протоиерей Александр Ветелев

  Сборник 1, Поучение 26Сборник 1, Поучение 28 

Сборник № 1. Поучения на утренние воскресные Евангельские зачала и на изъяснение литургии

27. Неделя 3 и 4 Великого поста. Пассия. Семь слов с Креста

Каждый раз, братия и сестры, когда мы как сегодня слушаем чтение из Евангелия о страданиях Господа Нашего Иисуса Христа, сердца наши переполняются горячей любовью к Спасителю нашему за то, что Он, спасая нас, принял грехи наши на Себя и понёс за них наказание – Голгофские мучения и крестную смерть.

Обычно мы, люди, боимся страданий. Болезни, жизненные невзгоды нас пугают. Мы чувствуем себя несчастными, даже при одной мысли о них. Но если бы свои страдания и скорби рассматривали в свете страданий Христа, то они не казались бы нам такими тяжкими и ужасными. Все наши страдания имеют своей основной причиной наши грехи. Господь сказал, исцеляя расслабленного: Встань, возьми постель твою и ходи (Ин. 5:8). И потом, встретив исцелённого Им человека, Он предупредил: Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5:14).

Итак, мы страдаем за свои грехи. Что же такое грехи? Грех – это непослушание воле Божией, нарушение заповедей, норм или законов жизни – есть беззаконие (1Ин. 3:4). Существуют гражданские нормы, законы; за нарушение их человек отвечает перед гражданскими властями. Так, если вор крадёт, он отвечает перед гражданским законом за своё воровство. Так происходит и при нарушении других норм.

Если человек много ест, у него появляется ожирение или несварение желудка, или нарушается обмен веществ, и он заболевает. Вот почему, между прочим, святая Церковь и установила посты, требующие воздержание в пище. Пост – это норма, диета питания. Человек, постясь, нормирует работу желудка и устанавливает господство духа над плотью.

Есть нормы семейных отношений, нарушение которых влечёт разлад в семье. Если нет в семье общего согласия, дружбы, доверия, то семья распадается.

Есть нормы отношений людей в обществе, на службе нормы взаимного уважения и взаимной помощи. Есть нормы (заповеди) в отношениях человека к Богу. Нарушая их, человек страдает, мучается, лишается покоя. Итак, если нормы, законы в нашей жизни нарушаются, то люди страдают.

До появления Спасителя на земле люди задыхались под тяжестью своих беззаконий. За все свои грехи они должны были отвечать сами. Сознание пустоты своей жизни и виновности за нарушение норм жизни постоянно угнетало их. И тяжко было человеку жить на земле, и немало людей (особенно в Риме) кончало жизнь самоубийством. Бог посылает на землю Единородного Сына Своего, чтобы спасти людей от греха и смерти, и Он пострадал за людей на Голгофском Кресте, завершив наше спасение.

Братия и сестры! Сейчас мы проводим пассию, т. е. церковную службу, посвящённую Голгофским страданиям Спасителя. Остановим своё благочестивое внимание на семи словах (изречениях), произнесённых Им с голгофского Креста и вникнем в их спасительное содержание.

Испытывая страшные физические страдания, окружённый врагами, которые смеялись над Ним, Христос, обращаясь к Отцу Своему Небесному, воскликнул: Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46). Это было Его первое слово, выражающее страдания физической природы Его и преданность Отцу Небесному, волю Которого Он выполняет в страшных мучениях.

Вторым словом была молитва Его за Своих мучителей: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:24). О если бы распинатели знали, Кого и за что они распинали, то они не подняли бы своих рук на Спасителя. А что же Он? Он проявил к ним высший закон – закон безграничной, божественной любви. Им же Самим установленный (Мф. 5:44): Он молился о них.

Третье слово было обращено к разбойнику, покаявшемуся перед смертью: Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Твое! – сказал разбойник, и Христос ответил: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мной в раю (Лк. 23:41).

Никого Спаситель не забыл на кресте, ни от кого не отвратился. Он молился и за Своих мучителей, так как пришёл на землю спасти всех грешников, всех кающихся и ищущих спасение. Он первым вводит в рай покаявшегося разбойника.

Четвёртое слово Спасителя было обращено к Матери Своей и ученику Своему: Се Матерь твоя; Жено, се сын Твой, – сказал Он им (Ин. 19:26).

При Кресте довершилось великое, необычайное, – вместе с учеником Своим Христос и нас всех усыновил Царице Небесной, Отныне Она наша Мать, наша ходатаица и заступница. И тут опять не забыл нас Спаситель.

Пятым было слово: жажду (Ин. 19:28). Мучения подходят к концу, томит жажда, и Господу подносит воин губку, смоченную уксусом и желчью. Какая бесчеловечная жестокость! Но и этот грех был бы прощён Спасителем, если бы воин, подробно разбойнику, раскаялся и попросил прощения.

Шестым словом было обращение к Отцу Небесному. Человеческие силы оставляют Христа, приблизился конец, и Сын покорно отдаёт Себя в руки Отца: Отче, в руце Твои предаю дух Мой (Лк. 23:46). У Сына нет никакого упрёка Отцу за страдания, наоборот, полное послушание Ему. Вся жизнь Сына была послушанием воле Отца и закончилась она всецелым послушанием.

Седьмое слово – Совершилось (Ин. 19:30). Что совершилось? Подвиг искупительный закончен, и наше спасение совершилось. С этого момента мы искуплены, мы дети Отца Небесного.

Так Христос искупил наши грехи Своей бесценной Кровью, Своей безграничной Любовью. Пророк Исаия, ветхозаветный евангелист, как его называют, в своих пророческих прозрениях говорил, что на землю явится Спаситель, Который возьмёт на Себя грехи наши, Его ранами мы все исцелимся. И вот это и совершилось.

Братия и сестры! Христос принёс нам спасение, и надо помнить, что нет грехов, которые не простил бы и не прощает Он нам, кроме греха против Духа Святого, т. е. Его отрицания. Христос всегда близок к нам и ждёт только нашего обращения к Нему, чтобы излить на нас Своё милосердие. И ещё надо помнить, что нет скорбей у человека не по силам его, и что все наши страдания – это попущение Божие. Бог через наши скорби призывает нас к Себе. Если заболел кто, – это сигнал, это голос Божий. Это значит, что Господь призывает очиститься, покаяться, устремиться к Нему. И в несчастьях, и в болезнях нельзя роптать: ведь по грехам нашим мы достойны и не таких страданий. На наши скорби мы должны смотреть как на наши кресты. И каждый призывается спасаться своим крестом. Крест и есть та наша норма, которой мы призваны спасаться, особенно в Великом посту. Возьми крест свой, – сказал Христос, – и иди за Мной (Мф. 16:24).

Мы можем нести свой крест, лишь укрепляясь Крестом Господним. В Кресте Христовом – наша сила и наше спасение.

Помолимся: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Аминь.



Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Вам может быть интересно:

1. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Пассия схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Царство Божие протоиерей Александр Ветелев

3. Доброе слово старца мирянину иеромонах Адриан Югский

4. Слова священномученик Александр Глаголев

5. Духовные советы преподобный Амфилохий (Макрис)

6. Духовные беседы преподобного старца Гавриила преподобный Гавриил Седмиезерский

7. Духовный дневник епископ Арсений (Жадановский)

8. Немощи пастыря и благодать Божия протоиерей Александр Введенский

9. Современный антихрист Александр Александрович Бронзов

10. Слово архим. Иннокентия (Просвирнина) в память и похвалу прп. Сергия Радонежского архимандрит Иннокентий (Просвирнин)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс