Слово на другой день Св. Пасхи

Источник

Христос воскресе!

Совершаем ныне память Сретения Господня. И Господь сретает Симеона, и праведный Симеон сретает Господа. Храм Иерусалимский было место сего благодатного со стороны Бога, а для Симеона превожделенного свидания. От первых времен обетования Божия послати Мессию роду человеческому все Праотцы Ветхого Завета ожидали (Лк. 10, 24) сего Господа Спасителя. Сам Авраам желал видети (Иоан. 8, 56) Мессию – облобызать Иисуса; но не мог узреть Его, как токмо веры очами. Сею благодатию ощастливлен праведный Симеон. Он узрел Господа своего, и удостоился принять Его в старческия объятия свои, а вместе сердце его исполнилось радости пренебесные: ибо жизни его временные пределом было положено, когда узрит он Господа.

Узреть Господа Бога! како не возрадоваться душе, когда она, сопровождаемая любовию и благодатию Божиею, преселится из смертного сего жилища в безсмертное блаженство к предвечному Отцу, своемуБогу?

Благочестивые слушатели! праведник сретает Господа Спасителя; Господь сретает праведника. И удивительно ли сие, когда благ Господь всем хранящим заповеди Его (Пс. 144, 9)? Грехи удаляют нас от Бога. Грешник бегает от Господа. Како убо Господь, не пришедый призвати праведников, но грешников на покаяние (Матф. 9, 13), како Господь сретает грешника? Сие достойно нашего и удивления и разсуждения. Побеседуем о сем.

Господь сретает грешника, т. е. Бог идет к твари Своей с распростертием тех рук, кои оную сотворили (Пс. 118, 73); но к твари неблагодарной, забывшей своего Творца, и славу Божию изменившей в подобие гад и четвероногих (Рим. 1, 23). Сия тварь есть всяк грешник человек. Бог правосудный предносит милость преступнику Его святейшего закона, и громы Своего гнева оставляя как бы позади Себя, мирным человеколюбия дождем орошает беззаконных. Сей преступник, есть беззаконник, есть грешник человек. Небесный Отец выходит издалече в сретение, расточившему блудно все наследие, сыну, принимает его паки в Свой дом и в прежнюю любовь (Лк. 15, 20). Сей расточитель небесного наследия есть блудный сын, есть грешник человек. Предвечный Царь и Господь Сам призывает должников Своих, прощает долги не имущему что воздати, немилосердому ко клеврету своему (Лк. 7, 41). Сей неблагодарный должник, есть грешник человек. Премилосердный Господь, оный Самарянин впадшего в разбойники вздымает на Свой скот, обязывает раны, помазывает маслом, нанимает гостинницу, врачует его (Лк. 10, 30). Но кого же? Того, кой после возопил: возми, возми, распни Его (Иоан. 19, 15). Сей ослепленный, неблагодарный, есть грешник человек. Небесный Учитель сам предъизбирает учеников Евангелия, открывает им тайны спасения, наставляет на путь царствия небесного; но Иуда предает Его. Сей предатель ученик, есть грешник человек. Всеблагий промысл Божий обогащает нивы и житницы, исполняет дом изобилием и трапезу довольствием; но богачь Евангельский забывает также Бога, как и Лазаря оставляет попечительству псов (Лк. 16, 21). Сей богачь, есть грешник человек. Содетель спасения нанимает делателей в вертограде Своем, посылает в оный рабов Своих, посылает и Сына Своего (Матф. 21, 35. 38), дабы воздать комуждо по трудам его; но наемники убивают и рабов и Сына. Сии наемники убийственные, суть грешники человеки. Кто убо не удивится благости Божией, сретающейся с неблагодарностию человеческою? И мы, и мы, где не встречаем Бога, нам благодеющего? Но наши ли добродетели призывают Господа во сретение нам? Наша ли душа, работающая плоти, привлекает Духа Божия, да воздыхает с нами (Рим. 8, 26)? Наше ли сердце, погруженное в страстях, привлекает благодать Господню, да хвалимся надеждою вечного спасения? Наше ли тело, блудные уды, привлекают святость Божию, да будем един дух с Господем (1Кор. 6, 17)? Наши ли желания, алчущия земных сокровищ, привлекают обетования царствия небесного? Мы, гниющий грехами и беззакониями труп, уже ли привлекаем смрадом нашим, чтобы чистейшая благодать орля к нему поспешала? О! кто, кто благости Божией, милующей нас, недостойных помилования, не удивится? Святый Апостол Павел, разсматривая судьбы Божии, промышляющия о грешнике человеке, воскликнул: о глубина премудрости и разума Божия (Рим. 11, 33)! Мы, при воображении великого Божия к нам снисхождения, с сердечною признательностию должны возопить: Тебе, Господи, слава и честь, нам же стыдение лица (Апок. 19, 1).

Но как встречает Господь грешника? Сим любоблагодатнейшим гласом: покайтеся. Глас, призывающий к покаянию, глас устен Божиих, глас воззывающий нас от дебрей грехов на путь добродетели, веры и спасения, везде слышится. Но сей глас те токмо слышат, на коих дражайший наш Спаситель Христос, при оканчивании Своих Притчей указывая, восклицал: имеяй уши слышати, да слышит (Матф. 13, 9). Т. е. тот токмо может слышать глас благодати Божией, кто желает оный слышать. Все, что ни имеем, все, что ни случается с нами, есть даяние Божие, есть глас, призывающий нас к покаянию. Не богатства мы получаем; но сретает нас богатством Бог, да богатеем добродетелями. Не бедность и нищета преследует человека; но предпосылает оные Бог, да человек возчувствует паче нищету душевную и признает, сколь горестна здешняя жизнь без насущного хлеба; но коль горестнее будущая жизнь ожидает тех, кои не имеют ни веры, ни добрых дел? Не совесть наша предвнушает нам то, что есть худое и Богопротивное, но сам Бог предносит нам скрижали Своего закона, да сердце и мысль и намерения наши располагаем по заповедям Его, дабы не услышать: идите от Мене проклятии во огнь вечный (Матф. 25, 41). Мы предобещаем себе долголетную жизнь; но знаем ли, что с обетованием долголетства сретает нас долготерпение Божие, ведущее нас к покаянию (Рим. 2, 4)? Мы боимся болезней и смерти: но страх сей предвселяет в нас Бог, дабы мы не умерли во грехах, и старались бы о здравии души: ибо недугующая беззакониями душа и покаянием неисцельная, не воскреснет на суд (Пс. 1, 5). О сколь сокровенны и неисчетны все судьбы, коими Господь сретает грешника человека, дабы его обратить к спасению и к вечному блаженству!

Но естьли где явственнейшим образом исходит Господь в сретение нам, то во храме священном. Воззрите в верх: для кого Иисус Христос распростер Божественные руки Своя на кресте? Для нас, для принятия в любовь Свою нас грешных человеков. Для кого проповедуется Евангелие на сем месте освященном? Для нас грешных человеков, да уверуем и имамы живот вечный. О ком на сем престоле приносится безкровная жертва? О нас грешных человеках, об очищении и отпущении наших грехов. Кого Церковь святая призывает к причащению тела и крови Христовой? Нас грешных человеков, да чрез приобщение Иисусу Христу приобщимся правде и святости Его, и соделаемся наследниками вечного блаженства.

Так, Слушатели! везде сретает нас Господь Своею милостию и человеколюбием: исходите убо и вы во сретение Господу, но исходите духом сокрушенным и смиренным сердцем; исходите во сретение Господу, но с отвержением себя и своих страстей; исходите во сретение Господу, но с покаянием о грехах своих. Не грехи нас удаляют от Бога; но нераскаянное пребывание во грехах. Не для того сретает нас Господь, что мы грешиики; но для того, чтобы нас из грешииков соделать праведниками. Се вскоре встретит нас Господь молитвою и постом: потщимся и мы встретить Господа, не согнувши шею яко серп, но сердце усмиривши; не с языком, Фарисейски делающим молитву, но хотя с пятью Мытаревыми словами: Боже, милостив буди мне грешнику (Лк. 18, 13). Благодать Божия падет на наше сердце, тако сокрушенное, облобызает его своею любовию, облечет его в одежду оправдания и исполнит небесных отрад. Тогда и мы с радостию воскликнем, подобно праведному Симеону: ныне, о Господи! отпущаеши рабом Твоим грехи по благодати Твоей, яко видим и чувствуем спасительную силу Твою, веселящую наши совести! Господи! Ты всегда сретаешь нас светом Твоего человеколюбия, сотвори, да во свете лица Твоего всегда ходити будем (Пс. 88, 16). Аминь.


Источник: Сочинения Анастасия, архиепископа Астраханского, бывшего Могилевского и Витебского : (С портр. преосвященного). - Издание Кораблева и Сирякова. - СПб.: В Типографии Ведомостей С.П.Б. Городской полиции, 1850. - XXII, 559 с. / Слово на другой день Св. Пасхи. 56-61 с.

Комментарии для сайта Cackle