Избранные жития святых. Осень: Сентябрь. Октябрь. Ноябрь
Содержание
Сентябрь Житие преподобного Симеона Столпника Память святого мученика Маманта Страдание святой мученицы Василиссы Память святого пророка Моисея Боговидца Жизнь праведных Захарии и Елисаветы Страдание святых мучеников Ромила и Евдоксия Преподобный Давид, который прежде был разбойником Страдание святого мученика Созонта Рождество Пресвятой Богородицы и жизнь Богоотцев Иоакима и Анны Житие преподобного Иосифа Волоколамского Житие святых мучениц Минодоры, Митродоры, Нимфодоры Память преподобной Феодоры Преподобный Афанасий и ученик его Афанасий, игумены высоцкого серпуховского монастыря Житие священномученика Корнилия Сотника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня Святой великомученик Никита Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии Память святой мученицы Людмилы, княгини Чешской Страдания святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Святая мученица Ариадна Страдания святых мучеников Трофима, Савватия и Доримедонта Страдания святых мучеников князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора Святой Димитрий, митрополит Ростовский Житие святого мученика Фоки Вертоградаря Святой пророк Иона Святая первомученица Фекла Преподобный Сергий Радонежский чудотворец Житие святого славного апостола и евангелиста Иоанна Богослова Память святого мученика Каллистрата и дружины его Преподобный Харитон Исповедник Память преподобного Кириака отшельника Преставление преподобного Киприана Устюжского Житие и страдание священномученика Григория, просветителя Армении, и с ним тридцати семи девиц Октябрь Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Память святого апостола и мученика Анании Память преподобного Романа, сочинителя духовных песней, известных под именем кондаков Память святого Андрея, Христа ради юродивого Память священномученика Дионисия Ареопагита Обретение мощей святых Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского Память преподобного отца нашего Аммона и преподобного Павла Препростого Память святого Дионисия Великого, епископа Александрийского Память святого апостола Фомы Страдание святых мучеников Сергия и Вакха Житие преподобной Пелагии Память святого праотца Авраама и племянника его Лота Страдание святых мучеников Евлампия и Евлампии Житие святого апостола Филиппа, одного из семи диаконов Страдания святых мучеников тараха, пРова и Андроника Память святых мучеников Карпа и Папилы и пострадавших с ними Память преподобного Николая Святоши Житие преподобномученика Лукиана, пресвитера Антиохийского Память святого мученика Лонгина сотника Страдания преподобномученика Андрея Критского Память святого апостола и евангелиста Луки Память преподобного Иоанна Рыльского Память святого мученика Артемия Житие преподобного Илариона Великого Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы Житие и страдание святого апостола Иакова, брата Господня Память преподобного Арефы Печерского Страдания святых мучеников Маркиана и Мартирия Память святого великомученика Димитрия Солунского Память преподобного Нестора Летописца Память святой великомученицы Параскевы Страдания святой мученицы Анастасии Римлянки Страдания священномученика Зиновия и сестры его Зиновии Ноябрь Житие чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана Страдания святых мучеников Акиндина, Пигасия, Анемподиста, Елпидифора и Аффония И священномучеников Акепсима, Иосифа и Аифала Житие преподобного Иоанникия Великого Житие святителя Ионы, архиепископа Новгородского Житие преподобного Варлаама Хутынского Преподобный Лазарь Собор святого архистратига Михаила и прочих бесплотных сил Память преподобной матроны цареградской, преподобной Феоктисты Паросской, преподобной Евстолии и Сосипатры Святой мученик оРест Житие преподобного Феодора Студита Житие святого Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского Память святого Иоанна Златоуста Житие святого апостола Филиппа Страдания святых мучеников Гурия, самона и Авива Житие святого евангелиста Матфея Житие святого Григория, Неокесарийского чудотворца Память святого мученика Платона Память преподобных отцов Варлаама и Иоасафа Память святого Прокла, патриарха Цареградского Введение во храм Пресвятой Богородицы Житие святого благоверного князя Михаила тверского Житие святого благоверного князя Александра Невского Житие святого Митрофана, Воронежского чудотворца Житие и страдание святой великомученицы Екатерины, девы премудрой Память святого мученика Климента, папы римского Память святителя Иннокентия Иркутского Страдания святого мученика Иакова Персиянина Память преподобномученика Стефана Нового Память святого Парамона и 370 мучеников в Вифинии Житие святого апостола Андрея Первозванного
Предисловие
Православная Церковь освящает каждый день воспоминаниями о Господе Иисусе Христе, о Пречистой Богоматери или о святых угодниках Божиих. В молитвах и песнопениях своих Церковь обращается и к ветхозаветным пророкам и патриархам, и к святым угодникам и мученикам христианства как к живым членам своим и заступникам верующих. Очевидна польза душевная, которую может получить всякий, кто внимательно следит за этим непрерывным рядом церковных воспоминаний, извлекая из них назидательные примеры и черпая новые силы для трудного подвига житейского.
Праздники установлены в глубокой древности; поминание святых началось с первых веков христианства. Цель праздников – напомнить нам благодеяния Божии и тем пробудить в сердцах наших чувства любви и благодарности к Подателю всех благ. После сотворения мира Господь освятил седьмой день, день покоя, и в законе, данном Моисею, повелел помнить седьмой день и посвящать его Господу. У иудеев этот день был субботой, у нас, христиан, – воскресеньем. По повелению же Божию Моисей установил и другие праздники: праздник Пасхи – в память избавления израильтян от рабства египетского; праздник Пятидесятницы – в память дарования закона; праздник Кущей – в память странствования израильтян по пустыне.
Великие и чудные благодеяния явил Бог избранному народу Своему; но они были только слабым образом того, что Господь явил людям впоследствии, когда отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Сам Сын Божий сошел на землю, принял плоть человеческую и страданиями и вольной смертью искупил людей от плена смерти, даровав им вечную жизнь. С пришествием Спасителя, с устроением Церкви Христовой и дарованием нового закона древние праздники иудейские потеряли свое значение; их заменили праздники христианские, установленные в воспоминание событий новозаветных. Величайший из этих праздников есть Пасха, когда воспоминается победа Христа над смертью, Воскресение Господне. Затем следуют двенадцать великих праздников Господних и Богородичных, называемых двунадесятыми: Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, или Богоявление, Преображение Господне, Вход Господа в Иерусалим, Вознесение Господа нашего, Сошествие Святого Духа на апостолов, или Троицын день, Воздвижение Честного Креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы.
В эти великие дни установлено особенно торжественное богослужение. Всякий христианин должен в праздничные дни посещать храм Божий и уклоняться от занятий и забав, которые могут отвлечь его от Бога. Посвящая эти дни молитве, чтению Священного Писания, делам любви и милосердия к ближним, мы достойно воспомянем благодеяния, оказанные нам Господом. Грешно, напротив, поступают те, которые пользуются этими днями только для удовлетворения лени и праздности, для пустых и часто грешных увеселений; те, которые неумеренностью, бесчинством и пьянством оскорбляют святость этих великих дней.
Перед вознесением Своим Господь повелел апостолам Своим проповедовать Евангелие всем народам. Они исполняли это усердно, хотя за то подвергались страшным гонениям от иудеев и язычников. Иудеи, признававшие Бога истинного, Творца вселенной, не веровали, что Иисус Христос есть Сын Божий и давно ожидаемый Спаситель мира; язычники поклонялись идолам; но апостолы, укрепляемые силой свыше, не боялись ни страданий, ни смерти и смело проповедовали истину.
Слово Божие быстро распространялось. Успехи нового учения тревожили правителей и царей, которые жестоко преследовали христиан, считая их безбожниками и врагами государства. Самое сильное государство в то время было государство Римское: ему были покорны все тогда известные народы. Римские императоры, язычники, издавали строжайшие указы против христиан. История насчитывает до десяти жестоких гонений; первое было при Нероне в 64 году, последнее – при Диоклетиане, в 303 году. Во всей империи преследовали христиан, приводили их к суду, убеждали поклоняться идолам или совершать языческое жертвоприношение; и когда они на это не соглашались и продолжали исповедовать имя Господа Иисуса Христа, то предавали их ужаснейшим истязаниям: их били, терзали, жгли, бросали зверям; разрушали церкви христианские, жгли священные книги, представляли в самом превратном виде образ жизни христиан и обряды их богослужения, чтобы возбудить против них ненависть и презрение. Христиане переносили все с кротостью и непоколебимой твердостью, молились за врагов своих, старались благотворить им и шли радостно на смерть за имя Иисуса Христа.
В эти славные времена возник между христианами обычай записывать страдания и день кончины тех из них, которые полагали жизнь за веру свою. Эти повествования передавались из одной церкви в другую; и везде христиане, любившие друг друга братской любовью, творили память по усопшим и благодарили Господа, Который помог им совершить честно путь временной жизни. К гробницам мучеников верующие стали собираться для ежегодного поминовения в день их кончины. День кончины мученика христиане называли днем его рождения, то есть избавления от скорби земной жизни и возрождения к жизни небесной. Доныне Святая Церковь называет смерть «преставлением», то есть переходом от жизни временной к жизни вечной. Над гробницами мучеников воздвигались потом христианские церкви.
По прошествии трех веков жестокие гонения прекратились, потому что сам император римский, Константин, принял веру христианскую; но смуты и опасности другого рода волновали Святую Церковь. Разные лжеучители толковали превратно учение христианское и этим смущали верующих; ереси распространялись между христианами; по поводу них возникли новые гонения. Но Господь охранял Церковь Свою и посылал ей много святых мужей, полных мудрости и силы духа, которые наставляли и укрепляли колеблющихся, подавали пример христианских добродетелей и всегда были готовы жертвовать жизнью за святую веру. Они изустно и письменно объясняли закон Божий и, движимые Духом Святым, на Вселенских соборах излагали догматы, или правила веры, которые соблюдаются свято и ненарушимо Православной Церковью. Много святых мужей служили Господу в пустыне, презрев из любви к Богу славу и богатства мира сего; многие устраивали монастыри, излагали правила монашеской жизни, проповедовали веру христианскую язычникам. Святая Церковь с благоговением воспоминает всех этих верных служителей Господа: апостолов, мучеников, патриархов, исполняя тем наставление святого апостола Павла, который говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Святая Церковь посвящает некоторые дни ангелам, как заступникам и хранителям людей, воспоминает с благодарностью великие события церковной и гражданской истории, в которых Господь явил нам милость Свою, празднует благотворные явления и дни перенесения мощей святых угодников Божиих.
Мы уже сказали, что в Древней Церкви было обыкновение записывать подвиги святых мучеников. О некоторых из них упоминали историки; составлялись также подробные жизнеописания святых мужей. В X веке при греческом императоре Константине Багрянородном блаженный Симеон Метафраст собрал все эти отдельные известия и описания и расположил жития святых по месяцам и числам через весь год. Когда Русь приняла христианскую веру, до нее дошли некоторые жития, переведенные с греческого языка на славянский. Иноки Печерской лавры Нестор, Симон, Поликарп стали описывать жизнь русских угодников Божиих. То же делалось и в других монастырях. Некоторые русские святители пожелали собрать жития святых, выписали греческие книги Метафраста, чтобы, сократив их, издать на русско-славянском языке и тем доставить всему народу назидательное чтение. Святитель Димитрий Ростовский трудился двадцать лет и издал в 1704 году Четьи минеи, или жития святых, расположенные в двенадцати книгах по месяцам и числам. Нельзя не радоваться, что эти назидательные книги находят у нас многочисленных читателей.
Мы постарались представить краткое извлечение из Четьих миней1 доступное и для детского возраста. Надеемся, что это чтение полюбится читателям нашим: они увидят высокие примеры веры, любви к Богу и ближнему, христианского мужества, терпения среди страданий, полной покорности воле Божией. А пример – самое лучшее наставление: он вместе и научает, и ободряет.
Церковный год считается у нас с 1 сентября. С этого времени и до праздника Рождества Христова воспоминаются преимущественно ветхозаветные святые, верой ожидавшие Мессию, или Спасителя. Тем верующие как бы приготовляются к великому празднику.
* * *
В некоторых случаях мы пользовались и другими достоверными источниками.