Источник

I. Ростовский Кремль

Один из древнейших городов России, богатый своими святынями и старинными храмами – прекрасными памятниками церковной архитектуры допетровской Руси, довольно хорошо сохранившимися до нашего времени, – Ростов Великий с давнего времени пользуется особенным вниманием любителей родной старины и паломников, совершающих молитвенные путешествия по святым местам России.

Ростов раскинулся на низменной равнине по берегу озера Неро или Каово, и только центральная часть города занимает значительную возвышенность, которая тем более бросается в глаза, что на ней расположен своими величественными зданиями старинный Кремль, сердце города, хранитель главнейших святынь и древностей Великого Ростова.

Кремль обнесён со всех сторон высокою каменною стеною с бойницами, галереями и десятью довольно большими круглыми башнями, напоминающими своим видом крепостные сооружения.

По стене Кремля возвышаются два храма: на северной стороне, среди двух башен, церковь Воскресения Христова; на западной, также охраняемая с обеих сторон башнями, –– церковь Иоанна Богослова; внутри Кремля расположены: церковь Спаса на Сенях, храм Смоленской Божией Матери Одигитрии, здание Белой Палаты, Княжие терема, Дмитриевское духовное училище, различные постройки бывшего архиерейского дома, остатки «Красной Палаты» и здания, занимаемые теперь квартирами священно –– церковнослужителей Ростовского Успенского собора.

Кроме этих зданий и храмов, близ Юго–Западного угла кремлевской стены, вне Кремля, но в неразрывной с ним связи, стоит церковь Григория Богослова. Кремлю же принадлежит и местность, прилегающая к южной стороне его, окруженная невысокой каменной оградой с небольшой башенкой на западном углу; это место в старину занималось Григорьевским монастырём «Затвором», откуда в XIV веке вышел на дело проповеди просветитель зырян, святой Стефан Пермский.

К северу от Кремля стоит древнейший в Ростове соборный храм Успения Пресвятой Богородицы, где почивают мощи просветителей Ростовской области, святых угодников Божиих: Леонтия, Исаия, Игнатия, Феодора, Ростовских чудотворцев, и останки святого князя – мученика Василька.

Все, что мы знаем теперь под именем Ростовского Кремля, в течение многих веков –– со времени первоначального построения соборного храма в 990 году и до перевода архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль в 1788 году –– служило резиденцией владык Ростовских и было известно под названием «Ростовского архиерейского дома». Древнейшее указание о нём, как о «дворе епископов», находим в летописях под 1212 годом, но с того времени, то разрушаемый татарами, то горевший в бесчисленные пожары в Ростове, то, наконец, разграбленный и пожжённый поляками в годы смутного времени, архиерейский дом восстановлялся и строился несколько раз.

Сохранившиеся до нашего времени здания Кремля большею частию возведены в XVII столетии трудами приснопамятного Ростовского митрополита Ионы Сысоевича; другие – же, более древние, реставрированы им или вновь исправлены. Во времена Ионы Сысоевича Ростовская митрополия насчитывала в своём владении свыше 16.000 душ крестьян и богатейшие вотчины в уездах: Ростовском, Ярославском, Московском, Белозерском, Устюжском и Вологодском. Богатство это ясно отразилось в величественных Ионинских постройках, которые не только вызывали удивление посторонних зрителей, но в последствии, с уменьшением доходов митрополичьего дома, даже ставили в трудное положение самих обитателей роскошных палат. Так, в 1777 году Ростовский архиепископ Самуил Миславский писал князю А. Б. Куракину2: «Удивляетесь моего дома огромности? Оный построен митрополитом Ионой. Архитектура его совсем древняя; похожа на Кремль в Москве. Две грановитые палаты3 площадь подле оных, так точно, как в кремлёвском дворце; семь церквей каменных, все альфреско, только не живописью, а старым иконописством расписаны... Весьма достопамятное строение – только великая сумма на содержание нужна».

Преосвященный Самуил и сам имел желание несколько потрудиться над украшением архиерейского дома; на двухэтажном здании бывших митрополичьих покоев он наложил третий этаж с антресолями, но, получив назначение в Киев на кафедру митрополита, – вполне отстроить дома не успел, сообщив ему, однако, с того времени название «дома Самуилова».

Чрезвычайно интересный взгляд о значении Ростовского архиерейского дома высказан был архиепископом Самуилом в одном из своих писем к тому же князю Куракину.

«Не думаю», писал преосвященный, «чтобы в России подобный другой дом архиерейский мог сыскаться. «Можно сказать, что в России три места уважения достойны: Троицкая Лавра, Воскресенский монастырь Ново – Иерусалимский и Ростовский архиерейский дом!»

К сожалению, не всеми разделялся этот взгляд просвещенного иерарха.

Прошло не более полувека со дня перевода архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, как величественный Ростовский архиерейский дом представлял уже печальную картину полнейшего разрушения. Опустелые здания, лишенные надзора и поддержки, пришли в упадок; церкви оказались «излишними» и оставались без богослужения; в обширных и многочисленных подвалах древних палат нашли себе постоянное место склады спирта и вина, курени и ледники для трактирщиков... Красная Палата, построенная Ионой Сысоевичем «для пришествия государева», была сломана... Это было в 1840-х годах.

Обозревая Ростовский Кремль того времени, граф М. В. Толстой «грустил душею, видя разрушение древняго архиерейского дома, видя храмы Божии, в которых не совершалось божественного служения, видя в Белой Палате и везде груды мусора и мерзость запустения». Но хотя и в развалинах, но Кремль существовал, а между тем ещё за 20 лет до того ему грозила серьезная опасность быть окончательно снесённым с лица земли. Как нелицемерный свидетель, уцелел указ ярославской консистории 1820 года о продаже всего Кремля городскому обществу «для места гостинно – ярмарочного двора «с оставлением, впрочем, нескольких церквей, назначенных сначала также к сломке и разборке; и только несогласие ростовских граждан на поставленные условия отвратило от святыни «чашу сию».

Кремль находился тогда всё ещё в ведомстве духовном, но приведённый указ, а также интересное синодское дело 1819 года4 заставляют думать, что о древних памятниках не прилагалось никаких забот и попечений. На оборот, ещё в 1807 году, «по прошению ростовского собора протоиерея с братиею, сделано было указное распоряжение о сломке двух каменных церквей Григорьевской и Богословской с тем, чтобы из материала выстроить при холодном соборе тёплый». В дело, однако, вмешалось городское общество, которое подало прошение о сохранении всех пяти каменных, церквей бывшего архиерейского дома, «с изъяснением желания о возобновлении оных иждивением усердствующих граждан». Благодаря заявлению ростовцев, распоряжение о сломке церквей тормозилось и оставалось не исполненным до 1819 года, а затем, к счастию, и совсем было забыто.

Как можно судить, главным руководителем в вопросе о поддержании в то время разрушавшегося Кремля был ярославский губернатор А. М. Безобразов. В декабре 1824 года он предложил городскому обществу:

«не пожелает ли оное, отделяя ежегодно по пяти тысяч «рублей на постепенную поправку Кремля из городских» доходов, привести оный в прежний и прочный вид, «что послужит новым благолепием нынешнему состоянию города».

Общий вид Кремля.

Общество согласилось и ассигновало деньги, но первая попытка не была удачной: она ограничилась лишь устройством на двух башнях близ Иоанно – Богословской церкви деревянных крыш и окраске самого храма маслинною краскою. После этой частичной и незначительной починки Ростовский Кремль снова остаётся без должного призора свыше 35 лет, и только в начале 60-х годов минувшего столетия, по почину нескольких благотворителей из местных граждан, ростовским купцом И. И. Храниловым предпринято было более значительное возобновление Кремля. К сожалению, И. И. Хранилов умер, не доведя до конца своего прекрасного намерения; но и то, что им сделано –– вызывает к нему глубокую признательность, так как часть кремлевских зданий была сохранена от окончательного разрушения и уцелела до 80-х годов XIX столетия. В это время ярко вспыхнувшая и горячо поддержанная ревность к сохранению древних памятников и святынь дала, наконец, и средства и возможность произвести тщательную, научно обоснованную и глубоко продуманную реставрацию Ростовского Кремля, каковую он вполне заслужил своим славным историческим прошлым...

Реставрация Белой Палаты в 1883 году была первым в высшей степени успешным и счастливым опытом: успешным потому, что этот древний архитектурный памятник удалось сохранить во всей прелести первоначального вида, каким создал его неутомимый владыка труженик митрополит Иона Сысоевич; счастливым в том отношении, что вслед за восстановлением Белой Палаты, по щедрому почину братьев Евграфа и Всеволода Ивановичей Королевых, пожертвования на дальнейшие работы потекли обильно и безостановочно.

В актах Ростовского Музея церковных древностей, основанного в восстановленной Белой Палате, видим вслед за братьями Королёвыми имена следующих благотворителей: Константина Петровича Победоносцева, Алексея Леонтьевича Кекина, Ивана Алексеевича Рулева, Александра Ивановича и Ивана Александровича Вахрамеевых, Елизаветы Дмитриевны Мальгиной, Всеволода и Капитона Александровичей Мальгиных, Александра Петровича Селиванова, А. М. Попова, В. Д. Коншина, И. С. Титова, А. И. Лыжина, П. А. Галанина и некоторых других. Благодаря их пожертвованию и просвещенному содействию, в короткий срок – в течение следующего же 1884 года – были реставрированы:

Западная стена Кремля.

Благодаря их пожертвованию и просвещенному содействию, в короткий срок – в течение следующего же 1884 года – были реставрированы: переходная галерея от Белой Палаты к Княжим теремам, самые терема и церковь Григория Богослова. Затем, с 1885 г. и до сего времени шли: несколько стен, переходов и башен Кремля; церкви: Иоанна Богослова, Одигитриевская, Воскресения Христова, Спаса на Сенях и, наконец, часть Иерарших палат – бывшее жилище родоначальника царствующего дома Римановых, приснопамятного Ростовского митрополита Филарета Никитича.

Реставрированный Ростовский Кремль приобрёл в настоящее время большую известность не только у нас в России, но и за границей. Число путешественников, русских и иностранцев, с научной целью посещающих Ростов Великий и его знаменитый Кремль, год от года все увеличивается. Великолепные здания, стоящие теперь во всём блеске своей древней красоты, составляют предмет исследований многих учёных посетителей; священные памятники Кремля изображаются знаменитыми художниками и зарисовываются известными архитекторами.

Восстановленные здания Ростовского Кремля будут вечным памятником жертвователям, любителям родной старины. Не умрут имена их в летописях русской археологии и сохранятся навсегда на страницах местной истории!

* * *

2

Ростовский архиепископ Самуил Миславский в своих письмах к князю А. Б. Куракину. Ярославль, 1904 г., стр. 30.

3

Существующая Белая и уничтоженная Красная Палаты.

4

Дело 1819 года № 1035.


Источник: Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова : С портр. авт. и рис. - Изд. В.А. Талицкого - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 87 с., 1 л. портр. : ил. (Предисл.: В. Т[алицкого]).

Комментарии для сайта Cackle