архиепископ Алексий (Дородницын)

Слово пред панихидой по П.А. Столыпине

Произнесено в Казанском Дворянском Собрании 8 сентября, 1911 года.

Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоан. 15, 13).

Не на радость, братие, мы собрались здесь; не торжественные гимны мы воспоем; не слово радости и восторга вы услышите из уст моих. Нас собрала здесь смерть великого русского человека, – смерть неожиданная, насильственная, смерть человека, всем нам известного, дорогого – Петра Аркадьевича Столыпина. Неожиданная смерть тем и действует на нас удручающе, тем и причиняет нам глубокую скорбь, что при ней ясно до наглядности выступает весь страшный контраст между жизнью и смертью. Еще так недавно пред взорами всей России раскрывалась широкая, могучая деятельность Петра Аркадьевича. Сколько благих намерений, сколько светлых предположений на пользу России предносилось его замечательному уму. А у нас сколько соединялось светлых надеждь с его личностью, с его деятельностью! И смерть вдруг все это оборвала. Рухнули все благия намерения, разбились надежды, а сам виновник их, с сердцем, пламенно любившим Россию, теперь лежит бездыханен. О чудесе! Что сие, еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти? Воистину Бога повелением… (Церковная песнь при погребении).

Смерть каждого человека, кто бы он ни был: богатый, или бедный, знатный, или простой, – поучительна, так как она является завершением того жизненного процесса, в котором раскрываются духовные силы человека, полученные им от Бога. Стоя у оборванного конца жизненной цепи того или иного христианина и взирая на пройденный им жизненный путь, мы можем видеть, как он воспользовался талантами, данными ему Богом, как раскрылась его личность в его практической деятельности, и из этого можем извлеч для себя нравственный урок. Как же раскрылась личность усопшего Петра Аркадьевича Столыпина в его широкой, глубокой по замыслам, общественно-государственной деятельности? Деятельность эта так разнообразна, так могуча, что охарактеризовать ее в краткой речи невозможно; она есть драгоценное наследие истории руского народа и составит лучшия ея страницы.

Но в этой деятельности есть одна сторона, где наше слово будет уместно и благовременно. Это – та, где усопший выступает как христианин, как член св. Православной Церкви. И здесь он является замечательным русским человеком. Прежде всего это был человек глубоко верующий в Бога и беззаветно преданный Его святой воле. В начале каждого своего начинания он полагал волю Божию, испрашивая ее в молитвах пред любимым им образом «Нерукотворного Спаса» в домике Петра Великого. Эта вера в Божественный Промысл укрепляла его дух, сообщала его действиям уверенность, твердость, ясность. Он знал, что делает дело не только Царево, но и Божие. Он смело смотрел в глаза своим врагам, так как глубоко был убежден в правоте своего дела и верил, что над ним бдит Божественный Промысл. Если бы его постигло какое-либо зло, то в утешение ему всегда оставалось, что на то была воля Божия. – Человек, занимающий подобное мне положение, быть готов ко всему, – говорил он предупреждавшим его об опасности. И эта готовность ко всему, готовность в каждый момент предстать пред лицем Божественного Правосудия никогда его не оставляла. Помню, когда я в прошлом году, приблизительно в это время, прощался с ним на пароходе, он обратился ко мне с такими словами: «благословите меня, Владыка, на счастливое путешествие и помолитесь о мне: я очень нуждаюсь в этих молитвах». И какая то тихая грусть слышалась в этих словах... – «Меня, как бы так хотел сказать Петр Аркадьевич, как черные тучи, окружают враги, ищущие моей души; но я всецело отдал себя в волю Божию и всегда готов встретить смерть. Укрепите меня в этой готовности вашими молитвами». Глубокую религиозность усопшего Петра Аркадьевича еще яснее показали последние дни его жизни, когда он в огне страшных мук находил для себя утешение в неоднократном причащении св. Тайн. Да, Петр Аркадьевич Столыпин был не только замечательный общественно-политический деятель, но и глубоко верующий христианин.

С верой в Бога он соединял в себе чистый и светлый нравственный образ. Он чуть-ли не единственный на нашей памяти министр, которого не коснулась злая клевета, которая так любит бросать грязью в общественных деятелей. И в этом отношении образ усопшего Петра Аркадьевича Столыпина остался безукоризненно чистым. Он мог сказать вместе с праведным Иовом: Чист я в очах Твоих, Господи! (Иов. 11, 4).

Но то, что особенно делает память усопшего Петра Аркадьевича священною для русских людей, что возвышает его на степень героя, мученика, – это его преданность Царю и безграничная любовь к родной России. В этом заключается весь трагизм его жизни. В нем всегда боролись два течения нравственных чувств: с одной стороны естественное чувство самосохранения, любовь к семье, к родным, для которых он, может быть, хотел бы пожить жизнью мирного гражданина, – а с другой: беззаветная преданность Царю, желание послужить ему верой и правдой, любовь к России, любовь пламенная, готовая отдать самое жизнь, только бы хорошо жилось русским людям, любовь, за которую, – он прекрасно это знал, – его ожидает зависть, злоба, ненависть, готовыя поглотить его каждую минуту... И эти последния чувства победили первыя: семейные радости, жизнь мирного гражданина, самую жизнь он принес в жертву служению Царю и Отчеству. – Скажите Государю, что я готов умереть за Него, – говорил Петр Аркадьевич на смертном одре. И он, действительно, положил за Царя и Россию свою жизнь.

Да, мы, руские люди, должны гордиться этой смертью, должны гордиться тем, что русский народ не оскудел еще мужами великого духа, духа любви и преданности Царю и Родине. Не перевелись еще на Руси Сусанины, и Петр Аркадьевич Столыпин есть Сусанин XX века; но он возвышеннее, мощнее, стихийнее, так сказать, Ивана Сусанина, и таким его сделала глубокая вера в Бога и преданность Его святой воле. – Братие, воспитаем и мы в сердцах своих эту преданность воле Божией, и она научит нас любить Россию и Царя так, как любил их усопший Петр Аркадьевич Столыпин. Аминь.


Источник: Алексий, еп. Саратовский. Полное собрание сочинений. Том 2: Слова и речи. — Саратов, 1914. — С. 150-153.

Вам может быть интересно:

1. Слово за Божественной литургией 2 февраля 1916 года в храме Императорского Александровского Лицея в Петрограде епископ Анастасий (Александров)

2. Архиепископ Димитрий (Муретов), как церковный проповедник протоиерей Николай Гроссу

3. Высокопреосвященный Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский профессор Григорий Александрович Воскресенский

4. Павел (Конюшкевич), митрополит Тобольский и Сибирский Андрей Александрович Титов

5. Слово в неделю Православия архиепископ Василий (Лужинский)

6. «Да воскреснет Русь Православная!». Пасхальное послание 1940 года митрополит Анастасий (Грибановский)

7. Дмитрий Владимирович Веневитинов епископ Александр (Светлаков)

8. Годовой отчет. Слово, произнесенное в преддверии нового года святитель Гавриил (Кикодзе), епископ Имеретинский

9. Собрание слов и речей. Том 3. Книга 1 архиепископ Арсений (Брянцев)

10. О цветах Божьего сада архиепископ Варфоломей (Ремов)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс