Александр Алексеевич Алексеев

XII. О святом причастии

Каждый из вас, братия мои, наверно знает и знать должен, что такое Святое Причастие? Мы в таинстве Причащения под видом хлеба и вина принимаем пречистое Божественное тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Преподав, на тайной вечери, ученикам своим Божественное тело и кровь Свою, Он заповедал им совершать и хранить сие таинство, во всегдашнее воспоминание о Себе. Святая Церковь христианская, матерински заботясь о нас, зная, какое величайшее благо может доставить христианину Святое Причащение, хранит, со времен апостольских и до ныне, эту заповедь Спасителя; она призывает нас ежегодно, в великую Четыредесятницу, к святой животворящей чаше, причаститься тела и крови Христовой, – и истинный христианин как покорный сын Церкви, внемля гласу ее, с благоговением и душевною радостью спешит принимать Святое Причастие. Да и как не радоваться, когда человек; имеет счастье соединиться с Богом и Бога соединяют с собою? Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, говорить Спаситель во Мне пребывает и Аз в нем.

К сожалению, есть и такие из нас христиане, которые не радят о Святом Причащении. Мы знаем некоторых крещеных евреев, которые под разными предлогами не приобщались Святых Тайн даже года по два и более; одни говорили, что они будто бы признают себя недостойными этого таинства, оправдывая себя словами священного Писания: кто будет есть хлеб сей, или пить чашу Господню, недостойно, виновен будет против тела и крови Господней (1 Коринф. 12, 27); другие просто оставались равнодушными к святому делу Причастия, не имея как будто бы никакой надобности в нем. Ах! как много вредят душе своей подобные христиане! Тех, которые не приобщаются под предлогом своего недостоинства, спросим: когда же они сделаются достойными соединиться со Христом? И какой христианин, взвесив беспристрастно все деяния своей жизни, углубившись в себя и во все окружающее и смущающее его, осмелится сказать, что вот он теперь сознает себя вполне достойным приступить к Святому Причастию? Однако же, истинный христианин исполняя повеленное Церковью, каждый год говеет и, очистив себя исповедью, приступает, хотя со страхом, к Святому Причастию. И как может верный сын православной Церкви отказать себе в этом, имея в виду заповедь Господа: ежели не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его; то не будете иметь в себе жизни (Иоан. 6, 53)? Разве Господь не знал и не знает наших грехов и немощей? Однако Он, по благоволению своему и милосердию к нам, грешным, не только не воспрещает нам причаститься Святых Таин, но даже требует сего от нас. Чем мы слабее и немощнее в духовном отношении, тем более должны искать подкрепления немощам своим в всемощной силе Божией, в святом причастии, которое освящает, укрепляет и оживляет нас. Чем более сознаем, что наши грехи так велики, что удаляют нас от Бога, тем более должны мы стараться приближаться к Нему, но никак не удаляться от Него, имея в виду, что Спаситель пришел на землю не праведников спасать, а погибающих грешников (Луки 15, 7). Но во всяком случае, если бы кто из вас, братия мои, действительно страшился приступать к Святому Причастию, чтобы не сделаться повинным телу и крови Господней, то пусть усилит покаяние и плачет о грехах, – и слезы покаяния очистят всякое беззаконие.

Вспомним, братия, что сказано было Моисею, когда он стал приближаться к несгораемой купине. Ему сказано было: не приближайся семо, иззуй сапоги от ног, твоих, место бо, на нем же ты стоиши, свято есть (Исх. 3, 5). Чтожь это означало, как не то, что Моисей должен был с благоговением и страхом приступить к месту святому? Если от Моисея требовалось такое почтение к святому месту, то каким же благоговением и страхом Божиим должно быть объято сердце христианина, когда он, мало того, что стоить на святом месте, но хочет еще принимать в себя и Самого Господа?

Скажу вам и о том, как вы должны вести себя, сподобившись принять святые Божественный тайны – тело и кровь Христовы. Вы знаете, что евреи, лишь только проведут священный дни (новый год и день очищения), в которые они плачут и рыдают, чтобы вымолить себе счастливый год, делаются потом беззаботными и равнодушными на целый год17; это и выражают они нередко друг другу в следующих словах: «полно уже теперь грустить о грехах; ничего не поможешь этим; что уж определил Бог в день нового года и в день очищения, – тому уже не миновать». Утешив таким образом друг друга, принимают веселый вид, предаются до безобразия всякого рода веселию, пляшут в синагоге и перекувыркивают друг друга, не щадя даже лица, отправляющего Богослужение (!). Вот этой – то иудейской закваски, – этого мнения, будто бы только в известное время нужно замаливать Бога, а затем можно жить как ни будь, не радея о спасении, и нужно вам, братия, стараться избегать. Ведите себя с достоинством, свойственным христианину; всегда думайте о спасении своем и молитесь Господу непрестанно.

* * *

17

Евреи верят, что в указанные дни Бог определяет судьбу каждого иудея в наступающем году, а в день очищения он окончательно запечатлевает Свой небесный приговор; потому – то иудей замаливает Бога особенно в новый год.


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle