профессор Антон Владимирович Карташёв

Автобиография

Родился 11 (7) 1875 г. в Кыштыме, Екатеринбургского уезда. Пермской губернии. Это уральский горный завод, население которого со времен Петра Великого составилось из переселенцев из центральной России. Семьи со стороны отца и матери были из крепостных крестьян туляков, получивших на Урале звание «горно-заводско рабочих». Работая юридически в крепостном состоянии на разнообразных ролях от чернорабочего до управителя завода, население имело от своих владельцев еще и родовые земельные наделы, (так называемые «посесионные») с пахотой, выгоном и лесом. Уровень жизни был примитивный, но существование безбедное.

Прадед – Карташев был управителем завода, дед – помощником казначея, и отец (род. в 1845 г.), прошедший еще Николаевскую двухклассную министерскую школу и вышедший только 16-ти лет (1861 г.) из состояния раба, стал, с введением Земства, волостным писарем, затем земским гласным, и, наконец, с 1879 г. членом Земской Управы. Семья переселилась в Екатеринбург. Начался городской быт. Пафосом семьи было «выйти в люди» путем образования. Позади была тьма крепостной зависимости, в настоящем – радость свободы, и в будущем – светлые надежды на лучшую жизнь в свете «просвещения». Александра II-го боготворили, как «нашего» царя – Освободителя. Александра I-го не иначе называли, как Благословенным за то, что «нас» хотел освободить. А. В. рано «самоопределился» на Церковь и уже восьми с половиной лет посвящен был в стихарь старым епископом Екатеринбургским Нафанаилом (Леандровым), из вдовых протоиереев, очень любившим детей. Он и указал семье на Духовное училище. По окончании его в 1888-ом году А. В. поехал в Пермскую Духовную Семинарию. По окончании семинарии в 1894-м году, был послан на казенный счет в СПБ Духовную Академию. Кончив Академию в 1899-м году, был оставлен при кафедре Истории Русской Церкви. Лишь после этого, по ходатайству Академии, особым постановлением Кыштымское Волостное Правление вычеркнуло А. В. из списков «податного сословия» и перестало требовать уплаты крестьянской подати.

Только год пробыл А. В. Карташев на положении профессорского стипендиата. Смерть проф. П. Ф. Николаевского побудила Совет Академии возложить на молодого магистранта все бремя кафедры. И он нес его на положении доцента до 1905-го года, когда революционные бури вышибли его из тихой колеи. Общественный темперамент вовлек А. В. в публицистику. Неспокойная русская общественность узнала его и втянула в свой водоворот. Псевдонимные статьи его в книжках «Нового Пути» стали известны Св. Синоду. Ректор Академии, епископ Сергий, (впоследствии подсоветский патриарх) от лица Синода дружески предложил: прекратить публицистику, или уйти... А. В. с молодой храбростью избрал бурное «или». Поступил на службу в Императорскую Публичную Библиотеку и продолжал, уже не скрывая имени, писать по религиозным и церковным вопросам в газетах «Страна», «Слово», «Речь», «Русское Слово».

С 1906-го года А. В. Карташев приглашен был Советом Высших Женских Курсов в СПБ (Бестужевских) занять кафедру Истории Религий и Церкви и занимал ее до 1919-го года, до бегства из России.

Но своеобразную популярность А. В. Карташеву создало его активное участие в Религиозно-философских Собраниях (1901–1904 гг.), затем переформировавшихся в 1906 г. в «Религиозно-Философское Общество», где с 1909-го года ему пришлось быть Председателем.

Когда стряслась над Россией революция, и Думское Правительство послало в Св. Синод своего Думского обер-прокурора, В. Н. Львова, последнему десятки депутатских голосов подсказали отыскать неведомого ему Председателя Религиозно-Философского Общества, «либерального богослова», Карташева и взять себе в товарищи обер-прокурора. Так он и сделал. Но сам Львов, после кризиса Временного Правительства в июле 1917-го года, должен был покинуть ряды министров, как «националист», т. е. член партии правее «К. Д.» Карташев, как беспартийный и только что завербованный в партию «К. Д.», поставлен был на место Львова. Он преобразовал синодальную обер-прокуратуру в Министерство Вероисповеданий и уже в звании Министра Вероисповеданий официально открывал в Москве на другой день Успения 16-го августа 1917-го года, I Всероссийский Церковный Собор. По своему положению, А. В. Карташев введен был Собором и в его состав в качестве члена-мирянина.

Наконец мрачный день и ночь 25-го октября 1917-го года. Увод арестованных министров из Зимнего Дворца с опасностью жизни в Трубецкой бастион Петропавловской крепости. Оттуда – 7-го января 1918-го года в Кресты. 26-го января 1918-го года выпуск из тюрьмы в поднадзорное состояние. Приезд 3-го июля 1918-га года в Москву и работа в Соборе и в Высшем Церковном Совете, в члены которого А. В. К. был избран еще сидя в Петропавловской крепости.

Тайные и, конечно, смертельно опасные встречи и переговоры в Москве и в Петербурге по организации, так называемых «Центров», более правого и более левого. Приближавшаяся опасность нового ареста. Благополучное бегство в ночь нового 1919-го года через финляндскую границу. В Финляндии немедленное вхождение в Русский Комитет при строящемся фронте под командой генерала Юденича. По прекращении этой акции на территории Финляндии и Эстонии, переезд в 1920-м году в Париж. Здесь, в виду крушения белого фронта на юге России, новая попытка собирания политических сил эмиграции под прежним знаменем в виде Русского Национального Комитета.

Русский Национальный Комитет явился в результате довольно широкого «Съезда Русского Национального Объединения» в Париже, в мае 1921-го года, в момент печального сидения Врангелевской армии в Галлиполи, Лемносе и Чаталдже. Нравственная и политическая поддержка остаткам белой армии была злободневной и ближайшей задачей и Съезда и созданного им Рус. Нац. К-та. А. В. К., тогда же летом 1921-го года отправился к генералу Врангелю в Константинополь и к Армии в Галлиполи. Через это был заключен моральный договор национальной солидарности двух автономных русских антибольшевицких организаций – политической (Р. Н. К.) и военной – Армии, переформированной вскоре в Р.О.В.С. Президиум Р.Н.К приглашался генералом Врангелем на совещание в Белград и в 1924-м году А. В. К. состоял председателем и идеологом Р. Н. К. вплоть до официального закрытия его в 1940-м году уже под немецкой оккупацией. Организующей энергией и движущим мотором деятельности Р. Н. К. являлся его вице-председатель, достопамятный патриот, М. М. Федоров. В 1920–1930 гг. Карташев и Федоров сотрудничают в боевом антибольшевицком еженедельнике «Борьба за Россию», руководимом С. П. Мельгуновым.

Новую эпоху в биографии А. В. К-ва создает факт возникновения в 1925 г. в Париже Высшей Богословской Школы. Он возвращает А. В. К. в его академическую колею. При недостатке специалистов, А. В. К-ву пришлось в течение четверти века (1925–1950) вести преподавание по двум кафедрам: Истории Церкви и Ветхого Завета с еврейским языком.

Печататься А. В. начал еще на студенческой скамье, в России. Полный список его богословских и церковно-практических работ заграничного эмигрантского периода (с 1921 г.) недавно, в 1954 г., издан по-английски наряду с другими профессорами Св. Сергиевской Дух. Академии. Последнюю четверть века статьи А. В. обычно печатались в повременном органе Св. Серг. Дух. Академии «Православная Мысль» и отдельно: «На путях к Вселенскому Собору» (1932 г.); «Ветхозаветная Библейская Критика» (1947 г.). Последнюю работу сам автор считает своей главной заслугой перед православной богословской наукой, не только русской, но и всех других братских православных церквей. Она прерывает боязливый заговор молчания, преодоленный к настоящему времени, даже консервативной римо-католической наукой. Покойный декан Св. Серг. Академии о. Сергий Булгаков внес предложение, поддержанное и почетным Ректором Академии митрополитом Евлогием, чтобы за эту книгу А. В. К. был увенчан званием Доктора Церковных Наук «гонорис кауза». Ждут своего опубликования объемистые и школьно нужные труды старого профессора: Курсы лекций – по Истории Вселенских Соборов и по Истории Русской Церкви.


Источник: Автобиография Антона Владимирович Карташёва (1875—1966) // «Вестник Русского студенческого христианского движения». — Париж — Нью-Йорк. — 1960. — № 58—59. — С. 57—61.

Вам может быть интересно:

1. Жизненный путь Митрополита-Экзарха Владимира профессор Антон Владимирович Карташёв

2. Антон Владимирович Карташев епископ Кассиан (Безобразов)

3. Кирилл II, Митрополит Киевский и всея России протоиерей Александр Горский

4. Полезное издание [Рец. на:] Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей профессор Алексей Петрович Лебедев

5. А. В. Карташев Николай Михайлович Зёрнов

6. Святой Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды митрополит Антоний (Вадковский)

7. Из академической жизни: Виктор Михайлович Васнецов ― почетный член Императорской Московской Духовной Академии профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

8. Профессор А.П. Лебедев профессор Анатолий Алексеевич Спасский

9. Об архимандрите Киприане протопресвитер Борис Бобринский

10. Автобиография схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов)

Комментарии для сайта Cackle