Библиотеке требуются волонтёры

Источник

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе

Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором

в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу.

Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапезѣ, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову».

В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно. В 1280 году епископ Ростовский Игнатий (святой) покрыл соборную церковь оловом, а пол сделал из привозного красного мрамора23. В 1408 г., при архиепископе Ростовском Григории, в Ростове случилось страшное бедствие, равносильное татарскому погрому: «Погоре град Ростов и церковь каменная соборная святыя Богородицы падеся, и колокола разлишася; и иных церквей погоре 14, и людии многи стопе, июня 21»24. В «летописце о Ростовских архиереях», составленном, по преданию, св. Димитрием, говорится, что 21 июня, при архиепископе Григории, был в Ростове великий пожар и собор погорел со всем украшением: иконы, книги и многие старинные сосуды златые и серебряные, каменья драгоценные, жемчуги и священные облачения были уничтожены. Кровля церковная растопилась, верх и своды упали внутрь; кроме того, сгорели многие церкви, двор княжеский, боярские дворы и людские, и ряды со всеми товарами, потому-что тогда была «сушь велия и вихрь», и людей сгорело более тысячи.

Ростовский Успенский Собор

Пожар начался в день Всех Святых с церкви великомученицы Варвары, находившейся среди центра города, окруженной скученными постройками. В память этого печального события Варваринская церковь была переименована во имя Всех Святых; она существует (конечно, несколько раз после того перестроенная) до настоящего времени.

Архиепископ Григорий возобновил погоревшую соборную церковь, не пощадив всего своего имения: «помостил церковь дсками каменными25 и свинцовыми лоб и комары большия покры», и освятил храм 1 октября 1411 года. После этого до 1608 года собор, очевидно, не терпел никаких повреждений. Но в смутное время междуцарствия Ростов был разорён поляками, которые, соединясь с переяславцами, ворвались в город, беспощадно предавая всё огню и мечу. В то время Ростовский митрополит Филарет Никитич Романов затворился с ростовцами в соборной церкви, но враги выбили двери и, потеряв всякое уважение к святыне, бесчинствовали в самом храме. Защитники были побиты и церковныя сокровища разграблены; не уцелела и драгоценная рака св. Леонтия. «Переяславцы, –говорит историк, – пресытившись злодеяниями, возвратились в свои домы, оставя Ростов выжженным, разграбленным и заваленным трупами его обитателей». Из добычи, захваченной в Ростовском соборе, Сапега прислал Марине Мнишек образ св. Леонтия, снятый с гроба сего угодника, весь из чистого золота, весом в 5 пудов.

Митрополит Кирилл в 1619 г. и Варлаам в 1652 г. восстановили собор и снабдили его утварью. Особенно много сделал для собора митрополит Иона Сысоевич. Кроме постройки огромной колокольни со знаменитейшим по всей России звоном, им построено множество митр и других облачений; он также расписал соборный храм альфресковой живописью. Преемник его, митрополит Иоасаф Лазаревич, стал украшать собор в совершенно другом вкусе. Прежний каменный иконостас он заменил резным деревянным с позолотою и такие же иконостасы сделал вокруг четырех каменных столпов; написал новые иконы и пробил для большего света 9 широких окон, чем совершенно обезобразил прежнюю величественную архитектуру храма.

В самой внутренности собора, с правой стороны алтаря, вероятно, этим же митрополитом сделана каменная прикладка, значительно сократившая размеры этого алтаря. В прикладке сделана лестница в северо-восточную главу и там устроено нечто вроде палатки; под сводом этой главы, половина которой была закрыта каменным столпом, на уцелевшей половине оказалось прекрасно сохранившееся фресковое изображение апостола; живопись эта, по заявлению художников, относится к XIII веку, т. е. современна постройке собора.

В 1730 году внутренность соборного храма обгорела и архиепископами Георгием Дашковым и Иоакимом, в 1731–1735 годах, была восстановлена. Вновь построены главы железные, полужённые оловом, по решётке; кровля покрыта железом26; сделан новый, до сего времени существующий иконостас, а также и в приделе св. Леонтия; в главном же иконостасе многие образа написаны вновь.

В 1780 году архиепископ Самуил (впоследствии митрополит Киевский) возобновил стенное альфресковое письмо в соборе. Эта художественная работа была въ 1841–1843 гг. замазана крайне неприглядною маслинной живописью.

Благодаря таким переделкам Успенский собор мало-помалу утрачивал свои древние формы, а внутри его осталось мало памятников не только XIII, но и XVII века.

В начале 1885 года комиссия по возобновлению зданий Кремля была несколько отвлечена от своих работ новым, совершенно неожиданным событием: в Ростовском Успенском соборе была открыта древняя пещерная церковь с гробом святого Леонтия, Ростовскаго чудотворца; реставрация этой церкви привлекла особенное внимание комиссии и продолжалась весь 1885 год.

Обстоятельства, при которых пришлось открыть пещерный придел в Успенском соборе, были следующие: в 1884 году причтом собора переделывался в храме старый чугунный пол; во время перестилки его в приделе св. Леонтия членам комиссии довелось зайти туда и, случайно рассматривая снятые плиты пола, они обнаружили на стене, закрытой до того настилкой, следы фресок; руками стали выбирать мусор на том месте и фрески являлись все яснее и яснее. Тогда решились обратиться к г. начальнику губернии В. Д. Левшину, который и употребил все усилия, чтобы сделать надлежащие исследования в этой части собора, тем более что тут предполагалось отыскать склеп или усыпальницу с гробами Ростовских князей, погребенных, согласно летописи, под соборными сводами; о существовании же внизу древнего придела и гроба св. Леонтия никто и не подозревал, да и записей о том никаких не сохранилось.

С благословения преосвященнейшего Ионафана было дозволено расчистить находившийся под полом мусор и сделать выемку наваленной там земли и кирпича. При раскопках на левой стороне при входе в придел, на глубине 3-х аршин, оказались фрески с изображением св. Игнатия и возле этого изображения от главного алтаря спускалась на 3½ аршина каменная лестница.

При дальнейших раскопках, на той же глубине открылся каменный пол, абсид алтаря с кирпичным престолом и, наконец, на правой стороне, под тем местом, где наверху стояла серебряная рака св. Леонтия, почти наравне с полом оказалась каменная гробница, которую прислал князь Андрей Боголюбский для ново-открытых мощей святителя. Над гробницей оказались следы такого же свода, в виде ниши, как и на противоположной стороне; на стене превосходно сохранилось изображение св. Леонтия и часть тропаря угоднику Божию. Живопись и буквы должны быть отнесены, несомненно, к XVII веку; очевидно, они были сделаны при Ионе Сысоевиче.

Ввиду существовавшего предания, что под собором близь алтаря находится склеп, в котором погребены Ростовские князья и иерархи, были произведены и дальнейшие раскопки в разных частях собора. Но при довольно тщательных розысках, насколько это было позволено, усыпальницы Ростовских князей не оказалось: и только обнаружилось, что Ростовские владыки, погребенные на северной и южной сторонах собора, лежат в самом грунте под соборным полом, при чем некоторые гроба заделаны небольшими сводиками. Впрочем, часть главного алтаря, находящаяся между престолом и царскими вратами, по святости места, осталась неисследованною27.

Уничтожение Леонтьевского придела в нижней части собора и поднятие его на 3 ½ аршина, очевидно, было сделано при архиепископе Иоакиме, после пожара, бывшего в Ростове в 1730 году, когда внутренность собора обгорела; пожар вызвал капитальные переделки и пол придела, вероятно для удобства богослужения, был сравнен с полом главного алтаря.

Восстановление придела св. Леонтия было произведено кремлевской комиссией по проекту председателя Московского Архитектурного Общества Н. И. Никитина.

Первоначально открытый гроб святителя предполагалось обложить белым итальянским мрамором, а верхнюю доску, с изображением св. Леонтия, сделать на петлях, дабы возможно было открывать и видеть дар Андрея Боголюбского со священными останками; но проект этот, по некоторым, независящим от комиссии причинам, исполнить не удалось. Вместо мраморной облицовки гробницы поставлена была прежде бывшая серебряная рака, сооруженная в 1800 году; самый же гроб обложили дубовым футляром и установили в виде подножия серебряной раке; сбоку этого футляра выдвигается доска, для желающих видеть древний каменный гробь святителя. Это изменение проекта значительно повредило художественной части восстановления, предполагавшегося в стиле того времени.

Иконостас в приделе св. Леонтия (после реставрации).

Уцелевшее на правой стене фресковое изображение св. Леонтия осталось в том же виде и даже не потребовало обновления: так хорошо сохранилась живопись. Противоположная же сторона, хотя и была украшена такою же живописью, но, – вследствие небрежного обращения рабочих, которые, по желанию причта собора, намеревались было заложить эту часть каменной стеной, – живопись эта не могла быть сохранена и, снятая на кальку, она воспроизведена вновь художником Сафоновым.

Ниша на левой стороне несколько разнится от ниши над гробом св. Леонтия; судя по изображению св. Игнатия и тропарю этому угоднику, тут, вероятно, прежде стояла его рака, перенесенная при перестройке придела на другую сторону собора.

Иконостас в приделе сделан так, как он был первоначально и в главном алтаре собора – каменный; постановка иконостаса и аркасолий из подольского белого камня произведена мастером мраморного дела В. А. Москвиным, а иконы в иконостасе и царских вратах исполнены художником Сафоновым. Царские врата скопированы с древних царских врат Введенской церкви Переяславля-Залесского; лампады у местных образов – копии с таких же, находящихся в Музее Белой Палаты, а священные изображения на алтарной стене взяты со знаменитых фресок кремлёвских церквей, построенных митрополитом Ионою Сысоевичем.

Восстановление храма св. Леонтия обошлось по смете до 6000 рублей; часть этой суммы, именно 3000 руб., пожертвована была Царскосельским купцом Демидовым, а остальные приняты на средства собора.

Реставрацию придела св. Леонтия нельзя, однако, считать законченною. Пробитые Иоасафом Лазаревичем окна нарушают общую гармонию и являются контрастом с остальными деталями древнего зодчества; оставленная же на верхних частях стен придела масляная живопись совершенно не соответствует остаткам восстановленной фресковой живописи, покрывавшей некогда все стены собора.

Восстановленный древний пещерный храм св. Леонтия торжественно был освящен 29 сентября 1885 года.

* * *

23

Этот пол впоследствии был увезён в Москву и находится в Благовещенском соборе.

24

Лаврент. лет., стр. 511.

25

Часть этого пола была найдена при раскопках в соборе в 1884 году.

26

Очевидно, в это время и уничтожены закамары и другие украшения на соборной крыше. Что такие украшения были, то это видно на стенной живописи XVII века в холодной церкви Вознесения в Ростове. На стене изображены два события из жизни праведного Исидора Ростовского, причём виден ростовский собор с закамарами на крыше, колокольня и три ныне существующие церкви.

27

В этом месте, по записям, погребён строитель собора кн. Василий Константинович святой, убитый татарами на Сити. Чрезвычайно интересное сообщение сделал во время раскопок Д. А. Булатов; он писал о. протоиерею Π. П. Фивейскому, что в 40-х годах XIX века существовала дверь, ведущая под нижние своды собора, в усыпальницу Ростовских удельных князей, и что он, во время малолетства своего, спускался в эту усыпальницу чрез означенную дверь вместе с покойным отцом своим, и прикладывался там к гробнице блаженного Василька, князя Ростовского, находящейся под самым амвоном соборного храма.


Источник: Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова : С портр. авт. и рис. - Изд. В.А. Талицкого - Москва : Печ. А.И. Снегиревой, 1912. - VI, 87 с., 1 л. портр. : ил. (Предисл.: В. Т[алицкого]).

Комментарии для сайта Cackle