Источник

Юстиниан

Жизнь политическая Византии не соответствовала величию её духовной жизни, но и она была не без славы и не без подвигов. Ни одно государство в мире не выдерживало таких беспрестанных, таких грозных напоров; ни одно так долго с ним не боролось. Волна за волной набегала с севера и востока, бедствие за бедствием обрушивалось на ветхое здание римской государственности, и оно держалось только живущим в нём духом эллинского разума и просвещения. Гроза Германии и западной Европы, Аттила и его Гунны отступили перед гордой смелостью Маркиана. Опустошительный поток обратился на Италию; но Маркиана не стало, и его недостойные преемники не умели поддержать честь государственную. Обломки гуннского ополчения, Гепиды и Славяне (Венды и Анты) грабили северную придунайскую область; Вандалы грабили Пелепонес. Своевольные слуги и наёмники Империи, Остготы вели междоусобную войну и, наконец соединив свои силы под предводительством великого Феодорика, создали новое независимое царство в Италии. Кавказские горцы и Персияне опустошали весь Восток, а будущие завоеватели полмира, Арабы-Сарацины врывались с юга в Сирию и Палестину. В первой половине шестого века взошёл на престол византийский государь, памятный в истории человечества. Беспримесный Славянин, сын славянских родителей (как видно из их имён, а особенно из имени матери – Бегленицы), Управда был призван на царство. Имя своё он перевёл на правительственный, латинский язык и назвал себя Юстинианом.

Если бы ещё нужно было доказывать, что Славяне были исконными жителями придунайской стороны и опровергать нелепое мнение о движении Славян, будто бы врезавшихся в Европу вслед за Гуннами, то имена Управды и его родителей одни уже могли бы достаточно убедить самых упорных скептиков. Ни Гунны, ни Славяне не врывались в Империю до половины podpisVpodpis века, а Юстиниан родился от славянского отца и славянской матери в 482 году, и ни один писатель, ни из византийских, ни из западных, не считал и не называл его варваром или иноземцем. Не явно ли, что он был Славянин-туземец, потомок старожилов Иллирии и Фракии?70

Ни воинственные доблести, ни крепость духа не отличали Юстинина-Управды. Чуждый ратному делу, игралище придворных интриг и развратной жены, не внушающий ни страха народу по добросердечию, ни глубокого уважения по недостатку твёрдости и самостоятельности в делах правления, славянский император Византии одной силой любви к правде и к просвещению, одним истинно человеческим сочувствием с человечеством пробудил стихии мысли и жизни, заснувшие в государстве, но ещё уцелевшие в членах его. Его эпоха была эпохой славы слишком мимоходной, но она останется навсегда замечательной по своему влиянию на науку права и на религиозное искусство.

Действия Юстиниана в подробностях своих представляют часто или жестокость, или бессилие: в общих начертаниях и намерениях они запечатлены величием и глубоким чувством христианства и правды. Без уважения нельзя вспомнить о государе, требовавшем от кавказских дикарей, чтобы они вперёд не скопили пленников, и решившемся на войну для этой одной цели71podpis. Требование Юстиниана напоминает отменение человеческих жертв в Карфагене по приказанию великого сына Гистаспова72podpis. Чисто нравственные побуждения так редко являются в истории, что она не имеет права миновать их без внимания.

Африка была снова вырвана у Вандалов, Италия у Вестготов. Велисарий и Нарсес напомнили миру о прежних торжествах римского оружия и германским дикарям о ничтожности их нестройного мужества перед образованной силой Рима. Персия была удержана в своих границах, несмотря на предприимчивое славолюбие и воинственность Хозроя. Славянские Болгары отодвинуты за Дунай. Земля византийская расширилась снова от Каспия и цепи демавендской до Атласа и западного океана. Зодчество вспомнило своё древнее величие, и своды Софийского собора смело поднялись к небу, как духовный гимн, в урок будущим векам и в свидетельство не умирающей художественности на земле Эллады. Полное и величественное собрание гражданских законов (лучший памятник древнего общественного мира), составленное под надзором самого императора, спасло для потомства выражение праводатной мудрости Рима, мудрости часто соблазнительной и вредной для новейших народов, но ещё чаще богатой наставлениями для всех времён и без сомнения никем не превзойдённой. Таков был подвиг Юстиниана, но он не мог остановить падения государственного.

* * *

70

«Если бы нужно доказывать... Фракии». Год рождения Юстиниана не определён точно. Gibbon. V. 35 пр. Но его дядя Юстин вступил на престол в 518 г. 65 лет от роду. Следовательно, родился в 453 г. Finlay. (Greece under the Rom. 211) думает, что местное население Фракии уже в то время состояло из тех сочетаний племён, которые произвели теперешний – Valachian and Albanian languages. Место рождения Юст – на «Bederiana», около теперешнего Кюстендиля в вост. Македонии. Schafarik (S.А. II. 160) признаёт, отчасти на основании этих фактов, более раннее проникновение славянских поселений на левый берег Дуная, чем как можно извлечь из виз. историков. Но он не признаёт исконности пребывания Славян там, под видом Фракийцев, как то полагает X-в, отождествляющий Славян с тем племенем, которое в древности заселяло Балканский полуостров и побережье М. Азии до Ликии включительно (Протей, по Виргилию, сидит в in Carpatio gurgite, Georg. IV. 387. Остров Карпатос между М. Азией и Критом знает и Гомер. Это имя странно созвучно Карпатам) и односоставность коего признаёт, например, Curtius. Gr. G. I том, стр. 29 и сл. и 348. О более раннем поселении Славян в Балк. полуострове при отрицании их исконности ср. Jireçek. Bulgarien. 77 и сл. Опровержение слав. происх. Юстиниана: Виз. Временник 1894 г. т. I. Вып. 3–4. В. Васильева.

71

«Без уважения нельзя вспомнить – для одной этой цели». Прокопий (de В.G. IV. 3) передаёт обстоятельства уничтожения в Абхазии торговли евнухами по требованию Юстиниана, закончившемуся добровольным подчинением Абхазии Империи. Войну же на Кавказе Юстиниан вёл с Лазами по совершенно другому поводу.

72

«Требование Юстиниана напоминает» ср. примеч. к стр. 231, VI тома.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. - В 8-и томах. - Москва : Унив. тип., 1886-1900. : Т. 7: Записки о всемирной истории. Ч. 3. –503, 17 с.

Комментарии для сайта Cackle