протоиерей Александр Введенский

XVII. На что обращают внимание опытные миссионеры.

Епископ Алексей, бывший Ректор Казанской Духовной Академии, в своей чрезвычайно интересной и популярно написанной докторской диссертации „Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX века” делает одно довольно дельное, многолетним миссионерским опытом проверенное замечание, которое мы, пастыри, должны постоянно иметь в виду и пользоваться им, если только желаем улучшить продуктивность своей полемической деятельности.

Замечание это следующее: „не до́лжно забывать, когда речь идёт о простом народе, – пишет епископ Алексий, – что свойство религиозных его воззрений таково, что если разрушить веру в один какой-либо догмат, то через это падает вся религиозная система”.

Таким образом, чем больше противоречий укажем мы в системе сектантского вероучения, чем сильнее оттеним в глазах народа несостоятельность сектантского „верую”, тем с большей силой оттолкнём мы наш простой народ от увлечения сектантской пропагандой, тем скорее вернём в лоно православной церкви заблудших овец, тем больше будем иметь шансов на успех в столь многосложном и многотрудном деле, как миссионерство.

В настоящем очерке мы попытаемся сгруппировать воедино те внутренние противоречия сектантского вероучения, которые своею резкостью, своею грубостью прямо-таки бросаются в глаза каждого беспристрастного и пристрастного наблюдателя религиозной борьбы, раскрывают перед ним всю ложь и полную несостоятельность сектантства и незаметно для себя возвеличивают и утверждают истину христианской православной церкви.

Сектанты говорят, что они берегут Евангелие „пуще глаза”, т. е. исполняют его не только в большом, но и в малом, не только в существенном, но и в маловажном. „Мы потому и называемся „евангельскими христианами” или „евангеликами”, пишут штундо-баптисты, что живём так, как учат сему Спаситель и Его апостолы, так, как написано об этом в Евангелии и в посланиях апостольских”.

Посмотрим, действительно ли сектантская жизнь представляет собою полное воплощение Закона Божия? Другими словами: в самом ли деле сектанты берегут Евангелие „пуще глаза” или может быть это простая похвальба с их стороны? Вот вопрос.

В послании апостола Иакова сказано: „болен ли кто из вас, пусть призовёт пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5:14–15).

Т. е. апостол велит болящих христиан мазать елеем и это помазание сопровождать „молитвою веры”. Он не совет даёт, а заповедь; он не рекомендует, а велит. „Да призовёт”...

Исполняют ли эту заповедь сектанты? Молятся ли они над болящими и мажут ли их елеем во имя Господне?

Нет, сектанты этого не делают. Мы никогда не прибегаем к таинству елеосвящения, говорят сектанты, хотя мы хорошо знаем, что апостолы врачевали больных чрез помазание елеем. Под этим таинством мы разумеем молитвы, приносимые Богу. Поэтому мы всегда и посылаем кого-нибудь бодрствовать и молиться около больных 226.

Итак, сектанты никогда не прибегают к таинству елеосвящения. Между тем апостол Иаков советует христианам всегда прибегать к нему в болезнях. Значит, сектанты нарушают заповедь Апостола, отступают от Св. Писания, живут и поступают вопреки Закону Божию. Какие же после этого они „евангельские” христиане? Где у них то благоговение к Св. Писанию, о котором они говорят „временне и безвременне”? И могут ли они после такого резкого нарушения Слова Божия говорить о том, что берегут Евангелие „пуще глаза”?

Конечно, нет.

В своё оправдание сектанты ссылаются на то, что Апостол говорит про духовный елей, т. е. про молитвы 227. Но эта ссылка совсем неубедительна. Ап. Иаков учит, что, кроме молитвы, пресвитеры должны помазать больного елеем. Т. е. молитва молитвою, а помазанье елеем само собою. Кроме того, если елей понимать духовно, то почему тогда не понимать в духовном смысле и пресвитеров. Если на то пошло, то уж всю заповедь Ап. Иакова надо изъяснять в духовном смысле, но это будет явным заблуждением. Затем, сектанты думают, что елей употреблялся только для исцеления болезней, между тем Апостол учит, что чрез таинство елеосвящение верующий может получить и оставление грехов. Наконец, сектанты настойчиво утверждают, что данное таинство имело своё значение только для апостольского века. Но это ниоткуда не видно. Напротив, из Св. Писания мы знаем, что Ап. Иаков не ограничивает его никаким временем.

Словом, по всему видно, что Апостол Иаков велит мазать больных настоящим, а не духовным елеем. Сектанты же этой заповеди не исполняют, следовательно, они противоречат самим себе, не могут называться „евангельскими” христианами, не имеют нравственного права хвалиться перед нами тем, что берегут Евангелие „пуще глаза”. Более того, они учат иначе, чем Апостолы. А если так, то значит, они находятся под анафемой, потому что Апостол Павел прямо сказал: „если бы мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема” (Гал. 1:8–9).

Итак, хотя сектанты и хвалятся своею верностью Слову Божьему, на самом же деле они разрушают его и криво толкуют.

Теперь укажем другой пример сектантской непоследовательности.

–––––

Сектанты источником своего вероучения признают только одну Библию, т. е. Писание. Предание же они отвергают, говоря, что Предание является источником веры в высшей степени сомнительным, а при существовании св. Евангелия и посланий Апостольских, даже излишним. „В самом деле, – рассуждают сектанты, – к чему все эти предания св. апостолов, определения вселенских и поместных соборов, различные святоотеческие писания, когда всё, что необходимо знать человеку для богоугождения Богу и спасения души, помещено в Св. Писании”. – „Нет, только ветхозаветные и новозаветные книги должны быть единственным наставлением и правилом веры и Жития” 228.

Посмотрим, действительно ли сектанты руководствуются в своей религиозной жизни только лишь Св. Писанием? Может быть, они отдают должную дань и Св. Преданию. Может быть, сами того не сознавая и не замечая, сектанты пользуются преданием, хотя и отвергают его.

Да, при внимательном обзоре церковной жизни наших религиозных противников, мы замечаем, что как сектанты ни протестуют против Св. Предания, как ни стараются ослабить его силу и значение, тем не менее, без него, т. е. без Св. Предания, сектанты не могут обойтись. И получается удивительное противоречие. С одной стороны сектанты отрицают Св. Предание, как источник религиозной жизни, с другой же стороны они пользуются им.

Постараемся иллюстрировать свою мысль примерами.

Баптисты пишут: „Мы празднуем Рождество, Новый год, Крещение, Благовещение, Пасху, Вознесение, Пятидесятницу, Преображение” 229. Но спросим, есть ли в священном Писании хотя какое-нибудь свидетельство о том, что до́лжно праздновать эти дни? Оказывается, что нет. Ну, хорошо, может быть, религиозное чувство побуждает нас к тому? Мы с этим не спорим, но всё-таки для нас важно знать, где в Св. Писании находится указание на то, что вышеуказанные праздники до́лжно вспоминать именно в те дни, какие теперь посвящаются им? Т. е. какими местами Св. Писания доказать, что Крещение Господне празднуется 6 января, а не седьмого, или что Сретение Господа во храме должно вспоминаться в феврале, а не в каком-нибудь другом месяце и т. д. В ответ на этот вопрос нужно сказать, что в Св. Писании нельзя найти никаких доказательств в пользу рассматриваемого положения. Значит, обычай посвящать тому или иному празднику те или иные дни основывается не на Св. Писании, а на Св. Предании. Как же после этого сектанты могут отвергать Св. Предание, когда даже в таком, сравнительно маловажном вопросе и то нельзя обойтись без него? Впрочем, вопрос не в этом, а в том, как сектанты осмеливаются говорить о Св. Предании, как излишнем и сомнительном источнике веры, когда они, сами того не замечая, пользуются плодами его. Ведь это нелогично.

Данная нелогичность ещё более бросается в глаза, когда мы рассмотрим вопрос о праздновании воскресного дня.

Баптисты празднуют не седьмой день недели – субботу, а первый – воскресный день, на что нет никаких прямых указаний в Библии. В Библии если что и говорится, только о праздновании субботы. Вот основание Св. Писания в пользу празднования субботы: 1) Господь Бог установил день субботний при сотворении мира (Быт. 2:3; Исх. 20:11); 2) Господь благословил седьмой день, потому что в этот день Он почил от дел творения. Он был днём покоя Божие, стало быть, субботой Господней (Исх. 20:8–10); 3) День этот наблюдался ещё до вручения Закона на горе Синай (Исх. 16:23–30); 4) Заповедь святить его связана с прочими заповедями, предназначенными для всех людей и на все времена. Суббота находится в средине неизменного Закона (Исх. 20:1–17, Мф. 5:17–19); 5) Суббота есть знамение между Господом и народом Его, дабы знал народ сей, что Он есть Бог, Бог Творец (Исх. 31:17); 6) Господь обещает тем, которые свято хранят Его субботу, великую благодать (Исх. 58:13–14); 7) Гнев Божий постиг Израиля за то, что он осквернил субботу (Неем. 13:15–18); 8) Соблюдали бы субботу, и Иерусалим не был бы разрушен (Иер. 17:24–25); 9) Иисус Христос блюл субботу (Мк. 1:21; Ин. 15:10); 10) Он именовал себя „Господином субботы” (Мк. 2, 28); 11) Обычаем Его было – ходить по субботам в синагогу и там учить (Лук. 4:16–31); 12) „Ученики Его” в субботу оставались в покое после распятия Господа Иисуса Христа (Лк. 23:56); 13) Св. Апостолы Матфей, Марк и Лука, писавши после распятия Господа и Его воскресения, упоминают о субботе, как хорошо им ведомом Законе, бывшем тогда ещё в силе (Мф. 24:29; Мф. 28:1; Мк. 16:1; Лк. 23:56); 14) Суббота будет святиться даже на новой земле (Исх. 66:22–23) 230.

Итак, несмотря на столь ясные свидетельства Св. Писания в пользу празднования субботы, сектанты, однако, не празднуют её. Они празднуют воскресный день, „на что не имеют никаких прямых указаний в Библии231. Правда, православные христиане, тоже не празднуют субботы, но своё празднование воскресного дня они основывают на Св. Предании” 232, которое для нас есть такой же источник вероучения, как и Св. Писание. На чём же тогда основывают празднование воскресного дня сектанты, если Библия говорит только: „помни день субботний”? Конечно, на том, на чём основываем и мы, т. е. на Св. Предании. Это так понятно, что и не нуждается в дальнейшем рассуждении. Отсюда вывод такой: сектанты отрицают Св. Предание, как источник веры, однако пользуются им.

Возьмём ещё один пример.

Сектанты, как известно, признают тот канон новозаветных книг, какой признаём и мы, православные. Но ведь он возник не сразу, не в одно определённое время, а в течение первых трёх веков христианства. Составлялся он так долго в виду того обстоятельства, что имена авторов некоторых священных книг не были установлены с непререкаемой достоверностью. Относительно известных писаний весьма долго и весьма многие сомневались – действительно ли они принадлежат перу тех, именами которых они подписаны или же они подложны. И вот потребовалась напряжённая, продолжительная работа св. Отцов и учителей Церкви, которая закончилась только к началу четвёртого века. Отсюда видно, что определение канона новозаветных книг произошло благодаря данным Св. Предания. Так что если признавать существующий в настоящее время новозаветный канон, то нужно признавать и те материалы, которыми оправдывается этот канон. Говоря короче, если признать Св. Писание Нового Завета, то нужно признать и Св. Предание. Мы православные, так и поступаем. Признаем, как Св. Писание, так и Св. Предание. Сектанты же поступили в данном случае совсем неосновательно и непоследовательно. Писание признали, а Предание отвергли. Желудями питаются, а корни подрывают. Точь в точь, как свинья под дубом.

Во всём этом велика неблагодарность наших сектантов, велика ошибка и огромное противоречие.

Пойдём дальше.

Сектанты пишут:

„Мы можем гордиться тем, что от апостольских постановлений не уклонились ни на йоту. То, что апостолы заповедали нам, то мы свято храним и с точностью исполняем. Нас нельзя упрекнуть в извращении апостольского учения.

Трудно, даже почти невозможно согласиться с только что приведёнными словами наших религиозных отщепенцев. Есть масса примеров, доказывающих совсем обратное, т. е. что сектанты так далеко ушли от апостольского учения, что оно в сектантской редакции совсем неузнаваемо.

Возьмём хотя бы такой пример.

Апостол Павел заповедал христианам: „жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви” (1Кор. 14:34–35). И в другом месте: „учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии, со всякой покорностью (1Тим. 2:12).

Итак, ап. Павел запрещает жёнам учить и говорить в церкви. Между тем у сектантов сплошь да рядом женщины выступают в роли проповедниц на молитвенных собраниях штундо-баптистов. А это противно Св. Писанию, не согласуется с волей апостола Павла. Как же после этого сектанты могут хвалиться своею праведностью, своею верностью апостольскому преданию, своим аккуратным исполнением всех евангельских заповедей?

Мы, право, не понимаем.

Укажем ещё пример сектантской непоследовательности. Сектанты, как известно, враждебно относятся к нашей православной Церкви. Называют её всевозможными хульными именами, отрицают за ней всякое достоинство и значение, не признают её благодатного и божественного установления.

Но за что штундо-баптисты так сурово нападают на нашу Церковь?

За то, говорят нам религиозные отщепенцы, что Церковь извратила учение Иисуса Христа.

Но откуда сектанты узнали о самом факте этого извращения? Вот вопрос.

Нам отвечают: церковное учение не сходится с евангельским.

Не будем оспаривать этого тезиса, но спросим: откуда же всё-таки штундо-баптисты узнали евангельское учение?

Увы, все они получили Евангелие от Церкви. Почти два тысячелетия Церковь хранит, бережёт и предлагает каждому Евангелие, оно не внесло в него никаких изменений, оно не поставило ни одной йоты лишней в тех священных свитках, которые получили, как своё бесценное наследие, в первые века.

Теперь получается весьма странное положение. Сектанты недоверчиво относятся к православной Церкви. Они прямо заявляют, что христианская Церковь, дескать, извратила понимание учение Иисуса Христа. Допустим на время это. Но если Церковь извратила учение нашего Спасителя, то до́лжно предположить, что она извратила текст божественных Писаний, т. е. весь Новый Завет, чтобы путём повреждённых книг оправдать своё извращённое понимание евангелия. Не так ли? Однако сектанты источник нашей веры признали неповреждённым, а толкование его повреждённым. Но, думается нам, если доверять Церкви, как хранительнице Св. Писания, то до́лжно верить ей и как истолковательнице. Нельзя же, в самом деле, в одном доверять Церкви, а в другом не доверять. Иначе наши суждения будут неосновательны и неправильны.

Но сектанты так именно и поступают. Одно принимают, другое без всякой достаточной причины отрицают. И в этом их огромная логическая ошибка. Исправить её сектанты не решаются. И вот почему. Для решения вопроса о неповреждённости новозаветных Писаний пришлось бы обратиться к данным Предания, а это значило бы признать самое Предание. Из-за одной ошибки пришлось бы допустить и другую, более крупную, более существенную. А этого штундо-баптисты и не хотят.

Мы всё делаем, чему учил нас Христос Спаситель. Что заповедал Он нам, то мы исполняем. Насчёт этого мы спокойны. В этом мы безупречны. Смело можем сказать, что из учения и заповедей Иисуса Христа не осталось неисполненным ни одно слово, ни одна буква, ни одна строка”.

Так говорят гордые в своём правоверии сектанты. Посмотрим, насколько это заявление соответствует действительности.

Возьмём самый важный, основной, так сказать, кардинальный вопрос. Вопрос о Св. Причащении.

В евангелии св. Матфея мы читаем: „когда ученики ели, Иисус Христос взял хлеб и, благословив, переломил и, раздавая, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Моё. И взяв чашу и благословив, подал им и сказал: пейте из неё все; ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов” (Мф. 26:25–27); „сие творите в Моё воспоминание” (Лук. 22:19).

Теперь спросим: исполняют ли штундо-баптисты и др. сектанты эту заповедь Христа или нет? Едят ли они тело Христово и пьют ли Кровь Его, в воспоминание страданий нашего Господа?

Оказывается, что нет. У них есть вечеря, но нет таинства. Есть хлеб и вино, но нет Тела и Крови Господней. Есть телесное, но нет духовного.

В своё оправдание сектанты говорят. „Иисус взял в руки не тело Своё, а хлеб, и в чаще была не кровь, а вино. Потому и слова: „сие есть Тело Моё” и „сия есть Кровь Моя” надобно понимать так: это есть как бы тело Моё; это есть как бы кровь Моя.

Но такое понимание и толкование означенных слов совершенно неправильно и потому неприемлемо. В Св. Писании Нового Завета есть очевидные свидетельства в пользу православного изъяснения слов Христа Спасителя: „примите, ядите”... и „пейте от неё все”... И нет ни одного доказательства в защиту сектантского лжеучения.

Возьмём, например, такие аргументы.

Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который переломляем, не есть ли приобщение Тела Христова (1Кор. 10:16)?

Что может быть яснее этих слов? Если бы в причащении мы вкушали простой хлеб, то апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: „пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем” (1Кор. 8:8). Вот как мало духовной пользы приносит нам тленная пища! Она совсем не приближает нас к Богу. Напротив, кто вкушает от хлеба Господня и пьёт от чаши Его, тот приобщается тела и Крови Христовых. Следовательно, на вечери христиане едят не простой хлеб.

Сошлёмся ещё на такой евангельский пример:

Иисус Христос говорил иудеям: „Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою, т. е. говорить то же самое, что в настоящее время говорят наши сектанты-рационалисты. И что же? Сказал ли им Христос Спаситель, что они неверно поняли Его слова, что Его речь до́лжно понимать не в материальном смысле, а в духовном? Нет, не сказал. Самый удобный случай представился к тому, и Христос не только не разубеждает современных Ему иудеев в ложном понимании Его слов, но даже даёт понять им, что они не ошиблись: „истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” (Ин. 6:51–53).

Неужели и после этого можно говорить, что Христос говорил о невидимом, духовном теле?

Сектанты говорят, да.

Но вот последнее свидетельство, окончательно разоблачающее несостоятельность сектантского лжеучения.

Спаситель говорил: „хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира” (Ин. 6:51).

Спрашивается, какую плоть отдал Христос за жизнь мира” – видимую или невидимую? Всякий скажет, что видимую. Этого, мы думаем, не станут отрицать и сектанты. А если так, то до́лжно признать, что и хлеб, подаваемый нам на св. вечери, есть истинное Тело Христа, потому что этот хлеб повелел нам Господь вкушать в воспоминание Его страданий, и этот хлеб обещал послать нам Христос для наследия вечной жизни.

Итак, Господь не давал заповеди „есть Его хлеб” в духовном смысле. Это выдумка сектантов, не находящая для себя никакого оправдания в Св. Писании. Напротив, Христос говорил о причащении истинным Телом и истинною Кровью Его.

Вернёмся теперь к заповеди Христа: „приимите, ядите”... и „пейте от неё”... Исполняют ли её сектанты? Едят ли они тело Христа и пьют ли они Кровь Его? Нет. Как же после этого они осмеливаются утверждать, что исполняют все заповеди Христа и блюдут каждую букву Его учения? Если первой, самой главной не исполняют, то что же говорить о других?

Но, может быть, сектанты только этой заповеди не исполняют?

Посмотрим.

В евангелии Иоанна читаем: „когда Господь умыл ноги ученикам и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам” (Ин. 13:12–15).

Как видно из только что приведённых слов, Христос Спаситель повелел Своим ученикам „умывать друг другу ноги”. Но существует ли этот обычай у сектантов? Умывают ли они друг другу ноги? Оказывается, что нет. Выходит, что и эта заповедь нарушена у них. Правда, у нас, православных, тоже нет этого обычая, за исключением великого омовения ног в Великий четверток. Но ведь мы поступаем так на основании Св. Предания. Из него мы видим, что в первой апостольской Церкви не было обычая омовения ног. Сектанты же не признают Св. Предания источником своего вероучения, посему и ссылаться на него в оправдание своего нарушения слов Спасителя они не могут. Св. Писание велит им „умывать друг другу ноги”, они и должны это делать. Однако не делают. Уклоняются от Писания. Не исполняют Заповеди Христа.

Что же отсюда следует? А то, что сектанты противоречат самим себе. Говорят, что живут по Писанию, а на самом деле нарушают его. Хвалятся тем, что идут по стопам Христа, исполняют малейшие Его заповеди, между тем ничего этого не видно. Одно говорят, другое делают. Полный разлад между словом и делом.

–––––

Нас обвиняют весьма часто в том, жалуются сектанты, что мы будто бы создали или „измыслили” своё собственное вероучение, во многих пунктах совершенно не согласующееся с евангелием, ничем не оправдываемое, никем не проповеданное. Между тем это клевета, возводимая на нас нашими врагами. Мы ничего не убавили и не прибавили по сравнению с Новым Заветом. То, чему учил нас Христос, тому учим и мы. Что исповедовали апостолы, то принимаем и мы. Между нашим и апостольским „символом веры” нет никакой разницы. Ни в малом, ни в большом.

К сожалению, и в данном суждении сектантов есть весьма грубая ошибка, своего рода резкое противоречие. При внимательном и осторожном проведении параллели между вероучением апостолов и вероучением сектантов, мы заметим, что существуют такие пункты в христианском вероучении, которые апостолы принимали, между тем сектанты отвергают.

Возьмём самый яркий, убедительный пример.

Так, апостолы источником своего вероучения признавали не только Св. Писание, но и Св. Предание. Это видно из следующих библейских мест:

а) Апостол Иуда пишет: Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: „да запретит тебе Господь” (Иуд. 1:9). Этих слов, как оказывается, нигде нет. Ни в Св. Писании Ветхого Завета, ни в Св. Писании Нового Завета. Но в Св. Предании они обретаются. Существует весьма пространная легенда об этом споре архангела с дьяволом. Из неё-то, бесспорно, и почерпнул ап. Иуда приведённые нами слова. Отсюда не только можно, но даже до́лжно сделать такой вывод: ап. Иуда пользовался Св. Преданием.

б) Евангелист Лука начинает своё благовествование следующими словами: „Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен” (Лк. 1:1–4).

Эти слова тоже свидетельствуют о том, что Евангелист Лука при написании своего Евангелия пользовался исключительно данными Предания. Сам он не был очевидцем дел и учения Христа. Если же о них и писал, то со слов других.

в) Что касается апостола Павла, то он не только сам держался Св. Предания, но и другим заповедал держаться и хранить его. „Стойте и держитесь предания”, – писал он Фессалоникийцам (2Сол. 2:15). Коринфян же хвалил за верность преданиям. „Хвалю вас, братия, – писал он им, – что вы всё моё помните и держите предания так, как я предал вам” (1Кор. 11:2).

Если же и апостолы, и евангелисты держались предания и других поощряли к сему, то заявление сектантов о верности апостольскому учению и о подражании столпам Церкви звучит, по меньшей мере, кощунством.

Интересно ещё вот о чём спросить наших сектантов:

Пресвятая Дева Мария, будучи у праведной Елисаветы, в ответ на её приветственные слова сказала ей: „Величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение рабы Своей; „ ибо отныне будут ублажать Меня все роды” (Лк. 1:46–48).

Ублажают ли сектанты Матерь Божию? Нет, нисколько. Они не только не ублажают Её, но ещё порочат „преблагословенную Владычицу Богородицу”, возводя на неё оскорбительные обвинения.

Года три тому назад, в Одессе судили сектантов. И вот, когда речь зашла о Деве Марии, то один из главарей баптистов сказал в присутствии судей, присяжных заседателей, экспертов и сторонних лиц:

„Мы не можем назвать Марию „честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов”. Она, родивши Иисуса, жила с Иосифом и родила других сыновей и дочерей, так что имела внебрачных детей”.

Так низко смотрят баптисты на Деву Марию, так оскорбительно думают о Ней.

Можно ли после этого сказать, что сектанты ублажают „Богородицу и Матерь Света”? нет.

А если не ублажают, то можно ли сказать, что они живут по Слову Божию, исполняют Св. Писание?

Тоже нет.

–––––

Попросите ещё сектантов „из евангелия” показать, как они благословляют на вечери хлебы преломления, ибо в Писании сказано: „Иисус взял хлеб и, благословив, переломил и, раздавая ученикам, сказал: „приимите, ядите, сие есть Тело Моё” (Мф.26:26), и ап. Павел пишет: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой” (1Кор. 10:11). Убедительно попросите показать „от Писания”, – как они благословляют хлеб преломления и чашу с вином?

Ещё вот о чём спросите сектантов. Иисус Христос пред вознесением на небо вывел учеников из города, и, „подняв руки Свои, благословил их; и когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо” (Лк. 24:50–51). Пусть сектанты объяснят вам „от Писания”, каким образом Иисус Христос поднял руки для благословения апостолов и как они совершают благословение между своими братьями?

Мы привели яркие примеры глубокого разлада между словом и делом в среде нашего русского сектантства. Можно привести массу и других более мелких и заметных примеров, но думаем, что и этих достаточно. И эти примеры с достаточной полнотой и обстоятельностью свидетельствуют о том, что сектанты слишком далеко ушли от перво-христианской общины и в жизни, и в вере. Так, говорят о том, что они берегут Св. Писание пуще глаза, на самом же деле нарушают его. Хвалятся своею верностью учению Христа, между тем весьма часто отступают от него. Кричат о повреждённости и ненужности Св. Предания, однако сплошь да рядом пользуются им. Настаивают на идеальном исполнении апостольских заповедей, но и тех почти не блюдут. Упрекают православную Церковь в нарушении евангельского учения, а сами, между тем, заимствуют это учение от нас.

Словом, разлад полный между словом и делом, между верой и жизнью. И думается нам, что в интересах нашей полемики чаще нужно останавливать своё внимание на этом разладе, чаще следует говорить о нём другим. Тогда рассеется увлечение сектантской пропагандой, меньше будет охотников до неё.

* * *

226

Ливанов: „Раскольники и Острожники”, т. 1, стр. 267. Свящ. А. Рождественский; „Южно-русский штундизм”, стр. 183; Боголюбов „Миссионерские беседы со штундо-баптистами”. 3-е изд. стр. 223; Еп. Алексий: „Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине 19 века”, стр. 525 и т. д.

227

Боголюбов: „Миссионерские беседы”, стр. 223–224.

228

Ушинский: „вероучение малорусских штундистов”, стр. 1–2. Арх. Павла: „Краткие беседы с именующимися духовными христианами”, стр. 38. Оболенский: „Критический разбор вероисповедания русских сектантов”, стр. 2–3 и мн. др.

229

См. „Материалы...”. Еп. Алексий, стр. 541, 507–508, 494 и др.

230

См. и др. свидетельства в книге проф. Буткевича „Обзор русских сект и их толкований”. 1910”г. Харьков, стр. 571.

231

Еп. Алексий: „Рел.-рац. движение на юге России”, стр. 323.

232

Там же.


Источник: Введенский А.П. Борьба с сектантством. Одесса, 1914. – 412 с.

Комментарии для сайта Cackle