологи – 1677, 1689 и 1696 годов; 10) православное исповедание 1676 г.; 11) толкование на воскресные евангелия 1698 года.
12) Книги житий святых святителя Димитрия Ростовского. Книги эти замечательны тем, что напечатаны были при жизни святителя 1-м изданием, а именно: 1-я четверть – месяцы сентябрь, октябрь и ноябрь 1689 года, 2-я четверть – декабрь, январь и февраль, эти книги пожертвованы казначеем троицко-Сергиева монастыря пахомием Барташевым за то, что принята в девич. монастырь старица Ираида Немирова, 3-я четверть – март, апрель и май – 1700 г. Даны Герасимом Обуховым в поминовение родителей.
Средства содержания монастыря:
а) Прежние
в прежнее время Фёдоровский монастырь располагал достаточными средствами к своему содержанию. в его ведении находились следующие вотчины и владения:
1) Дворовое место внутри города; 2) дворовое место в Москве; 3) мельница на р. трубеже;
4) рыбная ловля на озерке Ивановском и на Нерли.
Села и деревни:
1) Село Тушино, Ильинское тож; 2) д. Петрилово; 3) д. Пешково; 4) д. Самково; 5) д. Тощебулово: 6) д. Гулино; 7) д. Каргашино; 8) д. Лушниково; 9) д. Дуброва; 10) д. Ростовцево;
11) д. Матвеевская; 12) д. Обретьево; 12) д. Григорьево; 13) д. Григорьево; 14) д. Горицы; 15) с. Ивановское; 16) с. Половецкое; 17) д. Потанино; 18) д. Хорошево; 19) д. Конищево; 20) Подмонастырская слободка.
Во всех сих сёлах и деревнях в 1747 году считалось 1 338 душ. В переписных книгах 1668 значится, что собственно монастырского хлеба высевалось под монастырём ржи 82 четвертей, в селе Ивановском 83 четверти, да в д. Хорошеве 27 четвертей, оставалось от года хлеба в зерне 20 четвертей ржи, 30 четвертей овса, муки ржаной 5 четвертей, овсяных круп 3 четверти. Живущих в монастыре было стариц соборных и клирошан 13, 120 стариц простых, 15 девиц и 20 служек.
По описи 1701 года значится: 1) за монастырём деревянная келья, в которой жил строитель;
2) житница; 3) сарай, в котором ставили сани и телеги; 4) на полуденной стороне ограды конюшенный двор, в котором стояли 23 лошади; 5) скотный двор, в котором было 49 коров, 62 овцы; 6) пять овинов; 7) сенной сарай; 8) два кирпичных сарая; 9) два пруда. Ныне ничего этого не стало; даже земли монастырской за стенами монастыря только 3 сажени вокруг стен.
б) Нынешние
Нынешние средства монастыря скудные. Живущие в монастыре питаются трудами своих рук. Собственно монастырь содержится а) скудным жалованьем, коего отпускается 461 р. 70 коп. в год, и б) процентами с капитала 6 464 р. и в пользу причта 6 618 руб. 50 коп. Кроме сего, при монастыре есть 1) мельница – Бубниха; 2) лесная пустошь Липняги в количестве 121 десятины и 1 661 сажени; [133 га] 3) покосная дача в 39 десятин близ села Ивановского. [42,6 га]
Участие великих государей в судьбе монастыря
Участие благочестивых государей и великих князей в судьбе Фёдоровского монастыря выражалось в разных пожертвованиях в монастырь.
Так, каменная церковь во имя святого Феодора Стратилата построена царём Иваном Васильевичем IV; церковь Казанския Божия Матери построена благоверною государынею Натальею Алексеевною, – два придела в церкви Введения Божией Матери – ею же. Все вышеозначенные сёла и деревни и пустоши – пожертвованы были государями великими князьями Васильем Иоанновичем, Иваном Васильевичем IV, Михайлом Феодоровичем, Алексеем Михайловичем и Иоанном и Петром Алексеевичами. Кроме сего, были вклады великих государей и другие. Так, 7161 (1653 г.) июня 1-го великий государь Алексей Михайлович дал вкладу в монастырь 3 книги: евангелие воскресное толковое, минею общую и следованную псалтирь. 7199 (1691 г.) июля 9 и октября 3, государи Иоанн и Пётр Алексеевичи дали вкладу 100 рублей, ризы атласные белые, стихарь, двои поручи изорбитные, покровы на сосуды, орарь, паникадило тумпаковое, двери царские. 7200 (1692 года) они же пожертвовали 7 лампад белых медных. В 1694 году от них же был послан колодезного дела мастер, и велено ему в монастыре учинить для воды вновь колодезь, где пристойно, и тогда же прислано из Пушкарского приказу на покупку певческих книг 5 рублей. В 1692 году по указу великих государей послано с Москвы из Пушкарского приказу в Фёдоровский монастырь на ямских подводах 30 пудов льну самого доброго, отрёпанного. Император Пётр I имел особенное попечение о монастыре. Гений его и здесь открыл такое ремесло, которым доныне содержится большая часть живущих в монастыре. В 1722 году послал он в Фёдоровский монастырь из села Покровского мастериц обучать непостриженных девиц и вдов прядению немецкой пряжи. Лён доставлялся из казны, а выработанная из него пряжа отсылалась на Екатерингофский полотняный завод. Деньги за работу выдавались в общую монастырскую казну. Вместе с мастерицами послано было тогда льну чёсаного 20 золотников [85 г] на 3 деньги, льну сырцу 27 пудов 23 фунта [451,7 кг] на 27 рублей 19 алтын, 4 прялки на 3 рубля 20 алтын, две щётки железных на 2 рубля 6 алтын 4 деньги, 3 юйки на 12 алтын. В царствование Екатерины указом Её Величества повелено: «дабы те монахини, которые прядению выучены, не токмо сами того забвению не предавали, но и других обучали и прилежно в том свой труд имели – и смотреть над ними накрепко.
А игуменьям пряжу продавать чрез поверенных того монастыря служителей в мануфактурные в Москве дворы надлежащею ценою и употреблять те деньги в монастырскую и труждающихся монахинь пользу».
Замечательные лица, погребённые в монастыре
Лица, погребённые в монастыре, особенно памятные для монастыря, суть следующие:
1. Схимонах Сергий, строитель Фёдоровского монастыря. В монастыре память о нём до сего времени честно чтится и служатся по нём панихиды при гробе его в церкви Введения Пресвятыя Богородицы.9 В монастырских бумагах, к сожалению, не находится сведений о его трудах и подвигах в жизни иноческой; но есть много памятников его усердия к устроению Фёдоровской обители. Схимонах Сергий жил при монастыре строителем, когда монастырь этот был уже женским и когда все заботы и труды по устроению обители во всех хозяйственных частях лежали на строителе. Из монастырских актов видно, что он вступил в отправление должности строительской 7188–1680 года января в 27 день, а скончался 7193 года – 1685 декабря 9 дня, следовательно, служил монастырю почти пять лет, при игуменьях Елене и Клеопатре. При нём его старанием сделаны были капитальные постройки в монастыре, а именно: 1) в 1681 году устроена была каменная колокольня и ограда; 2) в 1683 году покрыта вновь церковь во имя святого Феодора Стратилата и устроена на ней железная глава; 3) в 1684 году построена каменная церковь во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы, в которой он и был погребён. За такие труды и усердие его к монастырю, при его строгой и воздержной жизни (на что указывает его звание схимонаха), и стали чтить в монастыре его память.
2. Монахиня Наталья Взимкова – нянюшка Петра I. Она тоже должна быть памятна Фёдоровскому монастырю по её богатым жертвам в монастырь. Неизвестно, когда она вступила в монастырь на жительство, равно неизвестен в точности и год её смерти. Вклады её в монастырь стали быть известны с 1698 года до 1730 г., и как она при смерти своей поручила игуменье Александре золотые червонцы на устройство церкви святого Феодора Стратилата, то год её смерти не должен быть позже 1753 года, (то есть) последнего года игуменства Александры. Из вкладов её замечательны: 1) евангелие напрестольное серебряное в 600 рублей по тогдашней ценности; 2) напрестольный крест с мощами, низанный жемчугом (во 130 р.); 3) облачения и ризы на 300 р.; 4) золотой потир с серебряным поддонком. К сожалению, неизвестно место, где она похоронена.
Управление монастырём
С начала основания монастыря управляли монастырём игумены. По сохранившимся спискам с царских грамот игуменом 1) значится Макарий – в 1551 году. В сём году царь Иван Васильевич IV пожаловал ему в монастырь несколько деревень с крестьянами.
2) Затем в 1567 году – Харитон. При нём от царя Ивана Васильевича IV пожаловано в монастырь дворцовое село Ивановское. Далее до 1618 года имена игуменов неизвестны. С сего же года они известны без опущений. А именно:
1) Иона с 1618 года; 4) Дионисий с 1620 г.; 5) Гурий 1621 г.; 6) Рафаил 1623 г.; 7) Леонид 1624 г.; 8) Феодосий 1535 г.; 9) Исаия 1643 р.; 10) Аврамий 1644 г.; 11) Герасим 1649 г.; 12) Вавил 1650 г.; 13) Сергий 1653 г.; 14) Порфирий 1657 г.; 15) Гурий 1659 г.; 16) Тихон 1666 г.
В 1667 году мужской монастырь обращён в женский; 10 остававшихся монахов выведены и размещены по другим переславским мужским монастырям. Вместо игуменов стали управлять игуменьи. Но первоначальное управление игуменьи было, так сказать, не полное. Ей вверено было смотрение над живущими в монастыре монашествующими лицами и послушницами, но смотрение над вотчинными крестьянами, собирание оброков, ведение расходов вверялось особому строителю, который и жил за стенами монастыря. Так, игуменья Капитолина выражала своё неудовольствие царям Иоанну и Петру Алексеевичам, что она не смеет подписывать ни челобитьев, ни памятей в вотчины, ни указов. Великие Государи, по её челобитью, велели ей игуменье подписываться под монастырскими бумагами.
Вот имена игумений: 1) Ирина с 1667 года; 2) Елена (Баскакова) с 1675 года; при ней в монастыре было 120 сестёр монастырских и началось строение новой трапезы, колокольни и ограды.
3) Клеопатра – с 1682 года; при ней построена была новая каменная церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы.
4) Капитолина – с 1689 года;
5) Венедикта – с 1700 года. Она благословлена патриархом Адрианом. В одной отписке значится, что она посылала в Москву к болящей царице Прасковье Фёдоровне просфору и 2 хлеба.
6) Мавра – с 1702 года. При ней великая княжна Наталия Алексеевна изъявила желание выстроить в монастыре кельи больничные и в 1710 году построила больничную церковь Казанской Божией Матери и 2 придела в церкви Введения. Игуменья эта воспитывалась прежде в монастыре, в котором находилась княжна Маргарита Алексеевна. Будучи игуменьею, она послала ей на Пасху кулич, хлеб монастырский, рыбы паровой и просила её скушать во здравие.
7) Исмарагда – с 1717 года; 8) Ирина – 1722 г.; 9) Есфирь – 1723 г.; 10) Елисавета – 1726 г.; 11) Александра – 1744 г.: 12) Феогния – 1753 г.; 13) Нектария – 1758 г.; 14) Арсения с 1758 года. При ней в 1763 г. приложена в монастырь (неизвестно кем) дска с 66-ю частями мощей святых; а в 1776 году последовало генеральное межевание, по которому отмежёвано под монастырь всей земли 4 десятины 514 сажен. [4,6 га]
15) Надежда – с 1780 года; 16) Елисавета – с 1783 года. При ней, по её челобитью, уничтожена община в монастыре.
17) Маргарита – с 1801 года. При ней пожалована в монастырь пустошь в 33 десятины земли. [36,1 га]
18) Аполлинария – с 1815 года – и в 1822 году переведена в Александровский Успенский девич монастырь.
19) Варсонофия – с 1822 года по 1829, а в сём году переведена в Суздальский Покровский монастырь.
20) Серафима – с 1829 года по 1844 год; 21) Елисавета с 1844 года по 1845, и в сём году переведена в Суздальский Покровский монастырь.
22) Максимилла с 1845 года. При ней в 1857 году дана в монастырь пустошь Липняги и Великие Селищи во 124 десятины 1 349 сажен. [136,1 га] На сей пустоши растёт лес строевой и дровяной и немного покосу. При сей же игуменье в 1865 году отстроен корпус на 12 келий, а в 1868 году старанием её и усердием московского купца и почётного гражданина Бориса Васильевича Глинского слит большой колокол в 309 пудов, [5 062 кг] а в церкви Введения Божией Матери в 1869 году усердием почётной гражданки переславской купчихи Марьи Васильевны Поповой устроен мозаический пол и механическая духовая печь.
Причт при монастыре
Со времени обращения мужского монастыря в женский грамотою патриаршею велено оставить в монастыре для божественной службы чёрного священника или двух – старых, доброжительных, беззазорных людей, «а буде б искусных чёрных попов в монастыре нет, и вы б (строитель Лукиановой пустыни) велели в том служить белым попам». Сперва служили чёрные попы, но впоследствии нашли более удобным и лучшим оставить при монастыре белых попов, – так, уже при игуменье Капитолине служил белый поп Стефан (с 1689 года) – и с того времени беспрерывно стали служить священники из белого духовенства. До учреждения штатов – кроме священника и помину нет о других членах причта. Это, конечно, было очень разумно и практично. Для женского монастыря нужно только лицо священнодействующее – имеющее право совершать таинства, чего не дано женщинам. Диакон составляет уже роскошь для монастыря, а не нужду; певцы и чтецы – совершенно не нужны, а во многих случаях даже вредны для монастыря. Со времени учреждения штатов, с положением причту жалованья 57 рублей серебром в год, видим, как и в других монастырях, излишнее наводнение членов монастырского причта, – так что издавна служат при монастыре 2 священника, 1 диакон и 2 причетника. Положение последних вышло чисто страдательное, униженное. Они не поют и не читают во время служб церковных, а исправляют должности сторожей – звонят, раздувают жаровню и подают кадило – и только! В руках монашествующих-женщин находится вся ризница – со священных сосудов до последнего стихаря, – и странно, как это в женских монастырях при разнообразных видах монастырского послушания – не найдётся лиц, способных выполнить самые простые обязанности звонарей и кадильщиков. Доказывать нужду оставления причетников в женских монастырях – значит, усиливаться доказать, что кадило, угли и жаровня предметы более досточтимые, чем священные сосуды и церковные облачения.
Что касается содержания причта Фёдоровского монастыря, – то он содержится на 57 рублей монастырского жалованья и на проценты с капитала (в 6 618 руб. 50 к.) в количестве 270 руб. 74 коп., – и ни руги, ни других каких-либо угодий и земель не имеет.
До настоящего современного причта – из священников известны только двое:
1) Священник Михаил Андреев Ушаков, сын дьячка, из философского класса Суздальской семинарии. В 1799 году посвящён он был в диакона переславской Князь-Андреевской церкви, а в 1818 г. во священника в Фёдоровский монастырь, в котором и служил до самой смерти своей, до 1854 года августа 31-го. Был учителем в Переславском духовном училище.
2) Священник Василий Иванов Федоровский из богословского неполного курса Владимирской семинарии. В 1816 году посвящён в диакона Киржацкой Никольской церкви, а в 1817 году во священника в Переславский Фёдоровский монастырь и служил в нём до 1828 г.
Священник А. Свирелин
* * *
На главах кресты железные с цепями, а под крестами полулуния.
Эта Фотинья была очень загадочная личность. Происхождение ее покрыто мраком и толкуется различно; но известно, что она пользовалась самым усердным вниманием архимандрита Юрьевского Новгородского монастыря Фотия. Рассказывают, что она была дочь какого-то артиста и одержима была беснованием. Фотий излечил ее и после того оставил ее жить у себя в качестве послушника. Когда же начала распространяться недобрая молва об этом мнимом послушнике, тогда Фотий определил ее на жительство в Переславский Федоровский девич монастырь. Здесь она с 1832 года жила в особом доме, который состоял из многих маленьких комнат. Жила она уединенно, имела пару лошадей и выезжала в особые ворота. Денег у нее было много, и она любила иногда показать себя; например, нарядит служить молебен и дает за него вдруг 25 р. или 100 р., – или позовет к себе причт, служить молебен, а на столе поставит большую чашу, всю наполненную золотыми. Это рассказывали мне очевидцы из причта. По смерти Фотия и Орловой (графини) и судьба ее изменилась; средства ее стали малы, она вышла из монастыря – и вышла замуж за своего кучера, выписала его в купцы и жила с ним в Петербурге, и там чрез год умерла.
В описных книгах 1778 года пишется об этом образе, что он писан на масле и стоял тогда на святых воротах.
Из этого можно заключить, что этот образ есть вклад царицы Натальи Кирилловны и Петра I.
В монастырской описи составители ее означили это евангелие вкладом государыни Натальи Кирилловны. Ошибка очевидная; но странно, что ни одна ревизия, назначаемая по монастырям чрез каждые три года, не заметит этой ошибки и не исправит ее.
Старица Наталья Взимкова была великою благодетельницею для монастыря. Кроме вкладов, уцелевших до настоящего времени, она при смерти своей поручила игуменье Александре (1744–1753) несколько золотых червонцев и сказывала ей, что оные пожаловал ей император Петр I на золочение иконостаса в церкви Феодора Стратилата, когда оный иконостас и образа станут приходить в ветхость, и завещал ей оные во время шествия своего к морским водам, говоря так: «в наших летописях написано, как здравствовал государь, царь и великий князь Иван Васильевич, был он с своею супругою в Никитском монастыре на освящении церкви, и оттуда возвратясь, получили благополучие такое: отъехав за Федоровский монастырь недалеко от деревни Собилово, родился им сын царевич Феодор, и царь по довольном в монастырь награждении построил соборную каменную церковь во имя Феодора Стратилата: так бы и мне благополучно возвратиться». Золотые червонцы заявлены были тогда Духовной Консистории, ею взяты и пропали без вести.
На образе святого Феодора Стратилата был бриллиантовый наперсный крест, сделанный на золоте с золотою цепочкою; в средине его на финифти написаны малые изображения святых, на одной стороне Божия Матерь, на другой Нерукотворенный образ; в нем 5 больших яхонтовых камней, а вверху в короне три бриллиантовых. Сей крест пожертвован был архимандритом Фотием в бытность его в Переславле при Фотинии. Драгоценный крест этот украден в 1844 году.
в монастырской описи это кадило значится под именем вклада Бориса Годунова. Конечно – ошибка это.
в 1869 году назначенные для ревизии имущества монастыря ревизоры признали и это кадило вкладом Годунова и написали в описи «его же Годунова». Грубая ошибка!
Над его гробом на доске значится надпись таковая: «На сем месте погребено тело сего Федоровскаго второкласнаго монастыря строителя схимонаха Сергия, представившагося в лето от сотворения мира 7193, а от Рождества Христова 1685 года, месяца Декабря в 9-й день».