Источник

Избранная библиография

I. Основные издания латинского текста:

Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864.

Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–.

Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–.

Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–,

II. Справочные издания:

Clavis Partum Latinorum (CPL) / Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961.

Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950.

Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994.

Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954.

New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981.

Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII / Ред. H Н. Глубоковский. СПб., 1900–1911.

Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993.

Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–.

Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004.

III. Общие работы:

Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890.

Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904.

Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923.

Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926.

Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906.

Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913.

Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962.

Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922.

Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924.

Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942.

Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934.

Bonaiuiti E. II cristianesimo nell' Africa romana. Bari, 1928.

Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929.

De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

Gudemann A. Geschichte der altchristlichen lateinischen Literatur. Leipzig, 1925.

Bardy G. Littérature latine chrétienne. Paris, 1929.

Duckett E.S. Latin Writers o f the Fifth Century. New York, 1930.

Terzaghi N. Storia della lettratura Latina da Tiberio a Giustiniano. Milan, 1934.

Kappelmacher A., Schuster М. Die Literatur der Römer bis zur Karolingenzeit. Berlin, 1935.

Rose H.J. A Handbook o f Latin Literature from the Earliest Times to 430. London, 1936/

Salvatorelli L. Storia della letteratura latina cristiana dalle origini al VI secolo. Milano, 1936; 1943.

De GhellinckJ. Littérature latine au moyen âge. Paris, 1939.

Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. Oxford, 1950.

Idem. Early Christian Doctrines. London, 1968.

Altaner В. Patrologie. Freiburg, 1960.

Grillmeier A. Christ in Christian tradition. Vol. I–II. London, 1965.

Pellegrino M. Letteratura Latina cristiana. Roma, 1973.

Daniélou J. Les Origines du Christianisme Isatin. Paris, 1978.

Quasten J. Patrology. Vol. I–IV. Westminster, 1986.

Albrecht M. von. Geschichte der römischen Literatur: von Andronicus bis Boethius. München, 1994; München–New Providence–London1996 (pyc. пер.: Фон Альбрехт M. История римской литературы: от Андроника до Боэция. I. М., 2002; II. М., 2004).

Скворцев К.И. Философия Отцов и учителей Церкви в первые 3 века. Киев,1868; 2003.

Барсов Н.И. История первобытной христианской проповеди. СПб., 1885.

Он же. Лекции по патристике. СПб., 1887.

Реверсов И. Очерк западной апологетической литературы II и III вв. Казань, 1892.

Гусев Д.В. Чтения по патрологии (II в,– нач. IV в.). Казань, 1898.

Калачинский П.А. Богословско-философские воззрения Свв. Отцов и учителей Церкви первых веков. Харьков, 1900.

Налимов Т.А. Патристика (Лекции). СПб., 1904.

Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов.Сергиев Посад, 1914.

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992.

Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. I–IV. М., 1994.

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология, 1. М., 1996.

Попов И.В. Патрология. СПос., 1907; М., 2003.

Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об Отцах Церкви.Т. I–III. СПб., 1859; 1882; М., 1996.

Катанский А.Л. Догматическое учение о семи церковных таинствах. СПб.,1877; М., 2003.

Оксиюк М. Эсхатология св. Григория Нисского. Киев, 1914; М., 1999.

IV. Работы по отдельным авторам:

Минуций Феликс

Русский перевод: Октавий // Богословские Труды, 1981. C. 139–177.

Тоже // Ранние Отцы Церкви. Пер. прот. П. Преображенского. Брюссель, 1988.

Тоже // Раннехристианские Церковные писатели. Антология. М., 1990.

Исследования:

Camevale Schianca S. L’«Octavio» di M. Minucio Felice. Studio storico-filosofico. Vigevano, 1896.

Waltzing J.P. Studia Minuciana. Paris, 1906.

Bertoldi G.В. M. Minucio Felixe e il suo Dialogo Ottavio. Rome, 1906.

Elter A. Prolegomena zu Minucius Felix. Bonn, 1909.

Borleffs G. Ph. De Trtulliano et Minucio Felice. Gronongen, 1925.

Baylis H. J. Minucius Felix and His Place among the Early Fathers o f the LatinChurch. London, 1928.

Ramorino E Minucio Felice e Tertulliano. S. E. I., Torino, 1928.

Colombo S. Tertulliano e Minucio Felice. S. E. I., Torino, 1928.

Beutler R. Philisophie und Apologetik bei Minucius Felix. Königsberg, 1936.

Axelson В. Das Prioritätsproblem Tertullian-Minucius Felix. Lund, 1941.

Quispel G. Minucii Felicis Octavius. Leiden, 1949.

Pellegrino M. Studi su l’antica apologetica. Rome, 1947–

Solinas F. Introduzione // Octavius. Milano, 1992.

Спасский A.A. Эллинизм и христианство. СПос., 1913.

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология, 1. Париж; М., 1996.

Тертуллиан

Русские переводы:

Творения Тертуллиана, христианского писателя конца II–начала III вв. Ч. 1–2.Пер. Карнеева Е. СПб., 1847.

Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994.

Апология // Отцы и учители Церкви 3-го века. Антология. Т. 1. Пер. Щеглова Н.М., 1996.

Против Праксея // Альфа и Омега, № 27–28. М., 2001.

О плаще. СПб., 2000.

О душе. СПб., 2004.

Исследования:

Hauschild G. R. Die rationale Psychologie und Erkenntnisstheorie Tertullians. Leipzig, 1880.

Esser G. Die Seelenlehre Tertullians. Paderborn, 1893.

Stier J. Die Gottes- und Logoslehre Tertullians. Göttingen, 1899.

d'Ales A. La théologie de Tertullien. Paris, 1905.

Schlossmann S. Tertullian im Lichte der Jurisprudenz // Zeitschrift fur Kirchengeschichte, 27 (1906). S. 251–275; 407–430.

Roberts R E. The Theology o f Tertullian. London, 1924.

Lortz J. Tertullian als Apologet. Bd. 1–2. Münster, 1927–1928.

Morgan J. The impotance o f Tertullian in the Development o f the Christian Dogma. London, 1928.

Berton J. Tertullien le schismatique. Paris, 1928.

Brandt Th. Tertullians Ethik. Gütersloh, 1929.

Warfield В.В. Studies in Tertullian and Augustine. Oxford, 1930.

Shortt de L.C. The Influence o f Philosophy on the Mind of Tertullian. London, 1933.

Bardy G. Tertullien // DTC XV, 130–171.

Cantalamessa R. La Christologia di Tertulliano. Friburgo. 1962.

Grillmeier A. Christ in Christian tradition. London, 1965. Vol. 1. P. 140–157.

Moingt J. Théologie trinitaire de Tertullien. T. I–IV. Paris, 1966–1969.

Spanneut M. Tertullien et les premiers moralists Africans. Gembloux, 1969.

Bames T.D. Tertullian, a historical and literary study. Oxford, 1971.

Braun R. Deus Christianorum. Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien. Paris, 1977.

Rankin D. Tertullian and the Church. Cambridge, 1995.

Osborn E., Tertullian, first theologian o f the West. Cambridge, 1997.

Jénmimo L. La antropologia de Tertulliano. Estudio de los tratados polémicos de losanos 207–212 d. C. Roma, 2001.

Попов К. Тертуллиан, его теория христианского знания и основные начала егобогословия. Киев, 1880.

Штернов Н.В. Тертуллиан, пресвитер Карфагенский. Очерк учено-литературной деятельности. Курск, 1889.

Мазурин К.М. Тертуллиан и его творения. М., 1892.

Архимандрит Киприан (Керн). Патрология, 1. Париж; М., 1996.

Архиепископ Нафанаил (Львов). Из истории Карфагенской церкви. Тертуллиан // Патристика. Новые переводы, статьи. Нижний Новгород, 2001.С. 188–203.

Свт. Киприан Карфагенский

Русский перевод:

Отцы и учители Церкви 3-го века. Антология. Т. 2. М., 1996.

Творения св. Киприана, епископа Карфагенского. М., 1999.

Исследования:

Freppel Ch.E. Saint Cyprien et l’Eglise dAfrique. Paris, 1865.

Peters J. Der hl. Cyprian von Karthago. Ratisbon, 1877.

Fechtrup B. Der hl. Cyprian. Munster, 1878.

Benson E.W. Cyprian. His Life, his Times, his Work London, 1897.

Muir W. Cyprian. His Life and Teachings. London, 1898.

Heidenreich. Der ntl. Text bei Cyprian. Bamberg, 1900.

Faulkner J. A. Cyprian the Churchman. Cincinnati, 1906.

Riou. La genese de l’unite catholique et la pensee de Cyprien. Paris, 1907.

de Longis E. Studio su Cecilio Cipriano. Benevento, 1909.

Koch H. Cyprian und der römische Primat. Leipzig, 1910.Idem. Cyprianische Untersuchungen. Bonn, 1926.

Emst J. Cyprian und das Papstum. Mainz, 1912.

Monceaux P. Saint Cyprien, évêque de Carthage. Paris, 1914.

Ehrhardt A.A. Cyprian, the Father o f Western Christianity // ChQ 133 (1941/42). P. 178–196.

Fichier J. H. Saint Cecil Cyprian, Defender of the Faith. St. Louis, 1942.

Ludwig J. Der heilige Märtyrerbischof Cyprian von Karthago. Munich, 1951.

Godet P. Cyprien // DTC III, 2459–2470.

Walker G. S. M. The Churchmanship of St. Cyprian. London, 1968.

Fahey M.A. Cyprian and the Bible: A Study in Third Century Exegesis. Tubingen, 1971.

Hinchcliff P. Cyprian o f Carthage and the Unity o f the Christian Church. London, 1974.

Sage М.M. Cyprian. Cam bridge, 1975.

Seagraves R. Pascentes cum disciplina. A lexical study o f the clergy in the Cyprianic correspondence. Fribourg, 1993.

Свящ. Молчанов A. Cв. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви. Казань, 1888.

Епископ Иларион (Троицкий). Очерки из истории догмата о Церкви. СПос.,1912; М., 1997.

Федосик В.А. Киприан и античное христианство. Минск, 1992.

Новациан

Исследования:

D ’A lis A. Novatien. Étude sur la théologie rom aine au m ilieu du Ille siècle. Paris, 1925.

Hamack A. Lehrbuch der Dogm engeschichte. Tübingen, 1931. Vol. I. S. 632–534.

Kriebel M. Studien zur älteren Entwicklung der abendländischen Trinitätslehre bei Tertullian und Novatian. Diss. M arburg, 1932.

Kleibach G. Divinitas Filii ejusque Patri subordination in Novatiani libro De Trinitate / / Bogoslivska Smotra, 21 (1933). P. 193–224.

Mohrmann C. Les origines de la latinité chrétienne à Rome // Vigiliae Christianae, 3(1949).

Amman E. Novatien et Novatianisme // DTC XI, 816–849.

Vogt H.J. Coetus Sanctorum. Der Kirchenbegriff des Novatian und die Geschichteseiner Sonderkirche. Bonn, 1968.

DeSimone R.J. Novatian. The Trinity // The Fathers of The Church, 67. Washington, 1974; 1981.

Idem. The Treatise of Novatian the Rom an Presbyter on the Trinity: a Study o f the Text and the Doctine // Studia Ephem eridis Augustinianum, 4. Rome, 1970.

Idem. Christ the True God and True Man according to Novatian De Trinitate / /Ibid. P. 42–117.

Idem. The Holy Spirit according to Novatian De Trinitate // Ibid. P. 360–387.

Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. СПос., 1908.

Он же. Христология Илария Пиктавийского. СПос., 1909.

Коммодиан

Исследования:

Martin J . Commodianus // Traditio 13 (1957)· P. 1–71.

Thraede K. Beiträge zur Datierung Com m odians // Antike und Christentum , 2(1959). P. 90–114.

Salvatore A. Appunti sulla cronologia di Commodianus // Orph., 7 (1960). P. 161–187.

Herrmann L. Commodien et saint Augustin // Latomus, 20 (1961). P. 312–321.

Hoppenbrouwers H. Commodien poète chrétien. Nijmegen, 1964.

Courcelle P. Histoire littéraire des grandes invasions germ aniques. Paris, 1964.

Варкл Л. Характеристика Коммодиана // Вестник Древней Истории, 68(1959). с .165-–167.

Свт. Викторин Петавский

Исследования:

Macholz W. Spuren binitarischer Denkweise im Abendland seit Tertullian. Halle, 1902.

Gry L. Le millénarisme dans ses origins et son développem ent. Paris, 1904.

Alfo E.-B. Saint Jean. L’Apocalypse. Paris, 1921.

Loofs E. Theophilus von Antiochien adversus Marcionem und die anderen theologishen Quellen bei Irenaus. Leipzig, 1930.

Bieter L. The «Creeds» of St. Victorinus and of St. Patrick // TS 9 (1948). P. 121–124.

Bardy G. Victorin de Pettau // DTC XV, 2882–2887.

Dulaey M. Victorin de Poetovio. Prem ier exégète latin. T. I–II. Paris, 1993.

Арнобий

Русский перевод:

Арнобий. Семь книг против язычников. Пер. Дроздова H.М. Киев, 1917.

Исследования:

Franche К. В. Die Psychologie und Erkenntnisslehre des Arnobius. Leipzig, 1878.

Gabarmu F. Arnobe: Son oeuvre. Paris, 1921.

Micka E.F. The Problem of Divine Anger in Arnobius and Lactantius. W ashington, 1943.

Rapisarda E. Arnobio. Catania, 1945.

Courcelle P. Les sages de Porphyre et les «viri novi» d ’Arnobe // Revue des étudeslatines, 31 (1953). P. 257–271.

Idem. Anti-Christian Argument and Christian Platonism from Arnobius to Saint Augustine // Momigliano A. The Conflict between Paganism and Christianity inthe IV cent. Oxford, 1963. P. 151–192.

Kraft P. Beiträge zur Wirkungsgeschichte des Alteren Arnobius. Wiesbaden, 1966.

Berkowitz L. Index arnobianum. Hildesheim, 1967.

Sitte A. Miphologische Quellen des Arnobius. Vienna, 1970.

Fortin E.L. The Viri Novi of Arnobius and the Conflict between Faith and Reasonin the Early Christian Centures // Nieman D., Schattin M. The Heritage of the Early Church. R., 1973 (OCA 195).

Madden J.D. Jesus as Epicurus: Arnobius of Sicca’s Borrowings from Lucretius / /Civiltà classica e cristiana, 2 (1981). P. 215–222.

Nicholson O.P. The Date of Arnobius Adversus Gentes // Studia patristica, 15(1984). T. 15. P. 100–107.

Duval Y.-M. Sur la biographie et les manuscripts d’Arnobe de Sicca: Les inform ations de Jérôme leur sens possibles // Latomus, 45 (1986). P. 69–99.

Viciano A. Retôrica, filosofia y gramâtica en el Adversus nationes de Arnobio de Sica. N. Y., 1993.

Simmons М.В. Arnobius of Sicca: Religious Conflict and Competition in the Age of Diocletian. Oxford–N. Y., 1995.

Реверсов И. Очерки западной апологетической литературы II и III вв. Казань,1892.

Дроздов H.М. Арнобий: Семь книг против язычников. Киев, 1917.

Лактанций

Русские переводы:

Лактанций. О смертях преследователей. Перевод и вступительная статья Тюленева В.М. СПб., 1998.

Божественные установления (фрагменты) // Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.

Исследования:

Overlach E. Die Theologie des Lactantius. Schwerin, 1858.

Monceaux P. Histoire littéraire de l’A frique chrétienne. Paris, 1905. T. 3. P. 287–359.

Pichon R. Lactance. Etude sur le mouvement philosophique et religieuse sous lerègne de Constantine. Paris, 1901.

Siegeri J. Die Theologie des Lactantius in ihrem Verhältnis zur Stoa. Diss. Bonn, 1919.

Amman E. Lactance // DTC VIII, 2425–2444.

Schneweis E. Angels and dem ons according to Lactantius. (SCA 3). Washington,1943.

Micka E.Eю. The Problem of Divine Anger in Arnobius and Lactantius. Washington, 1943.

Wlosok A. Laktanz und die philosophische Gnosis. Heidelberg, 1960.

McDonald M.F. General Introduction // Lactantius. The Divine Institutes. Washington, 1964.

Loi V. Cristologia e soteriologia nella dottrina di Lattanzio // RSLR 4 (1968). P. 237–287.

Idem. Lattanzio nella storia del linguaggio e del pensiero teologico pre-niceno. Zurich, 1970.

Lactance et son temps. Recherches actuelles. Actes du IV Colloque d ’Études Historiques et Patristiques. Paris, 1978.

Садов A.И. Древнехристианский Церковный писатель Лактанций. СПб., 1895.

Тюленев В.М. Лактанций: христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000.


Источник: Латинская патрология / А.Р. Фокин ; Рос. православ. ун-т св. Апостола Иоанна Богослова, Филос.-богосл. фак. - Москва : Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2005-. / Т. 1: Период первый. Доникейская латинская патрология (150-325 гг.). - 2005. - 362 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle