Источник

О религиозной терпимости в Римской империи начала нашей эры

Еще далее обращает на себя внимание истории то обстоятельство, что в те, по-видимому, лучшие времена развития древнего языческого мира, мог появиться такой фанатизм, такие рьяные преследования, какие появились со стороны Римской империи, представлявшей расцвет античной культуры, со стороны римского общества, представлявшей цвет тогдашнего времени, общества, которое, по-видимому, совсем не склонно было к религиозному фанатизму, напротив оказывало необычайную религиозную терпимость. Даже в иудейском обществе, когда стало распространяться христианство, никогда быть может не было такой свободы для проповеди различных идей, как во времена И. Христа. Образовалось множество сект и толкований ветхозаветного писания. Апостолы свободно ходили по синагогам и проповедовали христианство, но им как и другим проповедникам в то время вначале все спускалось, не возбранялось. Но потом против христианских учителей восстали иудеи и открыли кровавые гонения. Еще больше религиозной терпимости было в тогдашней Римской империи, терпимости, которая доходила до решительного индифферентизма. Это было то время, когда национальная Римская империя начала колебаться в народе и в обществе; это колебание сказалось двояким образом, в одних оно выразилось в полнейшем индифферентизме: эти совершенно потеряли веру в богов. Другие – и не только из представителей образованного общества, но даже из среды народа – стали склоняться к убеждению, что римская религия отжила свое время, что если нужно поддерживать ее, то для того только, чтобы посредством религии обуздывать общественные беспорядки и общие страсти; а в сущности-де религия не имеет особенного значения в жизни. Другие, видя упадок национальной религии, не довольствовались прежними национальными идеями и мифами старой религии, всячески старались пополнить ее, принимали мифы и культы всевозможных восточных религий: и сирийской, и персидской, и финикийской, и египетской, и других религий. Известно, что в это время в Риме проповедовали свое учение и пользовались полнейшей терпимостью жрецы указанных религий Востока; эти религии пользовались покровительством самого правительства. Мало того, что эти религии были терпимы, но они пользовались официальным покровительством римской власти отчасти из индифферентизма, отчасти из политического расчета. Из религий различных стран, завоеванных римлянами в различных частях мира, римское правительство хотело выработать такую политическую религию, чтобы не только в каждой отдельной стране она признавалась, но и в столице. Оно хотело возвысить эти сложные верования, чтобы вместо прежних религий иметь одну религию, которая имела бы общегосударственное, общеимперское значение. Римляне делали так, что из завоеванных стран прямо переносили богов официально и торжественно в Рим и объявляли их национальными богами, богами всей империи. Известно, что уже при Августе выстроен был в Риме особый храм Пантеон, храм для всевозможных богов и богинь, в котором рядом со старыми римскими богами стояли греческие, сирские, египетские, финикийские и т.д. Здесь, по-видимому, была самая широкая религиозная терпимость. Но мы видим, что в это-то время и разражаются над христианами такие страшные, фанатичные преследования, которым подобных никогда и нигде не бывало.

Все это представляет из себя совершенно особенное, небывалое явление в истории. Все это возбуждает к тому, чтобы серьезнее всмотреться в это явление и разрешить себе этот на первых порах непонятный вопрос: каким образом в те времена, славившиеся уже развитой культурой и настолько чуждые религиозного фанатизма и склонные к самой широкой терпимости, – каким образом и какие причины вызвали такие страшные и долговременные преследования против христианства?


Источник: Древняя церковная история: Лекции орд. проф. Ал. Мих. Иванцова-Платонова: [Рукопись] / [Ст. Петров]. [М.], 1888. - 523, VII с.

Комментарии для сайта Cackle