Источник

Распадение халифата

В половине VIII века династия Оммиядов пала. На престол взошёл дом Аббасидов, связанных родством с основателем ислама, но не имевших никогда такого духовного значения, как Алиевы потомки. Новая и крепкая династия стала покровительствовать художествам и просвещению, раздвигать на восток пределы государства (ибо торжествующие войска аравийские доходили до пределов Азии и решали судьбу Китая) и стеснять слабеющую Византию; но все эти победы и слава, принадлежность нескольких великих государей, Альмансура, Гаруна и др., царствовавших друг за другом, не вносили никакого нового начала жизни в слабеющую державу: за непродолжительным блеском (от половины VIII до половины IX столетия) наступило время упадка. Из прежнего дома халифов, перебитого Аббасидами, спасся молодой Абдеррахман, бежал в Испанию; и Испания, оторванная от халифата, начала с половины VIII столетия под правлением Оммияда новую государственную жизнь, не скоро побеждённую всеми усилиями западной Европы. Около конца того же столетия мнимый потомок Алия основал независимое государство на западной оконечности Африки под правительством династии, принявшей от родоначальника своего название Эдризидов. В начале IX столетия, рядом с царством Эдризидов феццанских, восстало в Каирване царство свирепых и воинственных Аглабитов, прославленных завоеванием большей части северной Африки, Сицилии, где они надолго утвердили власть ислама, Сардинии и многих городов южной Италии и счастливыми набегами на окрестности Рима и Неаполя, где они часто находили союзников в мелких владельцах светских и даже в епископах150, уже забывших дух и смысл христианства. В конце IX столетия богатый Египет был вырван из рук Аббасидов Тулунидами, потомками турецкого раба, завоевавшими также Палестину и часть южной Сирии. Наконец в начале IX столетия возникла знаменитая династия Фатимидов. К концу того же столетия она уже покорила все западные области магометанского мира, кроме Испании, нанесла тяжёлые удары христианам, несколько оттеснившими Аглабитов в Италии и Сицилии, покорила Египет и часть Сирии, уничтожила или подчинила своей верховной власти мелкие династии в западной Африке и противопоставила древнему халифату и исламизму при-евфратскому новое учение, отличавшееся особенной духовностью и таинственностью, и новый халифат, соединивший в себе притязания религиозные с властью государственной. В то же время около столицы халифов из смешения исламизма и христианства возникали другие учения, нестройные и безумные, но исполненные страстного восторга (таково, например, учение диких Карматов151, против которых халифат едва мог отстоять своё существование). На берегах Тигра и в среднем Иране Тагериды властвовали в IX веке независимо, то признавая, то отвергая первенство Аббисидовых потомков. Ещё далее на восток к концу IX века Саффариды основали сильное царство, захватившее весь восточный Иран, северо-западную окраину Индии и часть пустынь на востоке от Каспия, некогда населённых славяно-бактрийскими Саками и Гетами, но в то время уже наполненных тюркскими выходцами из средней Азии. Около Каспийского моря и на запад властвовали независимо мелкие династии Дилеймитов и Гамаданидов. Вскоре Саффаридов вытеснили просвещённые и мудрые Саманиды; в десятом же веке Буиды, уничтожив или подчинив себе всех мелких властителей при Евфрате и Тигре, поработили самих халифов, а в юго-восточном Иране восстала династия Газневидов, основанных великим Махмудом, родом из Турок, завоевателем Индостана и покровителем ново-персидской словесности. Так распалось всё государственное здание, воздвигнутое первыми преемниками Мухаммеда.

* * *

150

«Где они часто находили – в епископах». Например, Афанасий, еп. неаполитанский. Gregorovius. G.S.R. III. 191–196.

151

«Карматов». Они враждебно относились к поклонению Каабы, которую и разграбили. Gibbon. Decline. VI. 417.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. - В 8-и томах. - Москва : Унив. тип., 1886-1900. : Т. 7: Записки о всемирной истории. Ч. 3. –503, 17 с.

Комментарии для сайта Cackle