Источник

XI. О покаянии

Священное писание представляет нам бесчисленные примеры тому, что падшие и погрязшие во грехах восставали чрез покаяние. Праотец Адам своим покаянием умилостивил Господа и получил утешение. Царь и пророк Давид, впав в грех прелюбодейства и желая спастись от наказания предреченного ему пророком Нафаном, приносит покаяние, согреших ко Господу, говорить он, и получает отпущение греха. Господь отъя согрешение твое, сказал ему тот же пророк (2Цар. 12, 13). Сам Господь указывает нам чрез пророка на важность покаяния: не хощу смерти грешника, говорить Он, но еже обратитися ему от пути своего и жити души его (Иезек. 18, 32). Обратитеся ко Мне, говорить также Господь чрез другого пророка, и спасетесь (Ис. 45:2). А вот и глас Сына Божия, зовущего нас к покаянию: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф. 4:17). Святой Апостол Петр так говорит о покаянии: не медлит Господь исполнением обетования: но продолжает терпеть нас, не желая, чтоб кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Петр. 3:9). Видите, братия, какое величайшее спасительное средство есть для нас христиан покаяние! Нет греха, которого бы оно не могло очистить, нет грешника, который бы чрез него не получил прощения. Кто чувствовал в жизни своей тяжесть греха от сделанного беззакония (а кто его не чувствовал) и получил душевное облегчение, чрез покаяние, тот не потребует много доказательств о необходимости и важности покаяния. Я уверен, что вы, братия, как христиане, внемлете всему сказанному и последуете охотно правилу покаяния, в особенности когда узнаете и вполне уразумеете сердцем слова Христовы: если не покаетесь, все погибнете (Лук. 13:3).

Одно, что может быть для иного из вас непонятно в деле христианского покаяния, то это то, что по установлении православной Церкви кающийся Богу христианин должен непременно приносить покаяние при посредстве священника, а это не в духе иудея, который привык один сам по себе вычитывать исповедную молитву. Мы спросим разделяющего с иудеями мнение о самоличной исповеди: может ли больной врач сам себя врачевать, в особенности в то время, когда состояние его здоровья сильно расстроено? Конечно, не может; он непременно тогда пригласит другого врача, расскажет ему подробно о своей болезни и будет ждать от него помощи. Те же условия требуются и в деле духовного врачевания. Но вы знаете, братия, как поступают, иудеи, сознающие болезнь души своей; они не приглашают ни казенного, ни духовного раввина, а исповедуются сами по себе; они вычитывают известные формулы «видэ» – исповеди, смысл которой немногим понятен (священный библейский язык после рассеяния Израиля сделался, так сказать, мертвым для него; а так как формула видэ писана на библейском языке, то само собою разумеется, что для большинства евреев она непонятна). Хороша ли же такого рода исповедь, которую не понимает исповедующийся? Не лучше ли, не гораздо ли более спасительна та исповедь, которая установлена православной Церковью, – исповедь Господу при посредстве священника? Несомненно лучше: во-первых, уже потому, что священник имеет власть, данную ему свыше самим Богом, вязать и решить наши грехи которые он и разрешает благословением и молитвою; во вторых, он, как более опытный в духовном врачевании, по выслушании болезни нашей души, если мы только со всей точностью передадим ему о ней, не затаивая ничего в сердце своем, может, преподавать нам и доброе наставление, как впредь вести жизнь, достойную христианина, как остерегаться от соблазна и греха. Вот такого рода исповедь и может принести, великую пользу душе кающегося!


Источник: Беседы православного христианина из евреев с новообращенными из своих собратий об истинах святой веры и заблуждениях талмудических, с присовокуплением статьи о Талмуде / соч. А. Алексеева. - 3-е изд., доп. и испр. - Новгород : тип. М. Сухова, 1878. - 320 с.

Комментарии для сайта Cackle