Учение св. Григория Паламы о Великом посте

Источник

Время нашей жизни уподобляется реке, которая все проносит и никогда ни на миг не останавливается в своем течении к морю. Несет она на своем пути и обломки, и вырванные ветром и брошенные в реку деревья, несет ил и однодневок, но в некоторой части своего течения несет она и крупинки золота. И вот ради этих-то крупинок золота многие люди предпринимают большие труды, подвергают себя многочисленным опасностям и лишениям, чтобы вырвать у реки несомое ею золото, собрать его и положить в свою сокровищницу, чтобы воспользоваться им при наступлении оскудения. Так и в «реке» нашей жизни: несутся обломки былых надежд, вырванные с корнем иллюзии, уносятся близкие нам люди – такие же «однодневки», как и мы, проносится вся тяжесть и неприглядность жизни, тот «ил», который мутит реку нашей жизни; а сколько в этой реке опасных вертлогов, омутов и течений! Но в то же время эта «река» таит в себе и «крупинки золота», т.е. то драгоценное, что может быть похищено у всепроносящей «реки» и сохранено для вечной жизни и положено в сокровищницу на небе, которую душа найдет тогда, когда оскудеют дни земной жизни, и душа войдет в океан вечной жизни.

Во время Святого Великого поста река нашей жизни изобилует этими «крупинками золота». Для добычи тленного золота столько людей подвергали себя множеству бедствий, и столь немногие нашли его. Но мы без больших трудов и только при наличии доброй воли все можем собрать ныне большое сокровище на небесах, потому что проносимое ныне временем золото – это добродетель поста. Мы сравниваем добродетель с золотом по той причине, что оно и красиво и весьма ценно на земле, но, на самом деле, и золото и драгоценные камни и все иное, что ценится на земле, ничего не стоит перед драгоценностью добродетели, потому что только добродетель дает душе жизнь, смысл жизни и является залогом блаженной вечности.

Св. Григорий Палама говорит, что истинный пост причисляет постящихся к Ангелам, делает их Ангелами, и тогда Небесные Ангелы бывают хранителями, помощниками и содейственниками постящимся.

Но как находящие крупинки золота не сразу становятся обладателями его, но только после того, как проявили заботу очистить его от песка, промыть и выбрать, так и при собирании духовного золота, необходимо и с нашей стороны достойное тщание, чтобы собрать его и чтобы очистить себя для принятия его. Св. Григорий Палама говорит: «Братие, примем на ум, что как земля не воздает полезных плодов, если не потрудишься над ней, так и душа, без наличия духовных подвигов, не произведет ничего богоугодного и служащего ко спасению. Но земля, действительно, тяжка для земледелания, а всякая разумная душа по природе благорасположена к добродетели».

Пост является великим благом не только для души, но и для тела. Св. Григорий Палама называет пост «матерью здоровья», говоря так: «Быть может, ты щадишь плоть и бежишь от поста, как от носителя истощения? Но напротив! Именно пресыщение приводит к возникновению подагры и мигрени и иных болезней; пост же является матерью здоровья. Так что не только блудник согрешает против своего тела, но и чревоугодник грешит против своего тела, делая его слабым и удобоболезненным».

Итак, если и тело получает благо от поста, то что же сказать о душе, ради которой Великий пост и совершается? Св. Григорий и об этом нам скажет. «Пост, – говорит он, – матерь целомудрия. Из числа иных добродетелей, каждая очищает и украшает или душу или тело, лучше же сказать – одну некую часть души или тела: так молитва и знание очищают ум; кротость утоляет гнев; целомудрие погашает греховное вожделение. Пост же и воздержание умиряют восстание плоти, угашают ярость гнева и страстность, в душе создают ясное небо – чистое и как бы безоблачное – очищая ее от испарений, происходящих от множества еды и от помрачения как следствия сего. Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний – обновляется, как говорит Апостол. Упитанный желудок, сказал некто, не рождает тонкий ум; следовательно, суживаемый от поста и воздержания, он и ум, по необходимости, делает тонким».

В другом месте он поучает нас так: «Сытость презренными яствами препятствует чувству очистительной скорби и печали о Бозе и сердечному сокрушению, которое приводит сердце, не склонное к раскаянию, к спасительному покаянию. Потому что без наличия сокрушения в сердце нельзя достигнуть истинного покаяния. Ограничение же в пище, во времени уделяемом для сна, и общее воздержание сокрушает сердце и заставляет скорбеть о своих грехах».

Пост есть своего рода лечение, говорит нам Св. Григорий. «Истинный пост, это такой пост, который распространяется на все; такой пост все очищает и все врачует; да, братие, нежно и благостно лечение души постом, и посему-то Отцы наши установили его для нас в течение этих дней (Четыредесятницы)». Неоднократно в своих беседах Св. Григорий приводит нам результаты поста, которые засвидетельствованы в Св. Писании. Он говорит: «Пост и невоздержание взаимно противоположны друг другу, как жизнь противоположна смерти. Заповеданный Богом пост является ровесником жизни человеческого естества; он был дан Богом Адаму в раю изначально ради сохранения вложенной в него от Бога жизни и божественной благодати. Невоздержание же происходит от совета, который приводит к смерти и тела и души, совета, данного коварным образом через Еву Адаму в раю, с той целью, чтобы они лишились жизни и потеряли данную им от Бога божественную благодать. Бог же не сотворил смерть и не радуется погибели живущих. Итак, как должен поступать человек, желающий жизни и хотящий обрести благодать, которая в Боге и от Бога? Пусть он бежит от смертоносного невоздержания и прибегнет к божественному посту и воздержанию, дабы, благодаря сему, радуясь взойти в рай. Вот, Моисей, совершая на горе сорокадневный пост, взлетел на высоту боговидения и получил божественные скрижали; а еврейский народ внизу пьянствуя, соскользнул в нечестие и вылил идола наподобие египетского божества, тельца Асписа. И если бы Моисей не стал, предстательствуя за них пред Богом, предварительно нещадным истреблением из числа виновных в народе, умилостивив Его, Бог бы им отнюдь не простил их греха. Посему и мы, если пользуемся милостями Божиими, не станем опьяняться вином, не станем отягчаться пресыщением, потому что в пьянстве и в пресыщении скрываются распутство и нечестие. И Илья стал богозрителем, но и он – предочистившись постом. И Даниил получил увидеть Бога и увидеть одного из Архангелов, дарующего ему познание будущего, но прежде сего в течение целых двадцати дней он пребывал без пищи. А другой, вот, пророк оказался убитым львом, и это случилось по той причине, что он вкусил пищи противно велению Божию. Конечно, вы знаете об Исаве, сыне Исаака, который по причине чревоугодия лишился отеческого благословения и иных привилегий первородства. Да убоимся, чтобы и нам, отдавшимся сему чревоугодию, не лишиться оного обетованного благословения и наследия от Небесного Отца. И вы не находитесь в неведении относительно Трех Отроков, которые прилежа посту, несгораемыми стопами и телами попрали семикратно разжженную для них пещь в Вавилоне; и мы также, если будем соблюдать истинный пост, то и здешний внутренний огонь страстей плоти будем попирать и угасим и будущую пещь без ущерба пройдем, когда, по слову Апостола Павла, огонь испытает дела каждого. Что же достойно сказать о Господе пророков, Который, прияв плоть и ради нас став человеком, явив нам образ, как побеждать диавола, постясь во всем, победил его, выдвигавшего против Него всякие искушения, и Своим ученикам возвестил относительно немого и глухого демона: «Сей бес не изыдет, как только молитвой и постом» (Мф.17:21). Вот, братие, как угоден Богу и какое великое значение имеет истинный пост!».

В иной своей беседе, поясняя, что означают слова: «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33:15), он говорит: «Зло – чревоугодие, пьянство и распущенность; зло – сребролюбие, алчность и неправедность... Пусть каждый уклонится от таковых зол и да сотворит благо. А что есть благо? Это – воздержание, пост, целомудрие... лишь при наличии которых мы возможем достойно соучаствовать закланному за нас Агнцу Божиему и тем принять залог бессмертия».

И в иных своих беседах он показывает высокое значение поста. «Увы, человек, добровольно предпочтя вместо цели божественной заповеди, данной первым людям в Раю, началозлобного змия и нарушив заповеданный ему пост, приял вместо вечной жизни – смерть, вместо места чистого радования – многоболезненное и весьма соответствующее этому обиталище греха; более того, осуждается на ад и тамошний мрак. И осталось бы наше естество в преисподней под гнетом прельстившего змия, если бы Христос, придя и начав с поста, не уничтожил окончательно его тиранию, не освободил нас и не оживил, о чем и Моисей предрек. Потому что, постясь тогда на горе, он приял богоделанные скрижали, а вместе с ними – закон, написанный Божиим перстом на двух скрижалях. И Илья, также постившись сорок дней, и сам увидел Бога на горе, но не в огне, как ранее представители Израиля, а, по причине богоугодного поста, минуя видение Бога в огне, увидел Его во гласе проходящего тонкого веяния, что ближе соответствует словам Владыки, говорящего: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин.4:24). В видении Бога, бывшем во время совершения им поста, Илья также восприял силу для помазания пророка вместо себя и дарования ему вдвойне той благодати, которая обитала в нем самом, а также чтобы быть взятым ввысь от земли, конечно, как очевидный прообраз бывшего впоследствии Вознесения Христа на небо. Так, некогда вместе с тремя юношами в Вавилоне, украшенными воздержанием и постом, посреди огня был виден и четвертый, сохраняющий их невредимыми и чудесно орошающий их. Так, Даниилу, совершающему многодневный пост, предстал Ангел, умудряющий его и предвозвещающий ему будущее. Так, в другой раз, когда он молитвою и постом заградил уста львов, Ангел через большое расстояние перенес по воздуху Пророка Аввакума, несущего ему еду. Так, и в нас, совершающих вместе телесный и духовный пост и молящихся, содействием благих Ангелов, огонь телесной страсти будет погашен, и гнев, как бы львиный, будет укрощен, и мы станем участниками пророческой пищи – в надежде будущих благ и вере и умном созерцании, и нам будет дано наступать на аспида, и скорпиона, и на всю силу вражию... И Сам Христос, постившись в пустыне, с силою победил общего искусителя и, отняв силу его над людьми и уничтожив окончательно его тиранию, освободил наше естество и сделал оного (искусителя) посмешищем для всех тех, которые желают жить по Его Евангелию; и проречения пророков Он исполнил, и то, что ими совершалось в виде образа, Он самым делом возвестил, как благодать и истину. Видите ли дары поста, посредством чего, чего и сколь великого Он нас удостоил?... Иоанн Предтеча Благодати в течение всей жизни довольствовался акридами и диким медом. Петр употреблял только соленье, маслины, волчий боб (лупин) и очищенную зелень. Что же должно сказать о Павле, который говорит: «Во алчбе и жажде, в пощениих многащи» (2Кор.11:27)?

Затем Св. Григорий Палама, побуждая к пощению, предлагает и следующее рассуждение: «Поскольку в силу первичного осуждения мы осуждены в труде и заботе проводить нашу жизнь, и сего никто не может избежать, то будем совершать необходимую добродетель, и то, что поневоле стало нам присуще, принесем Богу как добровольный дар, давая взамен за прочное – временное; и за труды мы примем счастливый удел, приобретая привременным трудом вечное упокоение; потому что, трудясь ныне в добродетели, мы, конечно, достигнем обетованного упокоения в будущем веке. Потому что верен Обещавший, Который и готовым Помощником является для тех, которые с готовностью вступили в подвиг добродетели; а при помощи Его, Сильного во всем, может ли что-нибудь быть неуспешным?!»

Итак, со стороны человека необходима добрая воля и изъявление желания взять на себя подвиг поста; тогда-то ему является Божия помощь, а при помощи Бога, Который всемогущ и всесилен, может ли что быть неуспешным? Но и сама краткость времени, в которой заключен совершаемый нами пост, является ободряющей нас в несении подвига; об этом так говорит Св. Григорий: «Период сорокадневного поста не составляет для тебя всю твою жизнь; к тому же изо дня в день заход солнца возвещает тебе приближение конца поста. О, разве не легко для всех и удобно это воздержание от пищи?!»

В своих беседах Св. Григорий многократно приводит примеры пользы, проистекающей от поста; приводит он также примеры из Священного Писания, показывающие, какой вред приносит пресыщение и пьянство. Ограничимся здесь лишь немногими ссылками на его слова. «Если мы станем безрассудно уклоняться от поста, то нас ожидают карающие наказания и рассечение и жжение, потому что то, что не поддается лечению, Христос рассечет и предаст неугасимому огню на вечную кару. Ибо, как тогда не постившись в раю, мы были изгнаны в эту многоболезненную жизнь, так и ныне, если не будем поститься и, по силам, жить воздержанно, мы будем ввержены в неугасимую и нестерпимую оную геену. Но «обратитесь, сынове отступившие» (Иер.3:14), взывает пророк. Ни что до такой степени не содействует умилостивлению Бога к обращающимся от греха, как пост, как мы научены из примера обращения Ниневитян; и ничто так не приносит смерть душе, как чревоугодие, как являет Говорящий об обратившемся блудном сыне: «Сын мой сей мертв бе, и оживе: и изгибл бе, и обретеся» (Лк.15:24). Он возлюбил свиноподобную жизнь и наслаждался свиной грязью, сравнившись с ними и став подобным им, слагая с себя подобие Божие»... «Как оный евангельский богач, говоря самому себе: яждь, пий, веселися, – сделал себя, несчастный, достойным вечного огня, так мы, братие, напротив, скажем себе самим воздерживаться и поститься, бодрствовать и ограничивать себя, и смиряться и злострадать ради нашего спасения. Потому что таким образом мы прекрасно и богоугодно совершим и настоящую жизнь и унаследуем вечное благобытие»... «Посему будем бежать чревоугодия, облобызаем воздержание, примем с любовью эти постные дни, как делающие тело послушным душе и облегчающие ум, легко возвышающийся к Богу».

Но для того, чтобы пост принес такие плоды, необходимо с нашей стороны большое старание и трезвение: «Потому что в это время поста видимые и невидимые звери, я имею в виду страсти, особенно нападают на нас: видимые звери – это чревоугодие, пьянство и под.; другие же невидимо сидят в засаде: тщеславие, гордость, самомнение и лицемерие». Перед лицом этих опасностей Св. Григорий учит нас правильному совершению поста, иначе мы никакой от него не получим пользы.

Прежде всего, до начала подвига или в самом его начале диавол приводит нам на ум тяжесть и неудободостижимость предпринятого нами труда, и тем самым подвергает нас малодушию и нерадению. К этому присовокупляется маловерие в обетованные Богом награды для тружеников. Для борьбы с таким нападением диавола Св. Григорий Палама советует нам осознать необходимость духовных подвигов, без наличия которых душа не произведет ничего богоугодного и служащего к ее спасению. Затем предлагает иметь твердую веру в то, что вступившим в подвиг Бог помогает и, конечно, при Его всесильной поддержке, дело не может не увенчаться успехом. Кроме того, маловерие здесь совершенно неуместно, потому что Верен – Обещавший, и многократные свидетельства из Св. Писания обильно говорят о том благе, которое по причине поста проистекает для постящихся, и, в то же время, приводит столько устрашающих примеров, показывающих к чему приводят невоздержание и чревоугодие. Вторая опасность, которая грозит на пути поста, как и на пути всякого подвига в добродетели, это – тщеславие и связанные с ним страсти: гордость, лицемерие и превозношение над ближним, а тем самым и осуждение его. «Началозлобный змий, – говорит Св. Григорий, – всеми способами внушает нам гордость, как конечную и злейшую трясину, и убеждает нас надмеваться, как будто бы собственной силой и знанием мы совершили добродетель. Но мы будем памятовать Саму Истину, говорящую, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин.15:5); и таким образом мы избегнем многовидные ухищрения лукавого, действуя правильным образом и совершая добро с подобающим смирением; зная, что как если кто, храня в сосуде драгоценное миро, выльет его в сор или сор подбросит в сосуд с миром, одинаково приведет миро в негодность и уничтожит его; так и добродетель: если кто безделием презрит ее или к совершению ее примешает элемент негодности, подобным образом так или иначе приведет ее в негодность и умертвит. И это я говорю ныне вашей любви по причине времени поста: чтобы нам сохранить его несмешанным ни с каким злом; потому что оный евангельский фарисей, хотя и постился дважды в неделю в течение всего года (т.е. более ста дней в году, по толкованию Св. Григория Паламы), однако не получил никакой пользы от поста, потому что он имел его смешанным с гордостью и осуждением ближнего». В иной беседе он так говорит: «И иная еще приключается, по действию злоумышленника против наших душ, негодность в нашей молитве и посте: именно та порочность, которую имел оный фарисей, постившийся и молившийся, однако отосланный бесплодным. Но вы, зная, что всякий гордец является бесчестным и неприемлемым пред Богом, а также то, что мы, являясь должниками Богу во многих и великих вещах, и отваживаясь нечто малое воздать от долга, будем поститься и молиться с сокрушением сердца и самоукорением, дабы наш пост был чистым и богоугодным и в храме Божием мы предстояли со тщательностью и выдержанно. Имеется еще и иной образ действия лукавого, делающий наш труд поста и молитвы бесплодным, – это убедить нас совершать подвиг по мотиву тщеславия и с лицемерием. Поэтому Господь увещевает нас в Евангелии, говоря: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему Иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:6). И еще Господь говорит: «Егда поститеся, не будете якоже лицемери сетующе: помрачают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся. Аминь, аминь, глаголю вам, яко восприемлют мзду свою. Ты же постяся помажи главу твою, и лице твое умый: яко да не явишися человеком постяся, но Отцу твоему Иже в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф.6:16–18). Господь говорит это, чтобы не для взора людей мы были видимы молящимися и постящимися, вследствие чего от этого не будет для нас никакой пользы: труд поста и молитвы стойко выдержим, а награды лишимся! Умастить же елеем голову, говорит, и умыть лице, то есть не заботиться о том, чтобы лицо являло бледность, и не быть неопрятным и с сухой головой, поскольку нечто такое может казаться проистекающим вследствие наложенного на себя поста и от пренебрежения к телу, и, таким образом, может приобрести похвалу от людей; потому что так поступали фарисеи, когда накладывали на себя пост. Посему и справедливо они явились чуждыми Христовой Церкви, и Господь строго запрещает уподобляться им. Быть может же, кто возвышенно скажет, что здесь под «головой» следует разуметь голову души, т.е. ум, как начальствующий, а под «лицом» – воображение, в котором сосредоточиваются впечатления, проистекающия от чувств, – и нам, если мы правильно совершаем пост, следует помазать голову елеем, т.е. наш ум сделать милостивым, а наше лицо, т.е. воображение, омыть от постыдных и нечистых помыслов, а также от гнева и от всего дурного». Во время поста враг спасения нашего часто воспламеняет нас гневом на ближнего и этим сводит на нет все наши труды. Об этом так говорит Святитель: «Имеется, братие, и иного рода пресыщение и дурное пьянство, которое бывает не от еды и не от напитков и проистекающих от них удовольствий, но – от гнева на ближнего и ненависти, и злопамятства, и проистекающих от них зол... Вот, такого рода пьянство, проистекающее от ненависти и вызывающее отвращение от нас Бога, диавол пытается вызвать в молящихся и постящихся и влагает в их память провинности, которыми кто их обидел, и доводами подвигает их к злопамятству и обостряет их язык к злословию, делая их таковыми, как Давид описывает человека, молящегося в злобе, говоря: «Неправду умысли весь день, язык свой яко бритву изостри» (Пс.51:4). Но мы, братие, во время поста и молитвы, молю, если что когда и действительно имели бы против кого-нибудь, простим и будем полны любви, более того – следящими друг за другом ради побуждения к любви и добрым делам и говоря друг о друге хорошо, и в самих себе рассуждая и помышляя благая пред Богом и пред людьми, – дабы нам поститься похвальным и непорочным постом, и чтобы на основании его наши прощения были благоприемлемы Богом, так чтобы, по благодати, подобающим образом и «Отцем» Его именовать и возмочь говорить Ему со дерзновением: «Отче, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Но пост не такого рода и не таким образом совершаемый – более родствен злым ангелам: потому что им свойственны неядение, связанное с гневом и ненавистью, и высокомерие и противление Богу, – и мы, будучи рабами и служителями Добра, противостоим им». Но поскольку любовь по отношению к нашим ближним не может ограничиваться лишь словами, то Святитель призывает к обильному творению милостыни во время поста: сказав, что тот, кто оказывает сострадание бедным, спасется, он затем прибавляет: «Приобретем добродетель милосердия; дадим от себя доказательство любви нашей к брату и преданности общему Отцу и Владыке; и более благоприятного времени для этого, чем время нынешних постных дней, никто не нашел бы. Потому что тот, кто к посту присовокупит милосердие, тот сотрет с себя все грехи и получит вечное искупление».

В чем же заключается пост? Пост – это воздержание. Прежде всего и преимущественно – это воздержание в пище. Как же долженствует принимать пищу во время Великого поста? И этому нас научает Св. Григорий Палама, говоря: «Пусть насыщение соответствует посту, т.е. будет ограниченным: умеренно воздерживающийся от пищи и умеренно насыщающийся, не на много будет отстоять от весьма строго постящихся». В ином месте он и более подробно говорит о сем: «Теперь, братие, позвольте мы вам покажем в чем заключается богоугодный и истинный пост: потому что вам следует знать, что мы восхваляем телесный пост не сам по себе, но как содействующий чему-то иному – более душеполезному, потому что, как и божественный Павел говорит, плотское делание (само по себе) мало приносит пользы. Посему-то на основании опыта говорящие богоносные Отцы не одобряют многодневных невкушений пищи, но признают за лучшее вкушение пищи единожды в день, и то – вкушение не до насыщения; и такой пост они называют соразмерным и разумным. Это же и Писание говорит, чтобы мы не прельщались насыщением желудка и услаждением глотки, но лишь утоляли естественную потребность в еде, в то время как качество и количество ее должны быть соразмерены с силами и состоянием питаемого тела, чтобы по силе оно и его здоровье были сохранены. Потому что если соответственно немощи немощный ест от данных кушаний, – не прибавляя к необходимому совершенно лишнего и безполезного, – и если нуждается в пище, а не ищет услаждения, и нуждается в питье (вина) для подкрепления сил, а не ищет опьянения, и нуждается в умеренном употреблении и того и другого, а не ищет неумеренности, невоздержанности и злоупотребления, – то, по причине необходимого употребления большего количества или лучшего качества пищи, он не лишится святыни поста».

Но, как Св. Григорий Палама нам растолковал, сам по себе телесный пост не является самодовлеющей целью, а только средством для приобретения душевных благ. Посему, сказав о способе и образе телесного поста, он немедленно за тем говорит следующее: «Итак, это – начало истинного и богоугодного поста; цель же, ради которой он был узаконен и находится в чести у христиан, заключается в очищении души. Потому что, что за польза воздерживаться от телесной еды, и, в то же время, поддаваться плотским помыслам и страстям? Что за выгода воздерживаться от вина, и, в то же время, томиться жаждой и пьянеть, хотя и не от вина, но, как говорится в Писании: «Увы! пьяным не от вина» (Ис.29:9), и если душа мятется гневом и завистью? Что за польза воздерживаться от пышных трапез, и, в то же время, душу не иметь сокрушенной? и плоть «изменить елеа ради» (Пс.108:24), душу же не смирить в посте, как смирял себя Давид? Что за приобретение освободиться от мглы испарений, приходящей от изобильных яств, заботами же и суетными мыслями делать наш ум непригодным, а вместе с тем приводить в негодность и наши молитвы к Богу? Посему добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия злопамятства, совершения богомыслия (созерцания), молитвы и чистоты». Если же истинный пост имеет перед собой такие задачи, то он и должен выражаться во всех движениях души. Посему в иной беседе Св. Григорий так нам говорит: «Поскольку невоздержанность проявляется через все чувства, то на всех них наложим воздержание. Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к неподобному любопытству и к злословию; слух же – воспринимающим бесчинства и блудные песни и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства – последовательно вредящие, – то какая польза от поста? Конечно, никакой! Потому что ты бежишь от одного зла, чтобы тем самым бежать и от другого зла (т.е. ты бежишь от чревоугодия и пресыщения, чтобы благодаря сему бежать и от иных грехов, которые являются следствием чревоугодия, и которые порождают в душе пороки и грехи. Поскольку мы составлены из души и тела; не из одного только тела, но и из души, – то такой пост является истинным, который распространяется на все и все очищает и все врачует».

Закончим эту статью следующими словами Св. Григория Паламы: «Итак, возлюбленные, не только уклонимся от рыхлой (разнеженной) и расслабленной жизни, но как бы пред очами Божиими и пред Ним находясь, будем соделывать наш пост и псалмопение и молитву, зная, что ни пост, ни псалмопение, ни молитва сами по себе не могут спасти нас, но бывают спасительными для нас только тогда, когда совершаются пред очами Божиими. Потому что, как солнце согревает освещаемое им, так очи Господни, взирая, освящают нас. Совершается же это пред лицем Божиим тогда, когда ум выдержанно взирает на Него, и, по причине взирания на Него, совершается пост и пение псалмов и молитвы; но когда во время молитвы и псалмопения дух по временам простирается к Богу, по временам же приходит в упадок и беспокойство, то долженствует разуметь, что мы еще не всецело предали себя Богу, и не в законе Божием вся цель того, что нами совершается; посему, насколько мы отступаем от дел праведности, настолько не можем пребывать пред очами Божиими. «Не пребудут беззаконницы пред очима Твоима», говорится (Пс.5:6). Но мы, лежащие израненными, будем призывать Господа, могущего возложить на наши язвы пластырь и перевязать их. Итак, не дадим здесь, молю, послабления постам и молитвам, и со слезами и всеми способами будем призывать Его до тех пор, пока Он не приблизится и не исцелит нас: явим и делами, что мы богаты иметь Жениха Христа, Которого ныне от нас отлучившегося и в небесных селениях пребывающего, мы с твердой надеждой ожидаем». «Егда отнимется от них Жених, – говорит Он, – и тогда постятся» (Мф.9:15). Отсюда очевидно, что для призываемых Христом необходимо проводить всю жизнь в воздержании и посте, с благой надеждой ожидая трепетного Его Пришествия. Будем же особенно в эти дни постить и держать себя в состоянии готовности, ожидая и годовой день Воскресения Христова, чтобы чистыми чисто Страсти Его прославить и улучить соделанную через них для нас Господом бессмертную и блаженную жизнь, которую да будет всем нам получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Если читатель пожелает более подробно прочесть учение Св. Григория Паламы о посте и молитве, то он найдет обильный духовный материал в первом томе Бесед Св. Григория Паламы, недавно переведенных с греческого языка.


Источник: «Православное Обозрение». Периодический журнал Русской Православной Мысли. — Издание Русской Православной Зарубежной Церкви. — Montreal: Тиснение Братства преп. Иова Почаевского, 1979. — №47 (Март). — С. 1-14.

Комментарии для сайта Cackle