Источник

Здания монастырские

Переходя теперь к описанию современного состояния Варницкого монастыря и начиная таковое с храмов, мы должны сказать, что до 1770 года монастырские церкви были деревянные, равно как и все прочие здания и службы, и только содействию и благому почину Епископа Ростовского Афанасия обитель обязана своим настоящим состоянием. Он, будучи в Лавре архимандритом и после благолепия места земного упокоения великого святителя увидав полную нищету Варницкой обители из чувства глубокого уважения к родине преп. Сергия, – заложил в монастыре каменный храм, во имя живоначальные Троицы, холодный, одноглавый, посреди площади монастыря, с двумя приделами: правый – преподобных Сергия и Никона Радонежских чудотворцев; левый – святителей Афанасия и Кирилла, патриархов александрийских. В связи с церковью колокольня над папертью – трёхъярусная. Длина и ширина храма до 9 саж., высота с главой и крестом 13 сажен; средний алтарь длиною и шириною 8 арш., высотою 9½ арш., боковые по 7½ арш. ширины, 4½ длины 7½ высоты. –

Своды храма и купол утверждены на капитальных стенах и четырех четырехугольных столбах; стены, столпы, арки и своды украшены гипсовою работою. Колокольня в длину и ширину по 10 1/4 арш., высота ее с крестом до 19 саж.; на ней 9 колоколов. – Построение храма и колокольни относится к 1771.; 16 октября этого года церковь была освящена Епископом Афанасием.

Храм неоднократно затем ремонтировался как внутри, так и снаружи: в 1805–1806 г. настлан чугунный пол в церкви и во всех алтарях; 1827 г. возобновлены пять образов при столпах; 1820 г. на образе Живоначальные Троицы, стоящем на правом столпе, устроена среброчеканная позлащенная риза с венцами усердием Ростовской сборщицы Марии Афанасьевой. В 1839 году для образа преп. Сергия устроен резной киот на пожертвованную сумму ростовским купцом А. А. Говядиновым. 1844 г. возобновлены все три иконостаса со всеми в них иконами, старанием настоятеля Мелхиседека, Собравшего для того от разных благотворителей 3000 руб. асс. Те же работы произведены вновь в 1889–1890 г. иконостас вызолочен10; для икон св. Троицы и преп. Сергия – устроены резные киоты позолоченные; поправлена стенная живопись и внутренность храма в настоящее время приятно действует на глаз своею чистотою, блеском, свежестью красок; но, вместе с тем, производит впечатление не монастырского благолепия, а обыкновенной приходской церкви, только что отделанной благотворителем – старостой; ничто не напоминает умственному взору ценителя древности не только о седой старине XVI века, а даже и о живописи конца XVIII в., современной постройке храма.

В 1821 году на соборной церкви и колокольне позлащены кресты и под ними шары по гульфабре; окрашены главы и крыша ярью; стены обелены снаружи известью.

В последние годы (1890–1892) на колокольне надстроен еще ярус для пожертвованного колокола; но эта надстройка изменила общую архитектуру храма XVII в.

По входе в храм направо у столпа стоит, отдельно от других, резной киот с иконой преп. Сергия, пред которой теплится неугасимая лампада. Икона эта (9½ 7 вершк.) пожертвована неизвестным благотворителем, покрыта сребро-позлащенною ризою, на которой вычеканена следующая надпись: «Сия икона препод. Сергия с родителями, писана в Троицкой Сергиевой Лавре иноком живописцем Симеоном и освящена на мощах чудотворца, прислана оттуда Ростовскому Троицкому Сергиеву монастырю от имени неизвестного с билетом Москов. Сохр: казны № 68151 на вечный помин рода преподобного Сергия, по примеру Лавры, в начале всех заупокойных ектений. Вверху образа под звездою частицы св. мощей: Мирот. Димитрия Селунского, Иоанна да Никиты Новгородского, Макария Калязинского, преподобного Сергия и часть гроба его. Сии мощи переданы по наследству вкладчику из рода Богд. Мат. Хитрово думного дворянина и дворецкого памяти Царя Алексея Михайловича, столника Петра Саввича и Бригадира Н. Н. Хитрово». Икона в монастырь пожертвована в 1854 году.

Чудотворных и древних икон в храме нет. В 1870 г., как значится в монастырских записях, стояла в Соборной церкви несколько дней икона Божией Матери «якобы чудотворная», привлекала массу молящихся, но была у монастыря взята в приход Нажеровский. – В нашем собрании рукописей, между прочим, сохранилось следующее описание явления этой иконы, названной Цареградскою (в монастыре «за ветхостью наименование иконы недознано»): «В 1870 г. пред Пасхой, женщине дер. Новой, бывшей года полтора больною, явилась во сне Божия Матерь и сказала: «возьми меня к себе и ты выздоровеешь; моя икона – на вашей речке, близь вашей деревни». Женщина, проснувшись, не поверила сновидению, считая это за необыкновенный сон. В следующую ночь сновидение повторилось, но женщина опять не поверила. После третьего видения она сказала обо всем мужу, но и он признал его за бред; несмотря на то, женщина почувствовала сильное влечение идти на речку и пошла искать икону; но, долго искавши, не нашла и вернулась уже назад, как вдруг, обернувшись, увидела на речке, на кусте у камня, яркий свет: подошла к нему – это от иконы Богоматери. Обретение было в страстную субботу. Икона в размере обыкновенной комнатной, облупившаяся от времени; самый лик на ней едва рассмотреть можно. Женщина принесла ее домой и тогда же почувствовала себя здоровою; между тем обмыла ее и много раз смачивая водой, эту воду сливала в штоф. Вскоре слух об этом, со слов той женщины, разнесся по всему Ростовскому уезду и достиг до Ярославля. Между тем женщина держала явленную икону у себя дома и к ней повалил народ отовсюду, даже из дальних мест, в том числе множество разного рода больных, особенно кликуш, с припадками и приемами вроде тех, которые описаны в сказании ХVII и XVIII вв. об Иисусове Кресте и Николае Чудотворце. Владетельница новоявленного образа допускала к нему всех приходящих и раздавала им в небольших количествах воду, скаченную с иконы, от чего больше получали будто бы исцеление 11. Затем икона у женщины была взята местным священником; с 3 по 12 июня того 1870 г. находилась в Троицком храме Варницкого монастыря, откуда, по просьбе крестьян, перенесена в церковь села Нажерова, где, как местно считаемая находится и по сие время. О нахождении иконы в обители приведена ниже монастырская запись.

Правый придел Троицкого храма с виднеющейся надгробной плитой Епископа Августина.

У южной стены в Троицком храме погребен Преосвященный Епископ Августин Сахаров.

Теплый Введенский храм, по южной стене ограды, направо по входе в св. ворота. Главный алтарь во имя Введения во храм пресв. Богородицы; придельные: правый – св. пророка Илии, левый св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Длина храма 11 саж., ширина 6 с. высота с крестом 9 саж. При паперти – с одной стороны ризница, с другой сторожка. В ризнице никаких замечательных вещей, старинных риз и сосудов нет.

Храм построен в 1828 г. До того времени на противоположной, северной стороне у ограды стоял теплый же одноэтажный каменный храм во имя Николая Чудотворца, построенный в 1783–1786 г. при строителе Анатолии; церковь была тесно окружена разными хозяйственными пристройками, что и было причиной следующего несчастия: 26 сентября 1824 г. в соседнем сеновале вспыхнул пожар, уничтоживший все зимние запасы братии, потерпевшей в этом году особую нужду. Пожар коснулся и Никольской церкви, на которой прогорела крыша; во время тушения выломали иконостас и клироса, но алтарь и жертвенник не были тронуты; храм, мало-мальски поправленный, существовал до построения новой «в более безопасном месте» церкви; затем был нарушен и оставшийся материал употреблен на постройку нынешней трапезы. Здесь нужно заметить, что разрушенная железная крыша Никольской церкви была заменена соломенною. Старанием строителя, Иеромонаха Павла, служившего в обители с 1822 г., а также, главным образом, Преосвященного Августина, проживавшего тогда в монастыре, были собраны необходимые средства на устройство нового храма. Главным благотворителем был Ростовский купец М.М. Плешанов.

Сохранилось любопытное предание, как об этом благотворителе, так и причинах, вызвавших его участие к Варницкой обители: «Раз, во время званого обеда, на котором был Преосвященный Августин и Плешанов, последний, под влиянием выпитого вина, к чему-то придравшись, начал бранить Преосвященного, укорял его бедностью и, забывшись, даже рванул его за бороду. Возникло дело, которое поддерживал бывший на обеде Полицеймейстер; но преосвященный, простив обиду, сам ездил по начальству и, в конце концов, дело замял и прекратил12.

Благодарности Плешанова, понявшего всю тяжесть нанесенной им обиды и грозившего за нее наказания, – не было конца. Он, как будет видно ниже, кроме устройства теплого храма, навсегда остался благотворителем бедной обители; неоднократно помогал ей в разных нуждах и на помин души внес капитал; по смерти своей погребен на монастырском кладбище против алтаря отстроенной им церкви.

Первоначально Плешановым было доставлено в монастырь до 2 тысяч руб., извести и до 100 тысяч кирпичу. По получении 25 февраля 1826 г. храмозданной, разрешающей постройку, грамоты от Преосвященного Авраама, Архиепископа Ярославского и Ростовского, – прибавлено еще 37 тыс. кирпичу и 3000 пуд извести. К этому поступили пожертвования от Ростовского купечества: «Ивана Ивановича Балашова 15 тысяч руб., Андрея Абрамов. Титова 15-ть тысяч, Якова Петровича Емельянова 10-ть тысяч, купчихи Матрены Ивановны Мальгиной 5-ть тысяч, и на сумму от разных доброхотных дателей куплено в Ярославле извести 250 четвертей» 13.

1 мая 1826 г. было приступлено к работам; 27 того же мая была совершена закладка храма; 15 мая 1827 г., за окончанием кровельных работ, был водружен крест; в этом же месяце «было заключено условие с мастером иконного греческого ремесла украсить храм живописью за 1700 руб.» на средства Плешанова. 1828 г. 7 октября было совершено, по чиноположению, освящение главного алтаря во имя Введения во храм Пресв. Богородицы; к этому времени Плешановым же пожертвованы были одежды на два престола и жертвенник, богослужебные книги, евангелия и сосуды. –

1829 г. 20 января освящался придел Ильинский, а 3-го июня того же года придел Иоанно-Богословский. В 1883 году теплый храм обновлен был снаружи и внутри на средства покойного известного благотворителя святынь Ростовских И. А. Рулева († 1891 г.). – В этой же церкви находится и портрет преосвященного Августина в Архиерейском облачении.

Настоятельские келлии, каменные, двухэтажные, на западной стороне ограды, против холодного храма, крыты железом. Длина 18 ар., ширина 16, высота 9 арш. В верхнем этаже настоятельские келлии, а в нижнем 7 братских. Корпус построен первоначально в 1800 г., но в 1847 г., при строителе Иннокентии, совершенно вновь исправлен.

Трапеза и келлии братские, каменные, одноэтажные, по северной стороне ограды; длиною 10 саж., шириною 4 с., высотою 6 арш.; построен корпус в 1832 г. из материала, оставшегося от нарушенной Никольской церкви, с добавлением от благотворителей. В здании помещается: кухня, трапеза, две братские келлии и кладовые.

Хозяйственные постройки: по северной стене ограды: а) сарай, б) каретник; в) баня деревянные, построенные в разное время на монастырские средства, и г) по южной стороне, влево по входе, сарай каменный, кр. железом. –

Кроме этих зданий до 1854 г. стоял в монастыре деревянный дом – келлии преосвященного Августина, построенные на его собственные средства, где он проводил время в уединенных подвигах, посте и молитве, но нужда обители не пощадила оставленного Августином дома. В 1854 г. из келлий были вынуты печи, потолки, полы и оконные рамы, а остальное продано на снос «за 36 руб. сер.» с обязательством для покупателя – сломав сруб и вынув кирпичный и каменный буты сравнять место».

По восточной стене ограды, на нескольких от нее саженях, разбит монастырский огород, отделенный от кладбища, занимающего остальное место за обоими храмами, – палисадником; от двора монастырского кладбище отделено решёткой на каменных столбах, построенной в 1842 г. игуменом Киприаном, теперь совершенно ветхой, местами даже свалившейся.

Ограда каменная, с четырьмя по углам башнями, на пространстве: с южной стороны 64½ саж., с восточной 37½, с западной 44½, с северной 58½ саж.; вышина ее 5½ арш. Построена в 1848–1852 гг. на соединенные средства монастыря и благотворителей. Ранее стояла ограда деревянная. В южной стене – святые ворота, над которыми изображено на железном листе масляными красками явление Варфоломею (Сергию) ангела Божия с виднеющейся надписью: «на сем месте явися ангел Господень во образе инока отроку Варфоломею, иже и бысть Сергий, чудотворец Радонежский, основатель великия Лавры». В 1867 г. из Ярославского Архиерейского дома был прислан в монастырь Варницкий Иеродиакон Меркурий, очень недурной живописец, обучавшийся этому искусству, до поступления в монашество, в С-Петербургской Академии. Помянутая картина – его труд; им же написаны два ангела на паперти летнего храма.

* * *

10

В нижнем ярусе иконостаса находится написанная масляными красками картина, изображающая древний Ростовский Кремль в половине XVIII в. Рисунок сделан с гравюры того времени. На нем видна и часобитня, устроенная в XVII в. Ростовским Митрополитом Иоасафом Лазаревичем и сломанная в начале нынешнего столетия.

11

Это предание было нами напечатано в 1885 г. в книге «Ростовский уезд» при описании села Нажерова.

12

«Чтения» Импер. Общ. Ист. и Древн. 1882 г.

13

Запись монастырская.


Источник: Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова-Великого, Ярославской губернии... / А.А. Титов. - Сергиев Посад : 2 тип. А.И. Снегиревой, 1893. - 43 с.

Комментарии для сайта Cackle