Источник

Речь произнесенная по освящении Сумского Преображенского собора, 30 Августа 1892 года.

Благодарение Господу, многолетнее и многоценное сооружение сего святого храма окончено и все престолы его освящены благодатию Божиею на радость и утешение вашего боголюбивого города. На торжестве освященя мы вознесли Господу молитву о упокоении души почившего храмоздателя12,посвятившего великую любовь и великие жертвы на это святое дело. Он по своим болезням с нетерпением ожидал освящения этого храма, но не дождался, и вместо земных наград, от которых отказывался, призван в вечную жизнь для восприятия небесного воздаяния. Вечная ему память! Призовем Божие благословение и на достойного наследника его13, с любовью и щедростью окончившего недоконченное почившим. Достойное употребление наследства благ земных да упрочит в нем и его семействе наследство христианских добродетелей его рода.

На этом радостном торжестве нельзя не вспомнить и другого почившего благодетеля вашего города14, о котором так еще живо скорбное воспоминание в сердцах ваших. И он также оставил вам многие памятники благочестия и благотворительности, и сверх того обширные промышленные заведения, питающие ваш край. Оба они желали, чтобы и после них процветал ваш город, а последний до конца жизни носил в душе своей мысль об учреждении здесь какого-либо заведения, которое, расходуя на свое содержание большие суммы, тем самым поддерживало бы ваше благосостояние. Бог не судил ему осуществить это желание может быть для того, чтобы в его наследниках также оставить живых преемников его добродетелей и исполнителей его заветных дум.

Всеми человеческими думами и намерешями управляет Божественное Провидение. Оно направляет благотворителей для устроения благосостояния людей, но оно же требует, чтобы и пользующееся благодеяниями умели упрочить их за собою и обратить их себе во благо. Внешнее благосостояние наше упрочивается только внутренними добрыми расположениями и честною жизнью человеческих обществ. Ныне ищут больше всего роскоши и блеска в устроении городов, но история свидетельствует, что этот блеск, без должной осторожности, развивается в ущерб внутреннему свету нравственной жизни и особенно христианских добродетелей. Признаю благовременным по долгу моего служения предложить вам несколько христианских советов для упрочения в будущем того благосостояния, которым вы ныне пользуетесь.

Разумеется, прежде всего наше благосостояние утверждается и охраняется милостью и силою Божиею: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии, аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1). Но самая милость и благословение Божие пребывают с нами только до тех пор, пока мы храним веру в Бога и верность святому закону Его. Этих истин никто не отрицает, кроме безбожников. Но в ваше время легко сделаться безбожником, не отрицая явно бытия Божия, не произнося оскорбительных слов против религии, но равнодушно допуская под влиянием, так называемых, либеральных, или ложных философских идей разрушение в уме нашем цельного исповедания учения православной веры – разными ограничениями, перетолкованиями, искажениями, или же уступками из учения православной веры мнениям разных сектантов. Не для того мы, по милости всеблагого Промысла Божия, унаследовали от отцов наших святую православную веру, чтобы в век просвещения дозволить горделивому, по Апостолу, лжеименному разуму (1Тим. 6, 20) вторгаться в ее святую область и распоряжаться в ней по своему произволу; а для того, чтобы на все века, и темные и просвещенные, иметь в ней свет Христов, просвещающий всякого человека грядущего в мире (Иоан. 1, 9). Итак, дорожите сокровищем святой православной веры, изучайте ее тщательно, – и вы собственными глазами увидите, что только с божественной высоты Православия можно усмотреть и оценить, как должно, все противохристианские движения ума человеческого и все уклонения от истины Христовой во всякого рода сектах. Но пока вы сами еще не достигли в надлежащую меру познания учения своей веры, – верьте больше святым отцам и учителям своей Церкви и свидетельству веков об ее спасительной силе в жизни народов, а не новым проповедникам ложной науки, которые в каждый век являются и исчезают, оставляя по себе растление умов и гибель нескольких поколений. Будьте осторожны по отношению к так называемым либеральным, или свободомыслящим журналам, которые по бессознательному увлечению новыми европейскими учениями, или с затаенными своекорыстными целями стараются подорвать наши верования и патриотические убеждения. Оберегайте себя и сограждан ваших от толстовских лжемудрований, граничащих с умопомешательством, и от враждебных Церкви брошюр пашковцев и штундистов, распространяемых книгоношами в нашем народе. Без должного знания и опытности не вступайте в прения и собеседования с материалистами. Вы и при любви к своей вере, и без желания подчиниться им, много унесете от них возражений, сомнений и недоумений, которые засорят ваш ум соблазнительными мыслями, смущающими ваши сердечные верования и вашу молитву. Естествоиспытатели знают, что обширные вековые леса истребляются мелкими насекомыми: так и вера нашего народа в наше время незаметно повреждается мелкими ложными мыслями, развеваемыми всюду, которым, как и их распространители, в век более заботливый об охранении веры были бы встречаемы и отвергаемы с негодованием. С осторожностью пользуйтесь так называемым легким чтением, или литературными произведениями, из которых многие питают праздное любопытство, наполняют воображение нечистыми образами и порождают эту, весьма заметную у нас, лень ума, которая делает и образованных людей не склонными и даже неспособными к внимательному и усердному чтению книг научного и особенно религиозного содержания.

Утвердите в уме своем убеждение, что никакие успехи светского образования, никакие учебные заведения, никакие новые общественные учреждения сами по себе не охранят народной нравственности и не спасут самые блестящие города и великие государства от упадка и разложения. Только Церковь Христова, созданная Спасителеми нашим для возрождения и спасения падшего человечества, имеет средства овладевать душами человеческими, раскрывать их недуги, вводить в их сознание потребность исправления и нравственного усовершенствования; только она благодатию спасительных таинств сообщает силу бороться с грехами, а страхом Божиим ограждает нашу совесть от мертвых дел (Евр. 6, 1). Ныне уставы и правила Православной Церкви многие считают произвольными, лишними, обременительными, но мудрецы века, при всей своей самоуверенности, не изобрели средстви укреплять нашу волю в добре, дать человеку почувствовать сладость духовной свободы от страстей, мира совести и торжества победы в борьбе со злом, как это делают труды и подвиги, предписываемые уставами Церкви. Итак, знайте, что кто чуждается святых таинств покаяния и приобщения тела и крови Христовой, у того душа одичала и удалилась от Бога; кто не посещает богослужений, тому тяжело и скучно быть в присутствии Божием; кто молитвенные труды и подвиги воздержания считает лишними, тот раб плоти и страстей. Все это – признаки нравственного развращения. Поэтому держитесь крепко церковных уставов и чиноположений, чтобы не расслабеть духовно, не утратить чистоты и бдительности совести и не поработиться страстям. Заботьтесь об образовании детей ваших, но с малых лет приучайте их любить Церковь. Если эта любовь с ранних лет в них не воспитана, если дана им воля жить, как хотят, под влиянием светских обычаев и привычек, то знайте, что в сердцах их не обеспечены – ни истинная любовь к ближним, ни честность, ни целомудрие, ни верность обетам супружества, ни даже гражданская честь и неподкупность. Честь человеческая, опирающаяся на самолюбие, хрупка и неустойчива; верна и непобедима только честь христианская.

Имейте верный христианский взгляд на современные удовольствия. Во-первых, не делите своей жизни пополам, на служебную или промышленную работу, и на удовольствия, не оставляя времени для духовных упражнений, как это принято защитниками современных удовольствий, которые приписывают им просветительное влияние на народные нравы. Отдых в праздники дозволен христианину, чистые удовольствия не запрещены ему; но эти темные ночные гуляния в публичных садах; эти увеселительные собрания в домах накануне праздников; эти театральные представления, с каждым годом утрачивающие чистый художественный вкус и становящияся, наконец, прямо соблазнительными и развращающими, – чем все эти удовольствия могут быть оправданы? И можно ли не видеть, что в них наш век устроил целую систему развращения народных нравов? Справьтесь, где больше нищеты, развращения и преступлений, в тех ли городах, где процветают эти удовольствия – или там, где жители умеют найти приятный отдых от трудов в чтении, благоприличных прогулках, мирных и разумных собеседованиях, или наконец, в собраниях, соответствующих истинной образованности, где открыты наслаждения чистыми благородными искусствами, где охраняется целомудрие, нравственное приличие, и где душа действительно отдыхает под влиянием впечатлений истинной красоты и изящества? Чистая красота – сестра добродетели, и где они процветают дружно, там обеспечено нравственное преуспеяние обществ; а где над ними царит святая вера и верность Божию закону, там пребывает и Божие благословение.

По заповеди Апостола, благотворения и общения не забывайте (Евр. 13, 16), но избегайте этой гнилой, нравственно-бесплодной современной благотворительности посредством различных, так называемых, благотворительных увеселений, унижающих высокую добродетель христианского милосердия. Сострадание страждущим, требуемое христианством, и увеселения по поводу страданий ближних – чувства несовместимые. Увеселение всегда возьмет перевес и вытеснить из ума и сердца самую мысль и заботу о ближних. Истинная благотворительность основывается на любви к Богу, Который равно любит всех людей, и заповедал нам иметь братскую любовь между собою. Она добывает средства из самоотвержения, по которому истинный благотворитель отказывается от всяких излишеств и роскоши, чтобы из своего достатка оставить больше в пользу нуждающихся. Истинный благотворитель есть посланник Божий, апостол любви Божией, возвещающий страждущему о том, что Бог не забыл его, что его бедность есть путь Богом ему предназначенный, где с подвигом терпения он должен ожидать от Бога и утешения. В душе христианского благотворителя растет любовь к ближним по мере трудов его в пользу бедных, растет и вера, что, по обетованию Божию, по мере его благотворений будут возрастать и его средства. Как благотворитель дает милостыню во имя Божие, так и бедный приемлет милостыню от имени того же единого благопромыслителя Бога. Поэтому и тот и другой равно живут верою и подвизаются в исполнении воли Божией. Что подобного видите вы в благотворительных увеселениях? От них остаются бедным осмеянный кусок хлеба и обглоданные кости. Современная роскошь у достаточных людей пожирает все без остатка: эгоизм и страсть к наслаждениям заглушают чувство любви к ближним и сострадание, – и вот наш век придумал для успокоения своей совести у людей падких на удовольствия выманивать хитростью крохи для бедных, чтобы иметь право сказать: „и мы благотворим! “ Но такие отношения богатых к бедным пробуждают в последних не покорность воле Божией, не терпение христианское в чаянии облегчения участи от Бога, не любовь и благодарность к служителям милосердия, а – озлобление. Мы слышим в просвещенных странах Европы шумные движения бедных сословий против богатых с требованием, чтобы и им принадлежало все, чем пользуются богатые. Таковы всегда были и будут последствия уклонения народов от христианских воззрений и правил жизни.

Не спешите принимать всякую новинку, предлагаемую услужливою промышленностью, или двигателями современного просвещения – в одежде, в устроении домашнего быта, или в общественных обычаях и порядках, а размышляйте, – нужно ли вам то, или другое, прилично ли, по средствам ли вашим и полезно ли, особенно в нравственном отношении. „Не сообразуйтесь с веком сим, говорит Апостол, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная“ (Рим. 12, 2).

На все эти советы мои, конечно, мне скажут многие, что я стараюсь задержать развитие вашего города по своим устарелым взглядам. И вам скажут, что вы, разделяя такие суждения, навлечете на себя порицание в отсталости и неподвижности в виду такого быстрого развития просвещения в нашем отечестве. Что касается меня, – я не опасаюсь подобных нареканий. Я призван проповедывать не старые, а вечные истины божественного Откровения; а что касается вас, – молю вас, отставайте от века в его легкомысленных увлечениях, заблуждениях и пороках. Пусть для каждого из вас слово: „отсталый“ получит значение осторожного, размышляющего, опасающагося в этом шумном движении века быть увлеченным на широкий путь погибели, указанный Спасителем нашим. Вспоминайте слова мудрого и опытного царя Соломона: во благословении праведных возвысится град: усты же нечестивых раскопается (Прит. 11, 11). Много уже уста нечестивых материалистов и других лжеучителей раскопали вековых устоев нашей религиозной, нравственной и общественной жизни. Берегитесь!

* * *

12

Дмитрия Ивановича Суханова.

13

Николая Алексеевича Суханова.

14

Ивана Герасимовича Харитоненко.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle