Источник

Сборник 3, Поучение 45Сборник 3, Поучение 47

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

43. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Восхождение

«Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишися, како Дева вниде во Святая Святых"" 162.

Всем нам, благочестивые слушатели, духовно близка и дорога́ Пречистая, Преблагословенная Матерь Божия. Нам до́роги все события, все подробности из Её жизни, сохранившиеся в церковном предании. Нас благоговейно влечёт к себе тайна Её рождения от «неплодове» и ранние детские годы, когда Она жила ещё со Своими престарелыми родителями. Напомним некоторые сведения из предания об этом самом раннем периоде в жизни Приснодевы.

Когда Ей исполнился год, говорит предание, праведный Иоаким созвал старейшин, священников, родственников и близких на домашнее семейное торжество и просил священников благословить младенца. Они произнесли над головой Её молитву: «Бог Отец наших, благослови Младенца сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах». Присутствующие ответили: «Аминь! да будет».

Когда Младенцу минуло два года, праведный Иоаким задумал исполнять обет посвящения дочери Богу и храму, но праведная Анна, движимая материнским чувством, упросила его отложить это посвящение ещё на один год. Благочестивые родители усилили подготовку дочери к выполнению обета и самих себя к расставанию с Той, Которую они в течение пятидесятилетнего супружества так усердно и постоянно вымаливали. Слыши Дщи, и виждь и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты Твоея (Пс. 44:11–12). Так пророческими устами к долженствующей явиться в мир Дщери, благоглаголивый Давид предвещает событие вхождения Её в храм Господень и начала приведения к Богу рода человеческого, погрязшего в грехах своих.

И вот пришло время исполниться этому предвещанию пророка Божия забыть Дщери дом отца своего и из города Назарета быть ведомой в Иерусалимский храм. Древнее предание рассказывает, что все родные, близкие, знакомые, взрослые и дети собрались проводить Её. Впереди шествия двигались юные девы со светильниками и пением псалмов. За ними праведные родители вели свою трёхлетнюю Дщерь. За ними двигались все остальные. И вспомнилось предвещание пророка: Ведётся Она к Царю. За ней ведутся к Тебе Девы, подруги её. Приведутся с веселием и ликованием, входят в чертог Царя (Пс. 44:15–16).

В Иерусалиме эта торжественная процессия была встречена священниками храма во главе с первосвященником Захарией. Когда юнейшую Отроковицу поставили на первую ступень храма, с Неё сняли дорожные (домашние) одежды и одели в белые, праздничные. Тогда Она Сама, со свечой в руке, взошла по всем пятнадцати ступенькам ко входу во внутреннюю часть храма. Здесь праведный Захария, по внушению Святого Духа, взял Её за руку и ввёл через святилище во Святая Святых, где находился кивот Завета – прообраз Матери Божией.

Своим вхождением во Святая Святых богоизбранная Отроковица ознаменовала, что приближается время выполнить Ей Своё великое предназначение – стать Матерью Сына Божия. И дивились люди, дивились ангелы столь знаменательному событию вхождения Приснодевы во Святая Святых. «Ангелы вхождение Пречистой зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых», – поётся в церковной песни. Так совершилось предречённое пророком «вхождение», или, по церковному, – введение во храм Пречистой Приснодевы.

Она была помещена в обитель девственниц при храме Иерусалимском. Здесь старшие отроковицы и девы по благословению первосвященника и под его руководством обучали Её грамоте, чтению Священного Писания, молитвам, песнопению и рукоделию. Три раза в день Она входила в храм для молитвы и прославления Господа. Здесь она удостаивалась посещения ангела и укреплялась Духом Святым.

На девятом году жизни при храме юная Отроковица узнала первую скорбь на земле: умер её праведный отец – престарелый Иоаким. Праведная Анна, освобождённая от забот и попечения о муже, оставила свой дом, перебравшись поближе к дочери в дом непорочных вдовиц при иерусалимском храме, но вскоре, однако, и она умерла.

Лишившись родителей, богоизбранная Отроковица ещё сильнее прилепилась сердцем своим к Богу, дав обет хранить девство Своё и быть рабой Господней, до конца готовой выполнить волю Божию о предстоящем Ей великом предназначении.

Братия и сестры! Если праздник Рождества Приснодевы прославляется святой Церковью как начало радости о нашем спасении, как день «возвестивший радость всей вселенной», ибо из неё «воссияло Солнце Правды, – Христос Бог Наш», то праздник Введения во храм прославляется Ею как день начала предуготовления, «воспитания Приснодевы в жилище прежде век от Отца нетленно Рождшегося во спасение душ наших». «Слово вместившая приводится Господеви»163.

В этот праздничный день все события и лица, причастные Введению, для нас особо дороги и священны. Сердце наше радостно приемлет богоглаголивого Давида, и праведных богоотец Иоакима и Анну, и праведного Захарию, введшего во Святое Святых Пречистую Отроковицу. Но особенно же благоговейно, молитвенно сердце наше воспринимает сегодня богоизбранную Отроковицу. Как «одушевлённый храм Она сегодня возводится в храм Божий» и тем «Христа всем предвозвещает». Кондак праздника так вещает об этом событии: «Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное сокровище славы Божией днесь вводится в дом Господень».

Отныне Она целиком посвящается Богу, становясь «селением» Духа Божия, приготовляясь выполнить Своё предназначение: «вместить Невместимого», явить миру «Питателя жизни нашея». Вот почему святая Церковь днесь зовёт нас «духовно торжествовать», «радоваться», «ликовать», указывая нам, что с нами раздуются и «небо и земля», «познах и веровах», что уже «избавление (от греха) приидет» (стихира).

«Приидите, вси вернии, – возглашает святая Церковь, – едину Непорочну восхвалим, от пророков проповеданную, прежде век Пренепорочную Матерь и в последняя лета явившуюся Богородицу» (стихира).

Братия и сестры! Все священные события, связанные с Боговоплощением и нашим спасением, святая Церковь обычно преподносит нашему духовному взору в их последовательности и раздельности, и вместе в их внутренней целости, единстве и силе. Приглашая праздновать Введение во храм Приснодевы, святая Церковь своим богослужебном чином вводит нас в благодатную глубину этого праздника, зовёт приобщиться его животворящей силе и вместе соединяет его в нашем сознании и сердце с грядущим праздником Рождества Христова. Как радостно начинает трепетать наше сердце, когда мы за богослужением именно этого Богородичного праздника впервые слышим прямой призыв славить рождающегося Спасителя и Питателя жизни нашей в ирмосах канона: «Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие, яко прославися».

Братия и сестры! Духовными очами мы созерцаем сегодня восхождение Пречистой по ступенькам Иерусалимского храма. Она восходит, воспринимаясь нами уже и как Матерь Сына Божия, как Царица Небесная. Восходит, как «Заступница и Ходатаица наша, как Покров и ограждение наше. Восходит и как Радость всех радостей, как по Бозе всё наше упование. Она восходит и всех нас зовёт следовать за Ней к Господу. Будем же молить Её помочь нам в восхождении от силы в силу, в возрастании в меру возраста совершенна.

Будем молить Её, – «храм Божества», – помочь нам сделаться подлинным храмом живущего в нас Духа Божия (2Кор. 6:16).

Пресвятая Богородица! Помоги нам и спаси нас! Аминь.

* * *

162

 Запев 9-й песни канона.

163

 Стихира.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle