Древняя церковная история

Источник

Лекции ординарного профессора Александра Михайловича Иванцова-Платонова

Содержание

Религиозное состояние древнего мира и особенное положение в нем еврейского народа до христианства. Состояние древнего язычества и иудейства перед появлением христианства Начало христианства. Иисус Христос – Божественный Основатель христианской Церкви Распространение христианской Церкви в век апостольский Проповедь апостола Павла Проповедь христианства в конце I, во II и III веках Главнейшие христианские церкви Иерусалимская церковь Кесарийская церковь Антиохийская церковь Эфесская церковь

Внутренний состав христианского общества

Взаимные отношения между христианами из иудеев, и христианами из язычников

Сходство и различие между христианами и иудеями в догматическом учении

Сходство и различие между христианами и иудеями в нравственном учении

Божественное Откровение как источник общий для Ветхого и Нового Заветов

Отношение христианства к иудейским обрядам

Отношение христианства к обрядам

Строй и склад религиозной жизни у христиан язычников

Начало волнений в христианском обществе

Упреки против ап. Павла со стороны христиан из иудеев

Посещение ап. Павлом Иерусалима

Апостольский собор

Волнение в христианском обществе после Апостольского собора. Деятельность ап. Павла

Столкновение между апостолами Петром и Павлом

Разделение в христианском обществе. Смерть ап. Иакова

Восстание Иудеев и его следствия

Сближение между партиями

Возникновение мелких сект из иудейства

Вопрос о времени празднования Пасхи

Вопрос о праздновании субботы

Взгляды ученых Тюбингенской школы на древнейшую историю христианской церкви и их критика

Основные положения Тюбингенской школы

Апостол Павел по воззрениям Тюбингенской школы

Два вида христианства

Критика этих воззрений

Догматика ап. Павла

Объяснение названия: апостолы образованных и необразованных

О мнимых партия ап. Петра и Павла

Третье положение Тюбингенской школы

Действительные отношения между апостолами

Случай с ап. Петром и Павлом в Антиохии

Партии в Коринфе

Принцип исторического развития христианства по представлению Тюбингенской школы

Отношение Тюбингенцев к историческим памятникам

Теория «борьбы» в применении к истории христианства

Внутренняя организация древнего христианского общества

Свободное развитие внешней жизни христианского общества

Организация общества в век Апостольский

Ученики и сотрудники Апостолов

Потребность в определенной и постоянной организации общества

Необходимость организации для общества

Установление должностей диаконов, пресвитеров и епископов

Круг действий и обязанности диаконов

О пресвитерах

Откуда произошло название «пресвитеров»

О епископах

Связь между церковной иерархией Ветхого и Нового Завета

Внешний быт членов церковной иерархии

Как и когда сложилась церковная иерархия

Учреждение низших церковных степеней: чтецов, аколуфов и др

Об аскетах

О положении женщин и участии ее в церковной иерархии

Компетенции епископов и пресвитеров; какое различие между этими двумя должностями

Идея епископского преемства

Средство взаимообщения церквей; письменные и личные сношения представителей церковных; сосредоточение младших епископов около старших (митрополии). Соборы

Образование митрополий

О соборах

Идея папского главенства

Внутренние начала единства между отдельными христианскими общинами. 98.

Главные идеи и принципы христианства. Основание христианской веры и проповедь

Священные книги Нового Завета

Евангелие Матфея

Евангелие Марка

Характеристика Евангелия Марка

Евангелие Луки

Евангелие Иоанна

Книга Деяний Апостолов

Послания Апостолов

Образование Священного Новозаветного канона

Неповрежденность текста свящ. Новозаветных книг

Материальные основания подлинности священных книг Нового Завета

Древнейшие кодексы Свящ. книг Нового Завета

Наиболее значительные варианты в текстах Свящ. книг Нового Завета

Менее важные варианты

Переводы Свящ. книг Нового Завета с греческого на другие языки

Происхождение и история внешнего культа

Развитие религиозного обряда в церкви

Нравственная жизнь первых христиан

Влияние христианства на социальные отношения

Внешнее положение христианства среди языческого мира в первые века

Гонение на христиан после разрушения Иерусалима

Первоначальные частные гонения на христиан со стороны язычников

Переход частных преследований христианства в общие правительственные и народные

Гонения на христиан как свидетельство того, что христианство есть исключительное явление в истории

Число христианских мучеников и их религиозное воодушевление

Высокая чистота нравственного воодушевления христиан первых веков

О религиозной терпимости в Римской империи начала нашей эры

О причинах гонений на христианство со стороны языческого мира в первые века

Отношения к христианству высших образованных классов языческого общества и причины такого отношения

Частные причины почему языческое общество несочувственно относилось к христианству

Отношение Римского правительства к религиям вообще и христианской в частности

Отношение Римского правительства к иудейской религии

История гонений на христиан. 205–247.

Общая характеристика постепенного развития гонений на христиан и процесса торжества христианства над язычеством

Гонения на христиан в I веке

Гонения на христиан со стороны императора Нерона

Гонения на христиан со стороны императора Домициана

Гонения на христиан в II веке

Положение христиан при Траяне. Начало гонения

Переписка Плиния Младшего на с императором Трояном

Продолжение гонения при императорах Адреане и Антонии Пие

Христианская апология

Гонения на христиан при Марке Аврелии

Литературная борьба язычества с христианством: писания язычников против христианства

Писания против христианства Лукиана Самосатского

Писания Цельса против христианства

Положение христиан в III веке

Новые отношения к христианству Римского народа, и правительства

Положения христиан при императоре Коммоде

Положения христиан при Септимии Севере

Положения христиан при Александре Севере

Положения христиан после свержения Александра Севера

Гонения на христиан со стороны императора Деция

Появление среди христиан падших

Положение христиан при приемниках Деция от Галла до Диоклетиана

Положение христиан при Диоклетиане. Последние гонения на христиан

Отношение языческой литературы к христианству с III века

Попытки языческих ученых оживить и восстановить языческую религию на новых началах

Сочинение Филострата: жизнь Аполлония Тианского

Сочинение Парфирия

Последние нападения языческой литературы на христианство в IV веке

Внешняя история церкви с IV века

Биография Константина Великого

Оценка личности Константина Великого

Правление сыновей Константина Великого (337–361)

Юлиан Отступник (361–363)

Религиозное состояние общества после реформы Константина Великого

Истрия появления ересей и расколов в христианстве

О значении изучения этой истории

Источники

Происхождение сект

Общие причины

Частные причины

Иудействующие секты

Происхождение их

Гностические секты

Учение о Боге

Учение об эонах

О происхождении эонов

Дуалистические воззрения гностиков

Учение о происхождении мира

Учение о человеке

Учение об искуплении и Искупитель

Учение о будущей жизни

Частные гностические системы

Гностические системы в I веке

Симон Маг

Николаиты

Киринфиане

Гностические секты II века. Сатурнин (Саторнил), Василид, Карпократ

Валентин и Маркион

Последователи Валентина и Маркиона

Гностики III века

О причинах упадка гностицизма

Манихейство

Развитие христианского богословия в первые века

Иоан Богослов

Св. Ириней

Тертуллиан

Ипполит

Пантен

Климент Александрийский

Ориген

Монархианизм

Алом

Христианское богословие III века (догмат Св. Троицы)

Секты раскольнические

Раскольнические секты во II и начале III века

Монтанизм

Раскольнические секты во III – IV веков

Хилиазм

Новацианство

Раскол Мелетианский

Донатисты

Религиозные волнения в христианской церкви в период вселенских соборов

Особенные причины, характер и значение этих волнений волнений

Арианство

Судьба арианства

Христианские споры в церкви. Вопросы о личности Христа и его состояний до V века

Несторианство, Эфесский собор. Судьба несторианства

Ересь монофизитская

Иконоборство и 7-й вселенский собор

Западно-христианские ереси конца IV и V ст

 

 

Первая лекция была посвящена указанию пособий при изучении Церковной истории. Вот эти пособия: Сочинения Неандера, Куртца, Шаффа и Альцога – на немецком языке. Сочинение Куртца, сокращенное (есть на русском языке в переводе Рудакова) самое удобное, но оно, как и все другие, не удовлетворяет Министерской программе. На русском языке – семинарское руководство Евграфа Смирнова. По историографии на русском языке единственное сочинение профессора Московской Духовной Академии Лебедева, обнимающее только часть предмета.

Мы не будем говорить подробно о начале христианской истории, т.е. о возникновении христианства, о распространении его учениками Его Основателя, во-первых, потому, что эта часть истории христианской церкви в сущности требует особого специального курса, прочесть который у нас не хватило бы времени, да и основные факты этого периода известны всем. Более подробное ознакомление можно найти как в общих трудах, как например Неандера, Шаффа, так и в специальных исследованиях об этой эпохе. Из более новых сочинений самыми талантливыми по изложению можно назвать сочинения Гаусрата и Ренана; но, к сожалению, эти труды слишком проникнуты рационализмом, так что, если первого еще и можно назвать полурационалистическим, то последний вполне рационалистичен. В русской литературе по этому отделу нужно указать на лекции по Евангельской и Апостольской истории Горского, бывшего профессора Московской Духовной Академии и на перевод сочинений английского ученого Фаррара: «Жизнь Иисуса Христа», «Жизнь и труды св. Апостола Павла» и «Первые дни христианства». Правда, эти сочинения нельзя назвать исследованиями; это скорее популярный свод чужих исследований, но автор – человек, обладающий широким образованием и основательным знакомством с литературой предмета. По изложению сочинения Фаррара живы и талантливы, хотя по местам чересчур растянуты и риторичны. По направлению Фаррар принадлежит к положительным историкам и часто борется со скептицизмом и рационализмом, хотя иногда и впадает в последний. Русский перевод этих сочинений не совсем удовлетворителен. Особенно в последнем сочинении переводчик допустил много переделок и даже намеренных искажений; но во всяком случае эти сочинения более удобны для ознакомления с первой эпохой христианской истории.

Религиозное состояние древнего мира и особенное положение в нем еврейского народа до христианства. Состояние древнего язычества и иудейства перед появлением христианства

Христианство явилось в то время, когда старые начала религиозной жизни стали изживать и разрушаться. До сих пор в мире господствовали две религии: языческая и иудейская, и обе они очень односторонне развили два основные начала религиозной жизни – начала Божественного авторитета и человеческой свободы. Иудейская религия, отличавшаяся своим единством – в противоположность религии языческой, разбившейся на массу разветвлений, твердо проводила в жизнь начало Божественного авторитета; у иудеев даже внешние формы гражданского быта основаны были от имени Бога, на Божественном Откровении. Языческая религия, напротив, развивала религиозную жизнь на началах человеческой свободы; в ней хотя и заметны остатки религии Божественного Откровения, но они слишком слабы, Божественное Откровение является полузабытым. Эти две религии, развивая свои основные начала, каждая в отдельности дошла до искажений, которые уже не удовлетворяли высшему идеалу религиозной жизни. Язычество дошло до того, что совершенно слило жизнь Божественную с жизнью мировой, изменило, по выражению Апостола, «славу нетленного Бога в подобие тленного человека, и птиц, и четвероногих, и гадов» (Рим. 1:23). Вместо того чтобы возвышать нравственность человека, язычество сделалось потворщиком всех его низших, естественных влечений, санкционируя своими мифами естественный разврат человека. В иудействе сохранилась в основе неповрежденной истина Божественного Откровения, но, мало давая места в религиозной жизни свободе человека, оно оцепенело, проникшись формализмом, оно сдавливало жизнь народа, а не развивало ее. Не проникая глубоко в жизнь народа, оно сделало Бога слишком далеким от него, и, высоко поставив Его над миром, оно разобщило Его с ним. Бог являлся только владыкой, грозным судьей, но не любящим Отцом мира и человека. Религиозное служение стало состоять только во внешнем исполнении обрядов; внутреннего удовлетворения души человека не было.

Таким образом, по прошествии многих веков являлось необходимым обновление; и язычество и иудейство в своей несостоятельности и сознании этой несостоятельности дошли до того, что в язычестве последовало разочарование в прежних религиозных идеях. Люди сами стали чувствовать себя выше религии и своих богов и только из обрядности поддерживали старые религиозные формы. В иудействе в лучших людях возникло сознание разобщенности человека от Бога, явилась потребность примирения с Богом – нового Завета, который бы, по выражению пророка, «написан был не на скрижалях каменных, а в сердцах человеческих» (ср. 2Кор. 3:3). Но в большинстве народа еврейского преданность ветхозаветным идеям и формам превратилась в ханжество, религия перестала проникать внутреннюю жизнь, не возвышая и не очищая ее; в глазах большинства религия сделалась как бы монополией, так как евреи говорили, что только они одни обладают истинной религией и гордились этим. Идея о Мессии у них исказилась, и из Мессии выработался идеал внешнего земного владыки, который будет царствовать над миром вместе с евреями, и царство это будет состоять в материальных и чувственных наслаждениях.

Начало христианства. Иисус Христос – Божественный Основатель христианской Церкви

Таким образом, и в язычестве, и в иудействе религиозные цели были утрачены, и явилась потребность такой религии, которая нашла бы свое осуществление в соединении начала Божественного авторитета с началом человеческой свободы. Религия, основанная на Божественном Откровении, была более способна к бесконечному и разнообразному развитию в человеческом сознании религии не просто с божественным характером и не просто с человеческим характером, но религии, представляющей соединение этих двух элементов религиозной жизни. Такой религией была религия христианская, основателем которой был Бог и вместе с тем человек – Богочеловек.

Христианство, опираясь на идею Божественного Откровения с самого начла делается доступным самому широкому развитию в человеческом сознании и в человеческой жизни, соответственно с потребностями веков и народов. Оно служит Богу не только внешним образом, но и внутренне. Оно явилось такой религией, где Бог был не только Владыкой и Судьей, но и любящим Отцом. Он является теперь в ближайшем общении с людьми в лице Своего Сына и Своего Духа, и между Ним и людьми устанавливаются уже иные отношения, не отношения только страха и покорности, а отношения любви Отца к детям, и вместе с тем устанавливается любовь к ближним между людьми, как детьми одного общего Отца и сонаследниками Божественного обетования.

В этом и состоит отличие христианства от иудейства и язычества, в этом заключаются основания его развития и торжества над другими религиями.

Христианство явилось в мир самым скромным, самым незаметным образом. Ни один из учителей человечества, ни один из его общественных вождей не являлся в таком скромном виде как Иисус Христос. Он родился в стране, не пользовавшейся громкой известностью, среди народа, потерявшего свою самостоятельность, среди народа, не имевшего в сравнении с другими большого культурного развития, среди народа, в истории которого ярко проходит черта разобщенности его с другими народами, который никогда во все времена не пользовался популярностью в мире, всегда возбуждая к себе во всем крайнюю антипатию. Христос явился в самой низшей среде, в самом бедном семействе (хотя и происходившем, по преданию, из царского рода), в обстановке, хуже которой трудно вообразить. Жил Он в полном смирении и уничижении, часто осмеваемый, презираемый, изгоняемый, преследуемый и т.п. Нравственное величие Его личности сознавалось лучшими людьми того времени. При Его учении невольно вырывались такие выражения: «никогда не говорил человек так как Этот Человек» (ср. Ин. 7:46), «Господи, Ты имеешь глаголы вечной жизни» (ср. Ин. 6:68). Его нравственный облик производил на людей сильное впечатление, и даже грубые люди иногда говорили: «вот праведный человек, не сделавший зла».

Его дела были таковы, что вырывалось невольное сознание, что никто не делал ничего такого, что делал Он. Но вместе с этим величием Его скромная простая жизнь, Его доступность всем, даже людям, общение с коими считалось унижением, наконец, Его учение, при своей глубине и высоте отличавшееся такой простотой, что было доступно младенцам, было соблазном для тогдашних мудрых и разумных. Его скромность и уничижение были причиной того, что иудеи не узнали в Нем ожидаемого Мессию, так как они представляли Его совершенном иным; а простота Его учения сделала то, что раввины, закутывавшие свое учение в напыщенные формы, возненавидели Его; и Его смиренная жизнь кончилась самой позорной смертью. Так началось христианство.

Христос Сам положил начало и развитие Своего дела. При Нем образовалась та религиозная община, которая потом овладела всем миром и переделала историю человечества. При Нем образовалась Церковь, которую, Он говорил, не одолеют врата адовы. Никто при таком начале не мог предвидеть ее будущности.

Религиозная община, основанная Им, была так мала и незначительна, что вековое продолжение ее никак нельзя было ожидать и предвидеть. Это было действительно горчичное зерно, с которым сравнивал ее Христос; и только Он всеведущий мог предвидеть, что из него выйдет величайшее дерево, которое покроет землю. При Нем внешний успех Его проповеди был невелик. Сам Он, хотя от начала дал всемирное назначение Своей проповеди («проповедайте всей твари, – идите и крестите все народы), но при жизни не выходил для проповеди за пределы Палестины, вероятно желая, чтобы она прочно укоренилась в одном месте, да и тут Его проповедь, по-видимому не имела большого успеха. Хотя мы и видим, что проповедь Его иногда увлекала массы народа, что слушать Его собиралось так много народа, что нельзя было съесть хлеба от тесноты, больного приходилось опускать к Его ногам только через разобранную крышу, так как до дверей нельзя было пройти за теснотой, – мы видим, что за Ним тысячи ходят по пустыне, что однажды, когда Он шел по берегу Геннисаретского озера, Ему пришлось высадиться в лодку, чтобы поучать народ с озера; но из Евангелия можно заметить, что этот успех был непрочен. Массы народа шли за Ним тогда, когда проповедь Его открывала стороны, нравившиеся иудейству (наступление Царства Божия); но когда Он вводил в более внутреннее понимание Своего учения, когда говорил, что царство Его в готовности служить друг другу, в самоотвержении, в страдании; тогда отходили от Него прочь Его восторженные слушатели; они говорили: «жестоко слово сие, кто может это слушать?» (Ин. 6:60), и из тысяч оставались только десятки и единицы. Массы следовали за Христом, но это были не слушатели постоянные и приверженцы, а те, которые, сегодня увлекаясь Его учениями, завтра были готовы кричать: «распни, распни Его» (Лк. 23:21).

Выдаются только немногие Его слушатели, верные Его приверженцы, именно 12 ближайших учеников Его – апостолов, 70 других учеников и несколько галилейских женщин. Цифра в 120 человек, которую дают Деяния апостолов, наиболее близко определяет число постоянных последователей Христа. Но и эта небольшая религиозная община по своему внутреннему составу далеко не обещала, что сохранит в целости завет Христа. Не говоря уже о случайных слушателях даже и ближайшие ученики, которые слушали Его проповедь три или четыре года при жизни Его, по-видимому, далеко не усвоили вполне дух Его учения. Признавая в Нем Мессию, они далеко еще не были свободны от тех превратных понятий, которые жили в других евреях; они также ждали от Его царства блеска и власти земных и спрашивали Его, когда Он откроет Свое царство, просили Его о первых местах в этом царстве (так просила мать Иакова и Иоанна), заводя из-за этого споры. Напрасно Христос объяснял им, что Царство Его «не от мира сего», у них все-таки жил этот предрассудок, и они даже при Его Вознесении обращались к Нему с вопросом, не в это ли время Он думает открыть Свое царство.

Таким образом они, по-видимому, еще не были способны передать учение своего Учителя. Они были лучшими людьми из еврейского народа, с идеальными порывами; это видно уже из того, что они ради учения Христа последовали за Ним, оставив свои дома, свои семьи, терпели нищету, лишения, опасности, но не было твердости в их характерах; в тяжелые минуты для Христа они готовы были оставить Его, как это было, например, при взятии Его под стражу, когда все ученики Его разбежались, даже самый пылкий и самый крепкий Его приверженец, апостол Петр отрекается от Него. На таких учеников, по-видимому, нельзя было надеяться в деле распространения учения, которое им было преподано. Но Христос говорил, что, хотя проповедь Его и кончится Его смертью, но тогда-то она и станет привлекать к себе всех. Он не заботился о внешних и скорых успехах; Он сравнивал Себя с сеятелем, который бросает в землю семена, которые потом незримо вырастают; Он говорил, что лишь должен бросить огонь на землю, а он потом сам собою разгорится.

Распространение христианской Церкви в век апостольский

Он знал законы развития внутренней жизни человека. После Его смерти это и стало обнаруживаться. Весть об Его Воскресении собрала рассеянных учеников; но они все же не тотчас выступили на проповедь. Они сходились по одному, по два, сходились в потаенных комнатах, с закрытыми дверями и еще не были готовы выступить на проповедь. Собственно проповедь Иисуса Христа начала распространяться через учеников Его только по сошествии Святого Духа, когда совершилось первое восстановление разорванного союза людей с Богом, когда последовало в человечестве полное откровение Божественной троичности (Ветхий Завет знал только Бога Отца; с пришествием Христа люди стали исповедовать Сына; теперь они приняли и Духа Святого).

Тогда-то через очищенных и обновленных духовно апостолов стало распространяться и христианство – даже шире, чем при жизни Христа. При первой проповеди ап. Петр обратил до 3000 человек, затем – до 5000, и это не единичные случаи обращения. Писатель Деяний приводит их, чтобы показать, как быстро пошли успехи христианства. Затем и внутреннее влияние сказывалось на этой христианской общине в Иерусалиме, на этих первых последователях Христа в том, что жизнь их теперь резко отличается от той, которую они вели до принятия христианства. Евангелист Лука в своих Деяниях так описывает ее: «у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4:32–35). И это было все по доброй воле людей, принявших учение Христа.

Но в это время зарождения христианства оно было сосредоточено еще в одной местности и распространялось в пределах одной национальности: в Иерусалиме и между иудеями, как палестинскими, так и иудеями рассеяния1, которые жили вдали от Иерусалима, но не забывая родной земли, приходили на праздники в Палестину. Кроме этих иудеев в это время были прозелиты, из других народов, принимавшие заповеди Моисея и даже обрезание. Они также обращались в христианство. Таким образом открывалась первая община в Иерусалиме. В этой общине главнейшими проповедниками были два апостола: Петр и Иоанн, к которым присоединились впоследствии семь диаконов; один из них по имени Стефан запечатлел проповедь своей кровью, впервые пролитой.

Вследствие преследования христиане удалились из Иерусалима, и это послужило началом распространения христианства в других странах: в Сирии, Финикии и т.д. Везде, где они поселялись, они обращались с проповедью первоначально к своим единоплеменникам – евреям.

Новый шаг к распространению христианства среди других народов был сделан тогда, когда христианство было перенесено к самарянам. Самаряне по своему происхождению представляют помесь иудеев и язычников. Признавая Закон Моисеев, они имели много финикийских верований. Между самарянами и иудеями существовала крайняя вражда, доходившая до того, что иудей считал за грех дать кусок хлеба самарянину. Вскоре по рассеянии из Иерусалима учеников Христовых диакон Филипп пришел в Самарию и обратил ко Христу самарян. Потом сюда пришли апостолы Петр и Иоанн, сообщили самарянам дары Духа Святого и устроили новую общину, положив начало соединению в христианстве двух прежде враждебных племен.

Но являясь исключительно среди иудеев и прозелитов, проповедь христианства совершенно не касалась необрезанных. Сам Христос указал ученикам Своим, что они должны проповедовать постепенно, начиная от Иудеи, Галилеи, Самарии, а потом пронести слово Евангелия «во все концы земли». Это нужно было для того, чтобы проповедь христианства началась и укрепилась в одном народе, потом же постепенно распространилась по другим народам. Евреи думали сначала, что христианство дано было им одним. Они были призваны для сохранения истинной религии до пришествия Христа и поэтому стали считать себя единственными обладателями истинной религии и на все будущие времена. У них явилась мысль, что новое Царство Божие будет только иудейским царством. И если бы христианство было проповедуемо одновременно и иудеям, и язычникам, то это могло бы смутить еще не утвердившихся в христианстве иудеев. Поэтому апостолы старались дать окрепнуть вере среди иудеев, а для проповеди у других народов ждали особого указания, которое и было дано им по прошествии известного времени. Потому-то факт крещения Корнилия обставлен такими обстоятельствами, которые указывают на его важность.

Проповедь апостола Павла

Первым распространителем христианства среди язычников был ап. Петр, но он только положил начало этому распространению. Для этого был призван новый деятель, молодой раввин по имени Савл, который был обращен в христианство не только путем внутреннего психического процесса, как некоторые объясняют, но и явлением ему Самого Иисуса Христа. Этот-то новый проповедник, который ни в чем не знал середины и в то время, когда был врагом христианства, он, когда выступил на проповедь христианства, уже по своему происхождению из иудеев рассеяния (из Киликии) и по своему образованию (ап. Павел знаком был с греческим языком и литературой) сделался первым посредником между христианами Палестины и христианами из других народов. Сначала, впрочем, и он старался проповедовать своим единоземцам, но, когда иудеи, считая его ренегатом, оттолкнули его, он обратился с проповедью к язычникам, и первый пошел с проповедью в отдаленные страны. Сначала он отправился в Финикию и Малоазиатские страны: Памфилию, Писидию, Ликаонию, на остров Кипр, лежащий у Малоазийских берегов Средиземного моря; это так называемое первое путешествие ап. Павла.

Во второй раз он отправился в Европу, в ее юго-восточный край: в Македонию (в Филиппы, в Салоники) и в Грецию – в Афины и Коринф. Третье путешествие он совершал опять по Малой Азии – около Ефеса. Отсюда он хотел дойти до Рима, но был схвачен и отправлен на суд в Рим. На пути он проповедовал на острове Мальте, в южной Италии и, наконец, в Риме. Таким образом, проповедь христианства из отдаленной восточной провинции проникла до царственного города Рима.

После этого ясный и последовательный рассказ книги Деяний прекращается, и о дальнейшем распространении христианства мы узнаем из преданий, из легенд, из апокрифов. Это источник смутный, и все-таким отсюда можно извлечь вероятные известия о распространении христианства в других странах после Палестины.

Ап. Павел проповедовал язычникам, и он вначале один называется «апостолом необрезанных», но в 44-м году при Ироде Агриппе, во время гонений и другие апостолы отправились с проповедью Евангелия в другие страны. Есть предание, что они поделили между собой разные страны перед отправлением на проповедь. Могло быть, что они сделали это с той целью, чтобы не мешать друг другу. Приходя в новый город, апостолы, прежде всего, обращались с проповедью к иудеям; потом к язычникам. Из одной страны они постепенно переходили в другие. Так после Киликии и Финикии проповедь Евангелия распространилась в Понте, Каппадокии, Армении, Абхазии, по северным и западным берегам Черного моря и за море по Дунаю, в страны Приднепровские, известные в древности под общим именем страны Скифов, которых греки считали антропофагами (проповедь ап. Андрея). Из Армении через Персию и Бактрию даже до Индии, где проповедовали апп. Филипп, Варфоломей и Фома. Евангелист Матфей проповедовал в Эфиопии. На Западе христианство распространилось в Македонии, Греции, Галлии, Испании, Британии. Здесь христианство было распространено не апостолами, а ближайшими учениками апостолов. Кроме 12 апостолов проповедовали и другие ученики Христа и сотрудники апостолов. Предание разумеет под ними 70 учеников, избранных Иисусом Христом. Но в предании дело представляется не совсем ясно. Ученики апостольские: Марк, Лука, Тимофей, Тит, Онисим, Дионисий Ареопагит в наших святцах называются «учениками из 70-ти», но они, обращенные только ап. Павлом, сначала были спутниками Павла, а потом сделались самостоятельными проповедниками. Например, евангелист Лука проповедовал в Далматии, Марк – в Египте и т.д. На проповедь выступали иногда лица, не имевшие полномочий от апостолов и даже плохо знакомые с христианством. Так в книге Деяний говорится, что в Ефесе проповедовал иудей Аполлос, знакомый только с проповедью Иоанна Крестителя, пока сотрудники Павла Акилла и Прискилла и сам Павел не познакомили его ближе с христианством. Апостолы никому не запрещали проповедовать. Были даже такие, которые намеренно стали искажать учение Христа. Первым из таким был Симон Маг, основатель первой еретической секты. Проповедников явилось так много, что апостолы предостерегали верующих и советовали им относиться осторожно. Таким образом видно, какое брожение внесено было в мир Евангельской проповедью.

Проповедь христианства в конце I, во II и III веках

Из предшествующего очерка распространения христианства видно, что еще при апостолах семена христианства были посеяны, по выражению Евангелия, во всех концах мира, и эти семена разрастались. После апостолов выступили для проповеди их ученики, мужи апостольские, и кроме этих явились новые люди, новые проповедники Евангелия. Когда апостол Павел был в узах, от него отделился Тит и проповедовал в Далматии, Лука – в Иллирии, Дионисий, бывший член Афинского Ареопага, обращенный ап. Павлом, пришел в среднюю Галлию и положил начало церкви Парижской. Испанская церковь считает своим просветителем Иакова (не Зеведеева, который был убит еще в 44-м году в Иерусалиме). Евангелист Марк проповедовал в северо-восточной Италии, в пределах нынешней Венеции, в Египте, где проповедовал Варнава и, может быть, ап. Петр.

К концу I-го и в начале II-го века явились новые миссионеры, которые под именем апостолов, евангелистов, пророков распространяли христианство. Имен и подвигов проповедников II-го и III-го веков мы большей частью не знаем. Есть известия о некоторых из них. Так Иустин, бывший языческий ученый и философ, прошедший через все известные философские школы: пифагорейцев, потом стоиков, неоплатоников, принял христианство и с проповедью его прошел Грецию, дошел до Рима. Пофин и Ириней, ученики Поликарпа, ученика Иоанна Богослова, из Азии пришли в Галлию и основали здесь церкви. Преемственно, один за другим они были епископами Лионской церкви. Пантен (в конце II-го века) ходил в Индию. Его преемник Климент Александрийский путешествовал и проповедовал во многих странах. Преемник Климента Ориген проповедовал в Малой Азии и Аравии. Современник Оригена Ипполит, епископ Римский, удалившийся потом в уединение, проповедовал в Италии. Когда устроена была иерархия, начало которой положено было при апостолах, то представители иерархии, пастыри Церкви распространяли христианство в соседних странах, сами ходили с проповедью и посылали миссионеров. Например, на Кавказ посылались миссионеры из Иерусалима и Антиохии, в Тавриду, в южной части нынешней России – из Константинополя (во времена Иоанна Златоуста). В нашей церкви существует предание о семи епископах в Корсуни. Иногда, из-за увеличения числа верующих открывались новые епархии, назначались новые епископы. В III-м веке в Неокесарию назначены был св. Григорий. Там было только 17 человек христиан. Св. Григорий обратил в христианство почти весь город, так что после него осталось столько же язычников, сколько было христиан до него.

Распространению христианства способствовали иногда случайные обстоятельства, например, случайное присутствие в каком-нибудь месте, ссылка и др. В начале II-го века сослан был в Тавриду св. Климент Римский, где он положил начало христианству.

Помимо личного влияния миссионеров христианство распространялось путем естественного соприкосновения христиан с язычниками. Особенное действие производила высокая чистая жизнь христиан. Христианство сначала было проповедуемо в больших городах, откуда оно распространилось само собой по другим городам и селениям. Много способствовало распространению христианства самое состояние языческого мира, изверившегося в свои религию и философию, погрязшего в безнравственности и жаждавшего обновления в новых истинах. Простой народ искал в христианстве убежища от пороков языческого мира. Ученые, не удовлетворенные философией, подготовлены были к принятию христианства путем внутренней борьбы убеждений. Так, к концу I-го века Климент, молодой римлянин, наследник богатых родителей, жаждавший истины, после тщетных исканий ее в философии, узнал о христианстве. Чтобы познакомиться с ним, он поехал на Восток, путешествовал по Малой Азии, Греции, был в Александрии. Он познакомился и сблизился с ап. Петром. Так, Иустин в половине II-го века, смолоду имевший целью, по его словам, искание истины, после того как прошел философские школы пифагорейцев, стоиков, платоников и не нашел в них удовлетворения, принял христианство, сделался его проповедником и мучеником.

Бывало, что ученые язычники случайно знакомились с христианством, увлекались им и становились христианами. Климент Александрийский случайно заходил послушать Пантена и обратился ко Христу. Иные ученые знакомились с христианством с целью опровержения и осмеяния его, но увлекались им и сами делались христианами. Таким путем принял христианство Афинагор-философ и сделался его апологетом и мучеником.

Когда начались и усилились против христиан гонения, когда полилась христианская кровь, то эта самая кровь сделалась, по выражению Тертуллиана, семенем для распространения христианства. Суд над христианами, вопросы и ответы их и самая казнь – все это проводилось публично. Непоколебимая твердость, смелость, мужество и терпение христиан производили на зрителей потрясающее впечатление, и бывали случаи, что явившиеся на суд язычники обращались ко Христу и шли на муки и казнь.

Вот те способы, которыми в первые века распространялось Христово учение. Затем число христиан увеличивалось все более и более путем естественного нарождения новых членов. Ко II-му веку, кроме новообращенных, Церковь состояла из целых поколений христиан, воспитанных и рожденных в христианстве. Не нужно при этом забывать, что распространению христианства помогало сверхъестественное влияние, особые дары Бога людям, например, дар языков, чудес, пророчеств. В книге Деяний находится очень много случаев проявления этих Божественных даров. По свидетельству древних христианских писателей, они не прекращались вплоть до III-го века.

Как велико было число христиан в это время? Трудно точно ответить на этот вопрос по недостатку свидетельств истории; в это время статистики не было, и на этот вопрос можно ответить только предположительно.

Ириней, Тертуллиан свидетельствуют, что христианство явилось вчера, т.е. очень недавно, и в их время проникло везде и распространилось повсюду. Римские писатели времен Траяна, например, Тацит, говорят, что в Риме христиан было ingen multitudo. Плиний Младший, проконсул малоазийской области Вифинии, доносил императору Траяну, что христианство распространяется с необычайной быстротой, подобно заразе. Нельзя думать, что христианство охватывало большинство населения Римской империи; эти восторженные отзывы свидетельствуют только о том, что недавно в мир явившееся христианство сделало громадные успехи. Число христиан не только в I-м и во II-м, но и в III-м веке далеко уступало числу язычников, так что, если к концу I-го века число христиан можно считать сотнями тысяч, то во II-м веке их можно считать до миллиона. Ко времени Константина Великого их было до 10 миллионов, но это составляло одну десятую часть всего населения Римской империи.

Среди каких классов распространялось христианство? Со времени Иисуса Христа и апостолов христианство распространяется преимущественно между простыми и беднейшими классами (за это иногда и упрекали христиан языческие писатели). Но христиане не считали этого недостатком и, напротив, даже радовались этому, – именно, что христианство принимается среди грубых, беднейших и угнетенных классов. Обращение проповеди к низшим классам нельзя объяснить пристрастием пристрастием или тенденцией. Проповедь обращалась ко всем одинаково, но само собою выходило так, что обращались преимущественно люди, менее связанные предрассудками языческой культуры, и притом люди униженные, обделенные в своем общественном положении. Но из этого, конечно, нельзя делать обвинений. Эти люди находили успокоение, утешение, отраду в Евангельской проповеди. Христос равно всем проповедовал, и к Нему обращались все, и богатые, и бедные, и простые, и знатные люди. Между тайными учениками Христа были члены Синедриона Иосиф Аримафейский, Никодим. Когда Христос был на кресте, к Нему обратился и сотник римского войска. Во время проповеди апостола Павла в Афинах обратился ко Христу ученый член Афинского ареопага Дионисий, который и называется Дионисием Ареопагитом. Во время проповеди апостола Павла в Риме христианство распространилось даже «до дома Кесарева». К концу I века по некоторым указаниям находим, что в последнее время в катакомбах христианами были члены самых знатных римских фамилий: Помпонии, Корнелии, Флавии. Но все-таки христиане составляли меньшинство среди языческого населения Римской империи. Христианские общины подобно оазисам были рассеяны по всему миру.

Где преимущественно и в каких местах было христианское население?

Более густое христианское население было, конечно, там, где появилось христианство: в Палестине, затем в Малой Азии, в юго-восточной части Европы и в северо-восточной части Африки, – вообще в странах около Средиземного моря. В Малой Азии появилось самое раннее христианское население. Оттуда христианство распространилось: через Египет проникло в Нубию, Абиссинию; на Западе – в Македонию, Грецию, Иллирию, Италию, Германию, Британию (во II-м и III-м веках), и Испанию; на северо-западе Африки – в Карфагенскую область, Нумидию, Мавританию. Затем из Малой Азии на восток – через Бактрию и Персию в Индию. Хотя, как мы сказали выше, христиан было меньшинство, и их население как острова или оазисы были рассеяны по всему христианскому миру, но в это время в некоторых местах стали образовываться значительные христианские церкви.

Главнейшие христианские церкви

Иерусалимская церковь

Прежде всего значительной церковью была церковь Иерусалимская. Это была вначале самая важная и самая значительная из всех церквей. Здесь жил, проповедовал, умер, воскрес и вознесся Иисус Христос. Здесь оставались памятники Его жизни и страданий. Можно сказать, Сам Иисус Христос основал Иерусалимскую церковь. Здесь жили в первые годы по Вознесении Христовом апостолы. Потом до конца 60-х годов здесь оставался апостол Иаков, брат Иисуса Христа по плоти, которому, по преданию, Сам Иисус Христос заповедовал быть главой Иерусалимской Церкви и утвердить здесь христианство. Сюда сходились проповедники христианские с отчетами об успехах своей проповеди, сюда обращались они за советом, за разрешением взаимных недоумений. Так в 51–52 году сошлись сюда для решения вопроса о том, нужно ли или не нужно лицам, обращавшимся в христианство из язычников, соблюдать ветхозаветные иудейские обряды.

Таково было вначале значение Иерусалимской Церкви, но с течением времени это значение начинает падать. Здесь возникло не совсем правильно понимание ветхозаветных обрядов. Между иудеями, обращавшимися в христианство, явилась излишняя ревность к соблюдению древних иудейских обрядов. Стали требовать, чтобы эти обряды соблюдали и христиане из язычников. Произошло волнение, и некоторая часть христиан отделилась от общества. Вскоре затем постигшие Иерусалим политические события заставили проживавших здесь христиан удалиться отсюда. В 67-м году, после восстания иудеев против римского владычества, христиане еще раньше разрушения города удалились в горы, в город Пеллу и там спаслись от участи иудеев, т.е. от рассеяния. Во II-м в., при Адриане, когда уничтожены были последние остатки Иерусалима, и на месте его был выстроен новый город Элия-Капитолина, христиане возвратились в Элию. Но в это время Иерусалимская Церковь уже не имела прежнего значения. С III-го в. ее значение начинает восстанавливаться и было восстановлено главным образом в IV-м в., при Константине Великом.

Кесарийская церковь

Кесарийская церковь образовалась в Палестинской Кесарии еще во времена апостолов. Здесь впервые положено было начало христианства между язычниками, здесь Петр обратил сотника Корнилия. Здесь проповедовал ап. Петр и Павел. После падения Иерусалима Кесарийская церковь начинает приобретать особенное значение. В III-м и до конца IV-го века Кесарийские епископы в административно-церковном отношении имеют значение выше Иерусалимских. Здесь главой церкви были митрополиты, а в Иерусалиме – епископы. В V в. Иерусалимская церковь опять занимает прежнее значение, и здесь учрежден был патриархат. Но вообще с распространением христианства в других странах Палестинские церкви уже не имеют преобладающего значения.

Антиохийская церковь

Вслед за основанием церквей в Палестине начинают возникать церкви в Малой Азии, в Сирии. Сюда христианство занесено было из Палестины еще в 30-х годах, когда в Иерусалиме открыто было гонение против христиан. Спасаясь от гонений, христиане явились в столицу Сирии и насадили здесь христианство. Здесь в первый раз явилось название «христиане». До этого времени последователи Иисуса Христа не имели определенного названия. Они назывались «верующими», «учениками Иисуса Христа», «назарянами», «галилеянами» и др. Полагают, что название христиан дано верующим врагами христианства в насмешку, но верующие не отказались от этого и с этого времени усвоили себе это название.

В Антиохии христианство распространялось как между иудеями, так и язычниками, и здесь впервые явилась церковь с обоими элементами: иудеями и язычниками. Уже в 40-х годах здесь была значительная христианская церковь. В Антиохии христианство утвердили ап. Павел с Варнавой. По преданию, сохранившемуся со времени Иоанна Златоуста, сюда приходил и ап. Петр и прожил здесь семь лет. Антиохийская церковь отличалась высокими духовными дарованиями: здесь было много вдохновенных учителей и проповедников христианства, много пророков. Она отличалась проявлением христианской любви, благотворительности. Так, она послала милостыню в Иерусалимскую церковь, когда в Палестине сделался голод. Это была первая церковь после Иерусалимской.

Эфесская церковь

(Продолжение следует)

* * *

1

иудеи, которые были рассеяны по другим странам.


Источник: Древняя церковная история : Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова : [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle