Источник

Ч

Чащинский Спасский монастырь

Мужской. Упоминается в 1629 году в Водской пятине в Новгородской Епархии. В переписных книгах Архиерейского Новгородского дома записано было: «лета ҂зрл҃з (7137 / 1628), Октября в к҃а (21) день по приказу Великого Господина Преосвященного Киприана, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук Софийского дома и Митрополич сын Боярский Иван Прокопьев сын Жеглов отдал на оброк в Вотцкой пятине Чащинского Спасского монастыря пустошь» и проч.

Чебоксарская Спасогеронтиева пустынь

См. Геронтиева Чебоксарская.

Чебоксарский Благовещенский монастырь

См. Благовещенский Чебоксарский

Чебоксарский Николаевский монастырь

Девичий, упразднённый в 1764 году, находился в уездном городе Чебоксарах Казанской Епархии.

Чебоксарский Сретенский монастырь

Мужской, упразднённый в 1764 году, находился в уездном городе Чебоксарах Казанской Епархии.

Чебоксарский Троицкий монастырь

Казанской Епархии 3 класса мужской, находящийся в уездном городе Чебоксарах, на берегу реки Волги основан по дозволению Царя Ивана Васильевича в 7074 (1566) году сооружением церкви во имя Живоначальной Троицы. А в 1669 году монастырским иждивением построена другая церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла, а потом в 1713, 1748 и 1759 годах построены в том же монастыре иждивением Чебоксарских купцов три каменные ЦЕРКВИ:

1) во имя Одигитрии нарицаемой Тольской Богоматери;

2) во имя Живоначальной Троицы;

3) на вратах во имя святого великомученика Феодора Стратилата;

4) КОЛОКОЛЬНЯ;

5) Настоятельские и братские КЕЛЬИ и ОГРАДА каменные же.

Настоятельство в этом монастыре было Игуменское до 1798 года, а в этом году на основании Высочайшего Указа 1797 года учреждена Архимандрия 3 класса. Крестьян было до Штатов 600 душ, а по Штатам положен в 3 классе степенью 30.

Прибавление

Чарондская Спасская пустынь

См. Вожеозерский Спасский монастырь.

Челмогорская или Челменская Покровская пустынь

Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде при озере Челмогорском, расстоянием от Каргополя к северо-западу в 43, от Новгорода в 750 вёрстах. Основана Преподобным Кириллом, в конце XI столетия преставившимся, которого и мощи имеются тут под спудом. Ныне на месте сем имеются две ЦЕРКВИ деревянные:

1) во имя Богоявления Господня;

2) во имя Успения Божьей Матери;

Приходских дворов только 2, а земли 50 десятин.

Чепочкин Спасский Уржумский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Казанской Епархии в уездном городе Уржуме, который ныне принадлежит к Епархии Вятской. Крестьян было за ним 585 душ.

Чердынский Богословский монастырь

См. Богословский Чердынский.

Чердынский Успенский монастырь

девичий монастырь, упразднённый в 1764 году, находился в Вятской Епархии в уездном городе Чердыне, принадлежащем ныне к Пермской Епархии.

Череменецкий Богословский монастырь

Заштатный мужской, находится в Санкт-Петербургской Епархии в Лугском уезде на острове озера Череменца, расстоянием от города Луги в 20, от Новгорода в 80 вёрстах; основан по случаю явления на этом острове образа Иоанна Богослова, но когда, неизвестно. Здания в нём во время опустошения Новгорода в начале XVII века Шведами все были истреблены кроме соборной церкви, сложенной из плиты по древнему обыкновению архитектуры Готической. В настоящее время строения в нём имеются следующие:

1) вышеописанная соборная ЦЕРКОВЬ и

2) при ней КОЛОКОЛЬНЯ каменная же,

а КЕЛЬИ и ОГРАДА деревянные.

При сочинении Штатов в 1764 году принадлежал этот монастырь к Новгородской Епархии, и было за ним крестьян 170 душ, пахотной земли 130 десятин; а настоятельство Игуменское. Ныне же с учреждения Штатов – Строительское.

Череповский Воскресенский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Вологодской Епархии в Белоезерском уезде и состоял в ведении Всероссийских Митрополитов и Патриархов, потом Святейшего Синода, а, наконец, Вологодских Преосвященных. Вообще местоположение этого монастыря, где ныне соборная церковь города Череповца, весьма красивое. Оно с восточной и южной сторон представляет почти неприступную крепость земляную, ибо под косогором довольно возвышенным и весьма крутым, на котором стоял монастырь, с восточной стороны протекаеть речка Ягорба, а с южной и частью западной – река Шексна, в которую впадает Ягорба, а весной, соединяясь, обе эти реки разливаются более нежели на версту; и как за речкой Ягорбой от востока и севера представляются взору неизмеримые дремучие леса, так, напротив, по течению реки Шексны от юга и юго-запада самые пленительные виды, обширные равнины, и на них многолюдные селения, между которыми возвышаются каменные храмы, стоящие один от другого в недальнем расстоянии. Основателями этого монастыря почитаются преподобные Феодосий и Афанасий. Но кто они были, из какого звания, откуда и когда пришли на сие место, сведений не имеется, потому что во время Литовского нашествия на Россию, почти до основания был этот монастырь разорён и всё церковное и монастырское имущество расхищено и уничтожено; однако почти за достоверное полагать можно, что

1) основатели сии пришли из Троицкого Сергиева монастыря, ибо первоначальная церковь ими построена во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона Радонежских, а в древности обыкновение имели отшельники устраивать новые обители по образцу тех, в которых они восприняли монашество. Так, например, вышедшие из Киево-Печерского монастыря всегда полагали основание обителей своих сооружением церкви во имя Успения Божьей Матери и Преп. Антония и Феодосия, а выходившие из Московского Троицы Сергиева монастыря во имя Святой Троицы и Преп. Сергия и Никона. А что оные Феодосий и Афанасий действительно были основателями этой обители, доказывается надписью, имеющейся на одной вкладной книге, где значится: «Сия книга святой этой обители Воскресенья Христова и Св. Живоначальной Троицы и Святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона, и начальников святой этой обители преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия, книги вкладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих во святую обитель сию, и ко святым Божьим церквам, подавая вклады свои по своей силе, чем кого Бог пошлёт, в вечный поминок по своим душам и по своим родителям, для ради вечных благ и в веки. Аминь. Лета 7076, месяца Сентября с 1 числа Воскресенский Архимандрит Макарий, поговорив со священниками, старцами и со всей братией, сии книги уложил в кладные братские и служни и всех православных крестьян, приходящих в святую обитель сию, и кто что даст вклада денег, или хлеба, или лошадей, или какими-нибудь животными Воскресению Христову в дом и святой Живоначальной Троицы и преподобным Святых чудотворцев Сергию и Никону, Феодосию и Афанасию, а похочет кто за свой вклад постричься у Воскресенья Христова, ино его за тот за его вклад постричь, и келью ему дать монастырскую и упокоить его как прочую братию»;

2) что построен этот монастырь ещё в первой половине XV столетия, сие видеть можно из грамот, данных этому монастырю (см. ниже).

Здания в Череповском монастыре с самого основания оного до 1752 года были все деревянные; и при переписи 7184 (1626) года означено: «вотчина Великого Государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руссии в Череповецкой волости монастырь общий, а в нём храм был настоящий Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. А в разоренье сожгли Литовские люди, да церковь Живоначальной Троицы, а в приделе Сергий чудотворец деревянный». В 1644 году построена церковь новая тёплая во имя Святой Троицы, с приделом Преп. Сергия Радонежского по благословенной Патриаршей грамоте следующего содержания:

«Божьей милостью се Аз, смиренный Великий Господин Святейший Иосиф, Патриарх Московский и всея Руссии.

Бил Нам челом Белоезерского уезда Нашего домового Воскресенского монастыря Архимандрит Гедеон с братией; а сказал, храм, де, у них тёплый в Воскресенском монастыре во имя Святой и Живоначальной Троицы, да придел Преподобного отца Сергия ветхий и служить в нём Святой Божественной службы не возможно, и они, де, обещались в том Воскресенском монастыре воздвигнуть тёплый новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, да придел Преп. отца Сергия. И Нам бы его пожаловать благословить велеть на тот новой храм и на придел лес ронить (рубить?) и в том лесу в том Воскресенском монастыре воздвигнуть новый тёплый храм во имя Святой и Живоначальной Троицы с приделом Преподобного отца Сергия, Радонежского чудотворца, и как тот храм и придел совершатся и на тот храм и на придел велеть бы ему и антиминсы дать и освятить. И Аз, смиренный Великий Господин, Святейший Иосиф Патриарх Московский и всея Русии, Белоезерского уезда своего Патриарха домового Воскресенского монастыря Архимандрита Гедеона с братией пожаловал благословил велел ему на тот храм и на придел лес ронить и в том лесу в Белоезерском уезде в том Воскресенском монастыре воздвигнуть новый тёплый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, да придел Преподобного отца Сергия Радонежского чудотворца, а как тот храм и придел совершатся, и на тот храм и на придел и антиминсы дать и освятить по правилам Св. Апостолов и св. Отцов, а старого храма которые брёвна пригодятся в тот новый храм и в придел в поделку класть в мосты и в паперть, а которые бревна того старого храма в тот новый храм в придел не пригодятся, те брёвна велеть везти в поле и в чистом месте сжечь, а антиминс того старого храма велеть положить в новый престол от восточной стороны в правом столбце, вытесав ящиком и закрыть. А престольные места того старого храма велеть обрубить, и землёй насыпав покрыть и крест над ними поставить, чтобы к тем престольным местам никакая нечистота не прикасалась. Писан на Москве лета ҂зрн҃в (7152 / 1643) Ноября в … день».

У грамоты печать, величиной с грошевик, красного воска, с благословящей рукой, кругом которой надпись: Иосиф, Божьей милостью Патриарх Московский и всея Руссии.

На обороте грамоты по склейкам подписано: Дьяк Василий Потапов. А в конце:

Справил Ивашка Татаринов.

При переписи 7173 (1665) года означено: в Воскресенском монастыре, что в Череповце на реке Ягорбе

1) ЦЕРКОВЬ соборная Воскресения Христова деревянная холодная шатровая;

2) ЦЕРКОВЬ Живоначальной Троицы тёплая с трапезой и с келарской и при ней придел преподобного Сергия Радонежского;

3) ЦЕРКОВЬ на Святых вратах деревянная брусеная135 во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Преп. Макария Унженского;

4) КОЛОКОЛЬНЯ брусеная, рублена в замок, над нею шатёр крыт тёсом, глава покрыта чешуёй, крест деревянный опаян железом белым. На колокольне часы железные и семь колоколов небольших, из коих большой в 40 пудов;

5) ДВЕ КЕЛЬИ новые Архимандричьи о двух жильях, да две кельи братские новые также о двух жильях, да шесть келий небольших, ветхих, хлебня зимняя, да хлебня летняя с сенями, две поварни, одна квасная, а другая стольная, погреб летний, на нём сушило запасное. Да под тёплой церковью мшаник, казённый амбар новый, да пять житенок небольших ветхих, да на монастыре же пять ульев с пчёлами.

В 1713 году, Апреля 13 дня, в Воскресенском Череповском монастыре соборная церковь Воскресения Христова от молнии загорелась и прочие церкви, колокольня, ограда и все строения сгорели без остатка, и по прошению того монастыря Игумена Даниила в Москве из Синодального казённого приказа дан о строении в оном монастыре церквей с приделами Указ, по которому из оных церковь Живоначальной Троицы с приделами преподобного Сергия и Радонежского и Макария Унженского построена деревянная и освящена. В Январе 1725 года были здания в этом монастыре следующие: две церкви деревянные и с трапезой, ограда и кельи также деревянные. Монашествующих: Игумен, три Иеромонаха, два Иеродиакона и проч. а всех, кроме Игумена, 35 человек, и был этот монастырь степенным. А в 1732 году по прошению Игумена Мирона с братией из Патриаршего казённого приказа дан указ, по которому велено в оном монастыре построить соборную церковь во имя Воскресения Христова с приделами

а) во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи,

б) Апостола Иоанна Богослова,

в) Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы каменную,

которой церкви и фундамента не малое число построено, в окончание же за недостатком суммы не приведена, а построена в 1738 году в Июне деревянная соборная Воскресения Христова церковь об одной главе. Освящена в 1739 году, Сентября 22 дня.

При переписи 1744 года написаны означенные после пожара построенные церкви, а притом и нижеследующие:

3. ЦЕРКОВЬ над святыми: вратами Покрова Пресвятой Богородицы деревянная холодная.

4. КОЛОКОЛЬНЯ деревянная восьмистенная, на ней колоколов восемь, большой 40 пудов, два колокола по 8, один 4 пуда, да мелких 4 колокола; часы железные боевые. На монастыре КЕЛЬИ Игуменские поземные, вторые казённые поземные же и, ПОВАРНЯ столовая, ПОВАРНЯ квасная деревянная новая, на монастыре хлебных и прочих АМБАРОВ ШЕСТЬ. Около монастыря – ОГРАДА с шестью башнями деревянная, мерой кругом 333 сажени. В 1752 году Января 10 дня по благословенной грамоте Преосвященного Пимена, Епископа Вологодского и Белоезерского, на старом фундаменте вместо деревянной Воскресения Христова церкви построена каменная во имя Воскресения же Христова с двумя приделами:

1) Усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи,

2) святого Иоанна Богослова

и освящена в 1756 году, Воскресения храм Января 28 дня, а приделы освящены в Сентябре того же года: Предтечи храм – 24, а Богослова – 25 дня. Церковь эта состоит и доныне. (А прежде бывшая Воскресения Христова деревянная церковь переименована во имя Вознесения Господня).

В 1757 году, Сентября 26 числа в монастыре сем означенные три деревянные церкви: Троицкая, Вознесенская и Покровская с колокольней сгорели, а частью с западной стороны и ограда сгорела же, и вместо оных церквей по благословенной грамоте 1758 года Июня от 10 дня Серапиона, Епископа Вологодского, вновь построены, первая о двух этажах, в верхнем храм во имя Живоначальной Троицы, холодная, а в нижнем тёплая во имя Преп. Сергия Радонежского каменная. Сергиевский храм освящён в 1761 году, Сентября 24 дня, а Троицкий в 1781 году, в Мае. Вторая над святыми воротами деревянная во имя Покрова Пресвятой Богородицы и с колокольней построена и освящена в 1760 году, Сентября 25 дня, которая и стояла до 1790 года. А в 1790 году Октября 8 дня, по резолюции Преосвященнейшего Гавриила, Митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского (потому что уже, с 1788 года Череповец приписан к Новгородской Епархии), а по прошению приходских людей перевезена на отведённое в то время городское Череповское кладбище, что на Коржаве, расстоянием от монастыря, что ныне собор, на запад в полуверсте, и поставлена в то же наименование во имя Покрова Пресвятой Богородицы с колокольней. На колокольне 4 колокола, из коих большой только 9 пудов, а прочие мелкие. А освящена в 1792 году Сентября 24 дня136, а в 1792 году вместо деревянной, бывшей над св. воротами при соборе колокольни, которая перевезена на кладбище, построена вновь при вышеозначенной двухэтажной каменной Троицкой и Сергиевой церкви каменная колокольня. Шпиц на ней покрыт чёрным железом и выкрашен ярью. Глава обита белым листовым Аглицким железом, а крест железный золочёный. На ней семь колоколов, из которых большой весом 77 пудов; выше колоколов в шпице часы боевые железные с четвертями.

В 1807 году, Июля 1 дня, по прошению приходских людей и по резолюции Его Высокопреосвященства Амвросия, Митрополита Новгородского и Кавалера, за теснотой Сергиевского тёплого храма, для пространства пристроен с северной стороны к Сергиевской церкви придел во имя Преп. Кирилла Новоезерского, и северная между обоими церквями фундаментальная (средняя) стена выбрана арками, и как в Сергиевской, так и в Кирилловской потолки накатные подштукатурены. Вокруг потолков, окон, арок и дверей обложено штукатурными карнизами. Этот вновь устроенный придел освящён в 1810 году, Сентября 24 дня.

В этом монастыре пострижен Пр. Сергий схимонах, чудотворец Шухтовский, коего мощи почивают в Череповском уезде при Покровской Шухтовской церкви, под спудом, от Череповца к северо-западу в 50 вёрстах; при гробе его имеется следующая летопись137:

«В лето 7117 (1609) месяца, Мая 19 день, на память священномученика Патрикия, Епископа Прусского, преставился раб Божий инок и схимник Сергий при благоверном Царе и Великом Князе Василии Ивановиче Шуйском и при Святейшем Ермогене, Патриархе Московском. Погребено же было его трудолюбивое тело в часовне у церкви Живоначальной Троицы и Покрова Пресв. Богородицы, что в Шухтове в области города Бела озера и в то время у той церкви служил поп Тимофей Алексеев сын Пелевин: рождение и воспитание святого во граде Казани. Когда родился, сосца матерня никакоже прият, пиаше ячменное и неквасное сусло, пища же его сухой хлеб и суровое зелие точию по дважды в неделю; из Казани ходил в Палестину и Царьград и там пребыл три лета, ходя по святым местам, навыкая обычаем монастырским пребывая во искусе иноческом, нося на себе власяную рясу. Непострижен из Палестины прииде в Великий Новгород в соборную церковь Софии премудрости Божьей. Из Нова города пошед в Самояд Ломскую ко Океану морю и оттоль пойде в Соловецкую в обитель преподобных отец Зосимы и Савватия, и в 7111 (1603) году пришёл в Шухтовскую волость, пострижеся во иночество и воспринял великий Ангельский образ в Череповском Воскресенском монастыре от Архимандрита Исаии, о чём подписано на иконе Чудотворца Сергия, которая изображена писанием вышеупомянутым Архимандритом, понеже сам искусен был сему художеству. В бельцах Преподобному имя было Стефан, а в иноках наречён Сергий и пребывал без сна день и ночь. В молитвах же и постах и в коленопреклонениях, постели себе не имея. Когда же задремлет, тогда мало сна принимал на локтях только и на коленях. А всех лет жития его в бельцах и в иноках 50 (или 75) лет; ростом был мал, лицо имел белое, круглое, власами чёрен, кудряв, брады не имел, мантия долгая, ряса чёрная, и когда был жив, многие чудеса сотворил и даром пророческим сподобился, пищу себе не у всех принимал».

Примечательнейшие вещи

1) В соборной Воскресения Христова церкви образ местной Храмовой междувратной Воскресения Христова с изображением по полям страстей его. На нём два венца с цатами серебряными позолоченными, оклад басменный серебряный позолочен, весьма древней иконной работы. Образ этот находится во всех древних описях и по сказанию старожилов, якобы при самом основании монастыря сего он был написан и поставлен.

2) Крест напрестольный чеканный серебряный позолоченный с надписью: «лета 7181 года Декабря в 18 день Животворящий Крест построен в Белоезерском уезде в Патриарший домовой Воскресенский монастырь, что в Череповце при Архимандрите Никоне Володимирце».

Грамоты, данные Череповскому Воскресенскому монастырю

Грамота I

«По отца своего грамоте Князя Андрея Димитриевича138 се Аз, Князь Михайло Андреевич139, пожаловал есмь монастырь в Череповце Святого Воскресения своего для Отца Ионы, Митрополита Киевского и всея России. Наместники Мои никакие и их Тиуны в монастыре Святого Воскресения не ставятся, ни у его клирошан. А что люди монастырские пошлые и кто живёт на монастырской земле и в тех людей Моих Наместники не вступаются, ни судят их, ни дворян своих не всылают к ним ни по что, ни кормов, ни подвод с них не берут, ни сторожей, ни гребцов. А ведают тех людей приказные Митрополичьи, кому отец Мой Иона Митрополит прикажет. А смешается суд монастырскому человеку с Моими людьми Князя Михайла Андреевича, и Наместники Мои без Митрополичьего приказчика не судят. А Наместничьи доводчики в сёла их и в дома не въезжают ни Чудцу, ни в Крилоское. А будет суд Моему человеку Князя Михайла Андреевича и они, съехавшись, судят с Митрополичьим приказчиком или кто будет Архимандрит в монастыре у Святого Воскресения. А кого к себе Архимандрит перезовёт людей из иных Княжений, а не из Нашей вотчины из Великого Княжений, и тем людям пришлым не надобна Моя дань на десять лет, а что земли и реки и озера по тяглу из старины к Святому Воскресению по исправе, а в то сие Мои Наместники ни во что не вступают. А через сию Мою грамоту кто их чем изобидит, быть от меня в казни. А дана грамота в лето ҂ѕцн҃з (6957 / 1449) месяца Июля в и҃ (8) день».

Грамота II

«Се Аз Князь Великий Василий Васильевич140 отца своего для Ионы, Митрополита Киевского и всея России, пожаловал есмь обыскав по старине, что в Моей вотчине в Луковеси домовное церковное монастыря его Святого Воскресения в Череповце исток течёт из озера из Ильмесского в реку в Ильмезу и в том истоке в Моём Великого Князя Луковшаном жителям села Луковца ловить рыбу вообще с его людьми с домовными Святого Воскресения и заимки им держать и Воскресенским и Луковшанам вообще, а от истока того по речке Ильмезе до усть Плотки речки ложни и два селища, а то Святого Воскресения и Моего отца Митрополита Киевского и всея России, а озеро Илес у озера у Ильмесского по истоку, а то Мои Князя Великого, а в Арбужеве озеро Выксинское и исток Свята озера, да и пожни по тому истоку, а то всё отца Моего Ионы, Митрополита Киевского и всея России».141

Грамота III

«Се Аз Князь Великий Василий Васильевич отца своего для Ионы, Митрополита Киевского и всея России пожаловал есмь его монастыря Святого Воскресения домовное в Луковском, и Аз того обыскал по грамоте Князя Ивана Андреевича, что Свято озерцо домовное святого Воскресения, и Аз, Князь Великий не велел в том Святом озерце рыбу ловить своим рыболовам да и всем Луковшанам ловли делать и не вступаться в него ничем, потому как то озерцо домовное Святого Воскресения».

Грамота IV

Се Аз Князь Великий Василий Васильевич отца своего для Ионы, Митрополита Киевского и всея России, пожаловал есмь Архимандричьих его людей Череповского, что коли будет Архимандричьим людям с Моими людьми каково дело в Моей вотчине в Луковском, да в Арбужеве, и они могут себе сроки вольные же собою и в поличном, а ставится передо Мною, перед Великим Князем, по этот моей грамоте. А дана грамота на Москве в лето ҂ѕцѯ҃г (6963 / 1455) месяца Февраля в а҃і (11) день».

Грамота V

«Се Аз Князь Великий Василий Васильевич отца своего для Ионы, Митрополита Киевского и всея России, что в Моей вотчине в Арбужевой река Выксинга да озеро, и Аз, Князь Великий, пожаловал дал ту реку и озеро ко Святому Воскресению по старой пошлине, как было прежде сего, а вы Мои волостели да и рыбники и Мои ловцы не вступайтесь в ту реку и озеро в монастырское в пошлое, и иные никто. А через сию Мою грамоту кто начнёт вступаться или чем обидит, быть от Меня от Великого Князя в казни».

Грамота VI

«Се Аз Князь Михайло Андреевич142 отца своего для Ионы, Митрополита Киевского и всея России, пожаловал есмь Архимандрита Геннадия Череповского, или по нём кто иной Архимандрит будет, также пожаловал есмь его езовников и половников143 монастырских Череповских: не надобна им Моя дань, ни города делать, ни тёсу тесать, ни иных которых пошлин, а Бояре Мои и дети Боярские в том селе в монастырском у тех крестьян не ставятся, ни кормов, ни подвод у них не берут. А через эту Мою грамоту кто их чем обидит, быть от Меня в казни».

Грамота VII

«Се Аз Князь Михайло Андреевич Святого для Воскресения пожаловал есмь Архимандрита Селивестра и его клирошан: кто поедет Моих Князей или Бояр или детей Боярских ко мне или от Меня и они в Архимандричьих деревнях не ставятся, ни в монастыре, ни в клиросских деревнях, ни кормов, ни подвод, ни сторожей у них не берут. А кто этой Моей грамоты ослушается, быть у меня в казни».144

Грамота VIII

«Отца своего для Филиппа, Митрополита всея России, се Аз, Князь Михайло Андреевич, пожаловал есмь, что в Моей вотчине в Череповце Митрополичий монастырь Воскресенье великое, Митрополичьих крестьян того монастыря кому будет в Моей вотчине до того монастыря и до монастырских крестьян какое дело или тем Митрополичьим монастырским крестьянам какое дело, и они бьют челом Мне, Князю Михаилу Андреевичу; и Аз даю своих приставов недельщиков Белоезерских на имя за своей приставной грамотой, и Мои приставы на поруку их дают и ставят передо Мною, кому будет до кого какое дело и кто на ком чего взыщет. А срок им записывают за неделю до мясного заговенья, а тот им срок один в году. И Мои приставы недельщики Белоезерские в тот монастырь и по монастырским крестьянам без приставов не ездят и на поруку их не дают. А Мои приставы недельщики по Моим приставным ставят их передо Мною и Аз им сам Князь Михайло Андреевич по тому и справу учиню».145

Грамота IX

«Милости ради великого Воскресения по Отца своего грамоте Князя Андрея Дмитриевича, отца своего, для Геронтия, Митрополита всея России, се Аз, Князь Михайло Андреевич, пожаловал есмь Воскресенского Архимандрита и своих богомольцев попов Воскресенских, что у них в городе на Белеозере исстари Воскресенская пошлина восмничие (с осмины) и померное, ино ходят ладьи на Бело озеро, торговать Троицкая ладья, Симоновская, Андрониковская, Песношская, Калязинская, Покровская пустынская Борисоглебская, или иные ладьи которые ни буди ходят на Бело озеро торговать и они у них берут пошлин восмничью с рубля по четыре деньги, а с жита берут померного с двух бочек по деньге, также и в зиме кто приедет с возами на Бело озеро с каким-нибудь товаром или с житом, и они по тому же дают восмничье с рубля по четыре деньги, а померного с воза по две деньги. А иным мерам в городе не быть опричь Моей меры печатной. А у кого возьмут меру, и они на нём возьмут два рубля заповеди, а в вине дадут на поруку, а сия пошлина придана к Великому Воскресению на воск да на тимьян. А на которые грамоты дам свою грамоту, а на сию грамоту не дам грамоты».146

Грамота X

«Се Аз Князь Михайло Борисович147 отца своего для Геронтия, Митрополита всея России, пожаловал есмь его купчину, коли кого пошлёт Отец Мой Митрополит своего купчину через Мою вотчину Великое Княжение дважды летом в повозке с подвозком и с дубны, Волгою на низ, и вы бы Мои мытники и заказчики и все Мои пошлинники с того повозка и с подвозка и с его купчины и с его товарищей мытов не брали ни иных никаких пошлин. А коли тот повозок с подвозком замёрзнет в Моей вотчине в великом Княжении, ино ему везти из повозка и из подвозка товар на ста возах, и вы Мои мытники и заказчики и все пошлинники с тех людей также мыта не брали бы, ни иных никаких пошлин, а пропускали бы, есте их добродетельно. А прочтя сию Мою грамоту, отдавайте им назад».

Грамота XI

«Отца своего для Геронтия, Митрополита всея России, се Аз, Князь Михайло Андреевич, пожаловал есмь Воскресенского Архимандрита Василия Череповского или кто по нём иной Архимандрит будет и его монастырских крестьян в Череповце село Степановское и Чудца и на устье Ковши и Чуровских и всех монастырских крестьян коней не пятнать по этой Моей грамоте, а держит отец Мой Геронтий Митрополит у своих крестьян своего пятельщика».

Грамота XII

«Отца своего для Геронтия, Митрополита всея России се Аз, Князь Михайло Андреевич пожаловал есмь попов Воскресенских соборных Череповского монастыря, что у них деревня Матуринская, а ту деревню дал к Великому Воскресению Князь Иван Карголомский по душе, а та деревня тянула к Моему стану к Череповскому судом и данью, и Аз отца своего для Геронтия Митрополита ту деревню от своего стана от Череповского отнял, а придал есмь ту деревню к его монастырю к Воскресенскому с судом и с данью и со всеми пошлинами, и кто у тех попов имеет в той деревне в Матуринской крестьян жить, и волостели Мои Череповские и их Тиуны тех его крестьян не судят ни в чём, также их и доводчики ни кормов, ни поборов у них не берут, ни всылают к ним ни по что. А судит и ведает тех крестьян отца Моего Митрополичий Архимандрит Череповский Воскресенского монастыря. А на которую грамоту дам свою грамоту, а на сию грамоту не дам своей грамоты. А дана грамота в лето п҃г (6983 / 1475) месяца Января з҃і (17)».

Грамота XIII

«Отца моего для Геронтия, Митрополита всея России, се Аз, Князь Михайло Андреевич, пожаловал есмь, что Митрополичий монастырь Воскресение и сёла и деревни в Моей вотчине в Череповце Федосеевское сельцо, да Стефановское, да Чудца. И кто имеет в том монастыре жить людей, и в сёлах Митрополичьих и в деревнях, и тем Митрополичьим крестьянам с тех Митрополичьих сёл и с деревень не надобна им Моя дань, ни иная никоторая пошлина, а Мои данщики в тех сёлах и деревнях не ставятся, ни кормов, ни подвод, ни сторожей у Митрополичьих крестьян не берут и никаких пошлин. А дают те Митрополичьи крестьяне с тех Митрополичьих сёл и деревень Моему казначею или Моему данщику в Мою дань оброком сто белок».

Грамота XIV

В 1499 году, Марта 14, Великий Князь Иван Васильевич дозволил возить из Череповца в Москву к Митрополиту рыбу без платежа за то и без пошлины.

Грамота XV

В Марте 1504 года он же, Великий Князь Иван Васильевич пожаловал грамоту несудимую.

Грамота XVI

В 1526 году, Апреля 5, Великий Князь Василий Иванович грамотой своей предписал, чтобы таможенники Белоезерские ежегодно в Череповский монастырь давали из таможенных доходов по 50 рублей.

Грамота XVII

В 1602 году, Июля 8, Царь Борис Феодорович запретил сборщикам ездить в волости Череповского монастыря для сбора пошлинный денег, а приказал платить оные в Москве.

До Штатов 1764 года к Воскресенскому Череповскому монастырю было 7 приписных пустынь: 1) Филиппоирапская, 2) Воронина, 3) Выксинская, 4) Ройская, 5) Гурьева Шалацкая, 6) Досифеевская, 7) Сохотская;148 о приписке оных следующие состоялись грамоты:

Грамота I

«От Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и Великой Государыни Благоверной Царевны и Великой Княжны Софии Алексеевны, всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержцев, на Бело озеро в Воскресенский Череповской монастырь Архимандриту Гурию с братией указали Мы, Великие Государи, в Белоезерском же уезде монастырь Воронину пустынь приписать к Воскресенскому Череповскому монастырю, а в том Монастыре Ворониной пустыни Нами, Великих Государей, жалованные грамоты и всякие монастырские крепости и денежную казну велено описать Григорию Михайловичу, сыну Нефимонову при тебе, Архимандрите Гурии, и Ворониной пустыни при Игумене с братией, также и за монастырём житницы и в них всякий хлеб и гостиные и конюшенные к всякие скотские дворы и на дворах лошади, и животину, и подмонастырские слободки, и в них слуг и служебников по именам, и того же монастыря сёла и деревни и починки и в них крестьянских и бобыльских дворов и во дворах людей по именам же, и в тех сёлах и в деревнях монастырские житницы и хлеб и конюшенные и всякие скотские дворы и на дворах лошади и животину описать ему же, Григорию с кем пригоже, а описав всё поимённо, учинить тому описные двои книги. И одни книги за твоей Архимандритской и за Игуменской и за своей руками прислать к Нам, Великим Государям, к Москве в приказ большего дворца, а другие за руками же оставить в монастыре Ворониной пустыни. И как к вам сия Наша, Великих Государей, грамота придёт и Вам бы о всём чинить по сему Нашему, Великих Государей, Указу как о том писано в этой Нашей грамоте выше сего, а Григорию Нефимонову о том из приказа большого дворца Наша, Великих Государей грамота послана. Писана на Москве лета ҂зрч҃з (7197 / 1688), Октября в … день».

У грамоты подпись Дьяка149 Артемона Матфеева, справа – Ивана Титова.

Грамота II

«От Великого Господина Святейшего Кир Иоакима, Московского и всея России и всех северных стран Патриарха, в Белоезерский уезд Нашего домового Воскресенского монастыря, что в Череповце Архимандриту Гурию с братией: Бил челом Нам, Святейшему Патриарху, Белоезерского уезда Андоской волости Живоначальной Троицы Филипповой пустыни Рабского Строитель старец Гурий, да чёрный поп Нифонт с братией. А в заручной их челобитной написано: пустынь, де, у них беззаступная от сторонних вотчинников и помещиков и от их людей и крестьян в землях и во всяких угодьях разорена без остатка, и оборонить, де, той пустыни и заступить за них некому. И Нам, Святейшему Патриарху, пожаловать бы их Строителя с братией велеть ту пустынь взять за Нас, Святейшего Патриарха, к домовому Нашему Воскресенскому Череповскому монастырю, чтобы той пустыни от сторонних обид и налогов в конечном разорении не быть. И Мы, Святейший Патриарх, слушав их Строителева с братией челобитья, пожаловали указали ту пустыню приписать к своему домовому Воскресенскому монастырю, что и Череповце и ведать и оберегать от сторон от всяких обид тебе, Архимандриту Гурию, и о том послать Нашу опасную грамоту, и как к вам сия Наша, Святейшего Патриарха, грамота придёт, и ты бы, Архимандрит Гурий, в ту Троицкую Филиппову пустыню Ирапскую ехал. А приехав, тебе той пустыни со Строителем Гурием и с чёрным попом Нифонтом церкви Божией и в церквах Божие милосердие, и книги, и ризы, и всякую церковную утварь, и на монастыре всякое монастырское строение, и всякий завод, и братию, и церковных причётников, и слуг, и служебников, и в монастырских житницах ржаной и яровой всякий хлеб, и на монастырских дворах лошадей и всякую рогатую и мелкую животину, и в подмонастырской слободе и в сёлах, и в деревнях крестьянские и бобыльские дворы, и во дворах людей всех поимённо с отцами и с прозвищами, и что к той пустыни каких угодий описать все именно. А описав, учинить всему двои книги за своей и за Строителевой руками. Да одни книги прислал к Нам, Святейшему Патриарху, к Москве, а другие оставить у себя в монастырской казне и того монастыря братию и слуг и служебников и крестьян ведать и от сторон от всяких налогов и обид тот домовой новоприписной монастырь оберегать. А которого числа ту пустыню опишешь, и описные книги с кем именем к Москве пошлёшь, о том к Нам, Святейшему Патриарху, писать. А отписку и описные книги велел подать в Нашем дворцовом приказе дворецкому Нашему, Дмитрию Ивановичу Сурмину, да Дьякам Нашим Алексею Дурову, Матфею Кувшинову. Писан на Москве лета ҂зрч҃з (7197 / 1658) Декабря в … день».

Грамота сия за подписью Дьяка Матфея Кувшинова, за справой Тимофея Григорова.

Грамота III

«От Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержцев, Белоезорского уезда Патриарха домового Воскресенского Череповского монастыря Архимандриту Гурию с братией: в нынешнем во рч҃и году, Июня в к҃ѳ день по Именному Нашему Великих Государей указу, а по челобитью Пешехонского уезду Николаевской Выксинской пустыни Строителя старца Антония с братией и вотчинных крестьян, да Райской пустыни Строителя Иеромонаха Иова с братией и вотчинных крестьян, да Устюжны Железопольской уезда Шалоцкой пустыни Строителя Иеромонаха Савватия с братией и вотчинных крестьян велено тем пустыням быть в приписке к Воскресенскому Череповскому монастырю. Буде те пустыни по Указу Святейшего Патриарха к тому Череповскому монастырю приписаны и обиды и тягости им от того монастыря нет. Помета на челобитной их думного Нашего Дьяка Емельяна Украинцова. Велено Указ учинить Окольничему Нашему Михаилу Ивановичу Глебову с товарищами и по тому Нашему Великих Государей Указу из Патриаршего разряду послана Наша Великих Государей грамота к Преосвященному Ионе, Митрополиту Ростовскому и Ярославскому: тех пустынь ему ни в чём впредь ведать и домовых своих людей в те пустыни ни для каких дел посылать не велено, кроме духовных дел и своих домовых данных денег. И как к вам сия Наша Великих Государей грамота придёт, и вы бы те вышеписанные Николаевскую Выксинскую, да Ройскую, да Шалайскую пустыни, и в тех пустынях братию и слуг и служебников и вотчинных крестьян и бобылей во всём ведали к Воскресенскому Череповскому монастырю, и меж братии и слуг и служебников и вотчинных крестьян и бобылей расправу чинили, и от сторон оберегали. Писан на Москве лета ҂зрч҃и (7198 / 1690) Июля в е҃ (5) день».

У грамоты этой подпись Дьяка Василия Лукина. Справка Ивана Иванова.

О приписке же Досифеевой и Сохотской пустынь при переписи 1725 год сказано, что они приписаны в прошлых годах по Указу прежде бывших Патриархов. Но ни подлинных Указов, ни копии с оных не отыскано в архиве Череповкого собора.

Вотчин за монастырём сим было:

1) по переписи 1626 и 1627 годов письма и меры Князя Никиты Шеховского да подьячего Никиты Козлова в Череповской волости: 1 погост и два села, в них 6 церквей, да 29 деревень жилых, 4 деревни пустых и 18 пустошей. Дворов крестьянских 121, в них 124 человека. 23 двора бобыльских, в них столько же человек мужского пола. Земли пахотной на 3.510 четвертей, сена на 1.809 копен, леса 357 десятин.

2) По переписи 1678 года было 330 дворов.

3) По ревизии и генеральной переписи 1725 года крестьян мужского пола 1.129 душ, пахотной земли 28 десятин, сенного покоса на 356 копен трёхсаженных;

4) По второй ревизии было крестьян 1.251 душа. По Штатам о духовных имениях, в 1764 году состоявшимся, все эти вотчины отобраны в казну и сам монастырь упразднён и обращён в приходскую церковь, к которой определён один священник с причтом, а во владение им отведено земли пахотной 15 и сенокосной 3 десятины. В Январе 1780 года по Указу Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II, подмонастырная слобода и от монастыря к северу в одной версте находящееся село (Федосьево?) обращены в уездный Новгородской Губернии город под названием Череповец. А церковь, что прежде был монастырь, а потом приходская – в Воскресенский собор, к которому в Апреле 1780 года произведён Преосвященным Иринеем, Епископом Вологодским, в Протоиерея из студентов Вологодской семинарии Глеб Розанов, который находится и доныне, а при нём два священника, диакон, два дьячка и два пономаря.

Здесь бывают три годовые ярмарки, а именно:

1) в Троицын день; 2) Сентября 25; 3) Ноября 26, и продолжаются по двое и трое суток. Сверх того, в каждую неделю по пятницам приезжают купцы из городов Вологды, Кириллова, Устюжны, Белоезерска и Романова и тех уездов, равно и Череповского жители, летом водой по реке Волге и Шексне, а зимой сухим путём привозят вещи в деле золотом и серебром, шёлковые товары, сукна и прочее, к употреблению нужное для дворянства, а более для крестьян. За сим хлеб, масло, всякое съестное харчевное, кожевенное и всякую посуду, в деле железо.

Настоятелями в этом монастыре были сначала Строители, потом Архимандриты с промежутком Строителей и наконец, Игумены.

Список Настоятелей Череповского упразднённого Воскресенского монастыря

А) Строители:

1. Преп. ФЕОДОСИЙ. Основатель этой обители.

2. Преп. АФАНАСИЙ. Основатель этой обители.

3. МАРДАРИЙ. Записан в Синодике без лет.

4. ХАРИТОН. Записан в Синодике без лет.

5. АДРИАН I. Записан в Синодике без лет.

Б) Архимандриты:

6. ГЕННАДИЙ. Упоминается в 1449 году.

7. СИЛЬВЕСТР I. Упоминается в 1475 году.

8. ВАССИАН I. Упоминается в 1504 году.

9. АРСЕНИЙ. Упоминается в 1513 году.

10. ИОНА I. Упоминается в 1526 году.

11. ИСМАИЛ. Записан в Синодике без лет.

12. ГУРИЙ I. Записан в Синодике без лет.

13. СЕРАПИОН. Записан в Синодике без лет.

14. МАКАРИЙ. Упоминается в 7076 (1568) году.

15. ВАССИАН II. Записан в Синодике без лет.

16. ЕВФИМИЙ. Записан в Синодике без лет.

17. ИОСИФ I. Записан в Синодике без лет.

18. ЛЕВКИЙ. Записан в Синодике без лет.

19. ЕФРЕМ I. Упоминается в 1594 году.

20. КОРНИЛИЙ. Упоминается в 1594 году и в 1605 году, Мая 20 дня.

21. КИПРИАН I, с 1606 года, Мая 10 и упоминается в 1608 году.

22. МОИСЕЙ. Упоминается в 1609 году, Марта 14 дня.

В) Строители:

23. МЕРКУРИЙ. Упоминается в 1612 году.

24. КИРИЛЛ. Упоминается в 1616 году.

Г) Архимандриты:

25. КИПРИАН II, с 1620 года, Февраля 5 и упоминается в 1632 году, Декабря 12 дня.

26. ВАРЛААМ I, с 1633 года, Мая 29 и упоминается в 1634 году, Апреля 2 дня.

27. СИМОН. Упоминается в 1634 году, Июля 11 дня.

28. АЛЕКСАНДР I, с 1635 года, Мая 31 и упоминается в 1639 году, Февраля 15 дня.

29. ГЕДЕОН, с 1640 года и упоминается в 1650 году.

30. ИОАСАФ I, Строитель с Января 1653 года и упоминается в Ноябре 1634 года.

31. СИЛУАН. Упоминается в 1656 году.

32. ПИТИРИМ, с Апреля 1653 года и упоминается в Ноябре 1662 года.

33.ЕФРЕМ II. Упоминается в 1664 году.

34. КИПРИАН III. Упоминается в 1667 году.

35. ИСАИЯ, с 1668 года и упоминается в 1669 году.

36. ДИОНИСИЙ, с 1670 года и упоминается в 1672 году, Августа 19 дня.

37. НИКОН Володимирцев. Упоминается в 1673 году.

38. ПАМВА. Упоминается в 1674 и 1675 годах.

39. СЕРГИЙ. Упоминается в 1676 году и в Августе 1678 года.

40. ВАРЛААМ II, Строитель. Упоминается в 1679 году.

41. ИОСИФ II. Упоминается в 1680 и 1681 годах.

42. САВИН, с 1681 по 1684 годы был Строителем, а в 1684 произведён в Архимандрита и упоминается в 1688 году.

43. ГУРИЙ II, с Февраля 1689 года и упоминается в 1692 году.

44. ТИМОФЕЙ, с 1693 года и упоминается в 1695 году.

45. АЛЕКСАНДР II, с Мая 1695 года и упоминается в 1698 году.

46. АДРИАН II, Игумен. С Июня 1698 года и упоминается в 1704 году.

47. СТЕФАН, Архимандрит с 1705 года и упоминается в 1707 году.

Д) Игумены:

48. ВАРЛААМ III, с Января 1707 года по Май 1708 года.

49. ИОАСАФ II, с Октября 1708 года и упоминается в Марте 1709 года.

50. ДАНИИЛ. Упоминается в 1712 году и в Мае 1718 года.

51. ГАВИИЛ. Упоминается в 1719 и 1720 годах.

52. МАРКЕЛЛ. Упоминается в 1722 году, а в Ноябре 1727 года уволен по старости в Новоспасский монастырь на покой.

53. ИОНА II, в Ноябре 1727 года определён из Костромского уезда Нагородной половины Троицкого Сыпанова монастыря. А в 1728 году, Февраля 1 дня, за старостью уволен на покой.

54. АДРИАН III, в 1729 году, Марта 31 дня, произведён из Иеремонахов Сретенского Московского монастыря. В 1730 году Февраля 17, скончался.

55. МИРОН, 8 Марта 1731 года произведён из Иеромонахов Московского Чудова монастыря и находился по 1743 год.

56. САВВАТИЙ, в 1743 году, Июля 6 дня, произведён из Иеромонахов и Казначеев Московского Донского монастыря. За болезнью в 1747 году, Января 22 дня уволен от должности и определён в Ставропигиальный означенный монастырь по-прежнему.

57. ИЛАРИОН, в 1748 году, Июля 15, произведён из Наместников Иеромонахов Ставропигиального Савина Сторожевского монастыря. В 1757 году, Октября 7 дня, переведён в Вологодский Арсеньев монастырь Игуменом же.

58. СИЛЬВЕСТР II, в 1757 году, Октября 7 дня переведён из Игуменов Вологодского Арсеньева монастыря.

59. ФЕОФИЛАКТ, в Апреле 1758 года переведён из Игуменов Троицкого Белоезерского Устьшехонского монастыря. В 1768 году, Марта 15, определён в Кириллов Белоезерский монастырь в число братства.

60. МИХАИЛ, в 1763 году, Марта 15 дня, произведён из Казначеев Иеромонахов Ферапонтова Белоезерского монастыря. В Сентябре 1764 года по упразднению монастыря вытребован со всеми монашествующими в Вологодскую духовную Консисторию, и все они распределены по Вологодским монастырям.

Черкасский Онуфриевский Жаботинский монастырь

См. Жаботинский Онуфриевский Черкасский.

Черменский Ильинский монастырь

Мужской. Находился в Новгородской Епархии в Водской пятине. Упоминается в 1629 году, Октября 21 дня по такому же случаю, как и Чащинский Спасский. См. выше под сим словом.

Чермозерская пустынь

Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде и была приписана к Спасокаргопольскому монастырю.

Черниговский Борисоглебский монастырь

См. Борисоглебский Черниговский.

Черниговский Предтечев монастырь

Мужской упразднённый, находившийся в городке Чернигове, бывшем близ города Сольвычегодска, в прежней Устюжской, а ныне Вологодской Епархии вверх по реке Вычегде, на устье впадающей в неё речки Чёрной, от коей и наименование своё имел городок и монастырь оный. Тот и другой сгорели в 7054 (1546) году, но паки выстроены и в писцовых 7094 года книгах писаны были существующими на старом городище, в коем тогда было две ЦЕРКВИ: 1) Иоанна Предтечи и 2) Царя Константина; а при них находился тогда же один Иеромонах и два монаха. Городок этот с монастырём по причине построенного близ него города Сольвычегодска вскоре потом уничтожился.

Черниговский Успенский Елецкий монастырь

См. Успенский Елецкий Черниговский, часть VI, стр. 488 и далее.

Черногорский Архангельский монастырь

См. Красногорский Архангельский.

Черноезерская пустынь

Или на Чёрных Озерках Антониевская пустынь. См. выше, ч. III, стр. 103 под словом Антониева на Чёрных или при Чёрных озерках.

Черноезерская Троицкая Ветлужская пустынь

См. Ветлужская Троицкая Черноезерская.

Черноезерский Николаевский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии Шелонской пятины в Щирском погосте, который состоит ныне в Псковской Епархии в Гдовском уезде на западном берегу озера Чёрного расстоянием от Новгорода к западу в 150, от Гдова к юго-востоку в 70, от Порхова к северу в 82, от Пскова к северо-востоку в 75 вёрстах. При переписи 1628 года сказано, что этот монастырь от Литовцев и Шведов выжжен, а церковь была деревянная во имя Святителя Николая. До Штатов 1764 года был приписным к Новгородскому Духову монастырю, а по Штатам упразднён. Крестьян имелось 42 души.

Черноморская Екатеринолебежская Николаевская пустынь

Мужская заштатная, на коште Черноморского войска состоящая, находится в Екатеринославской Епархии в Тмутараканском или Фанагорийском уезде и управляется с 1803 года Архимандритом, которым ныне Товия, произведённый в сей сан из Игуменов Новгородского Клопкого монастыря. Он пожалован ордена Св. Анны 2 класса Кавалером.

Чернораменская Николаевская пустынь

Мужская, в 1764 году упразднённая, находилась в Нижегородской Епархии в Балахонском уезде. От неё осталась одна церковь деревянная во имя св. Николая Чудотворца.

Чернусская Красногорская пустынь

См. Красногорская Чернусская.

Чернеев Николаевский Шатский монастырь

Мужской заштатный, Тамбовской Епархии, находится в Шатском уезде на левом берегу реки Цны, расстоянием от Шатска к северо-востоку в 30 вёрстах; близ Ценского Чёрного леса, от чего и назван монастырь Чернеев. Основан по благословению Преосвященного Леонида, Епископа Рязанского, около 1584 года оного же монастыря Иеромонахом Матфеем, который прошением, поданным Царю и Великому Князю Ивану Васильевичу, просил о порубке леса на устроение обители, и в 1583 году Царской грамотой дозволено ему лес сечь, монастырь строить и между прочим предписано приказчику Мордовскому Юрию Дурову его Чёрного попа (Иеромонаха) с братией от Мордвы, от сторонних людей и от всяких обид оберегать. В жалованной же в 1663 году, Января 23 дня, от Государя Царя Алексея Михайловича грамоте упоминается, что этот монастырь строен иждивением Атамана Осипа Петрова, вероятно, после разорения уже, каковому в смутные времена России все почти монастыри и селения были подвержены. Соборная в монастыре сем церковь сооружена во имя Святого Николая чудотворца, по которой именуется он Николаевским, а по уездному городу – Шатским. Настоятелями в нём были сперва Игумены, как видно из вышеупомянутой грамоты Царя Алексея Михайловича, потом Архимандриты, а с учреждения в 1764 году Штатов доныне – Строители. Крестьян было 1.855 душ. При этом монастыре бывает одна годовая ярмарка 9 Мая.

Черноострожский Николаевский Малоярославецкий монастырь

Калужской Епархии мужской заштатный, находится при уездном городе Малом Ярославце на острове, Чёрном именуемом, по которому и прозван (монастырь) Черноострожским150, а по храму, во имя Св. Николая устроенному – Николаевским. Когда основан этот монастырь, сведений не имеется, а из архивных монастырских бумаг, от истребления времени и неприятелей сохранившихся, видно, что он существовал ещё в конце XV столетия. Ибо при переписи Ильи Чемесова, бывшей в 1621 году, сказано: «в Ярославце на посаде монастырь, а в нём церковь Николая Чудотворца ветхая стоит без пения. Запустела от 7118 (1610) года». В переписных книгах Михайла Павлова 1653 и 1654 годов означено: «в Ярославце Малом была церковь Николы Чудотворца на острове Чёрный монастырь, и та церковь запустела от разорения». В 1670 году упоминается в нём церковь существующей и Строитель старец Ипатий. В 1687 году церковь эта сгорела и в следующем году по благословению Патриарха Иоакима перевезена из вотчины Князя Константина Осиповича Щербатова уезда Оболенского села Трубина деревянная, пожалованная им церковь, во имя Св. Николая с приделом Великомученицы Екатерины и поставлена на погорелом месте и тогда же освящена. Но придел вместо Св. Екатерины наименован по желанию Строителя и соизволению Патриаршему в честь Великомученицы Параскевы. Монастырь этот до учреждения Московской Епархии состоял в ведении Патриаршего, а потом Синодального Приказа и в списке 1740 года от 2 Мая, присланном в Святейший Синод из духовной Дикастерии о монастырях, в Синодальной области находящихся, означен под № 106. Потом принадлежал к Московской, а после к бывшей Крутицкой Епархии и состоял на своём содержании в числе оставленных за Штатом по Высочайше конфирмованному в 1764 году, Марта 31 дня, комиссии о церковных имениях докладу как маловотчинный151 до 1775 года, а тогда по представлению Святейшему Синоду от Преосвященного Самуила, Епископа бывшего Крутицкого, упразднён по неимению в то время к приведению его в благосостоянию вкладчиков и обращён в приходскую церковь. Но в 1800 году по Указу Святейшего Синода от 13 Декабря, по желанию Московского купца Терентия Цылебеева возобновлён собственным его Цылебеева коштом, и тогда же построены вновь колокольня, Настоятельские и братские кельи двухэтажные, службы и ограда все каменные, а церковь Владимирской Божьей Матери с приделами с правой стороны Св. Николая, а с левой – Великомученицы Параскевы возобновлена и снабжена церковной и ризничной утварью достаточно. Также положено в опекунский Совет в вечное банковское обращение 20.000 рублей, дабы получаемыми с этой суммы процентами содержать монашествующих и поддерживать монастырские строения. Этот монастырь в 1812 году во время сражения, бывшего при городе Малом Ярославце 11 Октября, находясь, между Российскими и неприятельскими армиями и батареями, и переходя 8 раз из рук в руки, весьма много потерпел. Настоятельские и братские кельи от пущенных на них бомб выгорели и во многих местах расселись, службы и ограда от пушечных выстрелов развалились, а Николаевская церковь почти совершенно разрушилась. Колокольня, а особенно от Московской дороги въездные ворота ядрами пушечными и картечью все избиты. Один только образ Спасителя над ними под фронтоном остался ничем не повреждённым. После сего подаянием доброхотных вместо повреждённой церкви сооружена каменная же, несравненно величественнее прежней и в два этажа. В нижнем – два храма:

1) во имя Св. Николая, освящён в 1814 году, Мая в 9 день;

2) во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских, освящён в 1813 году.

В верхнем этаже настоящий храм во имя Владимирской Божьей Матери; и на хорах придел св. Великомученицы Параскевы. Настоятельские и братские кельи поновлены и внутри расписаны, также и прочие монастырские здания приведены против прежнего в лучшее состояние тщанием Строителя этой обители Иеромонаха Макария. Близ монастыря имеется деревянный гостиный дом, избитый пушечными ядрами, из коих и доныне многие ещё видны в стенах оного.

Из Настоятелей этой обители упоминаются Строители:

1) ИПАТИЙ, с 1660 по 1670 годы.

2) АНТОНИЙ, в Августе 1673 года.

3) СЕРАПИОН, в 1680 году.

4) НИФОНТ, в Январе 1681 года.

5) ВАССИАН, в 1685 и 1686 годах.

6) АНТОНИЙ, в 1696 году.

7) ВАССИАН, Игумен в 1730 году.

По восстановлении этой обители в 1800 году Строителями были:

1) МЕФОДИЙ, с 1802 года. В 1805 году переведён в Тихонову пустынь, а оттуда поступил в Рязанскую Епархию.

2) ПАРФЕНИЙ, с 1806 года. В 1809 году уволен в число братства в Оптину пустыню.

3) МАКАРИЙ, с 1809 года доныне.

Четверосвятский монастырь

Мужской упразднённый, находился в 7 вёрстах от Губернского города Саратова на реке Увиене и был окружён рощами. Строения остались от него деревянные уже обветшалые и служит он хутором (загородным домом) Саратовскому Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. По заполицам и ближним местам сего монастыря везде разрослась конопля самосевом, ничем не отличающаяся от посеянной. Сия самородная порода конопли не может быть этому месту свойственна. Хотя около Саратова издревле никакой конопли не сеяли, но без сомнения, эти семена были некогда сеяны от живших некогда на сих местах Татар, которых жилищ остатки видны и по сие ещё время и под именем Увиеки известны.

Четвертинский Преображенский монастырь

Мужской. Находился в городе Четвертине бывшего Польского Королевства. Упоминается в 1628 году. Строитель оного Илия.

В Чигасах Спасский монастырь

Так прозванный от основателя своего Игумена Чигаса. См. Спасский в Чигасах и Полный Христианский Месяцеслов, изд. 1813, Москва, Синодальная Типография, стр. 292.

Чигиринский Троицкий монастырь

Женский Киевской Епархии заштатный, находится в Чигиринском уезде, от города Чигиринска в ½ версте, от Киева в 130, на полуострове, окружаемом с восточной, северной и южной сторон речкой Тясмином. По какому случаю, когда и кем построен, сведений не имеется. Известно только, что он прежде был мужской, ибо в отказных или завещательных письмах данных:

1) в 1668 году, Марта 8 от Новоселищской обывательницы Марии Миднихи,

2) от Суботовского мещанина Акима Дубровского в 1670 году, Июня 6 Бунчуковому товарищу Андрею Дорошенку,

3) от Марии Брежецкой священнику Андрею Дорошенку в 1708 году, Августа 17,

упоминается не только то, что некоторые имения отказаны (отданы) во владение Чигиринского Троицкого монастыря Строителю Иеромонаху Даниилу, но наименован означенный священник Андрей, а в монашестве Антоний Дорошенко фундатором (основателем), но ещё в 1627 году Января 11 дня упоминается Игумен этой обители Мартирий. В отказном же (завещательном) письме об имении монастырю от Бунчукова товарища из фамилии Гетманской Василия Дорошенко, в 1735 году, Июня 1 дня состоявшемся, назван уже монастырь этот девичьим, и написана бывшая там тогда Игуменья Варвара, и что помянутый Антоний Дорошенко устроил тот монастырь. Когда же именно из мужского женским переименован монастырь, и какие к сему были побудительные причины, неизвестно.

Строения в этом монастыре все деревянные следующие:

1) ЦЕРКОВЬ во имя Святой Троицы о трёх главах, новая богато украшенная;

2) ТРАПЕЗНАЯ во имя Преображения Господня с одной главой, новая богато украшенная;

3) КОЛОКОЛЬНЯ;

4) кельи монахинские с настоятельницкими и священническими, крытые соломой, 32 штуки;

5) за монастырём на песке – КОНЮШНЯ и СКОТНЫЙ ДВОР с двумя избами.

Содержание имеет этот монастырь от доброхотного подаяния, от рукоделья монахинь и двух сенокосов, из которых один пожалован от Комиссара Самборжецкого в 1763 году, Мая 12 дня, на 200 копен, а другой куплен на монастырскую сумму у Михаила Потоцкого в 1761 году, Июля 8 числа на 250 копен.

Чирцова бывшая пустынь

Ныне приходская церковь, Архангельской Губернии в Мезенском уезде, от города Мезени расстоянием в 53 вёрстах. Основателями оной были:

1) некто СОЗОНТ, в монашестве наименованный Сильвестром;

2) племянник его ИОИЛЬ да старцы

3) ПАВЕЛ и

4) ЕВСЕВИЙ.

Тщанием их по благословению Дионисия, Митрополита Всероссийского, сооружена и церковь деревянная, при которой ныне имеется один священник и два причётника. С 1620 года по грамоте Патриарха Филарета пустынь эта приписана была к Сийскому монастырю.

Чолминский Или Челможский монастырь

Обращённый в приходскую церковь, мужской, находился в Новгородский Епархии в Повенецком уезде на северо-восточном берегу Онежского озера, от Повенца к юго-востоку в 75, от Вытегры в 170, от Новгорода в 760 вёрстах при устье реки Немы. При переписи 1678 года означен пустым. Ныне на этом месте стоит церковь весьма ветхая во имя Богоявления Господня без священнослужения.

Чолнский Спасский Трубчевский монастырь

3 класса мужской, находится в Орловской Губернии и Епархии в Трубчевском уезде, расстоянием от города в 8 вёрстах. В нём две церкви каменные, обнесён такой же оградой. Жители тамошние догадываются, что он построен в XVI столетии некоторым Князем Трубецким при заключении мира с Поляками в селе Святкове, при котором случае уступлен был оный Литве, но после возвращён и пожалован от Царя Алексея Михайловича Боярину Князю Алексею Трубецкому. Тогда имел он укрепление, состоящее из земляного замка и высокого вала, видимых и по сие время на берегу реки Десны. Настоятельство в этом монастыре Игуменское. В 1680 году по прошению соборных старцев Киево-Печерской Лавры приписан он был к этой Лавре для убежища им от Татар.

Чонский Старообрядческий Успенский монастырь

Общежительный заштатный мужской, находился в Могилёвской Епархии в Белицком уезде в урочище, называемом Чонский или Чонковский обруб, от чего и монастырь название своё получил Чонский. Основан в 1775 году Христианами Греко-российского исповедания, пребывающими в расколе, а потому и придано оному ещё наименование Старообрядческий, по главной же церкви, сооружённой в память Успения Божьей Матери Успенский.

Чугуевская Богородицкая Владимирская пустынь

Мужская упразднённая, находящаяся близ города Чугуева, и реки Донца, построена в 1709 году по Указу Государя Царя Петра I, данному Июля 9 дня города Чугуева Городничему Лаврентию Протопопову, иждивением его Протопопова и снабжена от него землёй и всеми угодьями. Пустынь эта была приписной к Покровскому Харьковскому монастырю, от которого и Настоятелями определяемы были Строители.

Чугуевский Аркадский Зарянский монастырь

См. Зарянский Чугуевский Аркадский.

Чудинцовский Новгородский монастырь

Мужской уничтоженный, находился в Великом Новгороде на Софийской стороне близ большого земляного вала у Чудинцовской улицы основан в 1432 году; о чём в одном из Новгородских рукописных летописцев записано так: в лето ҂ѕц҃м (6940 / 1432) Архиепископ Евфимий поставил церковь деревянную святых Апостолов в҃і и монастырь устроил и скудельницы. Ныне тут стоит одна церковь каменная во имя Святых 12 Апостолов, построенная в 1452 году и окружается Митрополичьим садом.

Чудинцовский Новгородский Николаевский монастырь

Мужской, вовсе уничтоженный, находился в том же Великом Новгороде. Основан в 1390 году. В 1615 году был в нём, как значится в архивных записках: Храм каменный Никола Чудотворец, трапеза каменная, а в ней храм (см. Исторические разговоры о древностях В. Новгорода, стр. 83).

Чудов Московский монастырь

Кафедральный, находящийся внутри Кремля от Спасских ворот на правой стороне за Вознесенским Девичьим монастырём на красной площади, основан в 1365 году Св. Алексием, Митрополитом Московским и всея России, построением церкви во имя Архистратига Михаила, в память чудес его в Хонях, от чего и новоустроенный монастырь этот прозван Чудов.

Здания в монастыре сем в настоящее время имеются следующие:

I) ЦЕРКВИ:

1) Соборная ЦЕРКОВЬ в воспоминание Чуда Архистратига Михаила первоначально построена каменная освящена Св. Алексием в 1365 году152, потом перестроена, и в 1504 году, Сентября 6 освящена Симоном, Митрополитом Всероссийским153, но в Прологе об этой церкви повествуется так: (а) (Св. Алексий) «Возградил внутри града Москвы общежительный монастырь во имя Св. Архистратига Михаила, в нём же и храм возградил во имя честного его Чуда, еже в Хонях. Присозда же и придел Благовещения Пресвятой Богородицы; где же и гроб себе заложил своими руками и подписал Икон Святых воображеньями церковь оную... и трапезу каменную поставил». А в другом месте: (б) «первоначального храма в этой обители бывшего деревянного, его же поставил сам Св. Алексий во имя Св. Архистратига Михаила бывшего Чудес в Хонях, от многовременства верх обветшавший упал… Князь же великий повелел созидать церковь каменную и начал рвы копать на основание новой церкви, внутри прежде бывшего деревянного храма, и обрели мощи великого Архиерея Св. Алексия целыми и ризы не истлевшими и вскоре воздвигнута церковь каменная во имя Св. Архистратига Михаила с приделом, на южной стороне сущем, во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, имеющая трекровные восходы выспрь, но меньшая бывшего деревянного храма, ибо первый храм пространнее, но только единокровен и помост на земле имеет». По освящении этой церкви внесены в оную мощи Св. Алексия и поставлены в приделе Благовещения. Нынешняя соборная церковь во имя Архистратига Михаила каменная одноглавая, внутри и снаружи расписана. Иконостас украшен резьбой, оклады на иконах серебряные, а колонны обложены медью золочёной. Стоит она в северо-восточном углу монастыря.

2. Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Св. Алексия Митрополита. О ней в Прологе154 повествуется, что построена она была при Великом Князе Иване Васильевиче, Митрополите Всероссийском Геронтии, а при Архимандрите Геннадии; по совершении этой церкви перенесены в неё мощи Св. Алексия, из Благовещенского придела и поставлены у стены на южной стороне. В 7042 году Великий Князь Василий Иоаннович повелел сделать раку серебряную и образ самого Св. Алексия устроить на верхней доске из серебра и украсить златом, каменьями и бисером. А совершена рака эта в 7043 году и стояла тут рака до 7194 года. В 7188 году по обветшании этой церкви повелением Государя Царя Феодора Алексеевича, благословением Святейшего Патриарха Иоакима при Архимандрите Адриане сооружена новая церковь с трапезой, и доныне существующая, на новом месте и почти вся вне монастыря, только малой некоей, как повествуется в том же Прологе, частью и северной единою стеной в монастырь вдалась с церквями, их же единая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, бывшая прежде в приделе (или придельной) при церкви Архистратига Михаила, вторая – вровень с нею во имя Св. Алексия Митрополита; и при них две трапезы и в том же основании в средине церковь соделана во имя Св. Апостола Андрея Первозванного для слушанья братией Божественной службы особо, а наипаче в зимнее время, (ныне церковь сия не существует) на западной стороне всего этого здания – трапеза для братии. В этой церкви устроены два входа, для монашествующих изнутри монастыря и для посторонних извне. Намерение создателя оной было таково, чтобы мужского пола приходящие стояли в Алексеевской, а женского пола – в Благовещенской церкви. По устроению церквей сих и украшению приличным образом перенесены мощи Св. Алексия из старой трапезной церкви в новосозданную руками самих Государей Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича с их Царским Синклитом в препровождении Патриарха Иоакима и прилучившихся в то время в Москве Преосвященных Архиереев и положены на уготованном месте между двух церквей Алексеевской и Благовещенской в 7194 году Мая 12 дня. Мощи сии и доныне тут почивают в среброкованой раке и при них саккос крещатый Св. Алексия, в котором он был погребён и обретено тело его при копании рвов для фундамента церковного. Церковь Св. Алексия освящена тогда же Святейшим Патриархом. Пол в ней чугунный устроен Преосвященным Митрополитом Платоном; его же тщанием обложены иконы серебром позлащённым, сделано паникадило серебряное, над престолом сень на серебряных колоннах, за престолом подсвечник о семи шандалах, и Архиерейское посреди церкви место, также Настоятельское у правого клироса, всё превосходной работы.

II) Над Благовещенской церковью – ризница обильнейшая драгоценнейшей утварью и облачениями Архиерейскими и священнослужительскими; в ней же хранится и Евангелие, писанное самим Св. Алексием Митрополитом и оправленное серебром позолоченным с драгоценными камнями при Митрополите Платоне.

III) К церкви Алексеевской примыкают Митрополичьи КЕЛЬИ; они отстроены великолепнейшим образом и при них – домовая церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла тщанием того же Преосвященного Митрополита Платона.

IV) КОЛОКОЛЬНЯ над северными воротами.

V) На восточной, северной, и западной сторонах – ФЛИГЕЛИ каменные. В восточном живут преосвященные Архиереи Грузинские, в северном155 помещена Консистория, и Наместник с братией, а в западном – певчие Архиерейские.

Здание всё крыто листовым железом и выкрашено по приличию.

В 1547 году этот монастырь весь выгорел кроме мощей Св. Алексия, при чём 12 монахов сгорело. В 1626 году, Мая 3 выгорела соборная церковь; в 1812 году много потерпел он от злодейства неприятельского, но в 1813 году весь возобновлён и ныне находятся в цветущем состоянии. О прочем см. в II части, стр. 535 и далее.

Чудовский Иванырсовский монастырь

См. Иванырсовский Чудовский.

Чуркинская Николаевская пустынь

Заштатная мужская Астраханской Епархии находится на устье реки Чурки, впадающей в Каспийское море, на возвышенном месте, от Астрахани в 60 вёрстах. Построена она в 1731 году по благословению Илариона, Епископа Астраханского, Спасопреображенским Архимандритом Мефодием, который был после Епископом Астраханским. Здания в этой пустыни каменные следующие:

1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Николая Чудотворца;

2) КОЛОКОЛЬНЯ;

3) ОГРАДА.

При этом монастыре имеется виноградный сад и обильные рыбные ловли, в 1767 году Астраханским купечеством уступленные помянутому Епископу Мефодию. Настоятелями с самого устроения монастыря доныне Строители.

Чусовская Успенская Богородицкая пустынь

Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Вятской Епархии, а ныне в Пермской в Соликамском уезде близ озера Чусового, от которого и название своё получила пустынь Чусовская. До Штатов 1764 года было за этой пустынью крестьян 232 души.

Чухломская Галицкая пустынь

См. Положение пояса Пресвятой Богородицы Аврамиева пустынь и Собора Пресвятой Богородицы.

Чухченемский Николаевский монастырь

Архангельской Епархии, давно уже упразднённый и обращённый в приходскую церковь, находился на другом берегу (от Холмогор) реки Двины. Что сия церковь была монастырём, и при оной жили монахи, явствует из грамоты Ионы156, Митрополита Сарского и Подонского, в Спасоприлуцкий монастырь, в которой между прочим написано: «новой Прилуцкой пустыни Строитель старец Иоасаф с братией, да Никольского Чухченемского монастыря, что на Двине чёрный поп Александр, да Троицкой Ухтостровской волости поп Яков Зорин просили, чтобы их благословил в Спасской пустыни храм ставить и проч.» Этот монастырь был приписан к Сергиевой Лавре, и Настоятелями в оный Игумены определяемы были из Лавры. Ныне при церкви имеется священник и два причётника.

* * *

135

Брусеный – срубленный из брусьев (брёвен, отёсанных с четырёх боков), что означало важное превосходство над строениями из круглых брёвен: брусеная церковь, брусеной дом, брусеная изба всегда сохраняли это прилагательное для обозначения превосходства над простыми. (https://books.google.ru/books?id=AdsIAwAAQBAJ&pg=PA152&lpg=PA152&dq=%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B9†%D1%8D%D1%82%D0%BE&source=bl&ots=XGhA-gaK7p&sig=ACfU3U3yw1mG5_1wJ9u1DfzxNjE1eNSKRQ&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwjTupiO5cvkAhXFdJoKHT18An8Q6AEwA3oECAcQAQ#v=onepage&q=%D0%B1%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&f=false), стр. 152. Корр.

136

Кладбищенская церковь находится под ведением Череповского собора, в ней отправляются иногда ранние обедни соборными священниками. Кладбище окружено земляным небольшим валом, и на валу построена деревянная ограда с воротами.

137

Есть особый, издавна сочинённый ему тропарь и кондак.

138

Князя Можайского сына Димитрия Иоанновича Донского, скончавшегося в 1432 году, Июля 10.

139

Князь Верейский и Белоезерский.

140

Тёмный.

141

Грамота эта и следующая писаны между 1449 1461 годами.

142

Сын Князя Андрея Дмитриевича Можайского. См. ниже стр. 678 и описание Ферапонтова Белоезерского монастыря.

143

Езовники – ловцы рыбные, ловящие рыбу перегородками через реку, а половники – обрабатывающие пашню половиной на владельца, а, половиной на себя.

144

Грамоты под № V,VI и VII писаны между 1449 и 1461 годами.

145

Писана между 1465 и 1473 годами.

146

Писана между 1473 и 1489 годами.

147

Внук Василия Васильевича Тёмного, сын Бориса Васильевича Волоколамского.

148

Филиппоирапская и доныне существует, а прочие обращены в приходские церкви. См. о них в своих местах.

149

Он был после Барин.

150

В архивных XVII столетия записках именован он где просто Чёрным, где Чёрным Островским, а где Чёрным особным монастырём и стоял среди посада города Малого Ярославца.

151

Крестьян было за ним только 7 душ.

152

Никонова Летопись, ч. 4, стр. 7.

153

Там же, ч. 6, стр. 170. (а) Февраля 12. (б) Мая 20.

154

Мая 20 в житии Святителя Алексия.

155

Архиерейском прежнем.

156

Он был с 1619 по 1621 годы. Грамота сия, вероятно, писана между Патриаршеством в 1619 году.


Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 6. - 1815. - [2], 1148, III, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle