Источник

Славянская стихия в новом населении Англии

Впрочем, признавая главную составную часть нового народонаселения германским, не до́лжно терять из вида и другую стихию, вошедшую в него. Достаточно назвать двух богов, от поклонения которым отрекались Саксы при принятии христианства в самой Германии, чтобы узнать эту стихию. Эти боги – Чернобог и Сива (быть может, Жива, хотя такое чтение сомнительно). Их славянское происхождение не подлежит сомнению.

Кажется Эйнгард называет Белбога у Саксонцев в Германии. Вальтер-Скот в Гарольде представляет Чернобога – богом волшебства232podpis.

Свидетельства современные не называют того племени, у которого требовалось отречение от Чернобога; но критике нетрудно определить то, о чём умалчивают современники. Нет сомнения, что у всех Саксов могло быть, вследствие заёмного верования, поклонение богу чуженародному; но, конечно, начало этого верования не до́лжно искать у германских Саксонцев. За ними остаются Юты, Варны и Англы, давшие имя своё Англии. Имя Ютов указывает на кимврское происхождение, как уже показано из сличения Ютланда с Кимврским полуостровом, Ютунгейма233 и мифов, касающихся до него (например, стены), со сказаниями о преграде между Азами, Сарматами и Кимврами на Кавказе и т. д.234; но из этого не следует, чтобы Юты были племя не-германское, хотя Кимры или Кумры – бесспорно Кельты. Германцы, завоевавшие землю Ютов-Кельтов, приняли имя от завоёванного края, как Маркоманы от Краинцев, Ост- и Вест-Готы (Гриютунги и Тервинги) от Полян и Древлян, Франки Меравские (или Меровейцы) от Моринов, Вандалы от Вендов, Пруссия и Померн от прежних туземцев. У Ютов искать примет славянства нечего. Иное дело Варны и Англы, которых можно считать заодно. Славянские названия урочищ хранятся везде, где были Варны235. Англы первоначально являются на славянском поморье Балтики, потом переселяются (вероятно, не все) в соседство и в союз Тюрингов, в которых славянская стихия крайне вероятна, по окончанию имени их на инг (ичь: Тюринг – Тверич) и по их раннему союзу с Гуннами236, ещё прежде усиления этого мстительного казачества; потом снова являются они на берегах Балтики и переселяются с Саксами в Англию, которой и дают своё имя. Самое имя это Англы или (по весьма обыкновенному закону перехода звуков) Углы (Угличи) носит на себе характер славянский (название по местности), чуждый чисто германскому миру. С ними и по всей вероятности от них являются в саксонском союзе имена славянских богов, которых нельзя считать чистым религиозным займом, ибо такого, рода факт нигде не встречается в истории Европы без племенной примеси. Если действительно Англы были отделением великого славянского народа, должны бы встречаться в памятниках об их первом вторжении в землю, назначенную им судьбой, следы их происхождения. Действительно это указание находится и в такой форме, которая не подлежит сомнению для критика, ознакомившаяся с памятниками Севера и преданиями о движении вендских (ванских) племён из русского Востока в Скандинавию. Мы уже видели, что эта стихия мифически олицетворяется в мудрых Ванах Фрейре (Прие), боге при-донском; Брагуре (боге заздравных чаш) и Ниордре из Неотуна (Новгорода).

Замечательно, что в английской заздравной чаше сохранилась славянская форма местоимения ваш (ваш-гейль, wassayle).

Все родословные царей саксонского союза согласны в одном. Род Иды, первого царя Англов, ведётся, как и все роды вождей саксонских, от Водана; но он один идёт от Водена через Фрейра, которого находим под весьма важным именем.

По саксонской летописи Ангенвит (окончание слова замечательно) и Ингин, по Гейнриху гунтингдонскому Ангенвит и Ингиуни, по Симеону дургамскому Ангенви и Ингви по Неннию Ингвет. Тот же Фрейр более ещё известен под именем Геат237podpis. Их тождество видно из имени Фрегегеат и из их приапического характера238podpis, а может быть ещё более из повести о любви Фрейра к Гердре и Геата к Мадчильде.

Та же самая форма встречается в норвежской линии Гаральда Гарфагра в именах Ингви, и Ингви-Фрейр и даёт нам объяснение названия Инглингов (т. е. Фрейровичей) и вероятное происхождение слова Ингл от имени народа Англов или Угличей. Во всяком случае, это прямое и исключительное происхождение Иды от Вана-Фрейра есть факт решительный для человека, знакомого со смыслом мифов северных. Быть может, что под именем Фрейра или Ингви видим мы которого-нибудь из тех богов, от которых отрекались Саксы, переходящие в христианство.

Уже прежде говорено о вероятном тождестве Фрейра-Прия с Белбогом (о котором говорит Егингардт239 и Беленом. Разумеется, из всех этих примет критика не имеет ещё никакого права считать дружину Иды чисто славянской (такое предположение было бы даже невероятным); но она должна её признать сборищем или сплавом германским около славянского ядра и понять возможность и смысл многих позднейших явлений. Так, например, признание этой стихии и понимание её образовательного характера объясняют явление в Англии суда присяжных (ротников, целовальников), совершенно чуждого стихиям римским, германским и кельтским и особенно основу этого суда, единогласное, совершенно непонятную и не понятую вне славянского мира и его безусловной простоты240. Преобладание Юга чисто саксонского, восторжествовавшего в династии вест-сакских королей, подавило стихию славянскую, численно слабую; но следы умственного или духовного её влияния (как сказано) отзываются в духовном построении английской земли, смягчая дикость германскую (также как и по всему поморью Балтики и даже германского моря), между тем как племенное различие, может быть, служило объяснением нетвёрдой привязанности северных областей к линии Эгберта и готовности их принимать к себе новых пришельцев, Датчан или Норвежцев.

Замечательно малое число рабов в областях северных сравнительно с южными при последней переписи народа саксонской эпохи241podpis было приписано влиянию новых завоевателей, Датчан. Не оспаривая этой догадки, можно заметить, что она не подтверждается законами датских царей, и хотя и согласна с обычаем Норманнов в других землях, но тот же самый факт объясняется также легко особенностью славянского характера в племени Англов.

* * *

232

«Кажется, Эгинардт называет Бел-бога у Саксонцев» (?).

«Вальтер Скотт в Гаральде» и т. д.

Hear me, Sovreign of the rock, Hear me, mighty Zernebock.

Canto 2, XVII. Invocation.

233

«Ютунгейма и мифов» и т. д. ср. Gejer. Urg. Schw. 334 исл.

234

Предание о кавказской стене действительно существовало и связывается нередко с именем Александра Макед. Персы и Арабы считали её спасительной от народов Гога и Магога. (Френ. Ибн-Фод. IX–XIX). Аланы, Азы, жили на юго-восточном склоне Кавказа или на северном склоне Иранской возвышенности.

235

«Варны». Ср. Гильфердинга Балт. Славяне. Вообще Варны почитаются Германцами, и он почитает их таковыми же; но на стр. 2 они у него причислены к Славянам.

236

«Англы – по их раннему союзу с Гуннами» (?). Движение Гуннов на запад автор считает мщением за угнетение Славян Германцами.

237

«Geat», по Гримму, прозвище Одина. Он же и предок Одина, ср. Ettmüller, Beowulf.

238

«Их приапического характера». Ad. Br., с. 233.

239

«Geat», по Гримму, прозвище Одина. Он же и предок Одина, ср. Ettmüller, Beowulf.

240

«Суда присяжных, совершенно чуждого стихиям...» ср. выше.

241

«Замечательно малое количество рабов». Sh. Turner. A. S. 3. 153.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. - В 8-и томах. - Москва : Унив. тип., 1886-1900. : Т. 7: Записки о всемирной истории. Ч. 3. –503, 17 с.

Комментарии для сайта Cackle