Источник

Ш

Шалацкая Успенская Гурьева пустынь

Или Шалацкий мужской упразднённый монастырь находился в Новгородской Епархии в Устюженском уезде на устье реки Шалочи, впадающей в Мологу, расстоянием от города Устюжны к востоку в 35, от Новгорода в 435 вёрстах и именовался: домовой Патриарший Шалаческий монастырь Гурьевой пустыни (см. Гурьева Железнопольская пустынь). Был до Штатов 1764 года приписным к Череповскому монастырю. Настоятельство было Строительское; в 1690 году был Строитель Савватий, а в 1699 году Строитель Иона произведён в Игумена в Воскресенский Устюженский монастырь.

Шаргородский Николаевский монастырь

Училищный 1 класса мужской, Подольской Епархии, находится в Ямпольском повете в местечке Шаргороде на каменной горе, прилегающей к монастырю с северной стороны, близ речки Мурашки. Здания в монастыре сем каменные все в два этажа. В верхнем этаже живут Настоятель (он же и Ректор Семинарии), монашествующие и Семинарские учители; в нижнем этаже – небольшая церковь во имя Св. Николая Чудотворца, библиотека, классы, трапеза, зала для собрания училищного, жилые комнаты и службы. При конце училищной залы на западной стороне предположено было жившими здесь Базилианами Униатами устроить церковь, но оная не была совершенно окончена, а потому и доныне так остаётся. Ограда каменная же, на которой (вместо колокольни) повешены колокола. Настоятельство Архимандричье учреждено в 1795 году при обращении этого монастыря в православный, и определено быть в нём Подольской Епархиальной Семинарии, а Настоятелю оного – ректором. К этой обители принадлежит село Калиновка, находящееся в том же Ямпольском уезде, данное монастырю в 1719 году, Июля 13 дня, Шаргородским Помещиком Воеводой Сосновским, когда ещё обитель сия занимаема была Униатами. Крестьян по ревизии 1785 года было 201 душа.

Шаровкин монастырь

Мужской упразднённый, находился в Калужской Епархии в Перемышльском уезде и был приписан к Донскому Ставропигиальному монастырю.

Шартомский или Шартоминский Николаевский монастырь

Мужской третьеклассный, находится во Владимирской Губернии и Епархии, в Шуйском уезде при селе Никольском, от города Шуи в 13½ вёрстах. В этом монастыре три ЦЕРКВИ каменные:

1) соборная во имя Николая Чудотворца;

2) Казанской Богородицы, при ней придел Григория, Епископа Акрагантийского;

3) на святых вратах – Сретения Господня.

КЕЛЬИ Игуменские каменные, а монашеские – деревянные.

При этом монастыре крестьян было 1.774 души, а по Штатам 1764 года положен он в 3 классе степенью 64.

Шатрищегорский монастырь

Мужской, давно уже упразднённый, находился в Воронежской Губернии в Острогожском уезде на правом берегу реки Дона ниже Дивногорского монастыря вёрст пять, а выше нынешней слободы Лиски вёрстах в двух. Когда и кем этот монастырь основан, неизвестно. Но поскольку Слободский Украинский Острогожский полк селился за Доном около 1652 года на пустых Крымских степях, то можно положить и начало этого монастыря около сих времён. Однако же Дивногорский ли монастырь прежде Шатрицкого, или Шатрицкий прежде Дивногорского основан, неизвестно. Известно только, что исстари Шатрицкий монастырь ничем не уступал Дивногорскому как по числу братии, так и по богатству, и первый принадлежал к Воронежской, а последний – к Белгородской Епархии. Название монастырю сему Шатрицкий или Шатрищегорский произошло от близлежащей высокой горы, которой фигура совершенно похожа на шатёр. Ибо от прочих гор отделена, окружена долинами, от подошвы возвышается конической фигурой, со всех сторон кругла и весьма крута для всхода, а к реке Дону прилежит почти утёсом. Монастырь стоял при подошве этой горы, или в промежуточной лощине, лежащей между этой горой и набережным кряжем гор. Строения в нём были все деревянные, а далее по лощине был изрядный монастырский сад со многими плодовыми деревьями. В вышеупомянутой Шатрицкой горе, которая вся меловая, высечена довольно порядочная церковь с окнами наружу. А при входе в церковь на правую сторону высечено также около пяти пещер, но все они не далеки, и одна только простирается в гору саженей на десять, да и оная ныне завалилась. Близ церкви в той же горе есть и одна келья. Под самой горой с северной стороны протекает река от чего и всход к церкви с этой стороны опасен. Ещё до состояния в 1764 году Штатов этот монастырь начал уже несколько упадать, а когда строения в оном дошли до совершенной ветхости, то и совсем уничтожился сам собой и сведён воедино с Дивногорским монастырём. Во время цветущего своего состояния, Шатрицкий монастырь имел у себя Настоятелями Игуменов, а после Строителей, Ныне нет и следов сего монастыря, осталась только в горе вышеописанная высеченная меловая церковь и завалившиеся возле неё пещеры, о коих выше сказано.

Шацкая или на Шаче Ильинская Плесская пустынь

Мужская упразднённая, находилась в Костромской Епархии близ безуездного города Плёса на Шаче.

Шацкая Успенская Вышенская пустынь

См. Вышецкая Успенская.

Шацкий Николаевский Чернеев монастырь

См. Чернеев Николаевский Шатский.

Шелекский Николаевский монастырь

Мужской, построен Пр. Антонием Сийским по отбытии его из Кенского монастыря (см. Пролог Декабря 7, житие Пр. Антония Сийского).

Шенкурский Троицкий монастырь

Заштатный мужской, находился в Архангельской Епархии в уездном городе Шенкурске. В описях церковных значится, что прежняя в оном монастыре церковь Живоначальной Троицы тёплая с трапезой деревянная, с приделом Великомученицы Екатерины, построена по благословению и по грамоте Патриарха Иосифа, а по челобитью чёрного священника (Иеромонаха) Ионы в 7145 (1637) году мирским подаянием. А в 7186 (1678) году по переписной книге упоминается, что уже монахини в этом монастыре обитали, а именно Игуменья Марфа, которая считается первой, да в 30 кельях 33 старицы. Вторая Игуменья была Матрона, третья Горгония, четвёртая Евфимия, пятая Феодосия, шестая Улиания Шабунина, седьмая и последняя Паисия. При этой последней монастырь по состоянию Штатов упразднён и сделан был приходской церковью, а монахини выведены в Холмогорский девичий монастырь. Приходской церковью находился этот монастырь до 1779 года, в котором по представлению Святейшему Синоду от Преосвященного Епископа Вениамина повелено находящуюся близ Щенкурска Макариевскую пустыню упразднить, и на место оной монахов перевести в этот Шенкурский монастырь.

ЦЕРКВИ в этом монастыре две деревянные: 1) Троицкая, 2) Екатерининская, вновь особо построенная при Игуменье Евфимии в 1747 году по благословению Варсонофия Архиепископа, а придел Екатерининский, бывший при Троицкой церкви в 1753 году, при Игуменье Феодосии переименован во имя Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев.

КОЛОКОЛЬНЯ и ОГРАДА тоже деревянные.

Все помянутые церкви украшены всяким благолепием, а особливо Троицкая новописанными изрядным художеством Святыми Иконами с венцами, цатами и окладами сребропозолоченными и жемчугом низанным, напрестольными крестами и Евангелиями, служебными сосудами и кадилами серебряными же. А ризница – от бывшей того монастыря Игуменьи Евфимии шитыми серебром, золотом и шёлком, и низанными жемчугом покровами и воздухами богатых материй ризами и прочей утварью тщанием и подаянием разных вкладчиков.

Царское жалованье в этот монастырь было:

1) ограда деревянная около монастыря построена на пожалованные деньги от Государя Царя Алексея Михайловича, которые даны из приказной избы в Шенкурском округе.

2) В 7183 (1675) году Государь Царь Алексей Михайлович пожаловал ризы тафтяные червчатые, оплечье бархатное зелёное, кругом опушка зелёная тафтяная же; да книг: два Октая (Октоиха) печати Московской; Минею общую, Ефрем, Жезл, Цветник, и о Священстве (книги под сими названиями).

3) В 7180 (1672) году, Апреля в 25 день, от Него же, Государя Царя Алексея Михайловича, дана грамота на Вагу Стольнику и Воеводе Петру Савастьяновичу Хитрово о выдаче в монастырь на всякий год Царского жалованья: Игуменье рубль, сорока четырём старицам по восьми алтын – по две деньги старице; на свечи и просфоры полтину, всего 12 рублей с полтиной, и давать те деньги в Шенкурском из денежных доходов без волокиты.

4) В 7192 (1634) году, Июня в 9 день, по грамоте Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича на Ваге Стольнику и Воеводе Василию Петровичу Измайлову, по челобитью Игуменьи Марфы с сёстрами велено давать жалованье: Игуменье по рублю, сорока четырём старицам по полтине, всего по 23½ рубля на год, в Шенкурском остроге из съезжей избы из неокладных денежных доходов.

5) В 1739 году, по челобитью Игуменьи Государыня Императрица Анна Иоанновна пожаловала на монастырское строенье 500 рублей.

Шеренский Успенский монастырь

Мужской упразднённый, до Штатов 1764 года находился в Костромском уезде.

Шеринская Богородицкая пустынь

Мужская упразднённая, находилась до Штатов 1764 года в Вятской Епархии в уезде Соликамском. Крестьян было за нею 771 душа.

Шилов Покровский Новгородский монастырь

Мужской, уничтоженный вовсе, находился близ Новгорода на правом берегу реки Волхова, расстоянием от города к югу в 3 вёрстах, против Юрьева монастыря. Основан в 1410 году монахом Олонием (Леонтием), по прозванию Шило, от него и монастырь этот получил наименование своё, и тогда же сооружена была церковь каменная во имя Покрова Божьей Матери. В начале XVII столетия Шведами опустошён и разорён, после чего оставшаяся церковь каменная разрушилась и одни только признаки монастыря оставались. Уже в 1669 году Казначей Архиерейского дома Иеромонах Савватий с благословения Преосвященного Питирима, Митрополита Новгородского, приступил к возобновлению оного. Вначале построил церковь деревянную во имя Покрова Божьей Матери, а потом и прочие монастырские здания, и был первым Настоятелем оного в звании Строителя, после же произведён и в Игумена. Обстоятельства сии в одной грамоте Царской на вотчины пожалованные, или лучше сказать, возвращённые, описаны так: «в нынешнем в ро҃з (7177 / 1669) году бил челом Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержцу, дому Софии, премудрости Божьей, Казначей старец Савватий; подал челобитную, а в челобитной его написано: в нынешнем ро҃з году, по Указу Государя и по благословению Государева богомольца Преосвященного Питирима, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, велено ему, Казначею старцу Савватию, по обещанию пустой Шилов монастырь строить вновь. И в том Шилове монастыре воздвигнуть церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Великого Чудотворца Николая и благословенная грамота дана». В том же году в другой грамоте именован он Строителем, а в 1677 году – Игуменом монастыря сего. В 1681 году, Сентября 30, по грамоте Царя Феодора Алексеевича этот монастырь приписан со всей церковной утварью и монастырскими строениями к Юрьеву монастырю, а в 1687 году – к Новгородскому Архиерейскому дому, за, которым и состоял до самого уничтожения своего. При переписи 1688 года означена в этом монастыре одна церковь деревянная, Покрова Божьей Матери. В 1723 церковь и колокольня деревянные разобраны и перевезена колокольня в Юрьев монастырь и поставлена на западной стене, а церковные брёвна все разнесло водой. Ныне и следов этого монастыря не приметно.

Ширинский или Шеренский Кашинский Благовещенский

Мужской упразднённый монастырь, находился в Тверской Епархии Кашинского уезда на реке Медведице в лесу Ширинском, на устье речки Ширинки, впадающей в реку Яхрому, от Кашина к югу в 25 вёрстах. Крестьян было за ним 355 душ. Ныне с 1764 года тут приходская церковь.

Шкловский Воскресенский монастырь

Могилёвской Епархии мужской, находится в Могилёвском повете при местечке Шклове от которого и название своё монастырь имеет, на берегу реки Днепра построен он с 1702 года по благословению Могилёвского Епископа Серапиона Полховского и по дозволению Бельского Воеводы Сенявского. Настоятельство с самого построения монастыря учреждено Игуменское.

Шкнятин Иначе Скнятин монастырь

См. под словом Скнятин.

Прибавление

Шуамтанский Архимандричий монастырь

Находится в Грузии.

Шужгорский Данилов монастырь

Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии в Белоезерском уезде на Шужгорской горе, от Белоезерска к югу в 45, от Новгорода в 500 вёрстах. Построен он Пр. Даниилом Шужгорским, которого и мощи почивают там под спудом в церкви за правым клиросом. Преподобный этот был родом из стран Московских, а постриженец Корнилиева Комельского монастыря. По Штатам 1764 года этот монастырь обращён в приходскую церковь, и известен ныне под именем села Спасского на Шужгоре. Ныне на месте сем одна только церковь каменная во имя Преображения Господня с приделом Даниила Столпника. При ней Священник с причётниками. Приходских дворов 39, земли 436 десятин.

Шуйская Спасская пустынь

См. Спасская, что на Шуе.

Шуйский Спасский монастырь

Девичий упразднённый, находился в Суздальской, ныне Владимирской Епархии в уездном городе Шуе.

Шуйский Троицкий монастырь

Мужской упразднённый, находился в Суздальской, ныне Владимирской Епархии в уездном городе Шуе.

Шуморовский Покровский монастырь

Девичий упразднённый, находился в Черниговской Епархии, в Мглинском уезде близ города Почепа.

Шушгорский монастырь

См. Шушгорский Данилов.


Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 6. - 1815. - [2], 1148, III, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle