О злых виноградарях
Сегодняшний евангельский рассказ навевает на сердце какую-то особенную грусть и печаль. Много раз мы слышали рассказ о злых виноградарях, не захотевших отдать Господу плодов. Много раз мы слышали чтение божественного рассказа, но всякий раз, когда мы его слышим, он навевает особенную грусть, особенно, если мы представим, при каких обстоятельствах была произнесена эта притча.
В последние дни служения в избранном городе Он говорил избранному народу эти слова, полные грусти, народу, который был предызбран, чтобы стать возлюбленным виноградником, наполниться благодатью Духа и наполнить этой благодатью весь мир, – народу, который вместо этого презрел божественный закон, божественную любовь, воспылал ненавистью и поднял руки нечестивые на Самого Сына Божия. Видя грядущую смерть, наступающее безумие, Господь с величайшей грустью говорил людям о злых виноградарях. Но они не поняли Его слов и не покаялись.
В наши дни эти слова имеют особое значение. Нам кажется, что они сказаны много веков назад не для другого народа, а для нас, здесь стоящих и молящихся. Кажется, что взор Спасителя, исполненный грусти, обращен к нашему сердцу и нам говорит о винограднике и злых делателях. Что представляет наш народ, наша страна и наша Церковь, как не избранный виноградник? Не Господь ли дал нам самое великое сокровище, которое было в Его любви? Это Он Сам дал нам божественную веру, Свою тайну, учение Православия; эту тайну в самой нерушимой полной целостности дал Он нам и предызбрал к особому служению. Он дал нам Православие, то есть такое христианство, в котором полнота евангельской истины хранится свято. Мы приняли от Него божественное учение, Он дал нам Свою божественную службу, исполненную несказанной красоты. Он дал нам дар святости, Он украсил нашу землю великолепными храмами, святынями, которые их наполняют. Он зажег светильники, Он подвиг подвижников и пустынножителей на их подвиги. Мы были обладателями пресветлого Православия. Но что мы сделали с даром? Что сделали с виноградником? Какой ответ дадим Господу? Мы не только не восхотели принести плоды, но и виноградник истоптали, изломали, хотели уничтожить божественную святыню, подвергли величайшему поруганию и в святыне подвергли поруганию и Его Возлюбленного Сына. Никто не вправе снять с себя ответственности за поругание. Каждый из нас наедине с самим собой или перед лицом Бога будет давать отчет в своей жизни в прошлом и должен сказать, что несет ответственность за поругание божественного виноградника, свидетелями которого судил Бог нам быть. Мы ответим потому, что в течение многих лет проявляли невнимание величайшее к божественной святыне и мудрости, и теперь, когда сердце дрожит при мысли, что Господь судил так, что мы останемся без участия в божественной службе, когда трепещет душа, мы начинаем сознавать, что значит эта святыня, какой ее смысл и ценность. В течение многих лет мы не давали себе отчета, занимались пустяками и хотели проникнуть в премудрость, увлеклись суетной красотой мира, побрякушками. А сердце оставалось холодным к нетленной красоте. Величайшим небрежением, равнодушием, холодностью – виновны мы перед Создателем и Богом. Если Он судил нам быть свидетелями великих скорбей, то потому, что мы соучастники, несущие ответственность за все, что видим.
Скорбью, великой скорбью наполняется сердце от слов Господа Вседержителя и взоров Сына Божия. Очи Его смотрят в глубину сердца. Воистину мы знаем, что Церковь непобедима и непоколебима, и врата адовы не одолеют ее. Церковь не может погибнуть, уничтожиться, но народ может погибнуть, может быть отвергнут Богом, как был отвергнут избранный народ иудейский. Душа человеческая может погибнуть, если не увидит Создателя и не покается. Мы как будто видим Господа, уходящего от нас и передающего виноградник другим виноградарям. Господи, да не будет так, да не оставишь, не покинешь нас за нечестие, но да пошлешь дар покаяния, чтобы мы верили, возвеселились и воскликнули: «Благословен грядый во Имя Господне!»