Иконы Спасителя
№ 63. Рождество Христово
Размер иконы: 11¾*10 в. Фон и поля её зелёные. Вверху следы стёршейся золотой надписи: «Ѡбраз Рожество Христово». Горы (охра). В средине, в пещере, на опальном розовом ложе Богоматерь в коричневых одеждах, прописанных чернилами и отделанных по краям золотом, две звёздочки на одежде белые, одна золотая. Надпись «Мр. Ѳу.» сделана чернилами. Богоматерь лицом обращена в другую сторону от жёлтых яслей со спелёнатым в них (пелены белые, свивальник чёрный) Спасителем. У яслей вол и лошадь. Пред Богоматерью же и яслями – ангел («А.Г.» – белилами). Направо от зрителя вверху ангел (А.Г.) жестом указывает вниз, где отрок с длинными волосами на голове, в шапке (околыш её красный, верх золотой), в зелёной, прописанной золотом, одежде и в красных штанах: одна рука простёрта.
У ног отрока два зелёных деревца. Налево, в горах же, на белых конях едут «волсви пер» (надпись сделана чернилами), они указывают вверху на звезду, лучи от которой падают в ясли. Внизу иконы на камне сидит Иосиф, подложивши руку под щёку.
Пред ним старец с клюкой. Направо представлено омовение Младенца (надпись: «Іс. Хс.» сделана чернилами), совершаемое двумя повитухами. Одна из них, держащая Спасителя, сидит на рундуке. На нижнем поле иконы надпись: «҂аѱнє».
Икона поступила в музей Общества Любителей Духовного Просвещения из Св. Синода.
№ 64. Рождество Христово
Надпись: «Рожст. Хрство» сделана чернилами. Размер иконы: 13½*8½ в.; поля её и часть фона облупились: икона вообще плохой сохранности.
Представлены горы белые, прописанные суриком и чернилами. Вверху, с обеих сторон, – по ангелу. В центре иконы в овальном круге – Божия Матерь с Богомладенцем на руках, пред Нею – волхвы (с обнажёнными головами) с дарами. Направо от зрителя юноша пастух в красной рубашке, смотрит вверх, жестикулируя руками. Внизу налево – Иосиф и старец «в козлятине», с клюкой. Направо уничтожена, вероятно, сцена омовения Младенца.
Икона XVII–XVIII в., в музей поступила из Вознесенского монастыря.
№ 65. Рождество Христово
Размер иконы: 7¼*6 в., поля её коричневые, фон золотой. Надписи на иконе сделаны чернилами, кроме следующей, сделанной золотом: «Ржство Гсда нашего Ииса Хрста». Представлены в горной пещере ясли в виде четырёхугольного ящика, на резных ножках. Ясли украшены орнаментом: в них спелёнатый Младенец Христос в крещатом нимбе и с надписью: «ѾѺН», «Іс. Хс.». Свивальник красного цвета, пелены – белые. Пред яслями стоят два славословящих ангела. Около яслей же, спиной к Богомладенцу, на золотой постели лежит Богоматерь, подложивши правую руку под щёку. Надпись: «Мр. Ѳу.». Вверху, в горах, на белых лошадях (в красной упряжи), едут волхвы, – один из них седой старец, второй средовек, третий – юноша; на головах у них колпачки со значками. Старший волхв левой рукой указывает вверх, где ангел со звездой в руках показывает путешественникам дорогу. Дальше звезда, лучи которой падают на лежащего в яслях Младенца. Ниже – волхвы приносят дары Богоматери. Первый волхв держит в руках сосуд с каким-то предметом (слиток золота?) у других в руках ничего не видно. За волхвами, влево от зрителя, спиной к ним, Иосиф (надпись: «Іѡсиф») со сложенными на груди руками, пред ним ангел. Ниже – Иосиф же, подложивший левую руку под щёку; пред ним старец, с клюкой в левой руке, правая рука старца простёрта.
Направо, вверху – перед одром Богоматери – стадо белых скачущих овец. С той и другой стороны стада по одному пастуху юноше, в красных сапожках, на одном одета короткая туника, на другом – русская рубашка. Пастухи махают кнутами пред стадом. Правее две бабки, с повязками на головах, совершают омовение Младенца (надписи: «ѾѺН», «Іс. Хр.» в купели. Выше, в горах, спящим волхвам является ангел. Над этим изображением – волхвы на конях (возвращаются на родину?); упряжь на конях чёрного цвета; волхвы обуты в красные сапожки. В нижней части иконы представлены избиение младенцев и бегство в Египет. На троне, под балдахином, Ирод в царских одеждах и с короной на голове, пред ним воин (он, как и два остальных, представленных здесь воина, – со шлемом на голове и в полных воинских доспехах) на копье высоко поднял пронзённого младенца. Другой воин наклонился над массой лежащих младенцев: некоторые из последних обуты в красные сапожки. Матери плачут о жестокой участи своих детей.
Дальше, на ветвях дерева, лежат два спелёнатых младенца; стоящая пред ними женщина обнимает их. Выше, в пещере, укрывается от преследующего её воина с копьём женщина в нимбе, с младенцем на руках, представленным в крещатом нимбе и с надписью: «ѾѺН», «Іс. Хр.». Это св. Елизавета с младенцем Иоанном Крестителем: надпись же слелана иконописцем, не понимающим значения представленной сцены. Направо от изображения избиения младенцеве – бегство в Египет. Богоматерь, с Богомладенцем на руках (надписи: «ѾѺН», «Іс. Хр.», над Богоматерью: «Мр. Ѳу.»), едет на белом коне в красной упряжи. Богоматерь обута в красные сапожки. За нею идёт Иосиф (надпись: «Іѡсиф»). Впереди юноша (без нимба, указывает рукой на ворота города, куда направляются путники.
Икона XVII века.
№ 66. Рождество Христово
Размер иконы: 8¼*10¼ в., поля её зелёные, небо золотое, земля коричневая. Надписи: «Мр. Ѳу.», «Іѡсиф» – белые, «Іс. Хр.», «ѾѺН» – чёрные. Богоматерь в тёмно-красной, прописанной золотом верхней одежде и зелёной нижней, в красных сапожках, сидит у яслей, в которых спелёнатый Спаситель. У яслей вол и осёл, сзади Иосиф, в одной руке у него посох, другая рука у щеки. Пред Богоматерью волхвы (с обнажёнными головами, пред старцем лежит на земле золотая корона с дарами). Вверху пастух, с длинными волосами на голове, с небольшой бородкой, в зелёной одежде, подпоясанной белым кушаком, в шляпе, смотрит в сторону Младенца, левая рука его простёрта в рассуждении. Вверху ангел в красной, прописанной золотом, одежде, со свитком в руках: «Слава в вышних Богу» надпись эта, а равно буквы над ангелом: «А.Г.» – чёрные).
Икона второй половины XVIII в., в музей поступила из Вознесенского монастыря.
№ 67. Сретение Господне
Размер иконы: 8*7 в. Фон и поля иконы зелёные, земля коричневая. Надписи: «Аг. о Семиѡн Богопріимецъ», «Стая Ана праведница», «Іс. Хр.» – сделаны золотом. Буквы: «ѾѺН» в крещатом нимбе Спасителя сделаны чернилами. Симеон в красных сапожках, в тёмно-зелёной мантии и светло-зелёной тунике; (по складкам пробелённой белилами), – на руках держит Богомладенца в золотых одеждах. Десница Спасителя у груди, перстоcложение разобрать трудно. В шуйце белый свиток. Лицо Богомладенца написано неискусно. Св. Анна в красной верхней одежде и зелёной нижней (по складкам прописанной чернилами и белилами), в красных сапожках. Руки её простёрты к Спасителю.
Написана икона в XVII веке.
№ 68. Икона Сретения Господня
Размер иконы: 8¾*8¼ в. Фон и поля коричневые. Во всю ширину иконы представлено обширное здание: в нём, на правой от зрителя стороне, в особом отделении, на подножии стоит Симеон Богоприимец с благословляющим Богомладенцем на руках: пред Симеоном, левее, – Богоматерь, в чёрных траурных одеждах, руки Её сложены и простёрты. Между Богородицей и Богоприимцем, внизу – жертвенник, на одеянии которого восьмиконечный крест с тростью и копием и надписью: «Црь Слвы. Іс. Хс.»; за Богоматерью Анна Пророчица, левой рукой касается одежды, правая простёрта с перстосложением. Лицо обращено к стоящему далее Иосифу с клеткой с голубями в руках. Надписи над Иосифом: «Петръ», «Іосифъ»; первая сделана по ошибке, но тип Иосифа на иконе, действительно, напоминает изображение апостола Петра. Надписи, – над Анной: «Анна», над Богоматерью: «Мр. Ѳу», над Симеоном: «Семиѡнъ Богопріимецъ», над иконой: «Сретеніе Гдне» как и вышеуказанные, сделаны чернилами. Назади иконы красные сургучные печати.
Икона XVII века, в музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Святейшего Синода.
Примечания об изображениях Сретения Господня в православной иконографии см. в I выпуске настоящего описания, стр. 5–6.
№ 69. Крещение Господне
Размер иконы: 15*11 в. Фон и поля её зелёные. Горы (охра с белилами). В водах Иорданских (чернила) Спаситель, весьма неискусного письма, препоясанный по чреслам. Десница Его простёрта с двуперстием, шуйца у препоясания. Левая нога перекинута через правую. Над Спасителем Дух Св. в виде голубя (охра), выше – небо зелёного цвета. Иоанн Креститель – в зелёной верхней одежде и розовой нижней, как- то неестественно простирает руки над Спасителем. На другом берегу Иордана – три ангела с платками в руках.
Написана икона вообще очень грубо и относится по времени происхождения к XVII веку.
№ 70.
№ 71. Тайная Вечеря
Размер иконы: 9*8¾ в. Фон зелёный, поля жёлтые. Палаты. Под киворием пред престолом (одежды его красные, прописанные белилами, на одной из сторон чёрный четырёхконечный крест). Спаситель в зелёной верхней и красной нижней одеждах (в крещатом нимбе буквы «ѾѺН» сделаны чернилами, выше – надпись «Іс. Хс.» – тоже чернилами) берёт из белой чаши св. хлеб и раздаёт подходящим к Нему с наклонёнными головами и со сложенными вместе руками апостолам. Первый из них, ближайший ко Христу, – Пётр. Над палатами на красном поле надпись чернилами: «Пріиидите и ядите, сие есть тѣло мое, еже за вы ломимое во оставленіе грѣхов».
Икона XVIII в. Письмо на ней довольно грубое. В церковно-археологический музей Общества Любителей Духовного Просвещения поступила из Св. Синода.
№ 72. Тайная Вечеря
Размер иконы: 12*13 в. Изображение вечери сделано в круге, в рамке. Поля иконы украшены резным орнаментом. Надписи: «Вечери тайныя», «апли Гдни», «Іс. Хс.» и буквы: «ѾѺН» в золотом крещатом нимбе Спасителя сделаны белилами. Палаты стального цвета прописаны чернилами и белилами. Четыре чёрных окна с такими же решётками. Стекла или слюда обозначены серебром. В средине палат красный занавес, прописанный чернилами, отделка на нём золотая, прописанная также чернилами. Пол штучный в виде паркета коричневато цвета. На полу наполненная водой (светло-серого цвета) чаша и кунган золотые, прописанные чернилами, и красный лентион, прописанный чернилами и белилами. Белый круглый стол уставлен яствами. На нём стоят: золотой кувшин, большая чаша и две малые и положены тринадцать красных остроконечных ложек и тринадцать кусков хлеба (охра). Кругом стола сидят (впрочем, седалищ не видно и апостолы неестественно приседают) апостолы. Все они в сандалиях. Иоанн Богослов прильнул к груди Спасателя, Который положил на его плечо Свою шуйцу, десницей же показывает на сидящего против Него с белым мешком в руке Иуду.
Икона XVIII столетия. В церковно-археологический музей поступила из Московского Вознесенского женского монастыря.
№ 73. Тайная вечеря
Размер иконы: 7*6¼ в. Перевод тот же, что и на предыдущей иконе, разница только в том, что апостолы все в движении, жестикулируют руками, сидят на лавках. Спаситель же подаёт кусок хлеба Иуде. Единственная надпись на иконе «Июда» сделана чернилами, мешок у него пунцового цвета Тип Иуды на этой иконе гораздо привлекательнее, чем на предыдущей. На столе два серебряных блюда и одно золотое, две красные солонки. Кроме ложек здесь есть и три ножа. Один из них самый большой лежит пред Спасителем, другой – пред апостолом Петром, третий – сзади Иуды.
Икона XVIII в.
№ 74. Распятие
Размер иконы: 19½*15¾ в. Поля иконы зелёные, фон жёлтый. На кресте надписи: «ѡ. василіѡ іс. хс. рѡси» «Мр. Ѳу.», «аг. и бгослов» сделаны киноварью. У подножия креста, в расселине скалы, – череп и кости Адама.
Икона XVIII ст. Поступила в церковно-археологический музей из Московского Чудова монастыря.
№ 75. Распятие Господне со страстями
Размер иконы: 10¼*8¼ в. В центре иконы представлена Голгофа с тремя крестами. Два воина – пред крестом Спасителя. Один прободает Ему ребро, откуда истекает кровь и вода (белила), другой на трости подаёт губу. Кресты Спасителя и разбойников розовые, у разбойников четырёхконечные, у Спасителя – восьмиконечный. Руки разбойников продеты через перекладины креста и перевязаны чёрными верёвками. У одного разбойника препоясание по чреслам малинового цвета с золотой отделкой, у другого – зелёная, также с золотой отделкой, у Спасителя препоясание светло-зелёного цвета, прописанное белилами. Глаза Его закрыты. Надписи на кресте: «Іс. Хс. Царь слвы. Снъ Бжіи», «ѾѺН» (в золотом крещатом нимбе), внизу: «ника м.л.р.б.г.г.а». Крест Спасителя водружён на скале, в расщелине которой – череп Адама. По обе стороны креста множество воинов, старейшин еврейских и женщин в разнообразных позах и положениях. Есть и всадники в полных воинских доспехах. Сбруя у лошадей и вооружение воинов раззолочены. Краски на одеждах яркие. Внизу у подножия скалы воины же сидят, оживлённо жестикулируя (делят одежды Спасителя). Налево (от зрителя) пред крестом стоят Богоматерь, отирающая слёзы (надпись «Мр. Ѳу» – чернилами), св. ев. Иоанн Богослов (надпись чернилами, как и все остальные, «с. апо. и ев. Иоан. Бого.»), шесть святых жён (надпись: «Стыя жены мироносицы») и св Логгин сотник (надпись «С. Логинъ») с двуперстно поднятой кверху правой рукой, в золотом нимбе, на главе – зелёная шапочка; поверх раззолоченных лат у него одета красная прописанная золотом мантия. Вдали – город Иерусалим с башнями. С городских стен смотрят на Голгофу две группы женщин, детей и мужчин. Сверху к кресту Спасителя слетают два ангела в золотых одеждах с платами в руках. Выше – облака: на них Господь Саваоф (« Гдь Саваѡф») в белых одеждах, прописанных киноварью и прозеленью, в восьмиугольной золотой звезде, вписанной в нимб. Десницею Господь благословляет двуперстно, шуйцу держит у груди. Справа (от зрителя) луна (надпись «луна»), слева (от зрителя) солнце (надпись: «солнце») в виде человеческих лиц, – первая красного цвета с чёрными глазами, носом и ртом, второе бледно-зелёного цвета. По краям изображения в виде каймы надпись: «Распятіе Гсд҃а нашего Іса Хрста». «Спасеніе содѣя посредѣ земли Хр҃те Бже на крⷭ҇тѣ пречстеи руцѣ свои простеръ собирая вся языки вопіющыя Гди слава Тебѣ». «Крⷭ҇ту твоему поклоняемся Влдко и стое воскресеніе Твое славимъ». Кругом центрального изображения на полях в шестнадцати отделениях изображены страсти Христовы. Вверху, начиная слева (от зрителя):
1) «Бысть вечерь тайная в домѣ Иакова». Перевод почти тот же, что и на иконе № 73. Заслуживает внимания как на этом изображении, так и на остальных, тщательная отделки палат, окон, дверей, арок и пр.
2) «Умы Гдь на вечери ученикомъ своимъ ноги».
3) «Моленіе о чашѣ Гда нашего Іса Хтⷭ҇а» (Прелестны деревья Гефсиманского сада, краски зелёная, белая, красная, розовая).
4) «Лобза Іуда Гдⷭ҇а, воини жидовсктіи (-стии) оцепивше его вервимъ» (здесь же апостол Пётр мечом отсекает ухо Малху, стараясь повалить его на землю, и уцепившись за его подбородок).
5) «Приведеніе ко архиерея Гдⷭ҇а нашего Іса Хрта».
Во втором ряду:
6) «Архиереи Каіафа растерза ризы своя, яко ничто же овѣщаше к многимъ».
7) «Симонъ Петръ ста и хреяся и реша же ему и ты бѣ о ученикъ еси его: онъ же ове».
В третьем ряду:
8) «Впроси Пилат Іса, ты ли еси црь іюдеискій, Іс же не отвѣщаваше ничоже».
9) «Привденіе ко Іроду Гда Іса Хрⷭ҇та, Іродъ же поругався ему посла Пилату» (Ноги Пилата, обутые в зелёные сапоги, представлены неестественно, как будто готовыми к танцам).
В четвёртом ряду:
10) «Возложиша воини на Іса тернов. венецъ и багряну ризу».
11) «Изведе Пилат Іса в народъ и... се црь вашъ ониже впіяху возми возми рапни».
В пятом ряду:
12) «Іемше Ісуса ведоша і неся крестъ свой і взыде глаголемое лобное».
13) «Иѡсифъ с Никодимомъ приступль к Пилату і проси тело Іисусово».
14) «Снятіе со креста Гда нашего Исуса Хрⷭ҇а».
15) «Положеніе во гробъ Гда нашего Іса Христа».
16) «Жены мироносицы приідоша ко гробу помазати тело Ісусово».
По полям икона обложена серебряным окладом 84 пробы 1808 г. и заслуживает внимания по подробной разработке сюжетов и сравнительно хорошему исполнению.
№ 76. Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками
Размер иконы: 7*6½ в. Фон и поля жёлтые. Воскресение Христово представлено в виде Сошествия Иисуса Христа в ад. Спаситель в красном лучистом овале стоит на вереях ада. Десницей Он извлекает из пропасти Адама, за которым припала к ногам Спасителя женщина в красной одежде, очевидно, Ева. Сзади – один из пророков с хартией в руках и головы ветхозаветных праведников. Выше, по обеим сторонам овала, – цари Давид и Соломон, св. Иоанн Предтеча (у него на хартии надпись: «Покатеся прибл...»). Сцена обрамлена вершинами гор. Надпись: «Воскресеніе Хрⷭ҇тово» – сделана золотом, «Іс. Хс.» – чернилами. Кругом центрального изображения – двенадцать праздников.
В первом ряду:
1) Благовещение.
2) Рождество Христово (Богоматерь полулежит на красном ложе пред яслями со спелёнатым в них Спасителем. Пелены белые, свивальник красный. Руки простёрты как бы в рассуждении. Пред нею волхвы без шапок с дарами в руках. У яслей вол и осёл (видны только головы). Вверху на небе звезда, лучи которой падают на Спасителя. Сзади Богоматери юноша, очевидно, пастырь в чёрной шляпе; и в красной верхней одежде, с изумлением смотрящий в сторону Богоматери. Руками он жестикулирует. Горы. Внизу, направо от зрителя, бабка совершает омовение младенца (обнажённый Спаситель правильно сидит у неё на коленах, поддерживаемый одной её рукой; другой рукой она пробует воду из стоящего пред нею золочёного сосуда). Дальше в горах же, согнувшись, в задумчивой позе сидит Иосиф, подложивший левую руку под щёку. Пред ним традиционный старец в козлятине с клюкой.
3) Сретение Господне.
4) Крещение Иисуса Христа. Над всеми этими изображениями на верхнем поле иконы сделаны следующие надписи вязью золотом;
а) «Благовѣщение Престыя Бцы»;
b) «Рождество Хрⷭ҇тово»;
с) «Сретение Гдⷭ҇ня»;
d) «Богоявление Гдⷭ҇ня».
Во втором ряду:
5) Воскресение Лазаря (надпись – «Воскреси Гдь Лазаря из мертвыхъ»).
6) Вход Господень в Иерусалим (надпись: «Вход во Иерусалимъ Гдⷭ҇а ншго Іса Хрⷭ҇та»).
В третьем ряду:
7) Преображение Господне («Преѡбражение Гдⷭ҇не»);
8) Распятие Господне («Распятия Гдⷭ҇я»).
В четвёртом ряду:
9) Святые жёны мироносицы («ст҃ыя жены мироносицы»).
В головах пред гробом Спасителя:
10) Вознесение Господне на небо;
11) Святая Троица (ветхозаветная: надпись «Стая Троца»);
12) Успение Пр. Богородицы («Успение Прстыя Бцы»).
Икона XVIII ст. Поступила в церковно-археологический музей из Московского Зачатиевского женского монастыря.
№ 77. Воскресение Христово
Размер иконы: 7*6 в. Фон и поля коричневые. Спаситель в овале (надпись чернилами – «Іис. Хс.») на вереях ада, десницей берёт Адама, стоящего пред Ним на коленях в шуйце держит свиток. Сзади Адама – ветхозаветные праведники: Иоанн Креститель, цари Давид и Соломон, прор. Даниил и ещё один юный же святой в такой же фригийской шапочке, как и Даниил. Налево – коленопреклонённая Ева в красной верхней и зелёной нижней одеждах. Сзади неё – сонм св. мужей. Один из них с книгой в руках. Ниже – Иисус же Христос (надпись «Іис. Хс.» – чернилами), выходящий из гроба. Десница Его благословляет двуперстно (анахронизм: двуперстное благословение и вышеприведённая надпись, ставшая обычной на иконах лишь после никоновского исправления церковных книг и обрядов). В шуйце Спасителя свиток. У гроба Спасителя в различных положениях лежат с закрытыми глазами воины с пиками в руках. Дальше, два ангела заковывают сатану, один из них держит цепь белого цвета, другой ухватил сатану за длинную бороду левой рукой, правой же намеревается нанести ему удар железным молотком. Сатана со связанными сзади руками, вытянувши ноги, покорно лежит, с недоуменьем смотря на случившееся.
Икона XVII века, записанная; на обороте её надпись XVII же века: «Сему образꙋ молитца Воскресению Хву Еремей Салтанов снъ». Поступила икона в церковно-археологический музей из Хотькова женского монастыря.
№ 78. Образ воскресения Христова
Размер иконы: 9*8 в. Фон и поля её золотые. Надпись на иконе: «Образ Воскресеніе Гсда нашего Ісса Хрста». В нижней половине иконы, в правом от зрителя углу, изображён Спаситель (надпись «Іс. Хр.», в венце «ѾѺН»), вручающий крест разбойнику (надпись: «разбойникъ»). На поле надпись, поясняющая изображение: «Дарова Гсдь разбойнику крст и посла его во стый раи». Ниже – Распятие Иисуса Христа с предстоящими Иоанном Богословом (надпись «Іоаннъ»), Богоматерью (Мр. Ѳу.), Марией («Мария»). На поле: «Распятіе Гсда нашего Іса Хрста»). Под этим изображением – Снятие с креста. Крест; у его подножия припали к снятому с креста Господу («Іс. Хр.») Иосиф («Іоси» – к ногам и Богоматерь (Мр. Ѳу.) – к изголовью. За Богоматерью стоят Мария («Мария») и Саломия («Саломія»). На поле надпись: «Снятие со креста и положение во гроб Гсда нашего Іса Хрста». В самом низу – явление ангела (надпись на нимбе: «аг.») Богоматери и св. жёнам-мироносицам («Мр. Ѳу.»), («Мария», («Саломія»); ангел десницей указывает в рассуждении, в шуйце держит жезл с монограммой имени Христа. Надпись на поле: «Стыя жены мироносицы». Левое от этого изображения Иисус Христос («Іс. Хр.», в нимбе: «ѾѺН») восстаёт из гроба, ангел отвалил камень; дальше ангелы с крестами в руках, пред вратами ада, в котором находятся праведники: «Іѡанъ» (Предтеча), цари Давид («ц. Д.») и Соломон («ц. С.»), «Анания», «Мисаил». Дальше, в самом углу, сатана в виде человекообразного, с бородой, чудовища, огненного цвета; его сковывают два ангела – один с молотом, другой с жезлом. С ужасом смотря на эту сцену, один диавол в виде свиньи красного цвета стоит у врат ада, как бы ища в них выхода. Надписи на полях:
а) «Стражи омертвеша отъ страха».
b) «Воскресе Господь... Преди же течаху Ему ангельския... Возмитеся врата вечныя... И снидетъ Царь славы крепкий и силенъ во бранехъ...»
с) «Адъ же яко не вѣдый, что извнутрь отъвѣщати, и рече: кто есть црь славы крепкий и сильный во бранехъ? Гдь силам, той есть Царь славы».
d) «Яти быша дѣмони Господнимъ повеленіем и владычнею властию, биеми же и вяжеми узами нерешимыми на 1000 лет, ктому да не прельстятъ языци».
Ниже, во втором ряду изображений, представлено Сошествие Христа во ад и изведение из Него праведников. Христос – на вереях ада, за руку извлекает из ада Адама («Адамъ»), за которым во гробе, в виде четырёхугольного ящика, стоит Ева (надпись «Ева») и лик святых жён; здесь же стоят: «Ной», «Наум», «Амос», «Елисей», цари Давид («ц. Д.») и Соломон («ц. С.»), Анания («Анани»), Азария («Азари»), «Авель», Захария («Захари»), Иоанн Предтеча («Іоаннъ») И другие.
Направо (от зрителя) от Спасителя два ангела трезубцами поражают находящихся под вереями ада, в бездне, демонов. На поле надпись: «Сниде Гсдь внутрь ада и рече: (миръ) вамъ ближним и дальним, и вземъ Адама изо ада о сущія с ним споспешницы... ідите во стый рай». Дальше та же группа, во главе с Христом, направляется к раю; в этой группе находим следующих новых лиц: Исаию («Ісаия»), Иосифа («Іосиф»), Иеремию («Ерем.»), Иезекииля («Езекиль»). На поле читаем: «Праведницы же идуще во стый рай радующеся, яко преди носится Хво оружие крест і копие і трость і кровь і гвоздие; яко тѣмъ победиша діавола».
Пред вратами рая, представленного в третьем ряду, в виде вертограда, стоит благоразумный разбойник («Разбойник»), с крестом в левой руке, правой же стучит в дверь. На поле: «Пріиде разбойник ко вратом стаго раю, возбрани емᲂу пъламенное оружіе, онъ же показа ему крест, и вниде во стый рай».
Над вратами рая «херувим». В раю, в левом от зрителя углу, – Илия («П. Илия») и Енох («П. Енох»), с простёртыми руками, рассуждают в изумлении; пред ними благоразумный разбойник с крестом (одежда разбойника, как и на других изображениях на этой иконе, состоит из одной лишь повязки по чреслам). Дальше тот же разбойник с крестом в правой руке и с поднятой левой рукой: на него с изумлением смотрят праведники: Иоанн Креститель, Давид и Соломон, Моисей и другие. В правом углу Господь Саваоф в восьмиконечном нимбе; пред Ним Спаситель и Авраам обнимают друг друга. Надписи над этим рядом изображений:
а) «Вниде разбойникъ во стый рай и обрете Илии и Еноха и беседова с ними о распятіи Хрстве и о воскресеніи его»;
b) «Праведницы же вшедше во стый рай і видеша разбойника в раю і ᲂубояшася; он же показа им крстъ, и поведа им, как бысть Хво распятие и воскресеніe і како посла его во стый рай».
Икона XVII–XVIII века.
№ 79. Воскресение Христово
Размер иконы: 7¼*6 в. Фон её коричневый, поля золотые. Надпись на ней: «Образ Воскресеніе Гсда» (нашего Іса Хса). В правом от зрителя углу представлено Воскресение Христово в виде восстания из гроба. Воскресший Спаситель правой рукой благословляет двуперстно, в левой держит знамя с изображением на нём восьмиконечного креста. Пред гробом Господним лежит целый отряд вооружённых копьями воинов. Выше – Сошествие Христа во ад. Спаситель (надпись в нимбе «ѾѺН»), в круге, на вереях ада, десницей извлекает Адама из ада. На другой стороне против Адама – Ева («Евва»). Справа и слева от Спасителя стоят праведники: Иоанн Креститель («Іоаннъ»), Давид («ц. Д.») и Соломон («ц. С.»), пророки Даниил («П. Даніилъ»), Наум («П. Наум»). Над ними надпись: «Ликъ пророкъ». Направо – Моисей («П. Моисей»), Авель («Аввель») и другие (без надписей). Над ними надпись: «Ликъ праотецъ». Внизу ангелы («Анггли Гсдни») сковывают сатану.
Вверху – рай в виде вертограда. Внизу иконы, на полях три сургучные печати (одна обломана), на одной надпись хорошо сохранилась: «Печать опекуновъ, охраняющее» (?) «имѣніе наслѣдниковъ». На другой – рисунок и подпись: «Салтыков».
Икона XVII (второй половины) – XVIII в.
История постепенного образования подробной композиции Воскресения Христова изложена во II выпуске настоящего сочинения на стр. 29–33.
№ 80. Воскресение Христово
Размер иконы: 7¼*6 в. В центре иконы Спаситель в зелёном овале с золотыми лучами восстаёт из гроба. Десницей Он благословляет именословно, в шуйце держит свиток. Сзади гроба воины с копьями в руках. От гроба Спасителя сонм ангелов с красными жезлами в руках открывает шествие во ад. Один ангел чрез сокрушённые вереи схватил одного беса за волосы на голове, бес в ужасном волнении, длинными когтями левой руки крепко уцепился за одну верею. Другой бес, более пожилой, сидя на корточках, держит вторую верею. Всюду видны поломанные замки и порванные цепи. Дальше, в аду – четырёхконечный крест. Сонм праведных жён во главе с Евой и Рахилью (надписи: «Ева», «Рахиль» – сделаны киноварью) стоит пред Спасителем, представленным здесь во 2-й раз (также в овале) изводящим десницей Адама. От Адама открывает шествие на небо длинный ряд праведников (надпись: «ликъ праотцъ»). В нимбах видим следующие надписи: «Авель», «Моисѣй», «Ной», «Двдъ» (у него в хартии надпись чернилами: «Воскресни Гсди Боже мой»), «Ісаия» (у него в хартии: «Се дѣвая во чревѣ при...», «Іѡаннъ» (Креститель с хартией, в которой написано: «Азъ видехъ и свидѣтель...»). Сзади и спереди св. Иоанна Крестителя – по ангелу. Пред самими вратами рая – благоразумный разбойник – голый, с одним препоясанием по чреслам. У него в золотом нимбе надпись: «Рахъ» сделана киноварью. Вид разбойника очень смиренный. Над дверями рая – огненный херувим, не допускающий его войти в рай. Ниже Спасителя – благоразумный же разбойник, отделённый от Него остроконечной башней. В самом низу два ангела поражают бесов. Один ангел, схватив молодого беса за волосы, сечёт его бичом красного цвета, другой ангел сидит на старом сатане и бьёт его. В правом от зрителя) нижнем углу – явление Иисуса Христа ученикам на море Тивериадском. Спаситель стоит на берегу моря. В парусной ладье сидят апостолы (видны три фигуры) апостол Пётр бросился вплавь по направлению к Господу. Вверху, с левой (от зрителя) стороны, Божия Матерь и две мироносицы представлены сидящими у гроба Спасителя пред сидящим у него ангелом, с жезлом в руке. Во гробе лежат пелены. Дальше, апостол Пётр приник ко гробу и свидетельствует пелены, которыми был обвит Спаситель. Ещё выше – явление воскресшего Спасителя Марии Магдалине. В самом верху – Распятие с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом. Дальше – рай. В нём разноцветные растения. Иисусе Христос под особой аркой за столом восседает с двумя праведниками, очевидно, с Авраамом и Исааком. Разбойник Рах с восьмиконечным крестом в руках стоит пред изумлёнными Енохом и Илиёй. Рядом с этим изображением – Иисус Христос изводит апостолов из города Иерусалима. Вознесение Иисуса Христа на небо – в овале, несомом в облаках двумя ангелами. Внизу ангел же, по сторонам его Богоматерь и апостолы. На верхнем), поле иконы, выше сцены Вознесения на облаках на херувимах восседают Бог Отец и Сын в коронах. Надь ними – Дух Св. в восьмиугольной (один четырёхугольник красный, другой зелёный) с золотыми лучами звезде. У Спасителя десница благословляющая, шуйцей же Он поддерживает Евангелие, стоящее у Него на коленях и раскрытое на словах: «Пріидите ко Мне вси труждающіяся». Бог-Отец в восьмиконечном нимбе, вписанном в золотом нимбе, десницей благословляет, в шуйце; держит свиток, в котором можно разобрать только: « Гд҃ь». На полях иконы надписи: «Воскресеніе Христово»; «Пріидоша жены мироносицы на гробъ и ѡбретоша аггла на камени сѣдяща»; «Посла Гсдь аггл своих сокрушити врата адовы»: «Повелѣ Гсдь связати сатану на ҂а҃ лѣт»; «Пріиде разбойникъ ко вратам стаго рая и возбрани ему вход херувим пламенным оружіем, он, же показа ему крстъ чстный»; «Явися Іс. учеником своим на морѣ Теверіадстем ловящим рыбы».
Икона XVII в.
№ 81. Вознесение Господне
Размер иконы: 7¼*6 в. Поля тёмно-коричневые, фон золотой, (икона весьма попорчена: некоторых частей изображений совершенно недостаёт. Так, от изображения Богоматери сохранилась лишь одна рука и часть одежды. От изображения двух, стоящих с обеих сторон Её, ангелов уцелели два крыла (по одному от каждого), часть одного лица и одежды. Господь в лучистом круге несётся двумя ангелами (каждый из них трубит в трубу) на небо. Десница Спасителя благословляет двуперстно, в шуйце белый свиток. Внизу, по обеим сторонам Богоматери, две группы апостолов, по шести в каждой группе. Горы: пейзаж – растительность.
Икона XVII в. Поступила в церковно-археологический музей из Св. Синода.
Первый пример изображения Вознесения Господня находим на дверях Сабины в Риме V в. Спаситель молодой, стоит в круге из лавровых ветвей, вокруг Него символы Евангелистов: орёл, лев, человек, телец. Десница Господа простёрта в сторону (жест беседы поучения), в шуйце свиток со словами: «І.Ѳ.Х.С.V.І»; по сторонам Господа «А. Ω.»: ниже, под ореолом Спасителя, – небесный свод с солнцем, луной и звёздами: женщина, с обращёнными вверх к Спасителю взорами и два мужа, держащие над её головой крест в круге. От VI же века в кодексе. Раввулы мы уже имеем типичные черты композиции Вознесения, удержанные в византийской и русской иконографии, – Спаситель в глории, поддерживаемой двумя ангелами, возносится на небо. Одежды Его – голубая туника с золотыми клавами и серый иматий. Десница благословляющая; в шуйце свиток. Внизу под ногами Его тетраморф, из-под которого выступает рука: тут же колесница Иезекииля огненного цвета (Иез.1:8, 10:8). Два ангела в голубых туниках и красных иматиях подносят Ему венки, – символы величия и славы. Спаситель достигает неба, обозначенного фигурами красного солнца в зубчатой короне и голубой луны в серповидной короне. Внизу у подножия горы – две оживлённые группы апостолов; они с удивлением смотрят на возносящегося Спасителя и с жаром беседуют между собой. Среди них выделяются – направо апостол Павел с крестом на древке, налево – апостол Павел со свитком. Два ангела обращаются с речью к апостолам. В середине между двумя названными группами Богоматерь в лиловой тунике; и такого же цвета пенуле, с воздетыми руками, наподобие оранты, в золотом нимбе. «Превосходная композиция, живые движения в группах апостолов, смелые контуры, – говорит проф. Н.В. Покровский, – позволяют, признать это изображение копией с отличного образца блестящей эпохи византийского искусства». Изображения Вознесения Господня мы встречаем в лицевых Евангелиях и псалтирях, в миниатюрах бесед Коккиновафского. на мозаиках, на памятниках византийской и русской скульптуры, на стенописях, русских металлических складнях и образках XVII–XVIII вв. и на греческих и русских иконах.
В развитии композиции Вознесения от V до XVIII в. одни из элементов её постепенно исчезают, другие появляются вновь. «Особенно богата новшествами эпоха нового возрождения греческого и русского искусства, когда на смену византийского самобытного и идеального трактования сюжета явилось подражание западу и особенно – наклонность к механическому пополнению композиции элементами, возникшими под влиянием буквы Евангелия и предания». По греческому иконописному подлиннику, Вознесение изображается так: «Гора, покрытая масличными деревьями; на ней апостолы с простёртыми руками, смотрящие вверх. Среди апостолов Богоматерь с обращёнными кверху взорами. По сторонам Её два ангела в белых одеждах: они указывают апостолам на возносящегося Христа Ангелы держат свитки с надписями: „Мужіе галилейстіи... сей Иисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо“. Над ними Христос, на облаках, приближается к небу; Его встречают сонмы ангелов с трубами, тимпанами и другими музыкальными инструментами».
«Если нижняя часть этого изображения, – говорит профессор Н.В. Покровский, – всё ещё напоминает Византию, то верх её, именно облака, отсутствие мандорлы и ангельская музыка, явно составлен в духе западно-европейского искусства, блестящим представителем которого по отношению к композиции Вознесения служит Перуджино».
В русском лицевом подлиннике XVII–XVIII в. из собр. Прохорова Христос возносится на облаках в круге, поддерживаемом двумя ангелами. Внизу на горе, на которой виднеются следы двух ступеней, посредине Богоматерь, по обеим сторонам Её по ангелу с каждой стороны и апостолы, ниже – два апостола, павшие ниц.