архиепископ Амвросий (Ключарев)

Попечительный совет о приходских бедных, при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве

Кто высказывает во всеуслышание добрую христианскую мысль во славу Божию, от души и с добрым намерением, тот всегда может утешаться надеждою, что где-нибудь, вдали, или вблизи от него она падет на добрую землю и принесет свойственный ей плод. Опыт этому я видел своими глазами в своем приходе.

В февральской книжке „Душеполезного Чтения» за текущий год была напечатана статья священника В. М. Сперанского: „о древней и современной нам христианской благотворительности», в которой с замечательною ясностью и удобоприложимостью к делу изложена мысль об учреждении в православных приходах „попечительных советов о приходских бедных». В конце февраля в первый раз, мне довелось слышать отзывы о предположении о. Сперанского на одном обеде, бывшем в нашем приходе, – где большая часть гостей состояла из купечества среднего состояния. Суждения произносились в пользу этого предположения и с большим одушевлением. Не много спустя, при таком же собрании, я услышал тоже самое. Передавши эту приятную новость первостатейным прихожанам своим, я в них встретил живую готовность обратить в дело и доброе предположение, и благочестивое одушевление нашего приходского общества. Подумали, посоветовались и решили просить благословения у Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Московского на учреждение в нашем приходе попечительного Совета о бедных, живущих в нем.

В прошении, представленном Его Высокопреосвященству, изложены были, применительно к проекту о. Сперанского, следующие правила, которые предположено было принять в руководство для деятельности новоучреждаемого Совета.

1. К священнику и старосте церковному присоединяются для единодушного попечения о приходских бедных благонадежные лица разных сословий по одному, или по два с каждой улицы, находящейся в приходе, для собирания сведений об истинно бедных, для посещения их, разведывания их нужд и указания лучших средств для вспомоществования им.

2. Число таких лиц строго не определяется; они не связываются никаким обязательством; вступают в число членов попечительного Совета и выходят из оного по свободному желанию и по соображению своих обстоятельств, давая только предварительно знать о сем священнику, старосте церковному и тем членам, которые желают продолжать свои труды.

3. Каждый член составляет свой список бедных, найденных им на той улице, на которой он живет. Из частных списков каждого члена избираются, по общему соглашению всех членов, бедные, наиболее заслуживающие пособия, в количестве, сообразном с средствами Совета, и вносятся в особою книгу для бедных, в которой они будут расписываться в получении ежемесячных, или единовременных пособий.

4. Для приобретения средств на вспомоществование бедным открывается в приходе подписка, в которой члены причта и прихожане объясняют, сколько в течение года они желают пожертвовать на приходских бедных.

5. Предполагается поставить в церкви кружку с надписью: „для приходских бедных“. Кружка эта запечатывается церковною печатью. Ключ от нее хранится у старосты церковного, или у кого-либо из прихожан, – членов Совета. Деньга из нее высыпаются раз в месяц в присутствии священника, старосты церковного и членов Совета.

6. Деньги, получаемые по подписке и высыпаемые из кружки, записываются в шнуровую книгу с церковною печатью и хранятся у церковного старосты.

7. Как книга для бедных, так и книга для записывания благотворительных сумм должны быть всегда открыты для всех прихожан, которые пожелают видеть средства и распоряжения Попечительного Совета.

8. К концу каждого года составляется отчет о действиях Попечительного Совета и делается известным всем прихожанам в списках, или печатных экземплярах.

Архипастырь наш с истинно отеческою любовью принял наше намерение и предположение и препроводил 7-го марта прошение наше в Московскую Духовную Консисторию с таким решением: Бог да благословит человеколюбивое предприятие и принявших, и имеющих принять в нем участие и да дарует ему благий успех и распространение. Распространение пред приемлемого образа действования в сравнении с случайным подаянием в неизвестные руки, без сомнения, удобнее и вернее может открывать, отличать и облегчать истинно нуждающихся, а других располагать и направлять к посильным полезным занятиям, – да не туне чужой хлеб ядят. С прописанием прошения и содержащихся в нем правил и настоящего разрешения дать священнику и церковному старосте указ».

8-го марта мы получили из Московской Духовной Консистории указ, утверждающий наше предприятие. Между тем предварительно от прихожан собраны были мнения, кого бы и на какой улице прихода пригласить в члены Совета. Необыкновенно скоро и ясно выразилось общее мнение, которое указало, кому на какой улице поручить попечение о бедных. В помощь священнику и старосте церковному избрано шесть человек разных сословий добрых, кротких и усердных к делу благотворения, из которых хотя каждый занят своими хлопотливыми делами, но все единодушно, без возражений, приняли на себя новые христианские труды. Оставалось, по получении указа, по православному обычаю, помолиться Господу Богу и испросить Божия благословения на предначинаемое дело.

Преосвященнейший Леонид, Епископ Дмитровский, Викарий Московский, изъявил по этому случаю желание 11-го марта в Воскресенье крестопоклонной седмицы совершить литургию в нашей церкви. Накануне прихожане домовладельцы, бывающие в праздники большею частью у ранней литургии, приглашены были придти в это Воскресенье к поздней. Чтобы дать знать о предполагаемом приходском празднике всем прихожанам, которых невозможно было пригласить порознь, в субботу после всенощной, и в Воскресенье после ранней литургии объявлено было в церкви о предстоящем архиерейском священнослужении и о причине, по которой оно предназначается. Быстро распространился об этом слух по соседним приходам и в Воскресенье наша обширная трапезная церковь была полна народа. Священнослужение совершалось торжественно, мысль о том, на какое дело просим Божия благословения, сообщала душам молящихся особое настроение, и праздник вышел истинно утешительный. В поучении, сказанном в обычное время приходским священником, были объяснены цель и предназначенный порядок нового благотворительного предприятия. По окончании литургии совершено было молебное пение Божией Матери пред Казанскою иконою Ее. После отпуска Преосвященнейший Леонид, с св. крестом в руках сказал новоизбранным членам Попечительного Совета и приходскому священнику следующее наставление.

„Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь, говорит св. Писание; „дадим алчущим хлеб и нищие безкровные введем в домы, да приимем от Христа Бога велию милость“, поется в церковной песни. Дух, дышущий в этих священных словах, сколько христианских душ воспламенил и сколько рук простер к благотворению меньшей страждущей братии Христовой! Он и вас подвиг на дело благотворительности, которое, по священному совету Апостола, чтобы все в церкви Божией было благообразно и по чину, подчиняете вы святилищу, из которого проистекают обильными струями все блага веры христианской.

Вижу, что духом, горящим любовью к бедствующей Христовой братии и не себе, а Господеви работающе, задумали вы это прекрасное дело. Теперь, со смирением и доверенностью к Провидению, в труд вступите и с твердостью по доброй стезе, вами избранной, идите. Если страшны вам стрелы недоброжелательства и зависти, то вы имеете броню святыя веры, о которую или сокрушатся стрелы зависти и недоброжелательства, или язвы их будут как язвы младенческих стрел. Всего более страшитесь ослабеть в труде и твердо уповайте, что плод вашей веры, надежды и любви, может быть весьма обилен, особенно, если, по примеру вашему, такие же учреждения процветут под сенью и других храмов Божиих. Трудитесь: над вами благословение Первосвятителя нашего, за вас молитвы Церкви, к вам общее сочувствие людей благомыслящих.

Ты же, досточестный собрат, благодари Господа, который внушил тебе мысль благоустроить дело общего служения нуждающимся братиям св. храма сего. Дело твое смиренное, и с смиренным сердцем ты принимайся за него. Подвизайся мудро и мужественно; усердием и успехом обрадуй Матерь Церковь, и она вознесет о тебе прилежную молитву ко Господу и воззрит на тебя Господь, и возрадуется сердце твое, и радости твоей никто же возмет от тебя.

В день, посвященный Кресту, приимите вы на новое дело свое осенение животворящего креста, который да будет для вас знаменем. Под сенью этого победного знамени да проходите вы земное ваше послушание воле небесного Отца и да внидите в Его вечныя обители “.

В настоящее время от достаточных прихожан собираются пожертвования для бедных по подписке; в церкви поставлена кружка, которой добрые люди на забывают. Надеемся, что со временем войдет в обычай приносить пожертвования в кружку для приходских бедных в память усопших при погребении, или поминовении их (чему есть уже и опыты), также по случаю свадеб, крещения младенцев, или какой-либо другой семейной радости. О бедных собираются сведения. Так как приход наш находится на конце города, где особенно, по дешевизне квартир, любят селиться бедные: то их у нас очень, очень много. Особенно три довольно больших полуразрушенных дома совершенно наполнены одними бедными. На первый раз имеются в виду вдовы с малолетними детьми, больные, многосемейные ремесленники, которые не спорою работою одних рук своих не в силах приобретать средства на наем квартир и содержание семейств, и им подобные.

Сколько у нашего Попечительного Совета будет в руках средств, какому количеству бедных и какое именно мы в состоянии будем оказать пособие, – пока еще не знаем. Молим Бога, чтобы Он согрел сердца наши и прихожан наших любовью к делу благотворения, тогда и средства будут. Господь Всебогатый имеет неисчислимые средства для благотворения меньшей Своей братии, но Он ищет добрых, любвеобильных сердец, которые бы с терпением послужили орудиями Его благости и промышления о бедных. По той мере, как наполняются наши сердца любовью к бедным, Господь наполняет и руки наши средствами благотворения.

Марта 15, 1862 г.

Первый год

Попечительного Совета о приходских бедных, учрежденного 8 марта 1862 года при Казанской, у Калужских ворот, церкви, в Москве.

Одним из правил, принятых в руководство „Попечительным Советом о приходских бедных», учрежденным при нашей церкви, предположено, чтобы Совет давал ежегодный отчет о своих действиях прихожанам, как прямым участникам в его благотворительных действиях. Теперь, благодарение Богу, совершился первый год существования нашего Попечительного Совета и нам, сверх ожидания, приходится давать отчет не только своим прихожанам, но и весьма многим из сторонних благотворителей, оказавших нашему Совету весьма значительную помощь. Кроме того, учреждение нашего Попечительного Совета встречено было живым сочувствием не только жителей Москвы, но и многих других городов России, узнавших о нем из газет и журналов. В течение года мы много получали вопросов и устных и письменных: „что ваш Совет? как идет у вас дело?“. Это живое сочувствие общества обязывает нас сообщить сведения о наших действиях с большею подробностью, нежели как это нужно было бы для одних прихожан наших, более или менее знакомых с деятельностью нашего Совета. Может быть, наш подробный рассказ о том, как шло у нас дело в течение прошедшего года, разрешит некоторые недоумения и опасения других Московских приходов, не решающихся по поводу этих недоумений завести у себя подобные попечительные Советы о бедных.

Сколько нам известно, распространение „приходских Попечительных Советов о бедных“ задерживается в Москве главным образом двумя опасениями. Первое из них то, что священники и прихожане боятся больших хлопот с учреждением у себя Попечительного Совета о бедных. Второе то, что многие приходы не надеются иметь довольно средств для вспомоществования бедным.

В первое время те же опасения тревожили и нас, но опыт убедил нас, что они напрасны. Человеку, занятому многочисленными собственными делами, естественно бояться больших сторонних хлопот. Но в попечении о бедных этих хлопот бывает столько, сколько человек пожелает их взять на себя: тут обязательного ничего нет. В большие хлопоты о бедных вводят широкие планы и проекты благотворительных учреждений, разнообразные и иногда без нужды замысловатые способы благотворения, которые в применении к делу часто становятся затруднительными и обременительными. Чем проще способы благотворения, тем меньше хлопот; а каждый приход волен избрать по своему усмотрению из всех известных способов благотворения такие, какие покажутся ему наиболее простыми и легкими. Трудно исполнять широкие планы благотворительных действий, не имея в руках готовых средств, но легко, начавши дело с малого и простого, расширять его по мере увеличения средств. Тяжело каждому принять на себя вдруг большие труды для бедных; но начавши с небольших, легко привыкнуть к попечению о бедных и прибавлять себе труда по мере возрастания любви к делу благотворения и по удобству в распоряжении своим временем, указываемому опытом. У нас русских вообще есть склонность начинать все в больших размерах, которая вредит многим добрым предприятиям. Нам надобно учиться, не стыдясь приниматься за малые добрые дела, с надеждою, что благословение Божие и время сделают их великими.

При таком взгляде на дело устраняется само собою опасение, что не всякий приход даст довольно средств для вспомоществования бедным. Сколько пожертвует известный приход, столько и употребить для бедных: вот простое правило, с которым без опасения можно открывать Попечительный Совет в каждом приходе. Со стороны Совета и самого прихода будет полезным делом уже и то, что небольшие пожертвования пойдут истинным бедным и будут употреблены с истинною пользою для них. Но при этом смело можно сказать, что пожертвований всегда будет больше, нежели сколько ожидается на первый раз.

С такими мыслями в марте прошедшего года принялся за свое дело наш Попечительный Совет. Его деятельность сама собою разделялась на два вида. Во-первых, надобно было собирать в приходе добровольные пожертвования на бедных по подписке, во-вторых, обозреть бедных, живущих в приходе, и отделить из них наиболее нуждающихся. Собирание пожертвований падало на священника, как человека, имеющего свободный доступ во все дома своего прихода, как естественного посредника между богатыми и бедными. Членам Совета, живущим по разным улицам прихода, предстояло посетить дома, где помещаются бедные, и оба дела пошли в одно время и своим порядком.

Только в первое время священнику надобно было поспешить собиранием пожертвований, чтобы приблизительно можно было определить, какими средствами может располагать Совет. Это скоро объяснилось при посещении людей наиболее достаточных. В последствии он выбирал свободное для себя время, отправлялся с книжкою к кому-либо из прихожан большею частью вечером, проводил час и два в приятной беседе и никогда не возвращался домой с пустыми руками. Большею частью случалось так, что от кого надеялся он получить на бедных 3, или 5 руб. от того получал 10, 25 руб. и более. Вообще наше дело принято было в приходе, особенно между купечеством, с такою любовью и доброжелательством, что люди богатые подписывали на текущий год для бедных от 50 до 100 руб. сер., люди среднего состояния давали от 10 до 40 руб., люди не богатые охотно жертвовали от 3 до 10 руб. От этого священник в своем труде для бедных не находил ничего, кроме истинного удовольствия. Для него был только один труд – не забывать дела бедных и пользоваться удобным случаем приобрести что-нибудь для них. Случалось ли погребение усопшего в достаточном семействе, он говорил родственникам усопшего: „может быть вам угодно будет в память покойного раздать что-нибудь бедным? Вместо того, чтобы давать людям неизвестным, не хотите ли поручить вашего пожертвования Попечительному Совету?» И пожертвование давалось охотно. Приносил ли к священнику не бедный жених брачные документы, он говорил жениху: „не хотите-ли на радости пожертвовать что-нибудь приходским бедным? “ и ответ всегда был один: „с удовольствием». Между тем в кружку для приходских бедных, поставленную в церкви, приношения текли своим порядком. Таким образом, ко второй половине каждого месяца всегда готова была сумма, нужная для бедных, которых Совет принял на свое попечение.

К пожертвованиям от прихожан присоединялись приношения и от сторонних благотворителей. Сделаны были от сторонних благотворителей некоторые пожертвования для бедных в самый день открытия нашего Совета 11-го марта, когда вместе с Преосвященным Леонидом епископом Дмитровским, совершавшим в этот день литургию в нашей церкви, члены новооткрытого Совета и прихожане после литургии собрались в доме священника. В последующие за тем дни получено было несколько запечатанных пакетов с безымянными письмами со вложением 3 или 5 рублей для бедных Казанского прихода. По мере распространения в Москве слуха о нашем Совете знакомые и незнакомые священники, при встрече с ним, расспрашивали о подробностях нового учреждения и свои расспросы оканчивали приношениями для бедных, предоставляя их в распоряжение Совета. В числе таких приношений от лиц, сочувствующих нашему приходскому учреждению, Совет наш имел счастье получить 100 руб. сер. от Ее Императорского Высочества, великой Княгини Елены Павловны. Мы не исчисляем подобных пожертвований от лиц известных фамилий, желающих остаться неизвестными, но в доказательство той мысли, что попечение о бедных находит у нас сочувствие во всех классах нашего общества богатых и бедных, расскажем об одном замечательном пожертвовании. Одна московская мещанка, старушка без малого 80 лет, жившая долго в нашем приходе, объяснила священнику, что у нее есть небольшой капиталец, скопленный ею и покойною ее сестрою в течение многих лет, что из этого капитала 60 р. сер. ей хотелось бы употребить в память усопшей сестры. „Как бы лучше употребить эти деньги на пользу души покойницы“? спрашивала старушка. Священник предложил ей пожертвовать эти 60 р. в приходский Попечительный Совет о бедных с тем, чтобы со временем, прибавивши к ним из других пожертвований 40 р., купить сторублевый пятипроцентный государственный билет и проценты с него выдавать ежегодно бедным. Таким образом, говорил священник, бедные, получая проценты с твоего капитала и молясь за всех своих благодетелей, будут молиться и о упокоении твоей сестры. Они, может быть, не будут поминать ее имени, но Господь Всеведущий будет знать, за чье добро благодарят Его бедные люди. Старушка согласилась, тотчас доставила обещанные 60 р., но ими не ограничилась, а месяцев через пять принесла еще 100 р. сер. и просила положить и их в капитал для бедных. Надобно заметить, что она весь свой век жила, да и теперь живет в услужении и всегда получала жалованья менее двух рублей серебром в месяц. Покойная сестра ее также жила своими трудами. Такие-то трудовые деньги легли в основание капитала для наших приходских бедных! Такого же рода пожертвование поступило в капитал в количестве 30 руб. от одной небогатой крестьянки.

Тотчас по открытии нашего попечительного Совета, бедные, живущие пособиями благотворителей, между которыми необыкновенно быстро распространяются слухи о жертвователях и пожертвованиях, не только из нашего прихода, но из самых отдаленных частей Москвы устремились к священнику. В течение двух, или трех недель они осаждали его своими просьбами, предполагая, что он владеет неисчерпаемыми суммами, для пособий; они гурьбами собирались в его доме, стерегли его при выходе из церкви, при выезде со двора. Но мало по малу этот наплыв бедных прекратился. Священник объяснил всем приходившим к нему бедным, что он лично, без согласия всего Совета, не может ничего раздавать им. Бедных приходских он стал отсылать к членам Совета ближайшим к месту их жительства, а всем сторонним решительно сказал, что Попечительный Совет не может давать пособий никому из бедных чужих приходов. Тогда все пришло в порядок. Члены Попечительного Совета: Петр Матвеевич Воробьев, Василий Матвеевич Бронзов, Михаил Корнильевич Бодров, Иван Константинович Белоусов, Ефим Ефремович Ефремов и Трифон Федорович Федоров обошли по нескольку раз каждый свой участок и посетили бедных в их квартирах, расспрашивая об их состоянии как их самих, так и их соседей, одним словом, употребляя все средства, чтобы иметь верные сведения о роде жизни и поведении бедных. Каждый из членов Совета согласно с правилами представил в общее собрание свой список бедных; из этих списков по общему соглашению избраны были наиболее нуждающиеся и заслуживающие пособия и записаны в книгу для бедных.

Бедных оказалось в нашем приходе огромное количество. Нашему Совету надобно было бы иметь в десять раз более того, чем он мог располагать, чтобы всем им оказать значительное пособие. Кого из них предпочесть другим и какой способ вспомоществования признать за лучший, – об этом не мало мы рассуждали. Наконец, утвердившись на мысли: „будем делать, что можем“, мы записали в книгу с небольшим 50 лиц одиноких и семейных, и решили положить ежемесячные пособия одиноким и престарелым по 1 р. сер., вдовам с одним, или двумя детьми по 1 ½ и по 2 р., многосемейным бедным, особенно жившим прежде в достатке, по 3 р. сер. в месяц. Таким образом в течение прошедшего года мы ежемесячно раздавали бедным от 87 до 94 р. сер. Деньги раздаваемы были во второй половине каждого месяца в церкви после литургии в присутствии членов Совета. Не взирая на скудость наших пособий, мы видели много слез благодарности на глазах бедных вдов с малолетними детьми, особенно тех, которые никогда не ходили по людям и не просили милостыни. Пред раздачею пособий, каждый месяц члены Совета посещали бедных, чтобы узнать, не выбыл ли кто из них из прихода (выбывшим пособие прекращается), не встретилось ли у них каких-либо особенных нужд. На места бедных умерших, или выбывших из прихода, были записываемы другие. Кроме постоянных пособий бедным, вписанным в книгу, были выдаваемы единовременные пособия к праздникам Пасхи и Рождества Христова бедным семействам, пользующимся дешевыми квартирами в доме, нанимаемом в нашем приходе „братолюбивым обществом». Чтобы сделать что-нибудь для всех, без исключения, бедных живущих в нашем приходе, с июля месяца прошедшего года, мы устроили безмездное лечение приходских бедных. Хотя в нашей стороне есть две общественные больницы, Городская и Голицынская, но эта мера оказалась не лишнею. Бедному человеку трудно отрываться от работы и идти в больницу, а матерям бедным невозможно оставлять детей без присмотра. При болезни не опасной и даже при начале трудной болезни, для них дорого пособие в своей квартире. Приносим искреннюю благодарность за безмездные труды для наших бедных двум врачам, живущим в нашем приходе: Алексею Васильевичу и Сергею Васильевичу Добровым, и г. Керну, содержателю новой Полянской аптеки, отпускавшему лекарства для наших бедных с уступкою 30°.

Многие, может быть, заметят нам: „что за пособие бедному человеку 1 р. сер. в месяц?» Мы сами то же думали, но следующий случай уверил нас, что и рубль дорог бедному человеку. Одна старушка, в Успенский пост, после исповеди стала благодарить священника за то, что ей выдают из Попечительного Совета по рублю в месяц. Священник сказал ей: „не благодари, бабушка; мы так мало даем тебе и другим одиноким вдовам, что и благодарить не за что. Нам самим совестно давать такие малые пособия. Ты лучше скажи мне, помогает ли тебе сколько-нибудь этот рубль в твоих нуждах?» – „Как не помогать, батюшка! Вот что я скажу вам: я нанимаю у съемщицы в общей квартире, где нас живет много, – уголок. В этом уголке стоит моя кровать и маленький столик. Плачу за этот уголок рубль сер. в месяц. Я кое-что еще могу работать: вяжу чулки, починиваю белье и получаю за работу по пятачку, по гривенничку. Этими деньгами я кормлюсь. Мне не много нужно: куплю себе хлеба, крупки, лучку, – и сыта, слава Богу. Но скопить за квартиру целый рубль сер. мне очень трудно. А у нас строго: чуть кто замешкал отдать за квартиру, тотчас и койку вынесут на мороз, и ступай, куда хочешь. Так вот теперь, как у меня есть в виду каждый месяц рубль за квартиру, я и говорю хозяйке: подожди, как раздадут нам деньги, и тебе отдам; она и ждет. Теперь, когда работы нет и у меня нет денег на хлеб, я пойду к знакомым, денька два-три погощу у них. Но когда возвращаюсь домой, уж у меня душа не дрожит; я знаю, что моя койка стоит на своем месте; я сплю спокойно и все благодарю Бога за благодетелей. – Итак и один рубль может дать душевное спокойствие бедному человеку! – Другая подобная же старушка, получающая с внучком 1½ рубля в месяц, на вопрос священника: помогают ли ей эти небольшие деньги? -отвечала: „что, батюшка? – еще сама помогаю бедным родным. Когда получу деньги, еще им иногда даю по гривенничку!» Вот как честные бедняки дробят рубль и распоряжаются им! И он для них по их нуждам и ограниченным потребностям составляет значительную сумму!

Ныне все благомыслящие люди, занимающиеся делами благотворительности и пишущие о благотворительности согласны в том, что нищие стоящие у церкви и бродящие по улицам и домам делают из милостыни безчисленные злоупотребления, что пора обществу взять их под свой надзор и на свое попечение. Против этого спорить нельзя; но вдруг всего сделать нельзя; многие из наших прихожан, давая пожертвования в наш Попечительный Совет, высказали условие, чтобы мы не безпокоили бедных, стоящих у церкви. Пусть, говорили они, каждый помогает бедным, как хочет. Итак, надобно еще убедить народ – заменить древний способ благотворительности, которым ныне бедные так много злоупотребляют, другим, лучшим; а убедить в этом народ наш можно не иначе, как опытом, которого благотворность он видел бы своими глазами; журнальных статей он не читает. Десятков и сотен тысяч рублей, которые ныне раздает народ бедным, стоящим у церквей и бродящим но улицам, негде взять для них, как у народа же. Итак надобно с терпением подождать, когда народ сам вследствие своего убеждения согласится на изменения в способах благотворительности. Это будет не скоро, но прочное добро скоро не делается.

В заключение нашего рассказа представим краткий отчет в приходе и расходе сумм, бывших в прошедшем году в распоряжении нашего Попечительного Совета:

Собрано по подписке от прихожан . . . 849 р. – к.

Высыпано из кружки 330 „ 42 „

Получено от сторонних благотворителей. . 730 „ – „

Получено всего . 1909 р. 42 к.

Из них роздано ежемесячных пособий . . 1049„ 50„

Единовременных пособий 45„50 „

Заплачено на лекарства для бедных ... 47„87 „

Израсходовано всего 1142 р. 87 к.

Остаток 766 „ 55 „

Из него обращено в капитал по желанию жертвователей с тем, чтобы проценты с

него выдаваемы были бедным 500 „ __ „

Оставлено в расход на будущий год. . . 266„ 55 „

Подписка для бедных на будущий год между нашими прихожанами уже началась. Покорнейше просим и сторонних благотворителей не оставить нас своею помощью. Желания многих жертвователей обратить свои приношения в капитал для наших приходских бедных подают нам надежду, что существование нашего Попечительного Совета, с Божиею помощью, упрочится.

Апреля 10 дня, 1868 года.

Второй год

В прошедшем году мы довольно подробно объяснили деятельность нашего Попечительного Совета о приходских бедных за первый год его существования. В течение второго года она шла тем же порядком. Члены Совета из прихожан посещали бедных, вникали в их домашнюю жизнь; умерших, или выбывших из прихода исключали из списка и на их место по общему соглашению принимали новых. В списке бедных числилось постоянно около 60 лиц одиноких и семейных; им выдаваемы были ежемесячные пособия от 1 р. до 3-х р. сер. Другим, имевшим особенную нужду в помощи даваемы были пособия единовременные. Заболевавшим из приходских бедных, всем без исключения, когда они того желали, отпускаемы были из аптеки лекарства в счет Попечительного Совета. Источники доходов были те же, как и прежде: подписка от прихожан, пожертвования сторонних благотворителей и сбор в кружку для бедных, поставленную в церкви. Представляем здесь для прихожан наших и всех сочувствующих нашему делу краткий отчет в приходе и расходе сумм, бывших в распоряжении Попечительного Совета:

ПРИХОД:

Осталось от прошедшего 186 ⅔ года . . . 266 р. 55 к.

Вновь поступило в 186 ¾, году:

По подписке от прихожан . . . 1773 р. 50 к.

От сторонних благотворителей . . . 361 „ 70 „

Высыпано из кружки . . . 259 „ 68 „

Процентов с капитала . . . 33 „ 50 „

Итого . . . 2694 р. 93 к.

РАСХОД:

Роздано ежемесячных пособий ..... 1066 р. – к.

„ единовременных „ . . . 42 „ 35 „

„ на лекарства 39 „ 89 „

Итого . . . 1148 р. 24 к.

Остаток

1546 р. 69 к.

Из него обращено в 5°/о билеты для при¬

ращения капитала самими жертвователями . 1100 „ – „

Обращено в 5% бил. по согласию членов

Попечительного Совета 400 „ –

Итого в текущем году поступило в капитал . 1500 р. -к.

Было отложено в 186 ⅔году 500 „ – „

Всего капитала 2000 р. – к.

Оставлено в расход на будущий год... 46 „ 69 „

Попечительный Совет приносит глубочайшую благодарность всем благотворителям, давшим ему средства облегчить трудную жизнь значительного числа приходских бедных и покорнейше просит всех сочувствующих его делу не отказать в пожертвованиях и на будущее время. В нашем приходе слишком много бедных. Увеличение капитала, а с ним и ежегодных процентов по времени, с Божиею помощью, даст возможность большему числу бедных оказывать помощь и упрочит существование самого Попечительного Совета.

Члены Попечительного Совета о приходских бедных, учрежденного при Московской Казанской, у Калужских ворот, церкви:

Протоиерей Алексей Ключарев.

Староста церковный, Василий Епанешников.

Петр Воробьев.

Трифон Федоров.

Ефим Ефремов.

Иван Белоусов.

Никита Хлобыстов.

Михаил Бодров.

Май, 1864 г.

Третий год

Благодарение Господу, общественные благотворительные предприятия разного рода, как единовременные, так и принимающие характер постоянных учреждений, в нашем отечестве с каждым годом умножаются. Наше общество более и более привыкает к благотворительным делам, совершаемым общими силами, с ясно сознанною целью, по обдуманному плану и твердо установленному порядку. Можно надеяться, что со временем этот способ благотворения возьмет перевес над пожертвованиями случайными, разрозненными и потому не приносящими прочной пользы. Надобно только желать: во-первых, чтобы благотворители, входя в новые предприятия, не забывали старых, ими начатых или поддерживаемых их приношениями. Без этого условия новые благотворительные учреждения у нас будут созидаться на развалинах прежних, и даже недавно устроенных. Лучше с постоянством заняться одним добрым делом, а другие предоставить другим, чем рассеиваться и изнемогать от множества начатых дел. Во-вторых, чтобы душей благотворительности всегда было христианское убеждение, что усиление благотворительности никогда не поведет к расстройству наших собственных дел (как усиление роскоши), а напротив всегда будет призывать на них благословение Божие; что лучшее обезпечение нашего собственного благосостояния заключается в обетовании Спасителя нашего: давайте, и дастся вам... Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам “ (Лук. 6, 32).

Мы говорим это потому, что множество предложений пожертвовать на то, или другое дело несколько уже утомили в настоящее время и ревностных благотворителей; а постоянно возникающие нужды в пожертвованиях для училищ, для бедных церквей, для бедных людей произвели в обществе людей достаточных некоторое смущение и возбудили вопросы: где же конец этим пожертвованиям? Это мы заметили при сборе пожертвований для наших бедных. Но ведь мы так недавно еще принялись за дела общественной благотворительности; потому не удивительно, что их вдруг открылось очень много. При том, мы с этими делами, так сказать, еще не разобрались, потому они естественно представляются нам в виде множества начатых построек, требующих больших трудов и расходов. Но дел много, да мир православный велик, а еще больше Бог Всемогущий, помогающий всякому доброму делу. Мы с уверенностью можем сказать, что тот, кто много жертвовал для нашего ли, для другого ли доброго дела, – в годовом своем хозяйственном обороте не потерпел от этого никакого стеснения, или убытка. Если сравним наши пожертвования на добрые дела с расходами на наши прихоти, то мы удивимся, как первые малы сравнительно с последними, и что возрастания последних нам надобно бояться больше, чем первых.

Некоторые из благотворителей наших бедных в прошедшем году прекратили свои пожертвования, – одни по причинам нам неизвестным, другие потому, что выехали из нашего прихода, иные занялись другими делами. Это в первое время нас встревожило, но к концу года оказалось, что на место бывших благотворителей Бог послал нам новых и мы имели утешение по прежнему неопустительно в течение года выдавать ежемесячные пособия нашим бедным, в числе 65–69 лиц от 1 до 3-х рублей сер. В одни руки и даже могли нечто прибавить к составляющемуся у нас капиталу. Представляем для прихожан наших и всех сочувствующих нашему делу краткий отчет в приходе и расходе сумм, бывших в распоряжении нашего Попечительного Совета.

ПРИХОД.

Осталось от прошедшего 186 ¾ года . . . 46 р. 69 к.

Поступило в 186 4/5 году:

По подписке от прихожан . . . 692 р. – к.

От сторонних благотворителей . . . 259 „ „

Высыпано из кружки . . . 293 р. 49 к.

Процентов с капитала . . . 92 „ 50 „

Итого . . . 1383 р. 68 к.

РАСХОД.

Роздано ежемесячных пособий . . . . . 1117 р. 95 к.

„ единовременных „ . . . 30 „ – „

Всего . . . 1147 р. 95 „

Остаток 235 „73 „

Из него причислено к капиталу и обращено в 5% билет 100 „ „

Всего с прежде отложенными 2000 руб. капитала 2100 „ „

Оставлено в расход на будущий год . . . 135 „ 78 „

К концу каждого месяца бедные, пользующиеся пособием от нашего Попечительного Совета, начинают наведываться у помощника старосты церковного, когда будет раздача пенсий. У одних не достает хлеба для семейства, другие уговорили хозяев подождать уплаты за квартиру до получения денег „из церкви», как говорят наши бедные. В день раздачи, обыкновенно будничный, прибывает вдруг в нашем храме более шестидесяти богомольцев, которые, без сомнения, не забывают помолиться за своих благодетелей... Жаль будет, если они станут замечать оскудение средств в нашем Попечительном Совете: слез будет много. Но надеемся, что и на будущее время Бог и добрые люди и их и нас не оставят. – Приносим с своей стороны искреннюю благодарность как прихожанам нашей церкви, не ослабевающим в деле благотворения приходским бедным, так и сторонним благотворителям, из которых многие поддерживают нас с редким усердием и постоянством.

Члены Попечительного Совета, учрежденного при Московской Казанской, у Калужских ворот, церкви.

Протоиерей Алексей Ключарев.

Староста церковный, Василий Епанешников.

Петр Воробьев.

Трифон Федоров.

Ефим Ефремов.

Иван Белоусов.

Никита Хлобыстов.

Михаил Бодров.

Июнь, 1865 года.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle