Источник

(К IV тому)

Записочка А.С. Хомякова. 21 Мая 1854 г.

Бдун плохой, поэт смиренный

К вам явится всенепременно

И с благодарностью; но только, может быть,

Он льготных полчаса попросит униженно,

Чтобы от Чадаева обратный путь свершить.

А. Хомяков.

Записочка писана к Степану Дмитриевичу Нечаеву, в ответ на приглашение к обеду. С.Д. Нечаев жил в Москве, в начале Девичьего поля (в доме, где ныне Усачевско-Чернявское учебное заведение), т. е. в многоверстном расстоянии от Новой Басманной, где (в доме ныне Прохорова) у П.Я. Чадаева каждый понедельник бывали утренние собрания, неизменно посещаемые приятелем его А.С. Хомяковым (жившим на Собачьей площадке). Изд.

* * *

Письмо А.С. Хомякова к Петру Яковлевичу Чаадаеву

Я очень рад, что вам лучше и надеюсь на хорошую погоду, что она вас совершенно поправит, ибо имею твёрдое намерение с вами долго и долго вести дружеские споры, которые нисколько не мешают ещё более дружескому согласию. Отсылаю вам перевод, в котором, впрочем, я ошибок не нахожу и очень буду благодарен, если доставите продолжение, разумеется не для поверки, совершенно ненужной, а для чтения.

Что касается до моего дьякона634, то его поверенный говорит мне вчера: Protestantism is absolutely drawing to an end. Это мне было очень приятно слышать: очевидно, движение религиозное в Англии, несмотря на свои странные формы, имеет ясное сознание современной эпохи. Какая страшная реакция против XVIII-го века!

Жены моей дома нет, и поэтому я беру на себя благодарить вас за ваш любезный поклон. До свидания; не знаю, когда именно, но твёрдо верю, что на здешнем свете: в нём ещё так много любопытного, что не для чего с ним расставаться.

Ваш А. Хомяков.

* * *

Письмо А.С Хомякова к И.В. Киреевскому635

Видно, мы с тобою плохо собираемся слово держать, любезный Иван Васильевич, когда первый срок уже пропустили. Я не потому пропустил, чтобы не вспомнил, – нет, а просто потому, что писать было нечего. Ты почему?.. И теперь пишу от стыда, чтобы как-нибудь оправдать себя. Нового ничего нет ни во мне, ни около меня. Москва пуста, все разъехались. Павлов один ещё в Москве или, лучше сказать, в Дворянском клубе. Мои увещания принесли ту пользу, что он стал играть ещё резвее, и уже имя его произносится наряду с Нилусами. Жаль для него и для нас. Тургенев636 уехал грустный; кажется, мы ему оказали плохую услугу и частыми нападениями почти уверили, что все великолепные явления жизни Запада чуть-чуть не шутка, не исключая ни брошюрок Лакордера и мыслей Жубера; а человек вообще любит свою игрушку, покуда он ещё верит, что она дело, и что кукла – живой человек. Сюда, между прочих великих людей, приехал С.С. Уваров, которого я ещё не видал и который, по слухам, невыразимо величествен в отсутствие Строганова, и Ефимович, с бакенбардами и бородой, который, преважно уверяет, что главная теперь задача Синода состоит в примирении Православия с учением Шлейермахера, и что Протасов этим очень занимается. Вероятное дело637. Между прочим, почти верно, что Попов поставит на ругу или на жалованье. Откуда возьмут потребные на это 30.000.000 ежегодно, и лучше ли? Прежде я думал priori, что к этому всячески надобно стремиться; теперь сомневаюсь. Для народа хлебопашественного священники-хлебопашцы почти хороши: дают добрый пример, учат хозяйству, живут общей с народом жизнью и, следственно, более ему сочувствуют. Но это только умствование, однако же, подтверждённое для меня опытом. У меня три попа на руге, два на пашне, и сии лучше оных. Праздность беззаботная, без занятий необходимых, без общества несколько просвещённого ведёт их к обжорству, к пьянству и разврату: а деньга, которая представляет для них и хлеб, и всё нужное в жизни, приучает к корыстолюбию. Попу на пашне можно жить хорошо без денег трудолюбием и хозяйством; но деньги знают только одно хозяйство – процент и спекуляции. То и другое более развращает, чем хлебопашественные занятия. Из этого не следует, чтобы действительно пашня приличнее была для попа жизни спокойной; но следует только то, что при теперешнем быте поповском она приличнее. Перемена частная не будет ни на что годна; но перемена общая, систематическая, может быть очень полезна. Дайте жалованье, но требуйте катехизации и сделайте эту катехизацию возможной: тогда не жалко будет заплатить по 1.000 каждому из 30.000 попов приходских в России. Вот как я предложил бы учредить эту катехизацию. Приход делится на число деревень. Из года вычитается Страстная, Светлая неделя, святки, сенокос и жатва. Остальное время делится на число деревень, и всякая имеет свои положенные 4 или 5 или 6 недель, сколько придётся. В продолжение этих недель поп приезжает всякий вечер или утро и учит словесно в общей избе детей от 8 до 12 лет. В продолжение того же времени дети из той же деревни, под предводительством старика или старухи, приходят слушать поучение после воскресной обедни или после праздничных обеден, а дети прочих деревень могут и не приходить к учению воскресному, хотя все приглашаются. Вот мне кажется, одно средство, чтобы катехизация была возможной, а жалованье без решительного поворота в жизни более может сделать вреда, чем пользы. Также толкуют об уничтожении сословия дьячков и пономарей и о вольнонаёмном замещении их должностей. Плохо верю; хотя стихарь и не требует рукоположения, однако же, дьячка нанимать, как дворника, странно.

С твоего отъезда не делал я ровно ничего и только читал всякий вздор, да всякий вечер каялся в утраченном дне. Я так часто исповедуюсь в лени без исправления, что готов с Лютеранами полагать, что лучше не исповедаться: сохраняешь стыд и ещё можешь исправиться, а когда признался, отложил всякий стыд, того и смотришь, что в грехе погрязнешь.

Тургенев едет знакомиться с новым королём638 и, по словам Свербеева, встретить мощи Наполеона.

Петру Васильевичу, которому кланяюсь, следует заказать пальто, palleton, houppelande Vendienne et Bretonne. Адам Бременский говорит, что Славяне Поморские торгуют холщёвыми плащами, которые у них называются Paldonis, народный костюм. Любопытный факт!

* * *

634

Т. е. дьякона Англиканской церкви, Пальмера. П.Б.

635

Из приложений к II тому книги H.И. Колюпанова: «Биография А.И. Кошелева» М. 1892, стр. 108–110. Изд.

637

Сверх того Ефимович приобрёл великое почтение к Полевому.

638

Со вступившим на престол (1840) королём Прусским, Фридрихом-Вильгельмом IV. П.Б.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. В 8-и томах. - Москва: Унив. тип., 1900: Т. 8. – 480, 58 с.

Комментарии для сайта Cackle