профессор Алексей Степанович Павлов

8. Епископское поучение собору епархиального духовенства

В старших списках статья эта, обыкновенно называемая «поучение к попам», надписывается именами св. отцов: Иоанна Златоустого (в пергаменном Номоканоне XIV века Погодинского Древлехранилища № 31, д. 165) и Василия Великого (в чудовской пергам. Кормчей № 4; л. 189). В позднейших рукописях она встречаются с именем св. Леонтия ростовского (в соловецкой Минее 1494 года, № 518), но всего чаще – с надписанием «Кириллово», чтό подало повод признать автором ее «учительного» митрополита Кирилла II См. соображения преосв. Макария в Ист. Русс. Церкви т. V, стр. 387 сл.). Несомненно только одно, что это – русское сочинение, составленное не позднее XIII века и сделавшееся образцовой речью, которую каждый епархиальный архиерей должен быль произносить пред собором своего духовенства, обыкновенно собиравшимся в неделю православия («сборное» воскресенье). Об этих ежегодных епархиальных соборах упоминается уже в определениях владимирского собора 1274 (№ 6) и в предыдущем (№ 7) поучении новопоставленному священнику ту же речь, без сомнения, произносили и митрополиты в качестве епархиальных архиереев. Отсюда всего естественнее объясняется и несогласие списков в указании имени автора, и происхождение глухой надписи: «поучение епископов к иереям» (наприм. в Чуд. Корм. 1499. г., № 167, л. 246), и наконец то обстоятельство, почему статья эта с течением времени достигла до таких обширных размеров, в каких представляют ее позднейшие западнорусские Кормчии, в которых дается ей длинное заглавие: «В понеделок второе недели поста, на собрание священническое, науки исправлений духовных… и поученье мое имярек архиепископа… к вам… всему священническому чину… моей митрополии киевской и всея Руси (Корм. XVI в. Моск. Государ. Древлехр. № 16 – в конце). В настоящем издании памятник является в своем первоначальном виде по списку чудовской пергаменной Кормчей и с вариантами из такого же Погодинского Номоканона.

Слышите ерейский преподобный изборе 889 : к вам ми слово. Понеже вы нарекостеся земные ангелы и небесные человеки: вы со ангелами предстоите у престола Господнего; вы с серафимами носите Господа 890 ; вы сводите Дух Святой с небесе, и претворяйте хлеб в плоть и вино в кровь Божью, человекам невидимо, многие же снятые видеша и ныне достойные видят; вы просвещаете человеков божественным крещением; вы связаете на земле, Бог не разрешает на небеси; вы разрешаете на земле, Бог не связает на небеси. Вами свершает Бог тайну спасения роду человеческому; вас стражи постави и пастухи 891 своих овец, за няже Бог наш пролья свою честную кровь: вам предаст свой талант, егоже хощет от вас истязать во второй свой приход, како буде[те] 892 [умножили данный вам дар, како будете упасли словесное стадо Христово, како будете сблюли святыню вашу не осквернену, како будете несблазнили верных. Господь бо [рече] 893 : лучше бы навязать жернов на выю, имже осел мелет, и погрузить ѝ в море, неже соблазнит единого от человеков. Души бо человечестей единой не точен весь мир. Како же многие души соблазнивый не погрузится в огне негасимом? Простец бо сгрешив, на свою душу едину ответ Богу даст; ерей же согрешив, соблазнит многих, и за тех душ осужден будет от Бога. Отселе блюдитесь 894 всякого греха и не работайте плоти: отверзите от себе пьянство и объедение; лишитесь тяж и сваров, вражды, хулы на друга, скверного резоиманья и порук, гордости и многоречия, мерзости и ярости, клятвы лжа, скупости, немилосердия, зависти и ненависти, льсти и лукавства. От сих дел сатанин соблюдше себе, блюдете 895 же под собою сущих человек, како непорочны на суде Господнем поставите, како речет кто: се ази дети, яже ми есть дал Бог. Умножите талант данный вам от Господа – освящение. Аз бо грешный ваш епископ все рекох вам и не чегоже не скрых от вас: вас бо истяжет Бог, аще с леностью начнете делать дело Божье. Ложных книг не почитайте, еретиков укланяйтесь, чародеиц бегайте, глаголющих не от божественных писаний загражайте уста. Аще кто недооумеет вас, меня вопросите: аз не ленюсь глаголать вам. 896 Аще ли кто противится вашему правоверью, мне поведайте: аз обличу их и от церкви отжену. Разумейте, како держать детей духовных ни слабо, да не ленивы будут, ни жестоко 897 , да не отчаются, не дару деля пращающе, ни взятые ради горко наскакающе. Разумейте, кого отлучить [от] 898 тела и крови Господних, кого ли от оглашенных 899 , на колико ли время; аще сам недоумеваеши, проси умеющего не стыдясь 900 : прося бо пути божественного, иный наставит на нъ, а не просяй слеп ходить: слепой 901 к нему 902 и кается. Службу страшную с трепетом сотворяйте: николиже внидите 903 в святой алтарь, вражду имуще с ким; николиже в мнозе глаголаньи до обеда пребыв, принесеши жертву пречистую, но внуши в мысль молитву, восли к Господу своему, и не озирайся 904 назад, нъ ум весь имей горе 905 : с ангелами бо служишь, и не мысли земных в тъ 906 час; небесного бо царя приемлешь в сердце твое, и весь освящайся им. Глаголю же вы 907 , чада Христова: аще кому спакостить враг любодейством, или утопил будет душу свою в многих грехах, и в пьянстве, и в клятвах, да лишится службы 908 : недостоинство бо ерейско сводит гнев на людей. Мнози бо невегласи ерееви падшу повелевают служить, давше епитимию, строяще на ся муку бесконечную и сих слюще во дно адово. Различие бо паденью бывает: тем подобает великими вещми епископа докладывать, да рассудит по правилам апостольским и отеческим: не мочно бо разрешить, [еже] 909 они связаша, ни связать, яже они связать не повелеша, но последствующе собором святым, вязать и разрешать. Блюдете же и чад ваших, родившихся от вас, да до жены не осквернятся блудом, и девица 910 до мужа. Илий бо жрец, без греxa быв пред Богом, за сыновьни грехи послан бысть в муку. Челядь свою наказающе, гладом не моряще, порт 911 довол дающе. Си вся любя вы и 912 написах. Аще си охраните, молитва ваша от Бога услышана будет, и земли нашей 913 работа облегчется. 914 Молите же и за мя грешного, да подаст ми Господь крепость паствы и прощение грехов вашими молитвами. Аз бо вы мало рекох; вы сами смотрите: что не угодно будет, того блюдитесь. Прославим же вкупе Отца и Сына и Святого Духа и ныне и присно.

* * *

889

сборе.

890

Господа носите.

891

пастыри.

892

Исправлено по П.

893

рече из П.

894

Далее до слов: «аз не ленюся глаголать вам» в Пог. пропуск.

895

В подлиннике блⷣте ; прочитано по предыдущему примеру полного начертания того же слова.

896

В подлиннике вавам.

897

В подлиннике жестко; исправ. по П.

898

от из П.

899

Т.е. от литургии оглашенных.

900

не стыдися.

901

В П слово это стерто.

902

В подлиннике кнму.

903

входите.

904

не озирайся.

905

В подлиннике ггоре; в П прибав.: к Господу.

906

во-т.

907

В подлиннике тут и – лишнее.

908

службы.

909

еже из П.

910

В подлиннике дв҇ц ; прочитано по П.

911

порта.

912

и – нет.

913

вашей.

914

облегчиться.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle