Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека профессор Алексей Фёдорович Лосев

профессор Алексей Фёдорович Лосев

(23.09.1893–24.05.1988)
профессор Алексей Фёдорович Лосев
профессор Алексей Фёдорович Лосев

Философ, религиозный мыслитель, переводчик и комментатор античной литературы, профессор, доктор филологических наук, педагог. Монах.

Биография

Родился 10 (23) сентября 1893 года в Новочеркасске в семье донского казака, учителя физики и математики и одаренного музыканта, знатока духовной музыки и церковного пения. Мать Наталья Алексеевна была дочерью протоиерея Алексея Полякова, настоятеля храма Михаила Архангела города Новочеркасска.

В 1911 году окончил Новочеркасскую классическую гимназию с золотой медалью и музыкальную школу итальянского скрипача Ф. Стаджи. В 1915 году окончил Московский университет сразу по двум отделениям – философии и классической филологии. Работал учителем в московских гимназиях, одновременно готовясь к магистерским экзаменам, которые успешно выдержал в 1917 году.

Около трёх лет преподавал классическую филологию в Нижегородском университете, где был избран профессором в 1919 году. В 1920-е гг. – профессор Московской консерватории и действительный член Государственной академии художественных наук.

В 1922 году венчался с Валентиной Соколовой. Пару венчал Павел Флоренский в Сергиевом Посаде в Ильинском храме. Вслед за Флоренским Лосев стал сторонником ереси имяславия: «Имя Бога есть Сам Бог» («но Бог не есть имя»). В рамках исследования античной эстетики слова и символа он изучал философию Имени как «изначальной сущности» мира.

3 июня 1929 года вместе с женой Валентиной приняли тайный постриг с именами Андроник и Афанасия.

В эти годы А.Ф. Лосев издал серию трудов: «Античный космос и современная наука» (1927), «Музыка как предмет логики» (1927), «Философия имени» (1927), «Диалектика художественной формы» (1927), «Диалектика числа у Плотина» (1928), «Критика платонизма у Аристотеля» (1929), «Очерки античного символизма и мифологии», (т. 1, 1930), «Диалектика мифа» (1930). Это первое «восьмикнижие» было с энтузиазмом воспринято русской эмиграцией и подвергнуто критике в советской печати, вплоть до нападок Л. Кагановича с трибуны XVI съезда ВКП(б) и злобных выпадов в публицистике М. Горького. Под предлогом незаконных вставок в «Диалектику мифа» 18 апреля 1930 арестован, через полтора года, как и В.М. Лосева, осужден по делу так называемой контрреволюционной организации «Истинно-православная церковь». Заключение отбывал в Свирьлаге. В лагере Лосев сильно повредил зрение, а к концу жизни практически полностью ослеп. Был досрочно освобожден (1933) по инвалидности и восстановлен в гражданских правах как ударник строительства Беломорканала, однако получил возможность публикаций только после 1953.

А.Ф. Лосев преподавал античную литературу в ряде вузов страны, с 1942 по 1944 профессор философского факультета МГУ. Звание доктора филологических наук (1943) присвоено по совокупности научных достижений. С 1944 до кончины работал в МГПИ им. Ленина. С 1963 по 1994 вышло второе «восьмикнижие» Лосева – восьмитомная «История античной эстетики», за которую он был удостоен Государственной премии СССР в 1986 г.

В 1954 году супруга Валентина Михайловна скончалась от рака. Алексей Фёдорович женился фиктивным браком на своей аспирантке, дочери репрессированных родителей Азе Алибековне Тахо-Годи, ставшей его верной помощницей, а после смерти хранительницей его наследия.

Лосев в своих философских построениях продолжал традиции русской религиозной философии. В то же время он принципиально оспаривал те разнообразные варианты компромисса с католичеством или протестантизмом, которые вслед за Вл. Соловьевым предлагались русской философией. Лосев считал, что именно различного рода конфессиональные компромиссы, явные или скрытые отступления от православной догматики были одной из причин исторической пассивности православной философии. Прежде всего, необходимо было реконструировать православный тип исторического мышления, осознать специфику заложенного в православии понимания социального бытия, в отличие от католического или протестантского, которые, по Лосеву, в открытой или завуалированной форме привели к формированию господствовавших тогда европейских концепций истории и социальности.

Ставя перед собой фронтальное задание логико-диалектического переосмысления и упорядочения знания, Лосев построил типологии различных фактических форм искусства, уточнил на единых подходах как научные «первые принципы» символизации, моделирования, структуризации, так и фундаментальные представления о Первопринципе (проблемы апофатизма и троичности, Софийное и Ономатическое Начала). Универсализм системы Лосев доказывал на материалах античной и христианской культур, филологии, лингвистики, музыковедения, логики, математики.История античной эстетики у Лосева – это по сути история античной философии. Алексею Федоровичу было запрещено заниматься философией, ему было рекомендовано заниматься только античностью. И в виде истории античной эстетики был создан мощный корпус истории философии в десяти томах, которому нет аналогов в мировой науке.

Еще один важный момент, отличающий его от большинства современных ему русских философов, – это отношение к догматике. Лосев сознавал и постулировал важность догматических определений, конфессиональных различий, существующих в христианском мире. И центральное место в этом отношении занимает, по его мнению, Filioque, эта реальная граница, разделяющая православие и католичество. Лосев был первым, кто сделал попытку выведения всей специфики западной мысли и западной Церкви из лжеучения о Filioque как в католичестве, так и в протестантизме. Посвященные этой проблематике страницы «Очерков античного символизма и мифологии» и сейчас можно считать классическим богословским текстом.

Алексей Федорович считал, что церковнославянский язык нельзя в богослужении заменять русским языком, что современное церковное пение часто рассчитано на художественный эффект, что это не молитва. Сам же Лосев в свое время ходил в Москве в церковь, где пели соловецкие монахи, и вообще любил монастырские службы, Страстную и Светлую седмицы проводил в монастырях. В 1920-е гг. Алексей Федорович очень сблизился с архимандритом Давидом, который был настоятелем Андреевского скита на Афоне и основал Андреевское подворье в Петербурге. Это был его духовный отец. Затем духовником Лосева был о. Мелхиседек из Зосимовой пустыни, позднее – владыка Феодор (Поздеевский), с которым Алексей Федорович встретился на пересылках. Среди других знакомых тех лет были владыка Арсений (Жадановский), владыка Серафим (Звездинский), владыка Варфоломей (Ремов). Был период, когда он исповедовался в письмах жившему в глубоком затворе на Украине игумену Иоанну (Селецкому), с которым Лосевы одновременно отбывали срок в лагере в поселке Медвежья гора. В последние годы Алексей Федорович исповедовался и причащался тайно, на дому. Церковные службы он знал наизусть. Пост соблюдал строго.

Скончался А.Ф. Лосев на девяносто пятом году жизни, в 1988-м, накануне празднования 1000-летия Крещения Руси, в день памяти своих любимых святых – Кирилла и Мефодия. А за два дня до этого он продиктовал свой последний текст – «Слово о Кирилле и Мефодии».

Похоронен на Ваганьковском кладбище. Реабилитирован посмертно в 1994 году.