Источник

36. После 1410 г. Постановление Иоанна, архиепископа новгородского, о суде Божьем

Из Служебника новгородско-софийской библиотеки (ныне с.-петерб. Духов. Академии), № 836, л. 114–116 (начала XVI века); издано было преосвящ. Макарием в «Материалах для истории русской церкви», стр. 33–34 и в самой «Истории», т. IV, стр. 382–384. Постановление Иоанна вызвано «знамением», бывшим в 1410 г. (см. под текстом прим. 3).

I. Благословение архиепископа новгородского Иоанна к христианам святой Софии 1569

Буди вам ведомо: слышу зде, что у вас о великой гибели и о малой 1570 ходят к кресту; ино то деете не по Божьему закону. Зде наш Бог дал знамение святых исповедников: Гурья, Самона и Авива дьякона 1571 ; ино Божьей милостью правые правы бывают, а виноватые в казни. И мы к вам послали икону святых исповедников в церковь Божью. 1572 А что ходите к кресту, ино то в вас отнимаем, но ходите к знамению Божьих святых исповедников. Поп служит святую литургию, и пишет имя Божье на хлебце, и дает всем приходящим ко имени Божьему. А кто изъяст хлебец со именем Божьим, тот прав бывает; а кто не снест хлебца, тот по Божьему суду виноват будет. А кто не пойдет к хлебцу, тот без Божьего суда и без мирского виноват будет. А то вам о нашей гибели и о вашей писано, что нами ся корыстуют. 1573 А ся грамота дана вам в прок; а кто сее грамоты не послушает, без суда виноват будет и кажнен. 1574 А вы, попове, опроче хлеба Божьего к pту не пущайте, а нашего слова не ослушайтесь. А аз вас, попов и всех христиан, благословляю.

II. Указ о проскормисании святым трем исповедникам: Гурию, Самону, Авиву

Егда у кого что будет украдено, или на кого ти будет непот 1575 , вы же священники проскуру велите испечь крестообразную, и укажите вообразить на ней четыре креста. А священники, входяще в церковь, [первое] глаголите молитву святым исповедникам; а другое: вшедше в церковь, пред иконой святых исповедников и молебен пой 1576 ; а третье: и на проскомидии глаголите, выимая просфору, молитву cию: «Молите, святые Божьи исповедници, Гурие, Самоне и Авиве дьяконе; якоже есте милосердием Божьим возвратили девицу в град свой Едес, тако и ныне святые три исповедници, Гуpиe, Самоне и Авиво, и Авидане, и Аврааме, и Афений, чудо свое сотворите к вам с верой приходящим, гибельникам помогите, виноватых обличите, гортани шкодником затворите. Исаче, свяжи и ́ ; Иакове, и пути их загради и на все стороны темны сотвори, да будут пути их ползки, и ангел Господень погоняяй их». 1577 Таже «Господи помилуй» 12. И потом, выимая просфору, первый крест выимая, глаголи: «се имя Бозие пишется на хлебце, молитвами святых Божьих исповедались, в честь и славу святому Гурью»; а второй крест выимая, глаголи: «в честь и славу святому Самону», а третий крест выимая, глаголи: «в честь и славу святому Авиву дьякону»; а четвертый креста выимая, глаголи, поминая тых по имени, которым есть, виноватым на обличениe.

* * *

1569

Под «христианами св. Софии» едва ли можно здесь разуметь Новгородцев вообще. Содержание грамоты скорее идет к софийским крестьянам (тяглым людям), которым владыка, конечно, имел полное право давать наказы, подобные настоящему. Но сам Господин Великий Новгород знал только свои – вечевые законы.

1570

и о малой приписано ни поле.

1571

Об этом знамении так говорит одна из новгородских летописей: «В лето 6918. Божьим изволением и промышлением, бысть в Великом Новгороде в соборной церкви Премудрости Божьей Софии, содеяся знамение от иконы святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, о судех (чит. сосудах) церковных? при архиепископе Иоанне: и того ради чуда владыка Иоанн на другое лето постави церковь каменну им, у Софии, со владычнего двора, Гурию, Самону и Авиву. (Полн. Собр. Лет. III, 235).

1572

Слова эти ясно показывают, что грамота писана была не к Новгородцам, а куда-то на сторону, т.е. в одну из Софийских вотчин.

1573

Опять довольно ясное указание на тяглых софийских крестьян, которым писана была грамота. Смысл слов тот, что предписываемый «суд Божий» должен совершаться по делам о похищении не только церковной (владычней), но и крестьянской собственности.

1574

В таком тоне новгородский владыка мог писать только своим крестьянам, но никак не самому Великому Новгороду.

1575

непот – слово, не встречающееся в лексиконах; но смыслу должно означать подозрение.

1576

Слова: и молебен пой написаны на поле вверху.

1577

Молитва эта напоминает старинные наговоры.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle