Источник

Сентябрь

Юродство Христа ради

Юродство Христа ради – один из самых трудных и малопонятных подвигов. Слово “юро́дство” значит безумие. Некоторые праведники, будучи по природе вполне нормальными и даже очень умными, ради бо́льшего подвига притворялись безумными. На протяжении истории юродство вызывало двоякое отношение у людей. В одних оно вызывало злобу и отвращение, так что они гнали юродивых, били и смеялись над ними. Другие чувствовали к ним симпатию и невольное тяготение.

Как объяснял преподобный Серафим Саровский, подвиг юродства требует особого мужества и силы духа, и никто без нарочитого Божьего призвания не должен брать его на себя – иначе можно “сорваться” и стать лже-юродивым. Современное западное христианство не может ни понять, ни оценить подвиг добровольного юродства.

Выражение “юродивый Христа ради” впервые применил к себе апостол Павел, говоря: “Мы безумны Христа ради”. В послании к Коринфянам он объясняет, что сама проповедь о распятом Бого-человеке является безумием для людей мира сего: “Слово о кресте для погибающих есть юродство, а для нас спасаемых – сила Божия … Когда мир своей мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих” (1Кор.1:18, 4:10). Христиане, в силу своей веры в распятого Бого-человека, в глазах неверующих являются “юродивыми” (Люди, ослепленные плотской мудростью, как, например, древние книжники, даже об Иисусе Христе дерзали утверждать, что “Он безумствует” (Ин.10:20)! На допросе у проконсула Феста тот прямо заявил великому апостолу: “Безумствуешь ты, Павел! Большая ученость доводит тебя до сумасшествия” (Деян. 26:24).

Юродство Христа ради, как особый вид подвижничества, возникло в середине 4-го века в Египте, одновременно с монашеством. Юродство можно рассматривать с двух сторон. С объективной стороны – это Божие призвание. Юродивые несут особую миссию среди грешного мира. С субъективной стороны – это очень трудный подвиг: “узкий путь”, на который человек становится для достижения большого духовного совершенства.

Почему Бог призывает некоторых праведников к такому “унизительному” образу жизни? Чтобы понять это, надо учесть, что жизнь человеческого общества насквозь отравлена злом – в ней так много фальши, лжи, лицемерия, жадности, гордости, коварства и других пороков. Нередко под личиной праведности, учености и благородства люди скрывают самые греховные чувства и намерения. Они охотно восхваляют ничтожные и мнимые добродетели, но ненавидят подлинное добро. Яркий пример такого типа людей мы видим в иудейских книжниках времен Христа. Видя их неспособность принять Его учение, Господь Иисус Христос однажды воскликнул: “Славлю Тебя, Отче... неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл то младенцам” – т.е. простым и скромным людям (Мф. 11:25).

Как мы знаем из Священной истории, иногда Господь казалось бы странными поступками и словами Своих избранников обличал лукавство сильных мира сего. Служа Богу, по временам “юродствовали” даже такие великие пророки как Иса́ия, Иереми́я и Иезекии́ль. За их как будто бессмысленными фразами и странными действиями скрывались высшая мудрость и события будущего. (Смотри, например: Ис.8:3; Иер.13:1–9, 18:1–4, 19:1–4, 20:2–10, 27:2, 38:6; Иез.4:1–15, 5:1–4, 12:2–7, 24:3–5).

Но, призывая юродствовать, Господь при этом не порабощает воли человека. Юродивые брали на себя этот необычный подвиг не только из послушания, но по причине и своей жажды праведности. Самой трудной страстью, с которой приходится бороться человеку, является гордость. Многие святые, которые сравнительно легко преодолевали обычные физические страсти, боролись с гордостью и тщеславием до последнего своего издыхания. “Тщеславие радуется всем добродетелям”, – говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Отвергая здравый смысл и ежедневно терпя поношения, юродивые Христа ради этим подсекали гордость в самом ее корне. Среди них особенно известны святые: Андрей, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный, Параскева Дивеевская. (Дни памятиоктября, 21 июля и 15 августа по новому календарю). Они, не довольствуясь обычными лишениями имущества и семейной жизни, отрекались от самого главного отличия человека – обычного употребления разума, и добровольно принимали на себя вид человека, не знающего ни меры, ни приличия, ни чувства стыда.

Юродство – это маска, которую накладывают на себя особо призванные к тому люди. Известно, что в нужное время юродивые снимали с себя эту маску перед некоторыми людьми, и тогда поражали их своим умом и одаренностью. Дивеевская юродивая Пелагея, которую преподобный Серафим благословил на этот подвиг, во время исповеди возвращалась к своему нормальному состоянию, и вновь назначенный священник был глубоко потрясен ее умственной и духовной силой. Снимал маску юродства и святой Андрей Христа ради юродивый, когда беседовал со своим учеником Епифанием, ставшим впоследствии видным епископом.

В повседневной же обстановке, притворяясь умалишенными, юродивые Христа ради подвергались непрестанным оскорблениям и были всеми отвергаемы. Живя в обществе, они пребывали не менее одинокими, чем живущие в непроходимых пустынях. Отказавшись от всякой собственности, от всех удобств и жизненных благ, свободные от всяких привязанностей к земному, не имея определенного пристанища и подвергаясь всем случайностям бесприютной жизни, эти избранники Божии были как бы пришельцами из другого мира.

При всем том, юродивые сохраняли всегда возвышенный дух, непрестанно возводили очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом перед Ним. Приобретая великое смирение и духовную чистоту, юродивые Христа ради становились особенно любезными Богу и получали от Него дар чудес и прозорливости. Они совершали иногда такие гражданские подвиги любви к ближним, какие недоступны другим людям. Не стесняясь говорить правду в глаза никому, они своими словами или необыкновенными поступками то грозно обличали и поражали несправедливых людей, часто властных и сильных, то радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые большей частью вращались в самых порочных кругах общества с целью исправить этих людей и спасти их и многих из таких отверженных обращали на путь добра. Будучи близкими Богу, они своими молитвами нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий и отвращали от них гнев Божий.

При всей трудности подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, не допуская в смешном ничего греховного, в кажущемся неблаговидным ничего соблазнительного или обидного для других.

Преподобный Симеон Столпник

14 сент. (1 сент. по церк.кал.)

Святой Симеон родился в пределах Антиохии Сирийской в середине 4-го века в бедной семье. В юности он пас овец своего отца. Однажды, придя в храм, он услышал пение заповедей Блаженств (Мф. 5:3–12), и в нем зародилась жажда праведной жизни. Симеон начал усердно молиться Богу и просить указать ему, как достичь подлинной праведности. Вскоре ему приснилось, что он копает землю как бы для фундамента под здание. Голос ему сказал: “Копай глубже”. Симеон стал усерднее копать. Считая вырытую яму достаточной глубины, он остановился, но тот же голос повелел ему копать еще глубже. То же повеление повторилось несколько раз. Тогда Симеон стал копать безостановочно, пока таинственный голос не остановил его словами: “Довольно! А теперь, если хочешь строить, строй, трудясь прилежно, потому что без труда ни в чем не достигнешь успеха”.

Решив стать монахом, святой Симеон покинул родительский дом и принял иночество в соседней обители. Здесь он провел некоторое время в монашеских подвигах молитвы, поста и послушания, а затем для еще бо́льших подвигов он уединился в сирийскую пустыню. Здесь святой Симеон положил начало новому виду подвижничества: “сто́лпничеству”. Построив столп в несколько метров высоты, он поселился на нем и этим он лишил себя возможности прилечь и отдохнуть. Стоя днем и ночью, как свеча, в прямом положении, он почти непрерывно молился и размышлял о Боге. Кроме строжайшего воздержания в пище, он добровольно переносил много лишений: дождь, зной и стужу. Питался он размоченной пшеницей и водой, которые приносили ему добрые люди.

Его необычайный подвиг стал известен во многих странах, и к нему начало стекаться множество посетителей из Ара́вии, Пе́рсии, Арме́нии, Гру́зии, Ита́лии, Испа́нии и Брита́нии. Видя его необыкновенную силу духа и внимая его вдохновенным наставлениям, многие язычники убеждались в истинности христианской веры и принимали крещение.

Святой Симеон сподобился дара исцелять душевные и телесные болезни и предвидеть будущее. Император Феодо́сий 2-й Младший (408–450 гг.) очень уважал преподобного Симеона и часто следовал его советам. Когда император скончался, его вдова царица Евдоки́я была совращена в монофизическую ересь. Монофизиты не признавали во Христе две природы – Божескую и человеческую, а лишь одну Божескую. Преподобный Симеон вразумил царицу, и она опять стала православной христианкой. Новый император Маркиан (450–457 гг.) в одежде простолюдина тайно посещал преподобного и советовался с ним. По совету преподобного Симеона Маркиан созвал в Халкидоне 4-ый Вселенский собор в 451-ом году, который осудил монофизитское лжеучение.

Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459-ом году. Его мощи почивали в Антиохии. Православная церковь в богослужении, посвященном святому Симеону, называет его “небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной”.

Кондак:

Вы́шних ища́й, вы́шним совокупля́яйся, и колесни́цу о́гненную сто́лп соде́лавый: те́м собесе́дник а́нгелом бы́л еси́ преподо́бне, с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́йся, непреста́нно о все́х на́с.

Мученица Василисса

16 сент (3 сент. по церк.кал.)

Мученица Васили́сса родилась в Никомиди́и в конце 3-го столетия. Она пострадала за веру Христову в 309-ом году, будучи лишь 9-тилетним ребенком. Когда святую Василиссу привели для допроса к градоначальнику Александру, она без всякого страха объявила ему, что верует в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя людей. Александр начал было ласково уговаривать ее отречься от своей веры и поклониться идолам, но Василисса в ответ стала славить Бога и с твердостью сказала, что останется христианкой. Люди удивлялись разумным ответам и твердости отроковицы. Тогда градоначальник, разгневавшись, приказал бить Василиссу, надеясь этим заставить ее отречься от веры. Во время страданий отроковица непрерывно славила Бога, а правитель, все более свирепея, усиливал пытки. Юную исповедницу повесили над огнем и медленно пекли, затем бросили в раскаленную печь и, наконец, отдали на растерзание диким зверям. Но хранимая Богом, святая Василисса оставалась невредимой.

Явные знамения силы Божией все-таки вразумили градоначальника. Он понял, что Господь, в которого верит Василисса, всемогущ и воскликнул: “Это дело Божие!” Припав затем к ногам отроковицы, он стал просить ее: “Ради Небесного Царя прости мне, что я сделал тебе зло. Помолись обо мне своему Богу, потому что отныне я тоже верую в Него!” Святая мученица обрадовалась и возблагодарила Бога за обращение к вере упорного язычника. После этого призвали епископа, который наставил Александра в истинах христианской веры. Александр крестился и стал благочестиво жить по-христиански. Святая же Василисса вскоре после крещения градоначальника мирно скончалась.

Тропарь: А́гница Твоя́ Иису́се Василисса зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́, Женише́ мо́й, люблю́, и Тебе́ и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вью поже́ршуюся Тебе́: тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Святые Захария и Елизавета

18 сент (5 сент. по церк.кал.)

Пророк Заха́рия и его жена праведная Елизаве́та происходили из священнического рода. Святая Елизавета приходилась сестрой праведной Анне, матери Пресвятой Девы Марии. Святой Захария служил при Иерусалимском храме. Евангелист Лука упоминает о Захарии и Елизавете в первой главе своего Евангелия, где повествует о рождении пророка Иоанна Крестителя. Он говорит, что “оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно” (Лк.1:6). Достигнув престарелого возраста, они оставались бездетными. По этой причине они перенесли немало скорбей, потому что бесплодие у евреев считалось Божиим наказанием за грехи.

Наконец Господь послал архангела Гавриила возвестить Захарии, который молился в храме, о предстоящем рождении у него сына. Архангел повелел назвать сына Иоанном и предсказал, что Иоанн исполнится Духа Святого еще с утробы своей матери, что он многих из сынов израилевых обратит к Богу, действуя в духе и силе пророка Илии. Вся его деятельность будет направлена на приготовление людей к пришествию Спасителя.

Вскоре после явления архангела Елизавета зачала. При рождении Иоанна Крестителя произошло чудо: Захария, который до этого пребывал немым, получил снова дар речи. В святом восторге Захария вознес хвалу Богу и предсказал своему новорожденному сыну: “Ты наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему” (Лк.1:76).

Недолго, впрочем, радовались праведные родители своему долгожданному сыну. Месяцев шесть спустя в Вифлееме родился Господь Иисус Христос. Царь Ирод, узнав об этом, испугался, что потеряет свой престол, и приказал умертвить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Праведный Иосиф с Девой Марией и Младенцем Христом бежали в Египет, а праведная Елизавета, спасая Иоанна, убежала в пустыню около Мертвого моря. Царь Ирод, ища Иоанна, послал воинов в храм выведать от Захарии, где скрывается Елизавета. Когда Захария отказался открыть им ее местонахождение, воины убили его между храмом и жертвенником. По преданию, пролившаяся кровь его затвердела на мраморном полу и в течение многих лет напоминала богомольцам о злодействе Ирода.

Праведная же Елизавета поселилась со своим младенцем в одной из пещер. Жила она, впрочем, недолго: младенцу Иоанну исполнилось только несколько лет, когда он осиротел. Хранимый Господом и питаемый ангелами, он оставался в суровой пустыне до дня своего явления Израильтянам проповедником покаяния.

Тропарь: Свяще́нства оде́ждою обло́жен прему́дре, по зако́ну Бо́жию всесожже́ния прия́тна священноле́пно приноси́л еси́, Заха́рие, и бы́л еси́ свети́льник и зри́тель та́йных, зна́мения в тебе́ благода́ти нося́ я́вственно всему́дре: и мече́м убие́н бы́л в хра́ме Бо́жии, Христо́в проро́че, с Предте́чею моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Преподобномученица Раиса

18 сент. (5 сент. по церк.кал.)

Сведения о жизни и мученической кончине святой Раи́сы (или Ираиды) очень скудны. Известно, что она была дочерью пресвитера и пострадала за христианскую веру при императоре Максентии (305–312 гг.). Она жила в городе Александрии и подвизалась монахиней в местной обители. Однажды она увидела корабль, нагруженный заключенными – мужчинами, женщинами, священнослужителями и иноками. Их арестовали за то, что они были христиане. Никто не знал, куда их везут. Когда преподобная Раиса навестила христианских узников, и на нее наложили око́вы. Потом корабль прибыл в город Антиною в Египте. Здесь заключенных христиан подвергли истязаниям и казнили. Вместе с ними пострадала и святая Раиса. Ее обезглавили около 308-го года.

Тропарь: Агница Твоя́ Иису́се Раиса зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́ Женише́ мо́й, люблю́, и тебе́ и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стра́жду Тебе́ ра́ди я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя́, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́. Тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Праведные Иоаким и Анна

22 сент. и 7 авг. (9 сент. и 25 июля по церк.кал.)

На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Церковь отмечает память ее родителей – праведных Иоаки́ма и А́нны. Иоаким происходил из рода царя Давида. Многие потомки Давида жили надеждой, что в их семье родится Мессия, потому что Господь обещал Давиду, что из его рода произойдет Спаситель мира. Анна по отцу происходила из первосвященнического Ааронова рода, а по матери – из Иудина колена.

Супруги всю свою жизнь провели в галилейском городе Назаре́те. Отличались они праведной жизнью и добрыми делами. Главной их скорбью была бездетность. Однажды, как повествует предание, Иоаким принес свой дар в Иерусалимский храм, но первосвященник отказался принять его, ссылаясь на закон, запрещающий принимать жертвы от человека, не оставившего наследства в Израиле. Горько было праведным супругам перенести этот укор да еще в храме, где они искали облегчение своей скорби. Но они, несмотря на свой преклонный возраст, безропотно продолжали просить Бога совершить чудо и дать им ребенка.

Наконец Господь услышал их молитвы и послал архангела Гавриила возвестить Анне, что она зачнет. И, действительно, вскоре праведная Анна зачала и родила девочку. Обрадованные родители назвали Ее Марией. Так милостивый Господь наградил веру и терпение праведных супругов и дал им Дочь, которая принесла благословение всему человеческому роду!

Три года Иоаким и Анна воспитывали свою Дочь дома, а потом, исполняя свое обещание посвятить Ее Богу, отвели Ее в Иерусалимский храм. При нем находился приют для девочек-сирот, и Мария осталась здесь жить и учиться. В скором времени Иоаким скончался в возрасте 80-ти лет, а Анна поселилась недалеко от храма и навещала свою Дочь еще года два.

Как предки по плоти Господа Иисуса Христа, праведные Иоаким и Анна именуются Церковью “Богоотца́ми”. (Сведения о Иоакиме и Анне сохранились в апокрифических евангелиях 2–3 века и в церковном предании.)

Тропарь: Иже в зако́нней благода́ти пра́ведни бы́вше, младе́нца благода́тного породи́ша нам Иоаки́м и А́нна. Те́м же дне́сь све́тло торжеству́ет, ве́село пра́зднующи, боже́ственная Це́рковь честну́ю ва́шу па́мять, сла́вящи Бо́га воздви́гшего ро́г спасе́ния на́м в дому́ Дави́дове.

Великомученик Никита

28 сент. (15 сент. по церк.кал.)

Святой Ники́та был го́тским воином и жил на восточной стороне реки Дуная в пределах нынешней Румы́нии в середине 4-го столетия. Его обратил в христианство и крестил епископ Фео́фил, известный просветитель готов и участник Первого Вселенского собора в 325-ом году.

В то время между готами возникла междоусобная война. Во главе одной враждующей стороны стоял князь Афанарих, ярый язычник и ненавистник христиан. Во главе второй – Фригент. В кровопролитном столкновении войск победил Афанарих, и Фригент вынужден был бежать в Византию. Но вскоре Фригент вернулся на родину, подкрепленный свежими войсками, предоставленными ему императором Вале́нтом (364–378 гг.). Как некогда Константин Великий, Фригент повелел сделать на знаменах своего войска изображение святого Креста. Произошла вторая кровопролитная битва, и на этот раз победил Фригент. Афанарих же с небольшой группой приверженцев спасся бегством.

После победы Фригента для христианства наступили благоприятные времена. Преемник епископа Феофила, святитель Урфил (или Ульфилла, 311–383 гг.), создал готскую азбуку и перевел с греческого языка на готский много духовных книг. Святой Никита своей проповедью и своей благочестивой жизнью много способствовал утверждению христианской веры среди готов.

Спустя несколько лет Афанарих с многочисленным войском вернулся к себе на родину, и снова началась междоусобная война. Одолев Фригента, Афанарих воздвиг жестокое гонение против христиан. Никита, став духовным вождем христиан-готов, обличал Афанариха в безбожии и жестокости. Он призывал верующих быть твердыми и не бояться мученичества. Вскоре Никита был схвачен и предан жестоким истязаниям. Его бросили в огонь, и он скончался 15-го сентября 372-го года. Друг Никиты ночью отыскал его святые останки и перенес их в Килики́ю. С тех пор от мощей святого мученика Никиты начали совершаться чудеса и исцеления. Частица мощей великомученика Никиты находилась в монастыре Высокие Дечаны в Сербии.

Тропарь: Кре́ст Христо́в, я́ко не́кое ору́жие усе́рдно восприи́м, и к боре́нию враго́в прите́лкл еси́, и за Христа́ пострада́в, последи́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду переда́л еси́: отону́дуже и даро́в исцеле́ния от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти, великому́чениче Ники́то. Моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Мученица княгиня Людмила

29 сент. (16 сент по церк.кал.)

Блаженная Людмила, по происхождению сербка, была княжеского рода. Выйдя замуж за чешского князя Бориво́я, она переселилась в Чехию – в то время еще языческую страну. Понимая превосходство христианства, супруги Боривой и Людмила приняли крещение от святителя Мефодия, просветителя славян. Они построили первую церковь в Боге́мии (около Праги), строили и другие церкви и пригласили из Болгарии священников для просвещения своих подданных. Когда князь Боривой умер в возрасте 36-ти лет, он оставил после себя трех сыновей и одну дочь.

Святая же Людмила, овдовев, начала раздавать свое имущество нищим и вести строгую благочестивую жизнь, за что чешский народ полюбил ее. В течение всего 33-летнего правления ее сына Ростислава (Братислава) святая Людмила заботилась об укреплении христианства в Чехии.

После смерти Ростислава на престол вступил его 18-ти летний сын Вячеслав, воспитанный в христианстве княгиней Людмилой. Драгомира, мать Вячеслава, старалась вернуть чехов к прежним языческим верованиям и воздвигла гонение против христиан. Она возненавидела Людмилу и, пользуясь молодостью Вячеслава, начала всячески притеснять ее, так что Людмиле пришлось удалиться из Праги в город Течин. Сюда Драгомира послала двух бояр с заданием убить Людмилу. Эти бояре с помощью местных злоумышленников в субботу ночью ворвались во дворец, где спала святая Людмила, схватили ее и задушили веревкой. Это случилось в 928-ом году, когда Людмиле исполнился 61 год.

Погребли святую мученицу в городе Течине у городской стены. С тех пор каждую ночь над местом ее погребения стали являться горящие свечи. Местный слепец прозрел, когда коснулся земли от ее могилы. Князь Вячеслав, узнав о чудесах, совершающихся у могилы его святой бабушки, торжественно перенес нетленные мощи святой Людмилы в Прагу и положил их в церкви великомученика Георгия. Несколько лет спустя князь Вячеслав тоже мученически пострадал (смотри об этом ниже).

Блаженная Людмила почитается покровительницей Чехии, и от гроба ее продолжают совершаться чудеса.

Тропарь: Агница Твоя́ Иису́се княги́ня Людми́ла зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́, Женише́ мо́й, люблю́, и Тебе́ и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стражду́ Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вью поже́ршуюся Тебе́: тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София

30 сент. (17 сент. по церк.кал.)

Во 2-ом веке, в царствование императора Адриа́на (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова Софи́я (имя София значит премудрость). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры-христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

“У нас есть Бог Небесный, – ответили они, – его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа”.

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах ее матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечем.

“Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю”, – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечем голову.

Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137-ом году. Старшей Ве́ре тогда было 12 лет, второй Наде́жде – 10, а младшей Любо́ви – лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению силы духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.

Кондак:

Софи́и честны́я свяще́ннейшия ве́тви: Ве́ра, и Наде́жда, и Любо́вь – показа́вшеся, му́дрость обуи́ша э́ллинскую благода́тию, и пострада́вше, и победоно́сицы яви́вшеся, венце́м нетле́нным от все́х Влады́ки Христа́ увязо́шася.

Мученики князь Михаил и боярин Федор

3 окт. (20 сент. по церк.кал.)

Около середины 13-го века (1237–1240 гг.) Россию постигло несчастье – нашествие монголов. Сначала опустошены были Рязанское и Владимирское княжества, потом в южной России были разрушены города Переясла́вль, Черни́гов, Ки́ев и другие. Народонаселение этих княжеств и городов большей частью погибло в кровавых сечах; церкви были ограблены и поруганы, знаменитая Киевская лавра была разрушена, а иноки рассеялись по лесам.

Впрочем, все эти страшные бедствия были как бы неизбежным следствием вторжения диких народов, для которых война была поводом к грабежу. Монголы обычно относились безразлично ко всем верам. Основным правилом их жизни служила Яса (книга запретов), содержащая в себе законы великого Чингисха́на. Один из законов Ясы велел уважать и бояться всех богов, чьи бы они не были. Поэтому в Золотой орде свободно служились богослужения разных вероисповеданий, и сами ханы нередко присутствовали при совершении и христианских, и мусульманских, и буддийских, и других обрядов.

Но, относясь безразлично и даже с уважением к христианству, ханы требовали и от наших князей исполнения некоторых своих суеверных обрядов, например: прохождения через очистительный огонь, прежде чем явиться перед ханом, поклонения изображениям умерших ханов, солнцу и кусту. По христианским понятиям это является изменой святой вере, и некоторые из наших князей предпочли претерпеть смерть, чем выполнить эти языческие обряды. Среди них следует вспомнить Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора, пострадавших в Орде в 1246-ом году.

Когда хан Батый потребовал к себе Черниговского князя Михаила, то он, приняв благословение от своего духовного отца епископа Иоанна, обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится идолам. То же обещал и боярин его Феодор. Епископ укрепил их в этой святой решимости и дал им святые Дары в напутствие вечной жизни. Перед входом в ставку хана монгольские жрецы потребовали от князя и боярина, чтобы они поклонились на юг могиле Чингисхана, затем огню и войлочным идолам. Михаил ответил: “Христианин должен поклоняться Творцу, а не твари”.

Узнав об этом Батый озлобился и велел Михаилу выбирать одно из двух: или исполнить требование жрецов, или смерть. Михаил ответил, что он готов поклониться хану, которому Сам Бог предал его во власть, но не может исполнить того, чего требуют жрецы. Внук Михаила, князь Борис, и ростовские бояре умоляли его поберечь свою жизнь и предлагали принять на себя и на свой народ епитимью за его грех. Михаил не хотел слушать никого. Он сбросил с плеч княжескую шубу и сказал: “Не погублю души моей, прочь слава тленного мира!” Пока носили ответ его хану, князь Михаил и боярин его пели псалмы и приобщились святых Даров, данных им епископом. Скоро явились убийцы. Они схватили Михаила, начали бить кулаками и палками по груди, потом повернули лицом к земле и топтали ногами, наконец, отсекли ему голову. Последнее его слово было: “Я христианин!” После него таким же образом был замучен его доблестный боярин. Святые мощи их почивали в Московском Архангельском соборе.

В начале 14-го века (1313 г.) ханы приняли мусульманство, которое всегда отличалось фанатизмом и нетерпимостью. Впрочем ханы продолжали держаться в отношении к русским древнего закона Чингисхана и обычаев своих предков, – и не только не преследовали христианства в России, но даже покровительствовали Российской церкви. Этому много способствовали знаменитые князья и архипастыри русской Церкви, которых Господь воздвигал в это тяжелое для России время.

Тропарь: Жи́знь ва́шу му́ченечески соверши́вше, испове́дания вен украси́вшеся, к небе́сным востеко́сте, Михаи́ле прему́дре с до́блим Фео́дором, моли́те Христа́ Бо́га сохрани́ти оте́чество на́ше и вся́ правосла́вныя христиа́ны по вели́цей Его́ ми́лости.

Благоверный князь Олег Брянский

3 окт. (20 сент. по церк.кал.)

Благоверный Оле́г Рома́нович, в крещении Лео́нтий, князь Брянский, был внуком князя Михаила Черниговского, замученного в Орде татарами (смотри об этом выше). Святой Олег был равнодушен к богатству и мирской славе; его больше всего привлекала монашеская жизнь. Поэтому, уступив свой престол брату, он постригся в монахи. При постриге его нарекли Васи́лием. Святой Олег стал известен строгостью своей монашеской жизни. Он мирно скончался в своем монастыре около 1289-го года. Его мощи почивали в Петропавловском Брянском монастыре, им построенном.

Святитель Димитрий Ростовский

4 окт. (21 сент. по церк.кал.).

Святитель Дими́трий (в миру Дании́л Тупта́ло), был из местечка Макарова Киевской губернии. Сын казака, родился в 1651-ом году. Учился в Киевской академии, но по случаю военных тревог должен был оставить академию и уже сам доканчивал свое образование. Приняв пострижение в иночество в одном из черниговских монастырей, он вскоре был замечен архиепископом Ла́зарем Бара́новичем, который поручил ему проповедовать в своем кафедральном соборе. В течение последующих двух лет святой Димитрий часто проповедовал, – и так прославился своим красноречием, что Литва и Малоро́ссия наперебой приглашали его к себе в проповедники.

На 33-ом году жизни святой Димитрий приступил к своему бессмертному двенадцатитомному труду – Четьи-Минеи, в котором изложил жития святых на каждый день года. В течение целых двадцати лет (1684–1704 гг.) он с необыкновенной энергией собирал сведения, изучал и составлял жития святых, которые с тех пор стали любимым чтением для верующих русских людей. Оканчивал свой колоссальный труд он уже на кафедре Ростовского митрополита (с 1702 г.).

Став митрополитом, доблестный святитель выступил на борьбу с расколом и написал подробное исследование о главных раскольничьих сектах под заглавием: “Розыск о брянской вере”. Семь лет его архипастырского служения в Ростове представляют непрерывный ряд трудов на укрепление веры: он объезжал свою епархию из края в край и везде учил и проповедовал. Скорбя о недостаточном просвещении паствы и священников, он на свои средства устроил в Ростове училище и был, как отец, близок к своим воспитанникам. Они часто собирались вокруг него и пели составленные им духовные канты. Многие из этих возвышенных песней святителя Димитрия (“Иисусе мой прелюбезный”, “Вопию к Богу в беде моей” и др.) пелись в народе в дореволюционной России.

Частная жизнь святителя Димитрия была преисполнена подвигами поста, молитвы и милосердия. Пищу он принимал самую простую и всегда в очень ограниченном количестве. Для всех он был доступен, ко всем ласков и снисходителен. 28-го октября 1709-го года великий подвижник науки и благочестия мирно скончался во время келейной молитвы: его нашли коленопреклоненно упавшим перед иконой Спасителя. Через 43 года, в 1752-ом году, были обретены его нетленные мощи, и святитель Димитрий был причтен к лику святых.

Кроме Четьи-Миней и “Розыска о брянской вере” святитель Димитрий написал множество слов и поучений, “Краткий катехизис”, “Келейную летопись”, “Летопись царей и патриархов”, “Каталог российских митрополитов” и другие труды. Творения святителя Димитрия проникнуты глубокой верой, теплотой и легко читаются, так как русский язык доведен в этих трудах до замечательной простоты и изящества. Он вполне народный писатель.

Кондак:

Звезду́ росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чре́з но́в гра́д се́врский в Росто́в дости́гшую, всю́ же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия. То́й бо все́м вся́ написа́, я́же к наставле́нию, да все́х приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

Преподобный Сергий Радонежский

18 июля и 8 окт. (5 июля и 25 сент. по церк.кал.)

В половине 14-го века возникла знаменитая Тро́ице-Се́ргиевская Ла́вра .Основатель ее преподобный Се́ргий (в миру Варфоломе́й) был сыном Ростовских бояр Кирилла и Марии, переселившихся ближе к Москве в селение Радонеж. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться грамоте. Он всей душой жаждал учения, но грамота не давалась ему. Скорбя об этом, он днем и ночью молил Господа открыть ему дверь книжного разумения. Однажды, ища в поле пропавших лошадей, он увидел под дубом незнакомого старца-черноризца. Монах молился. Отрок подошел к нему и поведал свою скорбь. Сочувственно выслушав мальчика, старец начал молиться о его просвещении. Затем, достав ковчежец, вынул малую частицу просфоры и, благословив ею Варфоломея, сказал: “Возьми, чадо, и съешь: сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения Священного Писания”. Благодать эта действительно сошла на отрока: Господь дал ему память и разумение, и отрок стал легко усваивать книжную мудрость.

После этого чуда в юном Варфоломее еще более окрепло желание служить только Богу. Ему хотелось уединиться по примеру древних подвижников, но любовь к родителям удерживала его в родной семье. Варфоломей был скромен, тих и молчалив, со всеми был кроток и ласков, никогда не раздражался и обнаруживал совершенное повиновение родителям. Обыкновенно он вкушал только хлеб и воду, а в постные дни совершенно воздерживался от пищи. После смерти родителей Варфоломей предоставил наследство своему младшему брату Петру и вместе со старшим братом Стефа́ном поселился в 10-ти верстах от Радонежа, в глухом лесу около речки Кончюры. Братья рубили лес своими руками и построили келью и малую церковь. Эту церковь священник, посланный митрополитом Феогно́стом, освятил в честь Святой Троицы. Так возникла знаменитая обитель преподобного Сергия.

Вскоре Стефан оставил своего брата и стал настоятелем Богоявленского монастыря в Москве и духовником великого князя. Варфоломей же, постриженный в монашество с именем Сергий, около двух лет подвизался один в лесу. Нельзя и представить сколько искушений перенес в это время юный монах, но терпение и молитва преодолели все трудности и дьявольские напасти. Мимо кельи преподобного Сергия целыми стаями пробегали волки, приходили и медведи, но ни один из них не причинял ему вреда. Однажды святой пустынник дал хлеба пришедшему к его келье медведю, и с тех пор зверь стал постоянно навещать преподобного Сергия, который делил с ним свой последний кусок хлеба.

Как ни старался святой Сергий скрывать свои подвиги, слава о них распространилась и привлекла к нему других иноков, желавших спасаться под его руководством. Они стали просить Сергия принять сан священника и игумена. Сергий долгое время не соглашался, но видя в их неотступной просьбе призвание свыше, сказал: “Желал бы лучше повиноваться, чем начальствовать, но страшусь суда Божия и предаю себя в волю Господню”. Это было в 1354-ом году, когда святитель Алексей вступил на кафедру московского митрополита.

Жизнь и труды преподобного Сергия в истории русского монашества имеют особое значение, потому что он положил начало жизни пустынников, устроив вне города обитель с общиножитием. Устроенная на новых началах обитель Святой Троицы сначала во всем терпела крайнюю скудость; ризы были из простой крашенины, священные сосуды были деревянные, в храме вместо свечей светила лучина, но подвижники горели усердием. Святой Сергий подавал братии пример строжайшего воздержания, глубочайшего смирения и непоколебимого упования на помощь Божию. В трудах и подвигах он шел первым, а братия следовала за ним.

Однажды в обители совсем истощился запас хлеба. Сам игумен, чтобы заработать несколько кусков хлеба, собственноручно построил сени в келье одного брата. Но в час крайней нужды, по молитвам братии, неожиданно подавалась обители щедрая помощь. Через несколько лет после основания обители, около нее стали селиться крестьяне. Невдалеке от нее шла большая дорога к Москве и на север, благодаря чему средства обители стали возрастать, и она по примеру Киево-Печерской Лавры стала щедро раздавать милостыню и принимать на свое попечение больных и странников.

Слух о святом Сергии достиг Константино́поля, и патриарх Филофей прислал ему свое благословение и грамоту, которой утверждались новые порядки пустынного общиножития, заведенные основателем Свято-Троицкой обители. Митрополит Алексей любил преподобного Сергия, как друга, поручал ему примирять враждовавших князей, возлагал на него важные полномочия и готовил его себе в преемники. Но Сергий отклонил от себя это избрание.

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: “От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете”, – и решительно отклонил от себя эту почесть.

Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мама́ем. “Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию”, – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересве́та и Осля́бю, которые пали героями в Куликовской битве.

Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи.

Троице-Сергиевская Лавра распространила от себя во все стороны множество новых обителей. Она охватывала ими, как бы сетью, весь север и стягивала его к церковному и государственному центру России – Москве. При жизни святого Сергия были устроены им и при его содействии монастыри: Киржа́чский (близ реки Киржача́, во Владимирской губ.), Голу́твин (в Коло́мне), Симонов (в Москве), Высоцкий (близ Се́рпухова), Борисогле́бский (близ Росто́ва), Ду́бенский (в память Кулико́вской битвы), Покро́вский (близ Бо́ровска), Авраа́миев (близ Чухломы́). После кончины преподобного Сергия его учениками основаны монастыри: Са́ввин Стороже́вский (близ Звени́города), Железнобо́рский (близ Га́лича), Воскре́сенский (на Обноре, на севере Яросла́вской губ.), Ферапо́нтов, Кириллов-Белоозерский и др.К числу друзей преподобного Сергия принадлежал также святой Стефан, просветитель Пермской страны.

Тропарь: Иже доброде́телей подви́жник, я́ко и́стинный во́ин Христа́ Бо́га, на стра́сти вельми́ подвиза́лся еси́ в жи́зни вре́менней, в пе́ниих, бде́ниих же и поще́ниих, о́браз бы́в твои́м ученико́м: те́мже и всели́ся в тя́ Пресвяты́й Ду́х, Его́ же де́йствием све́тло укра́шен еси́. Но я́ко име́я дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, помина́й ста́до, е́же собра́л еси́ му́дре: и не забу́ди, я́коже обеща́лся еси́, посеща́я ча́д твои́х, Се́ргие Преподо́бне, о́тче на́ш.

Благоверный князь Вячеслав

12 окт. (28 сент. по церк.кал.)

Благоверный Вячесла́в (он же Винчесла́в, или Ва́цлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы (смотри выше), которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефо́дия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростисла́в (Вратисла́в), погиб в 920-ом год в бою с уграми, и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, и построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи устроили заговор против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болесла́ва занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене, и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935-ом году. Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть. Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургий только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронив их в церкви святого Вита. Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

Святитель Михаил Киевский

13 окт. и 28 июня (30 сент. и 15 июня по церк.кал.)

После своего крещения в Корсу́ни (Херсоне́се) в 988-ом году великий князь Владимир призвал болгарских и греческих священнослужителей для распространения на Руси Православной веры. Константинопольский патриарх Николай II-ой Хрисоверг прислал в Киев митрополита Михаила, множество священнослужителей и клириков. Святитель Михаил, вероятно, был родом болгарин. С собой он привез иконы, богослужебные книги на славянском языке, церковную утварь и мощи угодников Божиих. Крестив 12 сыновей князя Владимира, бояр и киевский народ, собравшихся для этого на Днепре, святитель начал заботиться об уничтожении языческих суеверий.

За годы служения святителя Михаила на Руси было воздвигнуто много храмов и основано несколько монастырей. Из храмов, построенных в Киеве, самым большим являлся Десяти́нный – в честь Пресвятой Богородицы. (Святой Владимир отдавал на содержание этого храма десятую часть своих доходов – отсюда “Десятинный”). В этот храм перенесли гроб с мощами великой княгини Ольги. В Переясла́вле, Черни́гове, Бе́лгороде, Влади́мире Волы́нском, Но́вгороде, Росто́ве Великом и других городах открывались православные храмы.

Летописец повествует, что при святом Михаиле “вера православная расцвела и засияла, как солнце”. Святитель Михаил отличался кротостью, смирением, неутомимостью в трудах и был истинным отцом своей паствы. Он был мудрым и строгим иерархом. Он поставлял пресвитеров, избирал опытных наставников, и им поручал дело обучения и образования детей в страхе Божием и целомудрии. При нем приняли крещение четыре болгарских князя и один печенежский. Известно еще, что он отправил монаха Марка проповедовать христианскую веру к волжским болгарам-мусульманам. Скончался митрополит Михаил в 992-ом году. Погребли его тело в Десятинной церкви. В синодиках Киевского и Новгородского Софийских соборов, он записан как “Первоначальник” Русской Церкви.


Источник: Избранные жития святых : Январь-декабрь / [Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина).

Комментарии для сайта Cackle