Источник

Сборник 3, Поучение 50Сборник 3, Поучение 52

Сборник № 3 праздничных поучений (на дни Господские, Богородичные и памяти святых)

48. Память святителя и чудотворца Николая. Великий ревнитель

«Он имеет великую ревность и заботу о вас» (Кол. 4:13) и ревность по Боге (Рим. 10:2).

Много верующих, братия и сестры, привлёк в храм Божий ныне празднуемый великий угодник Божий святитель Николай (Никола зимний). С таким же огромным стечением народа празднуется святитель Николай и весной (Никола вешний). И это потому, что он особо близок и особо дорог каждой верующей душе, будучи постоянно связан с ней скорой отзывчивостью на молитву о помощи.

Несмотря на то, что прошло свыше 1600 лет со дня его смерти, в памяти и сердце верующего человека он и доселе также живёт, как и в отдалённые времена жизни на земле. Ведь недаром в церковной службе ему сказано, что он доселе духовно всех достигает, «всех предстатель и заступник, всех скорбящих утешитель, всех сущих в бедах прибежище»169, доселе «по Бозе и Богородице все наше упование»170. Чтобы лучше уразуметь это необычайно явление (явление в мир святителя Николая), обратимся к его житию.

Родился он в конце третьего века в Малой Азии в городе Патаре, Ликийской области, в благочестивой семье. Был единственным сыном у родителей: ни до, ни после него детей у них не было. Всё благоговение, весь жар души религиозной, все духовные силы и всю жажду спасения родители как бы вложили, вдохнули в него. И не напрасно.

С самых юных лет он воспламенился благодатной духовной силой: ревностью о Боге, любовью к Нему и людям и жаждой духовного и пастырского подвига. Родители отдали его для подготовки к служению Богу под руководством дяди, епископа Патарского Николая.

Когда пришло время, епископа Николай посвятил племянника в сан священника. При этом пророчески сказал, что он будет великим пастырем, приведёт к Христу многих и даст утешение скорбящим. Вскоре, движимый любовью к Христу, святитель Николай предпринял путешествие в Палестину к Гробу Господню. И здесь, остановившись в одном монастыре, он так глубоко ушёл в подвиг молитвенного единения с Христом, что решил, было остаться в этом монастыре. Но, однако, ночью за молитвой услышал тайный голос: «Николай, войди во всенародный подвиг». Этот призыв показал, что надлежит ему быть не в монастырском уединении, а на всенародном общественном служении. Это подтвердилось тем, что через некоторое время особым Промыслом Божиим он был призван к епископскому служению в городе Мирах. Тут уже он сам сказал себе: «Николай, твой сан требует от тебя.., чтобы ты жил не для себя, а для других»171.

Он и раньше жил для других. И раньше он был «щедр к нуждающимся»172, раздавал им всё, что унаследовал от родителей, и что имел от Церкви. Но, однако, раньше он предпочитал благотворить тайно. (В акафисте указывается случай, когда святитель Николай родителю трёх девиц «нощию узелцы три злата таяся подал еси, самого со дщерьми избавляя от падения греховного»173). Теперь же, войдя в архиерейское служение и желая научить свою паству христианским добродетелям, он перешёл к открытой благотворительности, к явной помощи всем нуждающимся и страждущим.

Но вот поднимается волна гонения на христиан императором Диоклитианом, и архипастырь попадает в тюрьму. Здесь он вместе с другими терпит голод, жажду, тесноту, страдания. Но здесь же пламенеет пастырской любовью: он утешает унывающих, укрепляет веру у маловерных, поднимает их дух на перенесение всех мучений за христианскую веру. После окончания гонения (в 305 году) и возвращения в город Миры с особой ревностью о славе Божией святитель принимает участие в уничтожении языческих капищ богини Артемиды в городе Мирах.

Когда же пришло время 1 Вселенского Собора (325 г.), святитель, явившись на этот Собор, возревновал об истине православной веры и так вознегодовал на еретика Ария за унижение им Сына Божия, что поражал его не только словом, но и делом (ударив его в ланиту) и после этого удалился с Собора. Этим объясняется, что имени его нет среди постоянных членов Собора174. Ревности святителя о славе Божией соответствовала и его ревность в служении пастве, выражавшаяся в быстрой отзывчивости его на всякого рода нужды паствы. Так, когда вспыхнул страшный голод в Мирах, святитель чудесно помог доставить из Италии хлеб для голодающих. Когда несправедливо были осуждены три члена его паствы, он поспешил пешком к месту казни, чтобы вырвать меч из рук палача. Когда были на казнь три царских воеводы, он спешит ночью (во сне) к царю обличить его и спасти воевод от казни. Когда один из кораблей, плывших в Александрию на восток, стал терпеть от бурь бедствия, то он был избавлен от потопления участием святителя, призванного молитвенным воплем утопающих.

Таковы некоторые случаи и факты из жизни святителя-чудотворца, указанные в его житии. А сколько чудесных событий совершилось за 1600-летний период, истекший после его смерти! Святитель Николай чудесно помогал и доселе помогает не только Христианам, но и арабам, евреям и другим народам. Его чтут во всех концах земли. Он – «святой человек» всех стран и народов. Он – «звезда, осиявающая всю вселенную, неоскудно приносящая ей радость». Он доселе «скорее воздвижение убогих», «быстрое нищих услышание», «утешение всех скорбящих». Даже «ангелы дивятся его быстрому и тёплому заступлению»175.

Братия и сестры! Христос, творя множество чудес, однажды сказал апостолам, что они уже «больше чудес совершают». И это неудивительно, если Христос творил чудеса Своей Божественной силой в течение трёх с половиной лет, то апостолы и их преемники, и другие угодники Божии сотворили в течение столетий и доселе творят той же Божественной силой великое множество чудес. Среди этих чудотворцев особое место занимает Мир Ликийских чудотворец, как особо скорый на слышание и особо быстрый на исполнение всех молитв и просьб о помощи. В этом и заключается тайна повсеместного его почитания и особо многолюдного и торжественного празднования и особо дней его памяти в нашей стране.

Он и теперь для нас также жив и отзывчив, как и для верующих людей его времени. Будучи на небе, он своей благодатной помощью пребывает и здесь, на земле. И доселе он является живым связующим звеном между нами и Богом, между Церковью небесной и земной. Тело его благоухает миром в Барах (Италия), а дух благодетельствует дарами чудес среди нас, грешных. И многовековой помощью его людям удостоверено, что чём больше скорбь у человека, и сильнее его молитвенный вопль к святителю, тем скорее отклик, ответ на него. Чем безвыходнее, опаснее положение, чем ближе ужасающая гибель, тем вернее его заступление и защита.

Сколько, братия и сестры, спасено им людей от морских бурь, от снежных заносов, от песчаных буранов, от рук разбойников, убиения на войне, от злой воли и несправедливости людской! И мало кто из нас, верующих, не получал от него помощи в особо острые и опасные моменты свой жизни, если только обращался к нему молитвенно и настойчиво за этой помощью. Он не только помогает при молитве к нему, но и «предупреждает», «предваряет» эти молитвы и прошения о помощи, как «далече сущее провидящий».

Что же мы в заключение скажем о нём? Скажем, что он и доселе для нас – пастырь добрый (Ин. 10:11), пастырь – ревнитель, готовый всегда и слышать нас и помогать нам. Так будем же и впредь молить его о помощи во всех обстояниях нашей жизни. Будем всегда надеяться на его скорую отзывчивость и благое вспоможение. Помолимся ему: «О пресвятый и пречудный отче Николае, утешение всех скорбящих! Нынешнее наше приими приношение и от напастей, недугов и нужд различных свободи нас твоими всесильными молитвами. Помози нам, угодниче Божий и светильниче пресветлый, да не погибнем в беззакониях наших. Управи наш ум, укрепи сердце наше в правой вере, да мирное зде проживем житие и да сподобимся видети благая на земле живых, славяще Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

* * *

169

 Стихира на «Господи воззвах».

170

 Акафист, икос 2.

171

 «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, книга 4, стр. 185.

172

 «Жития святых» святителя Димитрия Ростовского, книга 4, стр. 180.

173

 Икос 5.

174

 См. Деяния 1 Вселенского Собора.

175

 Все слова и выражения, поставленные в кавычки, взяты из чинопоследования службы и акафиста святителю Николаю.


Источник: Путь к пробуждению : Сб. великопост. и пасх. поучений и бесед (триоди постной и цветной) / Протоиерей Александр Ветелев. - М. : Рус. хронограф, 2002. - 351 с.

Комментарии для сайта Cackle