История религии

Источник

Содержание

Предисловие

Первобытная религия I. Религиозные верования и культ. Миграция. Вера в духов. Представление о посмертном существовании. Злые духи. Духи предков. Фетиши. Амулеты. Одушевленность природы. Почитание животных. Тотемизм. Учение о всеобщей одушевленности и бессмертии всех вещей. II. Мифология. Мифы о солнце, луне, земле, небе, звездах и других явлениях природы. III. Религиозная практика. Серьезное отношение к культу. Старейшины. Колдуны. Места культа. Жертвы, молитвы, заклинания, пост, очищение. Непосредственное богообщение. Общественный культ. Переход к высшим религиям Религия древней Греции I. Двойственный характер эллинской религии. Первобытные элементы: Природа, предки. Местные культы. Эволюция греч. религии II. Греческий Пантеон. Полубоги. Антропоморфический характер греческой религии. Ограниченность олимпийцев. Судьба. Тартар и представления о загробном мире III. Греческая религиозная практика. Отношение к богам. Молитва. Жертва. Мантика. Оракулы. Священные места. Жрецы. Празднества. Семейный культ IV. Основные черты греческой религии: антропоморфизм, принцип прекрасного и слабость нравственного момента. Сознание недостаточности этих начал, выразившееся в тайных культах, мистериях и философских учениях. Идейный переход от антропоморфического многобожия, аморализма и оптимизма к монотеизму, идеям греха и искупления. Философская, рационалистическая критика. Положительное философское творчество – Платон Буддизм I. Индия до буддизма. Веды. Натуралистический характер древней религии индусов. Брахманизм. Идея жертвы. Философские школы. Веданта, Санкья и Иога. Элементы до-буддийского мировоззрения, воспринятые буддизмом. Будда, Закон, Община II. Вопрос об исторической достоверности личности Будды. Его 6иoгpaфия. Происхождение. Отречение от миpa. Первая проповедь. Первые ученики. Деятельность Будды. Обычный образ его жизни. Община. Женщины. Отшествие Будды в Нирвану III. Учение Будды. Истина о страдании, о причине страдания, об избавлении от страдания и о пути к избавлению. Интеллектуализм буддийской этики. Отрицательный характер его заповедей. Любовь в буддизме. Идеал святого. Нирвана IV. Буддийская Церковь (община). Образ жизни монахов. Зародыши культа. Распространеше буддизма. Mировой характер буддийской религии. Оценка буддизма. Его положительные стороны: этика, сотериология, община. Его отрицательные стороны: недоступность необразованным массам, основное противоречие в метафизике. Переход к христианству Иудейско-Израильская религия I. Источники. Историческая критика. Пятикнижие. Остальные книги. Библия. Книга Иова. Псалтирь II. Развитие Иудейско-израильской религии. Древнейший период. Период судей и царей (1150–900 гг.). Период пророков III. Общая характеристика израильско-иудейской религии. Бог, как личность. Религиозная целостность и свобода выбора. Религиозный матеpиализм IV. Зародыш христианства в основных идеях израильско-иудейской религии. Элементы личной религиозности – псалмы, пророки Христианство I. Евангельская критика. Основные идеи христианства: Бог-Любовь, богосыновство, Царство Божие II. Общая характеристика внутренней жизни апостольской Церкви. Главные черты: вдохновенность Св. Духом, руководительство образом Христа, ожидание конца миpa и второго пришествия. Отношение к собственности и браку. Отрицательные стороны: разногласия и споры, беспорядки на собраниях, отступления от нравственных норм III. Организация первоначальной Церкви. Благодатный, а не правовой характер первоначальных должностей. Апостолы, учители, пророки. Церковное имущество. Епископы, диаконы и пресвитеры IV. Церковь и мир. Евангельские принципы об отношении к миру (культуре и государству). Три периода в истории взаимодействия между Церковью и языческим миром. Первоначальная Церковь. Ее независимость от мира. Отношение языческого мира к христианству. Второй век. Монтанизм. Победа умеренного решения вопроса об отношении к миpy. Гонения. Гностицизм. Создание христианской литературы. Апологеты. Третий век. Движение Церкви к государству в сфере организации, культа, науки и жизни. Движение государства в направлении к Церкви. Попытки создания государственной религии. Константин Великий Православие I. Элементы, из которых сложилось русское православие: византинизм; славянское язычество; культ солнечных божеств и культ предков. Русский национальный характер. Крещение Руси и его главные символические моменты II. Cтихия православия: Церковь и быт. Демократизм в понимании Церкви. Важное значение обряда. Консерватизм. Монашеский идеал. Приходское православие. Взгляд на духовенство. Быт; церковность в быту. Языческие воспоминания. Дисциплина в домашней жизни. Православная культура. Отношение к земле и хлебу. Двоеверие. Колдуны III. Выводы. Характер русского благочестия. Христос страдающий. Разделение Божьего и человеческого. Православный взгляд на милостыню. Иррационализм. Смирение. Интимность в отношениях к Богу, переходящая в фамильярность. Сектанство. Старообрядчество Русское сектантство (хлыстовство и скопчество) Понятие «сектантства». История хлыстовства. Вероучение. «Христы». Организация. Быт. Культ. Радения. Особые обряды. Скопчество. Селиванов. Учение скопцов. Быт. Оценка хлыстовства. Его положительные стороны. Характер хлыстовской религиозности. Отрицательные стороны. О противоречивости современного безрелигиозного миpoвоззрения. (Интеллигенция и религия). Универсальная Библиотека  

 
Предисловие

План и содержание предлагаемой читателями книги нуждаются в нескольких пояснительных словах. Имея задачей написать историю религии на небольшом количестве страниц, мы должны были остановиться на одном из двух планов: или охватить в своем изложении все великие религии всех времен и народов, уделивши каждой религии около 10 страниц, излагая конспективно и элементарно, или же остановиться на некоторых религиях, но дать уже более полное описание и оценку каждой. Первый путь представлялся мало пригодным. Не говоря уже о том, что конспективные изложения истории религии уже существуют на русском языке (Мензис и др.), этот способ изложения наименее пригоден для образовательных целей. Небольшой, но взятый во всей живой конкретности уголок какой-нибудь области гораздо серьезнее знакомить с этой областью, чем самая полная, но неизбежно мертвая схема; выписка из священной книги, гимн, заклинания, факты биография основателя религии дадут живой вкус и аромат этой религии, чего не даст самый добросовестный конспект.

В виду этого мы остановились на втором способе изложения; именно, были взяты некоторые наиболее важные моменты истории религии и изложены со всей той полнотой, которую допускали размеры книги. Почему взяты те, а не иные религии, почему составители книги остановились на буддизме, греческой религии и религии евреев, а не заменили их магометанством, религиями Египта, Китая или Ассирии, – это достаточно мотивировано в самом тексте.

К каждой главе приложен список книг по данной теме; книги выбраны по возможности популярные и доступные публике. В главе о православии некоторые книги упомянуты в тексте; составить список литературы вопроса оказалось делом затруднительным за полным отсутствием книг, ближайшим образом трактующих о русском православии.

План книги был выработан при участии В. Эрна, А. Ельчанинова, П. Флоренского, В. Свенцицкого, А. Карташева, В. Мышцына, Н. Каптерева. Главы I –IV и VII написаны А. Ельчаниновым, глава V – им же в сотрудничестве с В. Эрном, глава VI – в сотрудничестве с П. Флоренскими

Кроме того, проф. С. Н. Булгаков любезно предоставил редакции свою статью: „О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения“.


Источник: История религии : С приложением статьи С.Н. Булгакова: "О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения" / А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский. - М. : "Польза" В. Антик и К°, 1909. – IV, 245, III с.

Комментарии для сайта Cackle