Источник

Сила Преизбыточествующая (о благодати Святого Духа)

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью

Введение. Мученик Никифор

ВО ДНИ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ВАЛЕРИАНА (253–259 годы по Р. Хр.) в Антиохии жили два неразлучных друга – Никифор и пресвитер Саприкий. Они настолько любили друг друга, что люди принимали их за родных братьев. Но вот врагу рода человеческого, дьяволу, удалось так поссорить их, что они возненавидели друг друга.

Несколько лет спустя вспыхнуло всеобщее гонение на христиан, и пресвитера Саприкия как служителя Церкви арестовали в первую очередь. Палачи старались пытками вынудить пресвитера к отречению от Христа, но тот мужественно переносил все страдания.

Узнав о том, что его прежний друг арестован и скоро будет казнен, Никифор пожалел, что поссорился с ним, и поспешил к месту казни, чтобы поскорее примириться с этим будущим мучеником за Христа. Но все мольбы о прощении пресвитер игнорировал. Тогда, отчаявшись, Никифор пал на колени и стал умолять Саприкия хотя бы ради Христа простить его. Но тот вместо ответа с презрением отвернулся от него. Даже палачи удивлялись упрямству пресвитера и советовали Никифору перестать унижаться перед этим гордецом.

Но вот, когда Саприкия подвели к плахе и занесли над ним меч, произошло нечто совсем неожиданное: им овладел панический страх, и он, вскочив, стал махать руками и вопить: «Не убивайте меня, я сейчас же принесу жертвы богам!»

Палачи в недоумении остолбенели, а Никифор, видя, что его бывший друг – пресвитер так позорно отрекся от веры, воскликнул во всеуслышание: «Я – христианин и ваших мерзких богов презираю!» Тогда правитель, наблюдавший все происходившее, велел пресвитера отпустить, а вместо него казнить Никифора.

Так венец мученичества, уготованный Саприкию, перешел на главу Никифора, память которого празднуется Церковью 22 февраля (по нов. стилю).

Как объяснить внезапный страх того, кто до тех пор мужественно терпел все пытки? Очень просто: Сам Господь укреплял пресвитера. Но когда Саприкий погрузился в тьму злобы и ненависти, Бог отнял от него Свою благодать, и тот оказался беспомощным и жалким, как обычные люди перед лицом насильственной смерти.

В этой работе мы хотим поговорить о духовной силе, которой нет равной в природе, – о благодати Божией. Мы постараемся раскрыть ее значение в жизни христианина и способы ее действия, а также указать пути, которыми она приобретается.

Сила не от мира сего

Благодатью Божией называется та таинственная духовная сила, энергия, которая, исходя от Бога, оживотворяет, укрепляет и освящает все разумно-нравственные существа.

Современному человеку нет надобности доказывать необходимость обычной физической энергии. Прекратись, например, поступление нефти, и все остановится: все виды транспорта, фабрики и производства, различные способы коммуникации и передвижения. Города и села останутся без электроэнергии, не будет воды в кранах, продукты начнут гнить в холодильниках – словом, наступит всеобщий кризис. А что произошло бы с нами, если, предположим, внезапно солнце перестало бы светить? Земля погрузилась бы в кромешный мрак и стала замерзать, прекратился бы процесс фотосинтеза, все живое стало бы умирать от холода и голода, и в скором времени наша прекрасная планета, изобилующая жизнью, обратилась бы в гигантское кладбище!

Что солнце для мира, то благодать Божия – для людей и всех духовно-разумных существ. Благодать – это та божественная сила, которая дает нам возможность духовно расти и совершенствоваться.

Действительно, благодать Божия просвещает разум человека, помогая ему увидеть истину и полюбить ее. Она врачует душевные немощи, очищая совесть и освобождая человека от тиранства страстей. Чувства огорчения и озлобленности она преображает в чувства радости и миролюбия. Она успокаивает мятущиеся мысли, помогая человеку увидеть цель своего земного существования. Она обнаруживает перед сознанием человека всю ничтожность и суетность земных благ и великую ценность небесной жизни. Людей легкомысленных и порывистых она делает степенными и мудрыми, боязливых – мужественными, скупых – щедрыми, злобных – миролюбивыми. Она воодушевляет человека любить Бога и людей (даже своих врагов) и вливает в него силы и жажду жить для добра. Словом, благодать Божия простирается на все стороны внутренней жизни человека и является источником мощных духовно-нравственных сил.

Насколько благодать Божия действенна в возрождении людей, можно узнать из библейской и церковной истории. До пришествия Спасителя, хотя Заповеди Божии были известны людям благодаря голосу совести и Священному Писанию, люди были неспособны нравственно расти и совершенствоваться, потому что «рожденное от плоти есть плоть» (Иоан. 3:6). Поэтому «благочестие» даже среди лучших представителей избранного народа Божия сводилось главным образом к скрупулезному выполнению религиозных ритуалов. Языческий же мир, по свидетельству ряда писателей дохристианской эпохи, буквально вырождался нравственно, все больше погрязая в материализме и пороках.

Взирая на это плачевное состояние общества, ветхозаветные пророки с горечью уподобляли его безводной пустыне, неспособной производить ничего, кроме мелких горьких трав.

Тем не менее своим духовным взором они проникали в то светлое будущее, когда Бог сжалится над грешным человеческим родом и пошлет ему Свою возрождающую духовную силу: «Возвеселится пустыня и сухая земля! – восклицал пророк Исаия. – Возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться... Тогда [во времена Мессии] откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. Тогда превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод» (Ис. 35:1–7).

Однако нравственное возрождение людей – приятие ими благодати Духа Святого – ожидало искупления их грехов, как объясняет евангелист Иоанн Богослов: «Еще не было [на верующих] Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Иоан. 7:39).

Но вот милостивый Господь, воплотившийся Сын Божий, принес на кресте великую искупительную жертву за грехи рода человеческого, и тогда, на пятидесятый день после Его славного воскресения, сошел на учеников Христовых долгожданный Дух Утешитель. Это чудесное событие проявило себя в гласе бурного ветра и огненных языков, которые, спустившись на главы апостолов, облекли их силою свыше (Лк. 24:49) и зажгли в их сердцах духовное горение (Лк. 12:49). Тогда исполнилось то, что обещал Бог через пророка Иоиля, сказав: «Изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши. Старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения» (Иоиль 2:28–32, Деян. 2).

Дух Святой, сойдя на учеников Христовых, сразу обнаружил Свою божественную мощь в тех значительных внутренних изменениях, которые Он произвел и в них, и в тех, которые по их слову обратились в христианство (Деян. 2). Апостолы, как мы знаем, были людьми простого происхождения – некнижными, совсем не владеющими словом, робкими. Когда же Дух Святой обогатил их духовные силы, они настолько исполнились мудростью и даром вдохновляющего слова, что стали успешно обращать к вере тысячи, десятки тысяч людей – не только простого, но и знатного происхождения, а также людей ученых. Апостол Павел (хотя получил разностороннее образование и прекрасно владел словом) успех своей проповеди приписывал не своему красноречию, а именно действию Духа Святого, зажигающего веру в людях: «Слово мое и проповедь моя, – пишет апостол, – были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» (1Кор. 2:4).

Насколько мощными были духовные перемены в людях, производимые благодатью Святого Духа, можно проследить по жизни первохристианской общины в Иерусалиме. «[Тогда верующие], – свидетельствует апостол Лука, – пребывали вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога, и пользовались любовью всего народа... У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... Не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 2:42–47, 4:32–35).

Замечательно, что это вдохновенное горение любви к Богу и людям первых христиан не могли погасить ни гонения, ни тюремные заключения, ни даже казни. Вместо того чтобы пасть духом или озлобиться, верующие иудеи радовались, что страдают за Христа (Евр.10:34. О духовной радости, производимой Духом Святым смотри еще: Ис. 12:3; Иез. 36:26–27; Мф. 11:28; Ин. 8:36; Ин. 16:22; Рим. 5:1–5; Рим. 8:37; 2Кор. 1:4–5; Фил. 4:7; 1Фес. 1:6; Кол. 1:13).

Кроме светлых чувств веры и радости, другим отличительным действием благодати Духа Святого являются решительность и мужество, которыми Он наделяет верующих (2Тим. 1:7). Апостол Петр, например, который при аресте Спасителя испугался обвинявшей его служанки и с клятвой отрекся от Христа, после получения Духа Святого стал настолько мужественным, что на собрании синедриона в лицо обличил иудейских начальников в убийстве Мессии и смело объявил им, что, невзирая ни на какие угрозы, он будет повсюду распространять христианскую веру (Деян. 4:1–22). Замечательно, что когда много лет спустя апостола Петра приговорили к распятию на кресте в римском Колизее, его испугала не перспектива мучительной смерти на глазах ликующей черни, а то, что он недостоин умереть так, как умер Спаситель мира. Поэтому он попросил, чтобы его распяли вниз головой, что и было сделано.

В том же римском Колизее на протяжении нескольких веков погибло огромное количество христианских мучеников. По свидетельству современников, многие из них принимали смерть с радостью и хвалебными гимнами на устах. Вот мощь благодати Божией, возвышающей человека над его обычными немощами!

Особые благодатные дарования

Кроме так называемых общих дарований, которыми Дух Святой обогащает каждого верующего для его нравственного возрождения, существуют еще так называемые чрезвычайные дары, которые Он подает некоторым людям для служения Церкви. Об этих особых дарах мы читаем у апостола Павла: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно... Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями, далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки...» (1Кор. 12:7–11, 28).

Со временем надобность в некоторых чрезвычайных дарованиях ослабела (например, в даре языков и пророчества). С апостольского времени чрезвычайные дарования стали подаваться главным образом в таинстве Хиротонии, в котором служители Церкви – епископы, священники и диаконы – наделяются благодатными дарами и полномочиями соответственно своему служению. Несомненно, что каждый желающий потрудиться для общего блага получает от Бога необходимую помощь и руководство. И здесь обилие благодати в том или другом человеке обуславливается не только Подающим, Который «не мерой дает Духа» (Иоан. 3:34), но чистотой сердца и «вмещаемостью» самого принимающего.

Чрезвычайные дарования полнее всего перечислены пророком Исаией, который предсказал, что на грядущем Мессии «почиет Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Всего здесь указаны семь даров Святого Духа, что отцами Церкви понимается как полнота дарований. Христу как Бого-человеку, сочетающему в Себе тройное служение – пророческое, первосвященническое и царское, – дана вся полнота благодати. Очевидно, остальные служители Божии, посильно участвуя в Его деле создания Царства Божия среди людей, тоже наделяются дарами Святого Духа – соответственно своему служению. Указанные пророком семь даров Духа помещены им в порядке от наибольших к основным:

Дух Господень – это высший всеобъемлющий (7-й дар), состоящий в самом близком пребывании в Боге.

Дух премудрости и разума – (6-ый и 5-й дары) распространяется на интеллектуальные качества служителя Божия и состоит в глубоком проникновении в суть вопросов веры и нравственности, в верной оценке духовного состояния людей и в прозрении грядущих судеб общества. (На эту тему смотри еще: Лк. 12:12; Деян. 6:10; 1Кор.2:4–13, 4:20, 8:3, 12:7–11; Еф. 1:17–18, 3Цар.3 гл; Дан. 1:17).

Дух совета (рассудительности) и крепости – (4-ый и 3-й дары) распространяется на деятельные способности служителя Божия и состоит в способности принимать верные решения, а также в силе воли, чтобы их осуществлять.

Дух ведения и благочестия (или страха Божия) – (2-й и 1-й дары) обнимает собой религиозно-нравственную основу служителя Божия и заключается в познании истин веры и в благочестивой религиозной настроенности, жаждущей все совершать во славу Божию.

Настоящие дары и их суррогаты

В среде современных христианских объединений много говорится о необходимости оживить и выявить в себе различные дары Духа. Разрабатывается ими даже своеобразная «методика» для стяжания сверхъестественных дарований. Во всем этом явно чувствуется неудовлетворенность сухостью изучения библейского текста и бездуховностью сектантских молитвенных собраний. Главная причина отсутствия духовности в протестантизме заключается в том, что оно бездумно отвергло все Богом установленные проводники благодати Духа Святого: апостольское преемство, священство, благодатные таинства Церкви и многовековый опыт духовной жизни. Всё было принесено в жертву лозунгам свободного изучения Библии и достаточности оправдывающей веры.

На практике попытки вернуть утраченную благодать вылились в популярное ныне «харизматическое» движение, возникшее в начале ХХ столетия с легкой руки пятидесятников. Если в древней Церкви благодать Божию воспринимали как духовновозрождающую силу, необходимую для нравственного роста, то современные харизматики в «дарах Духа» видят источник острых ощущений и видимых знамений. Превратилось уже в рутину, что пятидесятники и подобные им «харизматики» на своих собраниях, перебивая друг друга, выкрикивают какие-то нечленораздельные звуки, бессмысленно бормочут, иные теряют сознание, приходят в исступление, транс или начинают неудержимо хохотать. В этом хаосе совершаются какие-то исцеления, изрекаются какие-то предсказания – весьма сомнительного содержания. Поборники этого движения объявляют всё это «доказательствами» действия среди них Святого Духа и, следовательно, «истинности» своего движения. На самом же деле все эти языческие и медиумические упражнения – ужасная хула на Духа Святого!

Возьмем хотя бы дар языков. Мы знаем, что апостолы в день Пятидесятницы получили от Бога способность проповедовать на действительных человеческих языках, неизвестных дотоле апостолам. То была содержательная проповедь, которая учила и обращала к вере людей, не понимавших еврейской речи. Звуки же, которые изрыгают сектанты, ничему научить не могут, они бессмысленны и не поддаются толкованию. Это результат патологической нервной перевозбужденности, которая давно известна медиумам и шаманам. Такого «дара языков» может добиться любой человек путем известных упражнений – независимо от того, какому «божеству» он будет молиться.

Один харизматический «чудотворец» в частном разговоре поделился своим опытом: «Убедить в чуде одного человека с глаза на глаз – очень трудно, даже невозможно. Убедить толпу – легко!» Иными словами, на собраниях харизматиков действует массовый гипноз и истерика – условия, благоприятные для падшего духа!

Священное Писание о благодати Святого Духа

Учитывая печальный пример харизматического движения, сын Православной Церкви Христовой должен остерегаться как опаснейшего яда всяких искусственных приемов получения сверхъестественных состояний и острых ощущений.

Новозаветное Писание очень обстоятельно учит, каких именно даров следует просить у Бога. В своем послании к Галатам апостол Павел пишет: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22). Как мы видим, все эти дары относятся к духовно-нравственной области. Как и пророк Исаия, апостол Павел начинает с высших даров, переходя постепенно к тем, которые служат основой. Следует заметить, что приведенные здесь дары Святого Духа идут параллельно добродетелям, к которым призывает Спаситель в Своих Заповедях Блаженства (Мф. 5). Поучительно поэтому сопоставить те и другие. Следуя порядку апостола Павла, плод Духа:

Любовь, радость. Любовь – это «совокупность совершенства» (Кол. 3:14). У достигающих совершенства она настолько сильна, что ради Господа и любимых они готовы жертвовать всем – даже собственной жизнью. При этом радость, подаваемая им Святым Духом, иногда делает их нечувствительными к скорбям («Блаженны изгнанные за правду... Радуйтесь и веселитесь...» (Мф. 5:10–12; смотри еще: 1Фес. 3:12; 1Тим. 1:7)).

Мир, долготерпение, благость – умиротворение сил души, чистота сердца и духовная мудрость делают человека способным и других примирять с Богом («Блаженны чистые сердцем... Блаженны миротворцы...» (Мф. 5:8–9)).

Милосердие – способность сострадать людям, желание помочь им («Блаженны милостивые...» (Мф. 5:7)).

Вера – духовная чуткость и интуиция к восприятию религиозных истин, жажда жить духовными ценностями («Блаженны алчущие и жаждущие правды...» (Мф. 5:6)).

Кротость – успокоение нрава, показатель нравственного выздоровления («Блаженны кроткие...» (Мф. 5:5)).

Воздержание: смирение, покаяние и воздержание – это тройная основа, на которой зиждется здание добродетелей («Блаженны нищие духом... Блаженны плачущие...» (Мф. 5:3–4)).

Кроме этих, Священное Писание упоминает и другие благодатные дары, которые содействуют духовному росту человека. Приведем некоторые из них.

Первое действие Святого Духа – это вести людей ко Христу, вселяя в них веру в Него и в истинность всего того, чему Он учил (Ин. 6:44; Гал. 1:15–16, Еф. 2:8; Неем. 9:20–30, Иез. 36:26–27; Ин 16:13; 1Ин 2:20–27; 1Кор. 12:3; 2Кор. 3:3; Еф. 2:18). Дар веры в свою очередь открывает доступ к остальным благодатным дарам (Рим. 5:2). Склоняя человека уверовать во Христа, Дух Святой, однако, не порабощает воли человека. Поэтому человек свободен принять или отвергнуть то, что внушает ему Дух Святой. Тем не менее он ответственен перед Богом за свое решение (Иоан. 12:48; Деян. 7:51).

Насадив в человеке семена веры, Дух Святой склоняет человека к покаянию и исправлению, смягчая его ожесточенное сердце (Зах. 12:10–13:1; Иоан. 19:37; Деян. 2:37; Рим. 2:4). Он содействует молитве (Рим. 8:26) и очищает совесть кающегося (1Иоан. 1:7; Евр.9:9; Деян. 2:22–41).

В Крещении Дух Святой рождает человека для духовного образа жизни, полностью перерождает его, изменяя в нем градацию ценностей. Это внутреннее перерождение Писание уподобляет воскресению из мертвых, в котором верующий становится новым творением Божиим (Ин 3:3–6, 8:34; 2Кор. 5:17; Гал. 6:15; Кол. 2:13; Еф. 2:15).

Разбудив в человеке духовные способности, Дух Святой ведет его к духовному образу жизни и подвигу (Лк. 4:1, Гал. 2:20; Тит. 2:11–14). В результате трудов покаяния и подвигов воздержания «внешний человек» (тело) как бы «тлеет», зато «внутренний человек» обновляется на всякий день (2Кор. 4:16).

Людям, живущим духовными интересами, Дух Святой дает теплое чувство усыновления и близости к Богу (1Иоан. 3:1–2; Рим. 8:13–16, 23; Гал. 4:6). Он зажигает в них духовное горение и расположение к Богу (Лк. 12:49; Фил. 2:13). При этом Он подает им силу, бодрость, крепость и неутомимость (Ис. 40:29–31; 1Кор. 15:10; Еф. 6:10; Флп. 4:13; Еф. 3:20; Рим. 8:37; Гал. 2:20).

Буквально каждый шаг земного пути верующего Дух Святой направляет к спасению и благу (Пс. 142:10; Ис. 63:10–14, Ин. 4:13–14; 1Пет. 1:5), подавая ему все необходимое для жизни и благочестия (Иак. 1:17; 2Пет. 1:3–5; 2Кор. 3:5, 2Кор. 12:9–10).

Так на протяжении всей жизни человека Дух Святой преображает его, украшает нравственными совершенствами и уподобляет Христу. Он освящает верующих, делая их живыми храмами Бога (Гал. 3:27; 1Кор. 3:16–17; 1Фес. 5:23).

Заключение

При всей силе и действенности благодатных даров сами процессы нравственного возрождения совершаются постепенно, часто незаметно для самого человека (как объяснил это Спаситель в Своей притче о невидимо растущем семени: Мк. 4:26–29; 2Пет. 3:18). Больше того! Господь даже скрывает от человека, получающего от Него дары, их ощутительную сторону, чтобы предостеречь его от самомнения и расслабления.

Но хотя благодать Божия – невидима, она нужнее воздуха. Без нее человек бездуховен, нравственно слаб, пуст и неспособен ни к какому подлинно-ценному поступку (Ин. 15:5; 2Кор. 3:5). Как бы талантлив, остроумен и обаятелен он ни казался, в духовном плане он – пересохшее и безобразное полено!

Мы знаем, что обычная физическая энергия может быть динамичной, т. е. производящей реальные полезные процессы, а может быть потенциальной только как, например, вода, собранная в искусственном озере. Как бездейственное озеро, наполняемое втекающими в него ручьями, человек в таинствах и богослужениях Церкви может получать обильную благодать Божию, ничего доброго, однако, не совершая.

Но как в искусственном озере, если открыть шлюзы, то потекут мощные потоки воды, завертятся турбины и генераторы подадут электроэнергию, так и каждый из нас может побороть свою инертность и начать жить полноценной духовной жизнью. Тогда, по слову Спасителя, «из его чрева потекут реки воды живой» (Иоан. 7:38).

Помоги нам, Господи!


Источник: Александр (Милеант), еп. Сущность христианства. [Электронный ресурс] // Православные Миссионерские Листки

Комментарии для сайта Cackle