Алексей Иванович Введенский
- "Религиозное обновление" наших дней. Выпуск 1 467
- Анализ идеи пространства 900
- Вопрос о происхождении и основаниях веры в Бога в рациональной философии от Декарта до Канта 1.5K
- Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия с богословской точки зрения 885
- О видах веры в ее отношениях к знанию 1.5K
- О современных задачах воспитанников духовных академий в области философии 467
- О характере, составе и значении философии В.Д. Кудрявцева-Платонова 317
- Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как профессор философии 980
- Религиозная вера как биогенетичский принцип в психологии 986
- О видах веры в ее отношениях к знанию 1.5K
- Вопрос о происхождении и основаниях веры в Бога в рациональной философии от Декарта до Канта 1.5K
- Религиозная вера как биогенетичский принцип в психологии 986
- Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как профессор философии 980
- Анализ идеи пространства 900
- Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия с богословской точки зрения 885
- "Религиозное обновление" наших дней. Выпуск 1 467
- О современных задачах воспитанников духовных академий в области философии 467
- О характере, составе и значении философии В.Д. Кудрявцева-Платонова 317
- Время и вечность [Актовая речь] 2.2K
- Западная действительность и русские идеалы (письма из-за границы) 2.1K
- К вопросу о методологической реформе православной догматики 2.1K
- Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Том первый 1.6K
- О видах веры в ее отношениях к знанию 1.5K
- Вопрос о происхождении и основаниях веры в Бога в рациональной философии от Декарта до Канта 1.5K
- Религиозная вера как биогенетичский принцип в психологии 986
- Протоиерей Фёдор Александрович Голубинский, как профессор философии 980
- Анализ идеи пространства 900
- Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия с богословской точки зрения 885
- Речь перед защитой диссертации «Вера в Бога, ее происхождение и основания» 789
- О закономерности в истории естественных религий 779
- Вера в Бога, ее происхождение и основания 628
- Сомнительная "помощь самообразованию" 628
- Запросы времени. [Вступительная лекция перед началом чтений по метафизике] 534
- Чего ждет общество от духовно образованного юношества 513
- "Религиозное обновление" наших дней. Выпуск 1 467
- О современных задачах воспитанников духовных академий в области философии 467
- О характере, составе и значении философии В.Д. Кудрявцева-Платонова 317
- Conditions for the Admissibility of Belief in Life's Meaning 31
Алексей Иванович Введенский
Писатель, философ, богослов, преподаватель. Главный редактор журнала «Душеполезное чтение».
Биография
Родился 14 мая 1861 года в Серпухове Московской губернии в семье диакона, ставшего впоследствии священником в селе Городки Волоколамского уезда Московской губернии, а позднее перебравшегося в Москву.
Образование
Окончил Волоколамское духовное училище (1876), Вифанскую духовную семинарию (1882) и Московскую духовную академию (1886), получив степень кандидата богословия, после чего был назначен преподавателем латыни в Вологодскую духовную семинарию.
Научные труды и преподавание
В 1887 году стал исполняющим обязанности доцента на кафедре истории философии Московской духовной академии; с 1891 года, после защиты магистерской диссертации «Вера в Бога, ее происхождение и основания» — доцент. Диссертация посвящена исследованию философских теорий XIX века о происхождении религии: автор рассмотрел решение проблемы в опытной (позитивизм), рациональной и христианской философии. Введенский критиковал теории о происхождении религии, изложенные в работах О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера, И. Канта и его последователей. Проанализировав работы этих философов, автор пришел к выводу о том, что основными особенностями, характерными для разных направлений западной философии XIX века, являются рационализм, отрицающий иррациональное, и мистический пантеизм. Отвергая абстрактно-логический подход к проблеме происхождения религии, автор предлагал религиозно-метафизическую точку зрения, основанную на живой вере в Бога («живой уверенности в Нем, Его бытии, свойствах и действиях»).
В 1891–1892 годах Введенский находился в заграничной научной командировке, по результатам которой выпустил книгу «Современное состояние философии в Германии и Франции». На основе впечатлений от лекций в Берлинском университете, Сорбонне и Коллеж де Франс он попытался систематически описать основные направления немецкой и французской философии, уделив достаточно внимания философии религии. Он считал, что западноевропейская философия конца XIX века, раздробленная на множество школ, находится в кризисном, переходном состоянии. В качестве введения к книге Введенский поместил ранее опубликованную статью «О задачах современной философии в связи с вопросом о возможности и направлении философии самобытно русской», в которой пытался определить особенности русской философии, благодаря которым возможно преодоление кризиса западной мысли.
Вернувшись, с февраля 1892 года замещал кафедру метафизики и логики — после смерти профессора В.Д. Кудрявцева-Платонова, позднее был утвержден экстраординарным профессором Московской духовной академии.
В 1897–1898 годах вторично находился в заграничной командировке и занимался изучением религий Индии (индуизма и буддизма). В 1902 году защитил докторскую диссертацию «Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий», в которой поставил себе цель «содействовать освобождению современного христианского сознания от обольщающих призраков язычества». По мнению Введенского, критерием в оценке любых верований является «истина бытия Божия», в многообразные отношения с которой вступает религиозное сознание. Он считал, что для языческого («естественного») сознания бытие Божие открывалось только частично, критиковал особенности и недостатки «ложной религиозной жизни», понимая ее как «мировую трагедию веры».
В 1905 году он стал профессором Московской духовной академии, в 1906–1913 годах был членом ее правления.
Также, в 1910–1913 годах преподавал в Педагогическом институте им. П.Г. Шелапутина.
Публицистика
Даже специальные ученые труды А.И. Введенского почти всегда отвечали на запросы современности, но особенно на эти запросы отвечал он множеством своих публицистических трудов. Со своим авторитетным словом, устным и письменным, он выступал пред широкой публикой. Светские органы печати охотно помещали его статьи. Трудно указать тот волновавший общество религиозно-философский вопрос, событие или лицо, которое было бы им обойдено молчанием.
С 1898 года А.И. Введенский активно сотрудничал с газетой «Московские ведомости», заведовал отделом «Критические заметки», написал большое число статей о русских и зарубежных писателях (А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, Н.В. Гоголе, Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.П. Чехове, М. Горьком, Дж. Байроне, Э. Золя, Г. Ибсене и других), часть статей напечатана под псевдонимом А. Басаргин. Публиковал статьи и рецензии в журналах «Богословский вестник», «Вера и разум», «Вопросы философии и психологии», «Душеполезное чтение» (являлся редактором этого журнала в 1902–1907) и других.
Введенский критиковал современные умственные течения, проникнутые скептицизмом, и противопоставлял им религиозное творчество. Возражения Введенского вызывали некоторые религиозно-философские идеи Вл. Соловьева (книга «Оправдание добра»), Н.М. Минского (книга «При свете совести») и другие, не приемлемые, по его мнению, для христианского мировоззрения.
Кончина
Введенский отличался искренним христианским благочестием. Святитель и исповедник Николай (Могилевский), бывший в то время архимандритом и помощником инспектора академии, вспоминает о нем: «В академии у нас читал лекции профессор Введенский Алексей Иванович. Каждую неделю он приезжал из Москвы в Троице-Сергиеву лавру для преподавания в академии... Алексей Иванович, когда приезжал из Москвы, сразу же шел к раке преподобного Сергия и долго у нее стоял, молился. И только потом шел читать лекцию. На другой день перед отъездом опять приходил поклониться преподобному. Это был один из самых благочестивых профессоров... Алексей Иванович не дожил до глубокой старости. Тяжело заболел и лежал в больнице в Москве. Я навестил его.
— Как у Вас настроение? — спрашиваю.
— Должен сознаться, отец Николай, что посетовал я даже на Бога, протестовал против воли Его. Очень уж не хотелось умирать, тем более что сын у меня молодой и еще не пристроен, и жена остается одна... А потом поразмыслил и покорился воле Божией — так что теперь даже — чем скорее умереть, тем лучше!»
Умер в Москве 23 февраля 1913 года. Похоронен на Миусском кладбище.
