Источник

Послания апостолов

Затем, по поводу различных недоумений, которые возникли в христианском обществе апостолы стали писать так называемые послания. Апостолы не имели в виду излагать здесь полную систему христианского вероучения и нравоучения. Они излагали свои мысли отрывочно, по поводу того или другого недоумения, того или другого лжеучения. Но тем-то именно мы и дорожим, что они без всякого обдуманного плана, без намерения изложить систему, по поводу частных случаев они раскрывали учение Христа то с той, то с другой стороны: каждое послание в известной степени отражает на себе печать личного характера писателя. Тем не менее, в совокупности эти послания представляют удивительно гармоничное воспроизведение духа учения Христа.

Больше всех сохранилось посланий от ап. Павла. В нашей Библии они располагаются не по времени происхождения, а скорее по важности христианских общин, которым писались. Самое древнейшее из посланий – это послание ап. Павла к Солунянам, написанное в 53 году, во время второго путешествия ап. Павла по Греции. Затем следуют послания к Галатам, к Коринфянам и к Римлянам, писанные между 57 и 59 годами, когда у ап. Павла шла горячая полемика с иудействующими сектантами, которые хотели обращать всех в христианство посредством обрезания. Поэтому эти послания отличаются полемическим характером. Затем следуют послания: к Ефесянам, Филиппийцам, Колоссянам, Филимону, Титу, Тимофею, Евреям, писанные под конец жизни апостола, когда он находился под стражей в Риме. Эти послания отличаются несколько иным характером, так как имеют в виду не столько иудействующие ереси, сколько появившиеся впоследствии гностические, которые стали вносить в христианство гностические идеи, иногда приноравливая свои мысли к прежним посланиям ап. Павла.

Кроме известных нам и дошедших до нас посланий ап. Павла предполагают, что были еще послания, не дошедшие до нас: послание к Коринфянам, написанное прежде известных нам, и послание к Лаодикийцам, о котором упоминается в послании Колоссянам (Кол.4:16).

Затем, кроме посланий ап. Павла дошли до нас послания от других апостолов: одно послание от Иакова, три от Иоанна, два от Петра и одно от Иуды. Послания Петра и Иуды написаны, вероятно, около 63–66 г., потому что в них есть намеки на тех же еретиков, которых обличает ап. Павел в послании к Ефесянам и Колоссянам. Наконец, послания Иоанна писаны неизвестно когда, но по всей вероятности уже под конец жизни апостола и после всех других книг Нового Завета.

Затем, была еще она потребность в христианском обществе, которая требовала удовлетворения. Христиане часто были смущены появлением среди них различных ересей и лжеучений, а затем возникли внешние гонения против христиан, преследования, которые начались в Палестине, но еще не могла иметь здесь широкого распространения, потому что враждебные христианам иудеи сами подчинены были римской власти и нередко преследовались ею. Но когда христианство распространилось по всей Римской Империи и особенно во времена Нерона воздвигнуты были ожесточенные гонения на христиан, то они были смущены духом, думали, что в мире настало царство Антихриста, и вообще нуждались в утешении. Для достижения этих целей и написан Иоанном Апокалипсис. Эта книга написана из заточения, с острова Патмоса, куда сослан был Иоанн во время гонения. Большая часть новейших ученых, основываясь на внутреннем содержании Апокалипсиса, пришла к тому заключению, что Апокалипсис написан еще во времена гонений на христиан при императоре Нероне, в то время, когда замучены были два апостола – Петра и Павел – и Иоанн сослан был на остров Патмос. Эта книга и дает подкрепление тем христианам, которые испытывали гонения. Главная мысль этой книги та, что христианству суждено иметь гонения, что Агнец Божий должен бороться с вечным своим врагом, с Сатаной, но что эта борьба окончится победой Агнца и низложением Змия; что эта борьба будет продолжаться во все время существования этого мира, особенно обнаружится перед концом мира; но конец мира не близок, ибо тогда будут особенные знамения.

Все это изложено в чертах таинственных, аллегорических, мистических – может быть потому, что сам писатель склонен был к мистическим представлениям и находился под влиянием древних пророческих книг (Даниила); а частью, может быть, это зависело от того, что во времена гонений и нельзя было говорить вполне ясно и открыто. В чертах Антихриста, описываемого в Апокалипсисе, находят намеки на Нерона, на слугу Антихриста, предтечу будущего, имеющего явиться пред концом мира Антихриста.

Смысл это книги вообще понятен, но в частностях объяснять ее чрезвычайно трудно.

Вот священные книги Нового Завета.


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle