Источник

VIII. Рим

§51. Источники для изучения римской религии, древнейший вид ее и дальнейший процесс развития

Итальянские народности – латиняне и сабиняне или умбросамниты, вошедшие в состав римского государства, являются во всяком случае более родственными с греками, чем с азиатскими арийцами; это родство усилилось еще более благодаря тому, что жители южной Италии очень рано переняли греческую культуру от поселившихся здесь греческих колонистов. О происхождении третьей народности – этрусков, которые со времени Тарквиния поселились в Риме, ученые не пришли еще к полному соглашению; но раскопки установили тот факт, что этруски уже в очень древнее время владели искусством, которое напоминает греческие образцы.

В виду этого и на римскую религию издавна установился такой взгляд, что она является более или менее близкой копией с греческой, что боги Рима – это те же боги Греции, только с измененными названиями. Но если этот взгляд и верен, то только по отношению к римской религии в тот позднейший период, когда Рим подчинился культурному греческому влиянию; а до этого времени религия римлян имела совершенно своеобразный характер и была не более родственной с религией греческой, чем с древнеарийской. Даже и в позднейшую пору сходство в религиозных верованиях римлян и греков было очень далеко от полного тождества: римскому народу, обращавшему больше внимания на практическую сторону жизни, не доставало фантазии и художественного чувства греков, чтобы воспринять греческую религию в ее эстетической форме.

Восстановить древнейшую форму римской религии можно только в самых общих чертах, так как для этого нет достаточных письменных памятников. Здесь приходится довольствоваться, главным образом, только случайными и отрывочными надписями, изучению которых посвящены многочисленные труды европейских ученых; важнейшим сборником таких надписей является Corpus inscriptionum latinarum. Памятники чисто религиозного содержания, в роде гимнов, молитв, заклинаний, литургических сборников и т. д., сохранились в самом ничтожном количестве; наибольшую важность имеют открытые в 1444 году в городе Губбио так называемые tabulae iguvinae (игувийские таблицы); они написаны на латинском и умбро-самнитском языке и содержат не только наименования богов, но и богослужебные формулы, а также правила, относящиеся к местному умбрийскому культу. Жреческая письменность у римлян была очень богата; особенно широким употреблением пользовались в богослужебной практике так называемые indigitamenta (служебники, руководства), в которых, кроме перечня многочисленных богов с обозначением их свойств и функций, содержались молитвенные обращения к каждому из них: но они сохранились до нашего времени только в небольших отрывках у позднейших латинских писателей. Поэтому римскую религию приходится восстановлять только по произведениям позднейшего периода, появившимся около времен римской империи; но и эти сочинения, мало говорящие о древней римской религии, не дошли до нас в полном виде. Сюда нужно отнести сочинение М. Варрона, жившего в 1 в. до Р. Х., Antiquitates retum humanarum et divinarum (т. е. древности, касающиеся предметов человеческих и божеских); здесь даются подробные сведения о римском культе; сочинение М. Варрона сохранилось в значительных отрывках у блаженного Августина. Ценные свидетельства о религиозной жизни римлян даются и в сочинении М. В. Флакка, сохранившемся у писателя 8 в. по Р. Х. Павла диакона.

«Римская религия началась в полях и лесах» (Мензис). Знакомясь с древним календарем римлян и их праздниками, мы видим, что эти праздники были приурочены, главным образом, к различным моментам в сельскохозяйственной жизни, – посеву, уборке хлеба, сбору винограда, а также к годовому и месячному обращению солнца и луны. Точно также и божества древних римлян были преимущественно связаны с этими явлениями. «Посев, жатва, перемены года, периоды человеческой жизни и различные эпизоды в истории года нашли соответствующие названия и эти названия служили именами богов, которые считались покровителями означенных явлений» (Дж. Кокс). Не было, кажется, ни одного явления или факта в ходе жизни природы и человека, которые не имели бы соответствующего бога. Был бог посева – Сатурн, бог земельных границ Термин, бог леса Сильван, богиня потока Лимфа и т. д.; но в свою очередь каждый отдельный поток, каждый лес имел свою Лимфу, своего Сильвана. Раздробление божественных функций доведено было до того, что даже отдельные части одного предмета имели особых богов; так, был особый бог двери (Форкул), особая богиня дверных петел или крючков (Кардеа), особый бог дверного порога (Лимент); одних покровителей детей насчитывалось до 43, ребенка стережет Кунина, когда он лежит в колыбели, Статана, когда он стоит на ногах, Эдула и Потана, когда он ест или пьет, Локутий, когда он говорит, и т. д. Некоторые думают, что это бесчисленное множество богов не были отдельными личностями, а только эпитетами высшей пары богов, т. е. бога и богини, на что указывает их прилагательная форма (Сильван, лесной). Но другие думают, что здесь мы видим пережиток древнего анимизма, когда все области мира населялись многочисленными духами. Но едва ли можно видеть в древней религии римлян, как она обрисовывается в сохранившихся памятниках, анимизм первобытных народов, где духи носят преимущественно зловредный характер, тогда как древнейшие боги римлян почти все считаются благодетельными существами; только Лемуры и Ларвы вызывали в римлянине страх. Кроме того, с анимизмом не мирится и тот факт, что римляне, почитая бесчисленное множество натуралистических богов, обнаруживали в самую древнейшую пору стремление к олицетворению абстрактных понятий: у них существовали храмы в честь таких богов, как Victoria (победа), Pax (мир), Virtus (доблесть), Pietas (благочестие), Puditia (целомудрие) и т. д. Но особенным почитанием пользовалась богиня Fortuna (счастье), в честь которой было выстроено множество храмов. Существовал у римлян и культ умерших, которые почитались под именем Manes (скорбные) или Silentes (молчаливые); культ умерших поддерживался у римлян до самого позднейшего времени; упрочению его способствовал обычай поставлять в домах деревянные изображения манов, которые особенно сильно должны были действовать на воображение детей, возбуждая в них чувство страха.

В домашнем культе наибольшим почитанием пользовались гении, покровители не только каждого отдельного человека, но и целых семейств, селений, народов и даже целого государства; гением женщин признавалась Юнона Гении отдельных лиц считались вдохновителями и виновниками не только добрых и нравственных действий человека, но и его слабостей и недостатков. К числу гениев относились в древнее время Лары и Пенаты; думают, что первые считались вообще покровителями семьи, ее защитниками и помощниками, а пенаты были охранителями экономического благосостояния семьи, так сказать, – богами кладовой.

Из ряда этих многочисленных богов и духов в сознании римлян мало-помалу стали выделяться высшие божества, с которыми была связана более или менее широкая сфера деятельности, хотя первоначально и они были только богами «отдельного момента». Во главе их всех с древнейших времен стоял Юпитер, общий характер которого был определен, подобно греческому Зевсу, еще в древнеарийской религии.

История римской религии часто делится на три периода: период национальный, период греческого влияния и период проникновения в Рим самых разнообразных чужеземных культов, преимущественно восточных. Внешняя история римской религии представляется в таком виде. Первым религиозным законодателем был второй римский царь Нума Помпилий, который изображается латинскими историками, как благочестивый, мудрый и миролюбивый преемник Ромула. Он установил общественный культ для латинян и сабинян и ввел строгую организацию жрецов, которая и в последующее время продолжала оставаться в общем неизменной. Рядом с официальными жрецами – понтифексами, во главе которых стоял высший жрец pontifex maximus, существовали фламины, специально предназначенные для служения тому или другому отдельному богу, и официальные предсказатели – авгуры; позднее появились гаруспиции или гадатели по внутренностям жертвенных животных, действовавшие сначала только в Этрурии. По свидетельству Варрона, римляне в течение 170 лет не имели изображений богов, а Плутарх (ум. около 120 года по Р. Х.) рассказывает даже, что Нума решительно запретил делать изображения богов в виде животных и человека. Вместо изображений довольствовались символами; так, для Весты таким символом был огонь, для Марса – копье, для Януса – лук и т. д. Человеческие жертвоприношения Нумой были отменены. Другие формы культа, в роде омовений и окроплений, а также определенные формулы молитв, от которых нельзя было отступать, сохранились еще от предшествующего времени. Вообще формальная сторона религиозного культа была завершена в период первых римских царей; до учреждения империи римское государство всегда старалось сохранять установленный Нумой религиозный культ в полной неизменности. Не отразилось на этом культе существенными переменами даже и влияние этрусков, которое нашло доступ в Рим при Тарквиние Приске; этот царь не только допустил этрусских гаруспициев, но и обратился для построения в капитолие великолепного храма в честь Юпитера, Юноны и Минервы к этрусским строителям. С построением этого храма, законченного после смерти Тарквиния Приска, имя великого Зевса окончательно связалось с Римом, как столицей государства.

Незадолго до образования римской республики в Рим проникли из греческой колонии Кумы в южной Италии Сивиллины книги, которые имели почти то же значение для римлян, как и дельфийский оракул для греков; эти книги хранились в капитолийском храме Юпитера до времен Суллы, когда они сгорели вместе с храмом8. Впрочем, первоначально Сивиллины книги служили не столько для предсказания будущих событий, сколько для предупреждения несчастий и избавления от них; поэтому к ним обращались за указаниями, как умилостивить разгневанное божество. Для толкования таинственных книг и выполнения указываемых ими богослужебных действий назначены были два особых лица (duumviri sacris faciundi); позднее число их увеличилось до 10, а при Сулле до 15. Вместе с Сивиллиными книгами проникло в Рим и почитание греческого бога пророчества Аполлона, культ которого пользовался здесь не меньшей популярностью, чем культ местных богов Юпитера, Януса и Марса; скоро появились в Риме и культы Деметры, Диониса и Персефоны, получивших наименование Цереры, Либера и Либеры; эти культы приняли здесь крайне чувственный характер; в честь Либера и Либеры устраивались такие безобразные вакханалии, что в 186 году правительство вынуждено было наложить на них запрещение. Вообще греческое влияние в области религии обнаружилось во время республики очень сильно; еще раньше Аполлона здесь почитались и имели даже храмы Диоскуры близнецы – Кастор и Поллукс.

Борьба между патрициями и плебеями в начале существования римской республики велась не только из-за гражданских прав, но и из-за жреческих должностей, которые сначала составляли привилегию только патрициев. Но около 300 года до Р. Х. плебеи отвоевали себе право на получение должностей децемвиров, понтифексов и авгуров, хотя это повело только к ослаблению религии; утвердившийся после этого обычай народного избрания на священные должности вместо прежней кооптации, т. е. принятия новых лиц в свою среду самими жрецами, открыл широкий доступ в сословие жрецов таким лицам, которые совсем не были посвящены в жреческие тайны, вследствие чего древние традиции мало-помалу предавались забвению. Религиозному разложению способствовали и восточные культы, перенесенные в Рим уже во время второй пунической войны; так, в 205 году до Р. Х. из Малой Азии была принесена в Рим с большой помпой «великая матерь» Кибела; это был камень, которому служили галатийские эвнухи и с которым были связаны мистерии неприличного характера. Наконец, падение религии в высших слоях римского общества в значительной мере было обязано распространению здесь греческой критической философии. Напрасно старый Катон пытался воскресить древнеримскую веру и старые нравы. Сами латинские писатели стали на путь отрицательного отношения к религии: эпикурейский поэт Лукреций поставил себе целью подорвать в народе веру в божественное провидение и в бессмертие души. Даже Цицерон, производивший большое влияние на общество, своим скептицизмом и индифферентным отношением к религии должен был подрывать доверие к богам.

Установление империи при Августе составляет в некотором отношении поворотный пункт в истории религиозной жизни римлян. Понимая значение религиозной веры в народе и желая поэтому поддержать ее, Август восстановил более 80 храмов в Риме, вступил во все наиболее важные жреческие коллегии и принял звание великого жреца (pontifex maximus). В тоже время он всячески заботился о поддержании домашнего культа и служения гениям, ларам и пенатам; с этою целью он разделил Рим на 265 участков, и в каждом из них была устроена часовня для лара или гения; наблюдение за совершением культа вместе с исполнением полицейских обязанностей было поручено особому лицу (magister vici, т. е. начальник квартала).

Ко времени Августа относится появление римского национального эпоса, в основу которого было положено сказание о том, что троянский герой Эней, сын Анхиза и Венеры, после разрушения Трои пришел в Италию, принес святыни Трои в основанный им город Лавиний и положил начало династии, от которой будто бы произошел императорский род Юлиев. Это эпическое сказание было изложено в «Энеиде» Виргилием, который поставил здесь римскую культуру в зависимость от греческой.

Наконец, со времени Августа начинается культ императоров. Самое название Augustus (священный), усвоенное императору, заключало в себе намек на то, что император является как бы наместником бога на земле. После своей смерти Октавий-Август был объявлен сенатом «божественным» (divus) и в честь его были выстроены в Риме два храма. Почитание императоров, как божественных существ, было перенесено даже и на недостойных преемников Августа; мало того: оно продолжалось даже и после того, как императорский род Юлиев, считавших себя потомками божественного Энея, прекратился. Можно думать, что почитание императоров возникло из культа гениев, духов – покровителей каждого отдельного человека; чем выше был по своим духовным качествам и общественному положению человек, тем высшее положение в глазах народа занимал и его гений; таким образом, выродившееся из культа предков почитание гениев естественно должно было привести к выделению и особенному почитанию гениев императоров, а затем и к культу самих императоров.

Чужеземные культы продолжали проникать в Рим и в период империи; правительство обнаружило по отношению к ним не только терпимость, но и покровительство: в римском храме Пантеоне были собраны не только все местные, провинциальные боги, но и иноземные. В это время приобрел особенную известность культ персидского бога Митры, распространившийся до самых крайних пределов империи, куда только доходили римские легионы. При Гелиогабале проникли в Рим и самые бесстыдные культы Востока, но они не получили здесь прочности и широкого распространения.

§52. Главнейшие римские боги

Если в начальную пору римской истории число богов у римлян было едва ли не безгранично, то и в сравнительно позднее время оно было очень значительно, хотя общенародным почитанием пользовались только немногие. У поэта Энния (около 200 г. до Р. Х.) на первый план выставляются следующие двенадцать богов: Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера, Меркурий, Нептун, Вулкан, Аполлон, Веста, Церера и Диана; из них Юпитер, Юнона и Минерва составляли высшую триаду, им был посвящен в Риме один общий храм Капитолийский. Юпитер издавна поставлялся во главе сонма римских богов. Это прежде всего бог неба; поэтому ему усвояются эпитеты – ясный (serenus), дожденосный (pluvius), гремящий (tonans), молниеносный (fulguralis) и т. д.; но в тоже время он считается и высшим покровителем всего, что так или иначе связано с человеческим существованием на земле: он охраняет полевые межи (Jupiter terminus), заботится о здоровье и приплоде скота (Jupiter ruminus), заведует лесами (Jupiter silvanus) и т. д. Но со времени Нумы натуралистическое значение Юпитера отступило на задний план, и с ним стало соединяться представление чисто нравственное и политическое: его начали почитать, как покровителя римского государства; Рим был как бы его резиденцией, почему здесь и был по преимуществу сосредоточен его культ. В римском календаре ему были посвящены иды, т. е. средина каждого месяца. Едва ли нужно говорить о том, что по своим свойствам Юпитер более или менее вполне соответствует греческому Зевсу; в эпоху греческого влияния на Юпитера были перенесены и все мифы о Зевсе.

Юнона (Juno или Jovino) – это женский образ Юпитера; как его супруга, она называется Juno regina (т. е. Юнона царица). Первоначально она почиталась как богиня света, жизни и плодородия, но потом в ней стали видеть, подобно греческой Гере, покровительницу женщин: Юноной римлянки клялись, ради нее старались сохранять супружескую верность, к ней обращались за помощью при родах. Как покровительнице римского государства, ей были посвящены гуси, спасшие Рим при нападении галлов. Днем ее памяти были календы, т. е. первое число каждого месяца.

Минерва является во многих отношениях совершенно тождественной с греческой Афиной Палладой, поэтому культ Минервы часто считали заимствованным из Греции. Впрочем, Минерва изображается менее воинственной, чем Афина; она скорее является покровительницей искусства, науки, поэзии и вообще высших форм культуры.

Марс, носивший у сабинян имя Квирина, несколько соответствует греческому Аресу. Это не только бог войны, но и бог мужеской силы и красоты, а также бог весны, пробуждающий жизнь в растениях, животных и людях. При великих общественных бедствиях ему приносилась так называемая священная весна (ver sacrum), т. е. ему обрекалось в жертву все, рожденное весною, и не только плоды и животные, но и люди; последние, впрочем, не приносились в жертву, а по достижении известного возраста высылались за пределы отечества и вверялись собственной судьбе; таким путем образовались многие самнитские колонии. Заслуживает упоминания своеобразная жертва, приносившаяся в честь Марса, – это так называемая «суоветаврилия» (suovetavrilia), состоявшая, как показывает самое название, из свиньи, овцы и быка.

Венера, богиня любви, относится к числу древних италийских божеств, но позднейшие представления о ней образовались под влиянием мифологических сказаний об Афродите, культ которой проник в Италию из Сицилии в 3 веке до Р. Х. В культе ее находят следы финикийского влияния и именно следы служения Астарте, перенесенного из Карфагена, составлявшего финикийскую колонию.

Меркурий, вестник богов и покровитель торговли, Нептун, морской бог, и Вулкан, бог огня и ковач оружия, почти вполне соответствуют греческим богам Гермесу, Посейдону и Гефесту. Точно также и три богини – Церера (плодородия), Диана (луны и охоты) и Веста (домашнего очага) – только в частностях различаются от греческих богинь Деметры, Артемиды и Гестии. Только культ Весты носил в Риме не только домашний, но и общественный характер, так как ей приписывалось государственное значение; на форуме в честь ее существовал круглый храм, в котором вечные девственницы весталки должны были поддерживать священный огонь; прекращение его считалось великим несчастием, поэтому виновные в этом весталки подвергались строгому наказанию. Такое служение огню некоторые поставляют в связь с персидским культом огня.

Но кроме этих двенадцати избранных богов (dii selecti, dii consentes), изображения которых были поставлены на форуме, у римлян пользовались большим почитанием в некоторые другие божества. Двуликий Янус, изображавшийся с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны, не имеет ничего аналогичного в греческой мифологии; по буквальному значению имени, это – бог дверей junua, дверь); может быть самое название божества стоит в связи с практиковавшимся у римлян обычаем оставлять двери храма в честь Януса открытыми во время войны и запирать их в мирное время; какой смысл имел этот обычай, на этот вопрос затруднялись дать ответ и сами римляне. Янус считался также богом всякого начинания, почему имя его призывалось при начале, например, молитв и жертвоприношений; ему же посвящен был и первый месяц в году январь.

Сатурн (от satus, посев), вместе с своей супругой, щедродательной богиней земли Опс, считался богом земледелия; при начале посева ему праздновался веселый праздник Сатурналии. Образовавшаяся связь Сатурна с греческим Кроносом послужила началом образования римского мифологического сказания о золотом веке владычества Сатурна, о чем и должны были напоминать Сатурналии.

Фавн, древне-италийский бог пастухов, впоследствии отождествился с греческим богом Паном; он считался охранителем стад от волков, почему и было усвоено ему наименование Lupercus (от lupus, волк); на широкое распространение культа Фавна-Люперка указывают следующие факты: на палатинском холме была пещера с именем lupercal; для служения этому богу существовали особые жрецы luperci; наконец, в честь его установлены были особые праздники, так называемый люперкалии (15 февраля); в этот праздник жрецы бегали по улицам, одетые в звериные кожи, и били женщин ремнями, что должно было напоминать о похищении сабинянок.

Греческий культ полубогов и героев не встретил подходящей почвы в Риме; только Геркулес или Геракл пользовался здесь некоторым почитанием, как победитель всего злого и защитник правды.

§53. Культ

Римская религия была еще в большей мере делом государства, чем даже греческая; общественный богослужебный культ находился здесь всецело под покровительством государства. Но зато, может быть, ни у одного из арийских племен религия не пользовалась таким громадным значением в государственной жизни, как у римлян. Уважение к внешним религиозным формам и старинным культовым традициям было здесь настолько велико, что культ оставался более или менее неприкосновенным и жрецы встречали поддержку со стороны государства даже и после того, как в Рим стали проникать как чуждые религиозные представления, так и скептические взгляды на религию. Но полное подчинение римской религии государственным целям сообщило ей крайне формальный характер: религиозная жизнь римлян была почти совершенно чужда той искренности и горячего воодушевления, которые придают религии жизненный характер.

Жрецы и особенно высший класс их – понтифексы – всегда играли у римлян очень видную роль в государственной жизни. При Нуме Помпилие число понтифексов было четыре, но вскоре к ним был присоединен пятый высший жрец – pontifex maximus; во времена республики к ним добавлено было еще четыре жреца, избиравшихся из плебеев; при Сулле число понтифексов возросло до пятнадцати, а во времена империи это число было неопределенным, так как императоры увеличивали или уменьшали его по своему желанию. Кроме принесения официальных жертв, понтифексы имели наблюдение за остальными жрецами и устанавливали календарь, который до позднейшего времени отличался крайней спутанностью и неопределенностью; только Юлий Цезарь отменил добавочные месяцы и ввел новый календарь, который стал называться по его имени юлианским. До введения должности преторов, понтифексы были истолкователями закона двенадцати таблиц и таким образом оказывали непосредственное влияние на установление правовых норм. В чисто религиозной области одна из главных обязанностей понтифексов заключалась в том, чтобы отвращать гнев и кару богов от государства путем соответствующих очищений (piacula) в случае нарушений богослужебного ритуала и вообще божественных установлений (jus divinum); подобные очищения требовались и при таких проявлениях гнева богов (prodigia, чудесные события), как землетрясение, страшная гроза и т. д.; в этом случае сам сенат обращался к понтифексам с запросом о причине гнева богов и о средствах к его отвращению. Участие понтифексов требовалось и при обетах (vota), налагавшихся на граждан при великих общественных бедствиях, в роде эпидемии, войны и т. д.; в этих случаях понтифексы вырабатывали формулу (devotio), которую народ должен был произносить, давая обет. Кроме того, понтифексы должны были присутствовать и при некоторых событиях частной жизни, например, при совершении и расторжении браков.

В древнейшую пору до возвышения понтифексов во главе всего жреческого сословия стоял так называемой rex sacrorum sacrificus (т. е. царь посвященных, приносящий жертвы); но впоследствии главнейшие его полномочия были перенесены на pontifex'a maximus'a; даже участие его в жертвоприношениях было сведено до minimum'a, вследствие чего его должность во времена республики часто оставалась незамещенной.

Большую роль в жреческом сословии играли фламины (flamines), разделявшиеся на старших (majores) и младших (minores). Первые в числе трех некогда стояли выше pontifex'a maximus'a, но затем были подчинены его власти, образовав с ним коллегиальный орган жреческого управления. На обязанности фламинов лежало принесение специальных видов жертв в установленные дни и в честь известных только богов, главным образом, Юпитера и Марса. Фламины должны были подчиняться строгим предписаниям относительно соблюдения не только физической, но и нравственной чистоты; особенно тяжелые требования, иногда мелочного характера, предъявлялись к высшему фламину, назначенному для служения Юпитеру (flamen dialis); ему запрещено было прикасаться к трупу умершего, садиться верхом на лошадь, произносить клятву, носить кольцо и т. д.; под открытым небом он никогда не должен был снимать своей конусообразной фламинской шапки с шерстяной или шелковой кистью. Но за то фламин Юпитера, благодаря установившемуся взгляду на него, как на священную личность, пользовался особенно великой честью: при его приближении прекращался всякий спор и даже работа, связанный при входе в его дом освобождался от уз и т. д. Жена этого фламина также носила фламинское достоинство и была посвящена супруге Юпитера Юноне; если она умирала, то и фламин должен был сложить с себя свои обязанности. Два других старших фламина (martialis и quirinalis), назначенные для служения Марсу или Квирину, не были связаны такими щепетильными требованиями, но они пользовались и меньшим почетом.

Девы – весталки (virgines vestales) также были подчинены pontifex’у maximus'у, которому принадлежало право посвящения их по установленному ритуалу. В весталки принимались девочки от 6 до 10 лет из почтенных семейств и почти исключительно из патрициев; десять лет они были ученицами, десять лет отправляли положенное для них служение и десять лет учили вновь поступающих; по истечении этих 30 лет они могли снять с себя жреческое звание и вступить в брак, но этим правом пользовались только в сравнительно редких случаях. Весталкам оказывался редкий почет как в общественной, так и в частной жизни: когда они выходили из дому, им предшествовал ликтор; в цирке для них были отведены особенные ложи; если им встречался на пути преступник, то они имели право помиловать его. Но они должны были нести и страшную ответственность за проступки и упущения: весталка, нарушившая целомудрие, зарывалась живой в землю.

Как в древнюю, так и позднейшую эпоху римский народ придавал особенное значение предсказаниям от имени богов; никакой акт в государственной жизни не совершался, прежде чем не были получены благоприятные ауспиции, т. е. предсказания. Благодаря этому в Риме приобрели огромное значение те жреческие коллегии, на которых лежала обязанность давать предсказания. В государственной жизни особенным влиянием пользовалась коллегия авгуров, состоявшая сначала из трех, а затем из шестнадцати членов. Они несли государственную обязанность, и поэтому правительственные и общественные учреждения обращались к ним за ауспициями, как к должностным лицам. Предсказания авгуров делались по полету и пению птиц, по небесным явлениям и особенно по блеску и направлению молнии, затем по кормлению кур, по направлению бега четвероногих и наконец по всем чрезвычайным событиям, который совершались как в природе, так и в человеческой жизни.

Были и еще предсказатели, так называемые гаруспиции; они развили свою деятельность сначала в Этрурии, но потом появились и в Риме; к ним обращался иногда и римский сенат; но все же они никогда не пользовались таким авторитетом, как авгуры; некоторые смотрели даже на их искусство, как на обман. Гаруспиции давали предсказания, главным образом, по внутренностям животных, хотя иногда пользовались и другими средствами.

Следует еще упомянуть о той жреческой коллегии, которая заведовала служением чужеземным богам, принятым в римский Пантеон. Сначала число таких жрецов было только два, но потом оно увеличилось до десяти и в конце концов до пятнадцати (duumviri, decemviri, quindecemviri). В их руках сосредоточивались и жреческие, и авгурские обязанности, но предсказания они давали на основании Сивиллиных книг. Центральным божеством в чужеземных культах быль Аполлон.

Но этим не ограничивалось число лиц, имевших то или иное отношение к отправлению римского религиозного культа. Когда в Риме возник культ императоров, то выполнение этого культа было возложено на особых жрецов (sodales augustales, августианские братья). Далее, у римлян существовали: фетиалы, деятельность которых проявлялась во время войны и при заключены мира и союзных договоров; салии, состоявшие из двух групп, по двенадцати членов в каждой, и исполнявшие пение и танцы в честь Марса и Квирина, а также участвовавшие в праздниках открытия и закрытия двенадцати священных щитов (в марте и октябре); люперции, совершавшие служение в честь Фавна; братья арвалы, служившие богине плодородия, и т.д.

При построении храмов римляне первоначально обращались к этрускам, у которых они и заимствовали архитектуру храмов с колоннами, рельефами и статуями. Но затем в Риме укрепилось греческое влияние, благодаря которому всюду был принят в храмовых постройках коринфский стиль; но в этот стиль римляне внесли некоторые изменения и тем положили начало национальной римской архитектуре. Самым знаменитым памятником такой архитектуры является выстроенный при Августе Пантеон.

Жертвенные дары были в Риме в общем теже самые, что и в Греции; но кровавые жертвы практиковались здесь гораздо чаще. До Нумы Помпилия были не редки даже и человеческие жертвы, приносившиеся большей частью добровольно по обету.

Тела умерших у древних римлян всегда предавались земле, но в последующее время от этрусков и греков был заимствовать обычай сжигания трупов умерших, практиковавшийся, впрочем, довольно редко; даже и при сжигании считалось необходимым предать земле, хотя бы какую-нибудь часть тела, например, палец. Погребение умерших совершалось с большой торжественностью, в процессии участвовали не только живые родственники, но и умершие предки в виде замаскированных заместителей их; при погребении приносили в жертву гению умершего или лару барана; на могилу возливали вино, и она обсаживалась миртами, розами и фиалками. На девятый день после смерти опять приносилась умилостивительная жертва и устраивалось поминальное пиршество. После погребения людей богатых иногда устраивались игры и состязания, которые и положили начало, по мнению некоторых, гладиаторским играм.

* * *

8

Сохранившиеся до нашего времени Сивиллины книги представляют позднейшую иудео-христианскую подделку под древние книги


Источник: Курс истории религий / Сост. проф. прот. А.В. Смирнов. - Казань : типо-лит. Имп. Ун-та, 1908. - [2], 468, XIX с.

Комментарии для сайта Cackle