Библиотеке требуются волонтёры

епископ Александр (Милеант)

Март

Свидетели Истины (Подвиг мучеников)

Когда человек входит в православный храм, он попадает в особую, неземную обстановку: со всех сторон его окружают изображения ангелов и святых угодников Божиих. Среди этого сонма он видит людей разных национальностей, эпох, социального происхождения, уровня образования и образа жизни. Здесь князья и простолюдины, богатые и нищие, ученые и невежды. Но общее у очень многих из них то, что они покинули этот мир насильственным путем – умерли за Христа.

Мы называем их мучениками, но древняя Церковь именовала их “мартис,” что, в переводе с греческого значит “свидетель.” О смысле и значении мученического подвига мы хотим здесь поговорить.

Свидетель в общепринятом значении этого слова – это, во-первых, очевидец, – т.е. человек, который видел и слышал что-либо и дает об этом соответствующие показания. Судебные решения должны основываться на свидетельстве защиты и на свидетельстве обвинения. От свидетеля требуется, чтобы он сообщал не собственные домыслы и предположения, но только то, что он непосредственно наблюдал. Он должен приводить одни факты. Христианин становится “свидетелем” веры, когда он словом или своей жизнью свидетельствует о новой жизни во Христе, участником которой он стал. Здесь объектом свидетельства является не столько внешний, сколько внутренний, духовный опыт.

Священное Писание именует Господа Иисуса Христа “Свидетелем (ма́ртис) верным” (Откр. 1:5, 3:14). После Пятидесятницы свидетелями становятся Его ученики – апостолы Христовы и проповедники Евангелия (Деян. 1и 1:22; 1Петр. 5:1; Откр. 2и 6:9).

Господь Иисус Христос так говорил о цели Своего пришествия в мир: “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины, слушает Меня” (Иоан. 18:37, 8:32). Истина, о которой свидетельствовал воплотившийся Сын Божий, была не отвлеченным религиозно-философским учением, а Божественным откровением того, что Он слышал от Своего Отца и видел в том духовном мире, откуда пришел. Он рассказывал как опытно знающий и учил жить так, как живут блаженные существа в Царстве Его Отца.

Тех, кто принимал Его свидетельство, Он уже в этой временной жизни, в меру их способности, приобщал к благодатной жизни, давал им предвкусить радость общения с Богом, почувствовать согревающую и животворную силу божественного света. Люди, опытно познавшие благость Божию, сами становились свидетелями Христовыми – и словом и в особенности своей добродетельной жизнью.

Для учеников Христовых религиозный опыт был особенно ощутимым. Апостол Иоанн так писал о том, что он и другие апостолы познали, общаясь со Спасителем:

“О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши – о Слове жизни. Ибо жизнь явилась, и мы видели, и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам … И это возвещаем вам, чтобы вы имели общение с нами, а наше общение – с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И это пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна” (1Иоан. 1:1–4).

Если бы Христос предлагал только отвлеченные идеи, то Его учение принималось бы спокойно и не вызывало бы того резкого разделения в обществе, которое мы наблюдаем в истории христианства. Слова Христовы, как яркий свет проникают в помраченную душу грешника, обнаруживают перед ним его нравственное убожество и закоренелые язвы его души. Поэтому верить в Христа и принятие Его учения неизменно ведет к перестройке мировоззрения и к самым коренным изменениям в образе жизни. Этот же духовный свет, проникая всё глубже и глубже в лабиринты грешной души, разливается в ней благотворным бальзамом, исцеляя раны, вливая в человека свежие нравственные силы и воодушевляя его к добродетельной жизни.

И по мере того, как человек очищается и нравственно совершенствуется, он опытно познает благость Божию. Перед его духовным взором открываются всё новые горизонты, он начинает глубже понимать суть духовной жизни, суетность и лживость окружающей среды, он всё яснее видит, к чему надо стремиться и как поступать. Познав на личном опыте насколько лучше и радостнее жизнь в общении с Богом сравнительно с той пустотой и мраком, в котором он раньше пребывал, человек жаждет сделать это общение всё полнее и совершеннее. Царство Божие поистине становится для него бесценным сокровищем (Мат. 13:44), ради приобретения которого он готов жертвовать всем – включая свою жизнь.

Но, к сожалению, не все способны увидеть свет, не все находят в себе силы расстаться с греховными привычками, отказаться от материальных преимуществ, ради обновления души. Из Евангельских рассказов мы видим, как с первого же дня проповеди Христовой человеческое общество начало делиться на два лагеря – на тех, кто с радостью принимал учение Христово, и на тех, кто это учение отвергал. Причем нередко эти люди не просто пассивно игнорировали учение Спасителя, но восставали против него с негодованием и даже ненавистью. Иисус Христос так объяснил это обстоятельство: “Всякий, делающий злое, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не обнаружились дела его, потому что они злы. Ибо всякий, поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге сделаны” (Иоан. 3:20–21). Иными словами, учение Спасителя обладает свойством вскрывать подлинное расположение человека, его тайные стремления и предпочтения. Человек, который дотоле пребывал как бы в нейтральном духовном состоянии, услышав проповедь Евангелия, не может безразлично отнестись к ней: он становится или учеником или врагом Христовым.

Все возрастающая ненависть ко Христу со стороны книжников и религиозных вождей еврейского народа, в конце концов вылилась в то, что они оклеветали Его на своем суде, приговорили его к смерти и добились перед Пилатом Его распятия на кресте. Так первый Свидетель веры (Откр. 1:5) стал и первым Мучеником за нее. Но Он же Своим воскресением победил начальника лжи и смерти дьявола и этим уверил всех, что, в конце концов, праведность и жизнь восторжествуют.

Воскресение Спасителя и сошествие Святого Духа было теми знаменательными событиями, которые окончательно убедили апостолов в истинности всего того, чему учил Господь Иисус Христос, и они как очевидцы Евангельских событий решили посвятить свою жизнь распространению Христовой веры. Свою проповедь они воспринимали именно как свидетельство о той благодатной жизни, которую они получили в Иисусе Христе. И, как во времена земной жизни Спасителя, Его учение одних привлекало, а других отталкивало, так и во все последующие века, распространяясь по разным странам, оно делит общество как бы на два лагеря. “Не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее … И враги человеку домашние его,” – предсказывал Божественный основатель веры (Мт. 10:34–35).

Первым за свою веру пострадал архидиакон Стефан, которого иудеи побили камнями за стенами Иерусалима вскоре после сошествия Святого Духа. Со временем – в разных странах и при самых разных обстоятельствах – пострадали за веру Христову Его ученики и апостолы. Кажется ап. Иоанн Богослов был единственный, который умер естественной смертью – это была особая награда ему за его мужественное стояние у креста Спасителя.

Нерон (54–68 г). был первым римским императором, который воздвиг массовое и систематическое гонение на христиан. При нем пострадали в Риме апостолы Петр и Павел. Христиан предавали в цирке на съедение диким зверям или поливали смолой и зажигали на подобие факелов для освещения города.

Писатель 2-го века, святой Иустин Философ, тоже закончивший свою жизнь мученической смертью, следующим рассказом иллюстрирует, как христианство разделило общество в самой его основе – в семье. В городе, где он жил, – пишет святой Иустин, – одна женщина-язычница стала христианкой. Ее муж, язычник, озлобился на нее за это и пожаловался не нее местному судье. Предвидя, что ее не ожидает ничего доброго, женщина выхлопотала отсрочку своей явки в суд с тем, чтобы распорядиться своим имуществом. Пока она приводила в порядок свои дела, ее озлобленный муж привлек к суду и некоего Птоломея, который, как он узнал, научил его жену христианской вере. На суде Птоломей был допрошен, и, когда он признал свою принадлежность к христианской вере, судья приговорил его к смертной казни. Тогда двое из присутствовавших на суде запротестовали, что порядочного человека приговорили к смерти только за его религиозные убеждения. Судья поинтересовался, не являются ли протестующие тоже христианами. Когда они ответили утвердительно, судья и их приговорил казнить. Так, пока подготовлялось судебное дело против жены-христианки, трое других христиан поплатились своей жизнью. Наконец, была судима и осуждена на смерть и сама жена.

А все началось с того, как объясняет святой Иустин, что она, став христианкой, не захотела больше принимать участие в телесных извращениях своего мужа, считая их греховными (2-ая Апология Иустина к Римскому Сенату).

Хотя поименно известно только несколько тысяч мучеников, фактически их количество достигает многих десятков миллионов.

Гонения на христиан никогда полностью не прекращались, только усиливалась или утихали, и переходили из одной местности в другую. Несколько периодов в истории были особенно тяжелыми для верующих. В первые три века христианской эры гонениями на христиан руководили, главным образом, римские императоры. После сравнительно спокойного периода новую волну кровавых преследований воздвигают арабы-мусульмане в 7–9 веках; их сменяют турки в 13–18 веках (Нельзя не заметить контраст между способом распространения христианства и мусульманства). Апостолы шли к людям с проповедью любви; они были полны кротости и часто становились жертвой неверующих. Мусульмане же с первого дня возникновения своей религии распространяли ее буквально огнем и мечом. И, наконец, в первой половине нашего столетия неистово свирепствуют против верующих безбожники-коммунисты. При этом каждая новая волна гонений становится более жестокой и более кровопролитной, чем предыдущая. Священное Писание предсказывает еще большие гонения перед концом мира.

Таким образом, война против христианской веры проходит через всю новозаветную историю. Как объясняет Священное Писание, ее возглавляет сам падший дух, древний дракон, считающий себя князем мира сего.

Но пострадав физически за Христа, свидетели Его не погибли. Напротив, они, как и Христос, духовно победили и теперь царствуют с Ним на Небе (Откр. 3:21,).

Обстоятельства смерти у каждого исповедника веры индивидуальны. Общее у них то, что Господь Иисус Христос и та благодатная жизнь, которую они получили в христианстве, стали для них главнейшим. “Христианин скорее отдаст за веру свою жизнь, чем язычник за всех богов кусок мантии,” – писал Ориген (письмо к Цельсию 7, 182–215 г.). Отречься от Христа и Его учения означало отказаться от самого для них драгоценного – лишить себя Бога и вечной жизни. Преклонить свою голову перед злом и ложью, ради продления своего жалкого земного существования – воспринималось ими как ужасная трагедия.

Христианское мученичество по существу своему отличается от самопожертвования фанатиков. Фанатизм – это слепая приверженность какой-нибудь идее. Фанатики способны отдать свою жизнь, чтобы что-то доказать другим, как например: буддистские монахи сжигали себя, чтобы обратить общественное внимание на проблемы в своей стране. Христианство запрещает самоубийство, как великий грех. “Когда будут гнать вас в одном городе, бегите в другой,” наставлял Господь (Мт. 10:23). Мученики страдали не для того, чтобы “доказать” что-то, но потому что не желали лишиться духовно-благодатной жизни, которую они получили в Господе Иисусе Христе. Вечная жизнь на Небе была для них дороже временной физической.

Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение,” – говорил апостол Павел (Фил. 1:21). Он наставлял христиан принимать гонения за Христа с радостью, как честь и повод к еще бо́льшей награде в Раю: “Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Фил. 1:29) .

Господь Иисус Христос знал через какие великие испытания придется пройти многим из Его последователей и готовил их к мученическому подвигу, говоря: “Вот Я посылаю вас, как овец среди волков. Итак будьте мудры, как змий, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей, ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас… Говорю вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать… Сказываю же вам: всякого, кто исповедует Меня пред людьми, и Сын Человеческий исповедует пред Ангелами Божиими. А кто отвергнется (отречется) Меня пред людьми, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими… Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как, или что отвечать, или что говорить. Ибо Дух Святой научит вас в тот час, что должно говорить… Предаст же брат брата на смерть, и отец сына, и восстанут дети на родителей, и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое. Претерпевший же до конца спасётся… Не пять ли малых птиц продаются за мелкую монету? И ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове сочтены. Итак, не бойтесь – вы дороже многих малых птиц” (Мт. 10:16–42; Лк. 12:2–12 и 21:12–19).

Видя непоколебимую веру христиан, то великое мужество, с каким они идут на страдания и смерть, многие язычники убеждались в истинности христианской проповеди и сами становились христианами. Справедливо наблюдение Тертуллиана (писателя 3-го столетия), что “Кровь мучеников – семя новых христиан.”

Итак, о вечных ценностях, о духовном богатстве и об истинной жизни свидетельствуют нам христиане-мученики. Покинув этот скорбный мир, они ныне предстоят в неописуемой радости перед Престолом Всевышнего, как открылось это взору апостола Иоанна:

“И вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих… Это те, которые пришли от великой скорби, они омыли и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его. И Сидящий на престоле будет обитать в них. Они уже не будут ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который среди престола будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их” (Откр. 7:9–17).

Своим подвигом мученики Христовы свидетельствуют о реальности духовных ценностей, о существовании иной жизни, которая несравненно лучше нашей. Они зовут нас мужественно бороться со злом, любить Бога и лично убедиться, какое великое благо иметь Его в своей душе. Молитвами святых мучеников Господь да дарует нам крепкую веру и мужество, необходимые для достижения тихой пристани Царства Небесного.

Епископ Александр

Преподобномученица Евдокия

14 марта (1 марта по церк.кал.)

Святая Евдоки́я была самаря́нкой по рождению. Жила она в Илио́поле Финики́йском (на восток от Лива́нских гор и на север от Палестины во времена Римского императора Трая́на (89–117 гг.). Отличаясь в молодости редкой красотой и стройностью, Евдокия вела греховную жизнь, торгуя своим телом. Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей.

Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Ге́рман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде.

Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре.

Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души. С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игу́меньи своей обители. Приняв начальственную должность, Евдокия направила свои силы на добрые дела. Она кормила и одевала странников, посещавших ее обитель, исцеляла больных своими молитвами.

Так Евдокия 56-ть лет подвизалась в добрых делах и иноческих подвигах. В 152-ом году, при императоре Антонине, она мученически закончила свою праведную жизнь. За распространение христианской веры Евдокию оклеветали в колдовстве и обмане. Без судебного разбирательства ее отвели на место казни и там обезгла́вили.

Так святая Евдокия за свои монашеские подвиги, за добрые дела и за мученическую смерть заслужила себе тройной венец в Царстве Небесном.

Тропарь: Пра́востию у́мною, ду́шу твою́ привяза́вши в любо́вь Христо́ву, тле́нных и кра́сных и вре́менных забытие́м претекла́ еси́, я́ко Сло́ва учени́ца, поще́нием стра́сти пе́рвее умертви́вши, страда́льчески второ́е врага́ посрами́ла еси́. Тем Христо́с сугу́бых венца́ сподо́би тя, преподо́бная му́ченице Евдоки́е: да изба́вимся неду́г душе́вных, и чуде́с благода́ть почерпне́м.

Мученица Антонина

14 марта (1 марта по церк.кал.)

Древность веков стерла следы и детали христианской жизни святой Антони́ны. Известно только, что она жила в городе Нике́е Вифи́нской области (на северо-западном берегу Малой Азии, ныне Турции). В 302-ом году во время гонения на христиан при императоре Диоклетиа́не святая Антонина за отказ принести жертву идолам была подвергнута мучениям. После долгих истязаний ее завязали в мешок и утопили в ближайшем озере.

Тропарь: А гница Твоя́ Иису́се Антони́на зове́т ве́лиим гла́сом: Тебе́, Женише́ мой, люблю́, и Тебе́ и́щущи страда́льчествую, и сраспина́юся, и спогреба́юся креще́нию Твоему́, и стра́жду Тебе́ ра́ди, я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя, да и живу́ с Тобо́ю, но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вью поже́ршуюся Тебе́: тоя́ моли́твами, я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши наша.

Мученики Павел и Иулиания

17 марта и 30 авг. (4 марта и 17 авг. по церк.кал.)

Мученики Павел и сестра его Иулиани́я (и с ними – Квадра́т, Ака́кий и Стратони́к) пострадали при императоре Аврелиа́не – около 273-го года, в Птоломаи́де Филиппийской. Святой Павел присутствовал на торжественной встрече императора, и когда Аврелиан въезжал в Птоломаи́ду, святой Павел осенил себя крестным знамением. За это он был заключен в темницу, а потом подвергнут жестоким мучениям.

Его сестра Иулиания присутствовала при его истязаниях и начала обличать мучителей в жестокости, за что и ее подвергли мучениям. Но хранимые Богом мученики чудесно исцелились от ран. Видя такое чудо, три их мучителя: Квадра́т, Ака́кий и Стратони́к – обратились ко Христу. Всем им отрубили мечем голову.

Тропарь: Му́ченицы Твои́ Го́споди, во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́ Бо́га на́шего: иму́ще бо кре́пость Твою́, мучи́телей низлоша, сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. Тех моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Сорок мучеников Севастийских Валерий, Клавдий, Леонтий, Феофил и др.

22 марта (9 марта по церк.кал.)

313-ом году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320-го года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии (ныне Турции). Военачальник Агрикола принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались.

Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города Севастии. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала члены святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжелым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена теплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекается от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, он сбросил с себя одежду и присоединился к 39-ти мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзали, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников бросили в реку.

Через 3 дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Еп. Петр собрал их кости и с честью похоронил. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.

Память 40-ка мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.

Благоверный князь Ростислав

27 марта (14 марта по церк.кал.).

Благоверный Ростисла́в, князь Киевский, (в крещении Михаил) был внуком Владимира Мономаха, сыном Мстислава 1-го и братом князя Всеволода. Когда Мстислав унаследовал киевский престол, он отдал Смоле́нск в управление своему третьему сыну Ростиславу. Ростислав управлял Смоленским княжеством более 40-ка лет. Он основал ряд городов, построил много храмов и Смоленский кремль. При нем образовалась Смоленская епархия.

В 50-ые годы 12-го века он был втянут в борьбу за Киев, которую вели княжеские семьи Ольговичи и Мономаховичи. Ростислав стал Киевским князем в 1159-ом году. Он отличался высокими христианскими качествами: любовью к подчиненным, желанием блага всем, забвением обид. Известно еще, что Ростислав стремился принять монашеский постриг, но не смог осуществить это желание. Его духовником был Полика́рп, настоятель Киево-Печерской лавры. Народ любил Ростислава. Возвращаясь из похода на Новгород, он заболел и скончался в 1167-ом году. Похоронили его в Киеве в Фео́доровском монастыре, основанном его отцом.

Святой Алексей, человек Божий

30 марта (17 марта по церк.кал.)

В 4-ом столетии жили в Риме богатые супруги Евфимиа́н и Аглаи́да, известные своим милосердием и сострадательностью. Они ежедневно принимали в своем доме и кормили бедных, сирот, вдов и странников. Если в какой день мало бедняков приходило к столу, то Евфимиан с грустью говорил: “Недостоин я ходить по земле Бога моего.”

Все любили Евфимиана и его жену, но у них не было детей. Евфимиан и Аглаида сожалели об этом и ежедневно просили Господа, чтобы для утешения в старости послал им сына. Наконец Бог услышал их молитву, и у них родился сын, которого при крещении назвали Алексе́ем. Родители прилагали все старания, чтобы их сын вырос добрым и благочестивым.

Направляемый благочестивыми родителями, Алексе́й с ранних лет возлюбил Господа. Он строго постился, одевался скромно, часто молился. Когда Алексей достиг совершеннолетнего возраста, родители нашли ему невесту и обвенчали его.

В первый же день брака, когда юные супруги остались наедине, Алексей подошел к своей жене-девице, подал ей золотой перстень, драгоценный пояс и сказал: “Храни это, и Бог да будет между мной и тобой до той поры, пока благодать Его не устроит в нас нечто новое.” Сказав это, Алексей удалился.

Сняв с себя богатую свадебную одежду, он надел одежду сельского жителя, взял немного денег и ушел из родительского дома. Алексея влекли слова Христовы: “Всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли – ради имени Моего, тот получит во сто крат (больше) и наследует жизнь вечную” (Мт. 19:29). Можно предполагать, что до ухода из отцовского дома святой Алексей согласился жениться, чтобы обеспечить будущее своей невесты.

Скитаясь из страны в страну, Алексей наконец достиг города Эде́ссы. Здесь находился древний Нерукотво́рный Образ Спасителя. В Эдессе Алексей раздал бедным свои последние деньги и стал жить нищим около храма в честь Пресвятой Богородицы, питаясь подаяниями. День и ночь Алексей проводил в молитве, а по воскресеньям причащался Святых Тайн. Так 17-ть лет он прожил в нищете и в духовных подвигах.

Постепенно многие жители Эдессы познакомились с нищим, сидящим у храма, и оценили его высокие духовные качества. Один из служителей храма увидел во сне Пресвятую Деву Марию, Которая сказала ему: “Введи в церковь Мою человека Божия: ибо молитва его доходит до Бога, и как венец на голове царской, так на нем Дух Святой.” Церковнослужитель удивлялся, о ком были эти слова, но видение повторилось, и Богоматерь указала на нищего, который сидел у дверей храма.

С этих пор уважение к Алексею еще больше возросло, его начали хвалить и открыто ставить в пример. Тогда Алексей, избегая суетной славы, ушел из Эдессы. Достигнув Средизе́много моря, он сел на корабль, чтобы добраться до какой-нибудь другой страны. Во время плавания на море поднялась страшная буря, и после нескольких дней поврежденный корабль прибило к берегам Италии, – недалеко от Рима, где когда-то жил Алексей.

Сойдя на берег, Алексей направился к своему дому, и по дороге встретил своего отца, возвращавшегося из церкви. Кланяясь ему, Алексей сказал: “Помилуй меня нищего и дай мне угол в доме твоем. За это Господь благословит тебя и даст тебе Царство Небесное, и если имеешь кого-либо из близких твоих странствующего, то благополучно возвратит его.” Эти слова напомнили Евфимиану о его пропавшем сыне, он прослезился и повелел дать нищему маленький домик в своем имении.

Так Алексей стал жить в отцовском имении, никем не узнанный, потому что, прожив столько лет в лишениях, Алексей внешне сильно изменился. Алексей и дома вел такой же образ жизни, как раньше в Эдессе: постоянно молился Богу, причащался каждое воскресение, переносил нищету, довольствуясь самым малым. Трудно было Алексею, живя около отца, матери и жены, видеть их скорбь о пропавшем сыне и муже. Так прошло еще 17 лет.

Когда же Алексей почувствовал приближение своей смерти, он на ха́ртии (бумаге) описал свою жизнь, начиная со дня разлуки с родными, и стал готовиться к смерти.

В следующее воскресенье епископ города Рима Инноке́нтий в присутствии царя Гоно́рия служил в храме литургию. Было много молящихся. Во время богослужения в храме раздался голос: “Ищи́те человека Божия в доме Евфимиана.” Царь, обратившись к Евфимиану, спросил: “Почему ты не сообщил нам, что у тебя живет человек Божий.” Евфимиан ответил: “Видит Бог, я не знаю, о ком идет речь.”

Тогда царь Гоно́рий и папа Инноке́нтий решили лично посетить дом Евфимиана и познакомиться с человеком Божиим. Придя в его имение, они узнали от слуг, что в маленьком домике живет нищий, который все время проводит в молитвах и в строгом посте.

Войдя в хижину, они увидели изможденного человека, бездыханно лежащего на полу. Его лицо сияло, а тело благоухало.

Царь, увидев ха́ртию в руке Алексея, взял ее и прочитал вслух. Тогда-то, наконец, Евфимиан и все присутствующие узнали, что нищий, который жил здесь много лет и был пропавшим сыном Евфимиана. Сильно скорбели родители, что поздно узнали о своем любимом сыне, но одновременно и утешались тем, что он достиг такой великой святости.

Тропарь: Возвы́сився на доброде́тель и ум очи́стив, к жела́нному и кра́йнему дости́гл еси́: бесстра́стием же укра́сив житие́ твое́, и поще́ние изря́дное восприи́м со́вестью чи́стою, в моли́твах я́ко бесполо́тный пребыва́я воссия́л еси́ я́ко со́лнце в ми́ре, преблаже́нне Алекси́е.

Мученики Хрисанф и Дария

1 апреля (19 марта по церк.кал.)

Святые Хриса́нф и Да́рия (и с ними Кла́вдия, Ила́рия, Ясон и Мавр) пострадали в Риме в 283-ем году. Святой Хриса́нф был сыном знатного сенатора, получил блестящее образование и с юных лет полюбил книги. Купив Евангелие и Апостольские послания, он с интересом прочел их. Его пленяла высота Евангельского учения, но многое в этих книгах он не мог понять.

Промыслом Божиим Хрисанф познакомился с одним священником, который обстоятельно разъяснил ему христианскую веру. Глубже изучив Евангелие и проникнувшись идеалом христианской нравственности, Хрисанф отказался от языческих заблуждений своей семьи и принял святое крещение. Хрисанф горел желанием и других язычников приобщить к Христовой вере, и поэтому он начал усердно и безбоязненно проповедовать Евангелие.

Отец его, убежденный язычник, узнав о крещении сына и желая отвратить его от христианства, посадил его в темницу и начал морить его голодом и холодом. Но страдания только укрепляли веру Хрисанфа. Тогда отец, надеясь этим вернуть сына к язычеству, освободил Хрисанфа из тюрьмы и повенчал его на девице Да́рии – жри́це при языческом ка́пище в честь боги́ни Афи́ны. Но вместо этого Хрисанф в скором времени обратил Дарию в христианство, и она крестилась.

Когда отец Хрисанфа умер, дом молодых супругов сделался обителью для новообращенных христиан. Через какое-то время трибуну Кла́вдию донесли, что Хрисанф и Дария пропове́дуют христианство. Клавдий предал их мучениям, но, видя твердость и чудеса мучеников, сам уверовал во Христа с женой своей Ила́рией и сыновьями Ма́вром и Иасо́ном.

За это по приказу императора Кла́вдий был утоплен с камнем на шее, а его сыновьям отрубили мечем голову. Мать их Илария скончалась на их могиле, прежде чем ее предали мучениям. Хрисанфа же и Дарию после страшных мучений закопали живыми в землю. Впоследствии в день памяти святых Хрисанфа и Дарии многие римские христиане собирались для молитвы в пещере около места их праведной смерти. Язычники, узнав об этом, завалили пещеру, и собравшиеся в ней погибли от голода. В числе погибших в пещере называют пресвитера Диодо́ра и диакона Мариа́на.

Тропарь: Му́ченицы Твои́ Го́споди, во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́ Бо́га на́шего: иму́ще бо кре́пость Твою́, мучи́телей низложи, сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости. Тех моли́твами спаси́ ду́ши на́ша.

Мученица Лидия и ее семья

5 апр. (23 марта по церк. кал.)

Святой Фили́т, его жена Ли́дия и их дети: Македо́н и Феопрепи́д – пострадали за Христа при императоре Адриа́не (118–138 гг.). Филит был царским советником (синклитом). Сведения о нем и его семье очень скудные. Известно, что страдания семьи Филита начались в Риме и кончились в Иллирике. Брошенные в кипящее масло, они остались целы и невредимы. Желая скорее соединиться со Христом, мученики сами себе испросили кончину и с молитвой отошли ко Господу.

Видя крепкую веру Филита и его семьи, военачальник Амфило́хий и тюремщик Крони́д уверовали в Христа и тоже пострадали как мученики.

Тропарь им тот же, что Хрисанфу и Дарии (смотри выше).

Архангел Гавриил

8 апреля (26 марта цер.кал.)

На следующий день после праздника Благовещения совершается память – “собо́р” (собственно, молитвенное собра́ние в честь) архангела Гаврии́ла, принесшего Деве Марии весть о рождении от Нее Спасителя мира.

Архангел Гаврии́л – это один из семи главных ангелов, которые согласно книге Товита “приносят молитвы святых и входят пред славу Святого” (Тов. 12:15). Имя Гавриил означает на еврейском языке сила Божия.

Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник, которого Бог посылает, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого.

Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира, (Дан. 8:16, 9:21). Перед пришествием Сына Божия в мир архангел Гавриил явился в храме старцу Заха́рии и сообщил ему о чудесном зачатии Предте́чи.

Через шесть месяцев он явился в Назаре́те Деве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Христа-Спасителя, (Лк. 1-я глава).

По мнению некоторых отцов Церкви, архангел Гавриил послан был для подкрепления Спасителя во время молитвы в Гефсиманском саду и потом для того, чтобы возвестить Богоматери день Ее Успения. Вот почему в богослужебных книгах Церковь именует архангела Гавриила “служи́телем чудесе́.”

Но являясь Божиим вестником важнейших ветхозаветных и новозаветных событий, архангел Гавриил, следовательно, должен быть особенно близок к Богу. На иконах архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью (белой лилией) в руке, которую по преданию он принес Деве Марии в день Благове́щения.

О природе, жизни и служении ангелов сказано более подробно в брошюре “Ангелы – вестники воли Божией.”

Тропарь: Небе́сных во́инств архистрати́же, мо́лим тя при́сно мы недосто́йнии, да твои́ми моли́твами огради́ши нас, кро́вом крылу́ невеще́ственныя твоея́ сла́вы, сохраня́я нас припа́дающих приле́жно, и вопию́щих: от бед изба́ви нас, я́ко чинонача́льник вы́шних сил.

Мученицы Алла и Лариса

8 апр. (26 марта по церк. кал.)

Святые мученицы А́лла и Лари́са пострадали с другими мучениками в первой половине 4-го века в Готфии, где они по приказу царя Унгерике были сожжены в храме во время церковной службы.

Святая Гаа́фа, супруга другого готского царя, вместе со своей дочерью Дукли́дой собрала останки святых мучеников и удалилась с ними в Кизик (в Крыму). Когда Гаафа возвратилась в Готфию, разъяренные язычники забросали ее камнями. Ее же дочь, святая Дуклида, мирно скончалась в Кизике.

Тропарь им тот же, что и Хрисанфу и Дарии (смотри выше).


Источник: Избранные жития святых: Январь-декабрь / [Сост. архиеп. Пермским и Соликамским Афанасием ; По материалам протоиерея Александра Милеанта]. - СПб. : Сатисъ : Держава, 2003. - 316 с. (Чтение христианина). ISBN 5-7373-0104-4

Комментарии для сайта Cackle