Выступление по докладу епископа Питирима
В связи с огромным интересом к православному богослужению со стороны Евангелическо-Лютеранской Церкви Германии, проявленным в эти дни здесь в Загорске нашими гостями, прошу уважаемых гостей иметь в виду следующие труды русских литургистов, раскрывающих литургическую жизнь Православной Церкви и имеющих большой научный интерес.
Научное изучение православного богослужения России, к началу XX века, достигает своего наибольшего расцвета.
Целая плеяда ученых специалистов занимается разработкой литургических вопросов. Здесь мы отмечаем лишь небольшое число литургических работ, составленных, главным образом, профессорами наших духовных академий.
Выдающийся церковный историк и литургист профессор И.Д. Мансветов с изумительным мастерством раскрывает древнейшую основу и общий строй церковных песнопений в своем замечательном груде «О песненном последовании», M., 1880. В другом сочинении «Церковный Устав (Типик)», M., 1885, он, один из первых, показывает образование и судьбу церковного устава в Греческой и Русской Церквах. Как в этих, так и в других многочисленных сочинениях, И.Д. Мансветов прочно обосновывает необходимость в литургических исследованиях восходить к первоначальному апостольскому богослужению, чтобы наиболее полно и объективно раскрыть и уяснить литургическую жизнь Православной Церкви от ее истоков и до настоящего времени.
Авторитетнейший ученый археолог и литургист проф. А.П. Голубцов в целом ряде литургических исследований и, особенно, в своем монументальном двухтомнике «Церковная археология и литургика», Сергиев Посад, 1917, идет по пути строго исторического раскрытия смысла и значения церковных обрядов. А.П. Голубцову принадлежат ценнейшие описания отечественных церковно-уставных памятников чиновников, отличающихся богатством содержания и наглядно свидетельствующих о литургической и церковно-религиозной жизни русского народа. Автор дает указания на особенности богослужебных чинов соборной практики и на сохранявшуюся на Руси связь приходской жизни с соборной, идущей из глубокой христианской древности. Эти описания носят следующие названия: «Чиновник Новгородского Софийского собора», – M., 1899, «Чиновник Холмогорского Преображенского собора», – M., 1901, «Чиновник Нижегородского Преображенского собора», – M., 1905, «Чиновник Московского Успенского собора», – M.. 1910.
Крупнейший деятель в области церковной археологии и литургии, проф. H.В. Покровский в своих капитальных трудах впервые обратил внимание ученых специалистов на отношение искусства к учению христианской Церкви и к текстам литургии, и, внеся в археологическую и литургическую науку ценнейшие материалы православно-восточного происхождения, восполнил односторонние исследования ученых. Из многочисленных его трудов, мы назовем лишь важнейшие: «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (с приложением 226 рисунков в тексте и 12 таблиц), СПб., 1892, «Очерки памятников иконографии, преимущественно византийских и русских», СПб., 1894, «Очерки памятников христианской иконографии и искусств, СПб., 1910.
Неутомимым и самым плодовитым тружеником в области литургической науки является проф. A.А. Дмитриевский. Его сочинения о православном богослужении составляют большой вклад в научную разработку вопросов литургики как со стороны привлечения нового и огромного материала, так и по вполне научной во всех деталях его обработке.
Из огромного литургического наследства A.А. Дмитриевского необходимо отметить следующие работы: «Богослужение в христианской Церкви в первые пять веков», Казань, 1882, «Богослужение в Русской Церкви в XVI веке», Казань, 1884. В названных сочинениях, автор излагает службы суточного, седмичного и годичного круга, а также чинопоследование Св. Таинств на основе Иерусалимского Устава XV–XVI веков и указывает на его особенности сравнительно с современным нам Уставом. Кроме того, анализируя монастырские уставы или «обиходники», он устанавливает их отношение к Иерусалимскому Уставу XV–XVI вв., а также их отличие от последнего.
Главнейшим трудом A.А. Дмитриевского следует считать: «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока», т. I, ч. 1, «Τυπικὰ», Киев, 1896, Т. II, «Εὐχολόγια», Киев, 1901, и т. III, ч. 1 «Τυπικὰ», Петроград, 1917. Содержанием 1-го тома «Τυπικά» являются памятники патриарших Уставов и ктиторские монастырские типиконы, впервые увидевшие свет. Во 2-м томе «Εὐχολόγια» заключается описание древнейших греческих Евхологий. В 3-м томе «Τυπικὰ» содержатся, во-первых, Типиконы обители преподобного Саввы Освященного близ Иерусалима в нескольких редакциях: Иерусалимской, Иерусалимско-Константинопольской, Синайской, Трапезунтской и Сербско-Болгарской, причем, при анализе этих редакций, автор пользуется и старопечатной Венецианской редакцией типикона 1546 г., 1603 и др. годов. Во-вторых, Типиконы святогорские, афонские и наконец, Типикон Великой церкви.
Талантливейший исследователь древне-литургических памятников проф. Η.Ф. Красносельцев в своем сочинении «Толковая служба», Казань, 1878, детально изъясняет основные службы суточного круга в древней Руси до XVIII в. В другом труде «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки», Казань, 1885, проф. Красносельцев дает авторитетнейшие исследования литургических текстов, раскрывающие последование важнейших моментов богослужений Древней Церкви (до разделения Церквей). Из других работ автора отметим «Очерки из истории христианского храма», Казань, 1881, представляющие большой научный интерес для литургистов и археологов.
Замечательным пособием, объясняющим все православные церковные службы, а также храм с его устройством и утварью, на основании свидетельств древних отцов Церкви, является обстоятельнейший труд архиеп. Вениамина «Новая скрижаль», выдержавший 18 изданий, последнее, – М., 1912 г.
Большое место среди литургических трудов занимает вопрос изучения церковного устава, – Типикона. Ему посвятил свой обширный труд, глубокий знаток и ревнитель церковно-уставной службы, проф. M. Н. Скабалланович, издавший объяснительное изложение Типикона с историческим введением в 3-х томах: «Толковый типикон», т. I, Киев, 1910, т. II, Киев, 1913, т. III, Киев, 1915.
1-й том содержит исследование о ветхозаветном еврейском богослужении; о богослужении I века, апостольском богослужении и о службе со II века до настоящего времени. 2-й том содержит объяснение значения слова «Типикон», а также 1-й главы Типикона (чин малой вечерни); 2-й главы Типикона (всеношное бдение). 3-й том является продолжением изложения 2-й главы Типикона, а именно служб 1-го, 3-го и 6-го часов, изменяемых частей воскресной литургии и чина о панагии, а также здесь приводится 3-я глава Типикона (о святом, имущем бдение, если память его совпадает с воскресеньем).
Среди сочинений M.Н. Скабаллановича необходимо отметить также весьма ценное исследование «Двунадесятые праздники», Киев, 1915–1916. В шести выпусках этого труда, наряду с уставным последованием служб, дается церковно-историческое, догматическое и нравоучительное истолкование молитвословий православных праздников.
Профессор Ленинградской духовной академии Н.Д. Успенский составил обширный труд «Состав всенощного бдения в историческом освещении» (машинопись), Ленинград, 1950, имеющий глубоко научное значение, а также и другие научно-литургические работы.
Автор настоящего доклада написал работу «Важнейшие моменты в истории развития обрядовой стороны святых таинств» (машинопись), Москва, 1950. Ему же принадлежит практическое пособие «Чинопоследование Божественной литургии», M., 1951 и ряд опубликованных в церковных журналах статей по вопросам церковного обряда и уставного последования служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи.