преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

291. Не с крестом наперсным, а с крестом, на рамена возложенным, поздравлять должно

Ваше Высокопреподобие всечестнейший и любезнейший и достопочтеннейший батюшка отец Строитель!

Хотя и лично сподобил меня Господь Бог принесть Вам мое благожелательное поздравление с боговрученною святою обителию, св. великомученика Георгия; но и заочно, за должное себе поставил повторить пред Вами мое поздравление и благожелание; ибо сердце мое от Вашего не в разделе. С чем же мне Вас поздравить? Некоторые любят, чтоб их поздравляли с наперстными крестами, но они иногда бывают виновны нашего тщеславия, почему я до времени с оными и не поздравлю; а поздравлю Вас, моего благодетеля, с крестом Христовым, т. е. с крестом, Самим Христом на рамена Ваши возложенным! Поистине, и сей святый крест для неискусившихся вельми вожделенен; но нам с Вами, отче святый, пожалован он вместо вериг железных, коими вся свобода наша связана, чтобы мы не себе служили и не себя покоили, но были бы всегдашними слугами боговверенной нам братии. Воистину, тяжек этот крест! Однако хотя и тяжек, но спасителен; ибо больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя – рече Господь. Тяжек был крест и для Христа Спасителя нашего, под которым человечество Его падало; а когда Он распят был, то между ругательствами некоторые кричали Ему: сниди со креста! Но Спаситель наш не послушал, не сошел со креста, а изволил претерпеть до конца, и душу Свою положить! Наши же теперешние кресты, без сравнения хотя и легче того, но мы почти ежедневно под оными изнемогаем, унываем, и падаем духом; особенно тогда, когда поносят нам, и вместо любви, благодарности и повиновения, платят нам ненавистию, ропотом и прекословием; тогда и наша плоть, любящая собственный покой шепчет нам, а иногда от нетерпения даже нескромна и кричит: сниди со креста! откажись от должности, доколе будешь мучиться? Но и мы не будем слушать ее, не сойдем со креста, не будем изыскивать случаев ко освобождению от должности, слушая Самого Христа: претерпевый до конца, той спасен будет! Итак, любезнейший батюшка, с сим-то святым крестом Вас усерднейше поздравляю! Даруй Вам Господи терпение, великодушие и кротость! Сам Господь Бог да будет Вам наставник и заступник, и да исполнит сердце Ваше радости духовной, и да сохранит здравие Ваше на многие лета во благодушии и благоденствии, и наконец да спасет Вас и вверенное Вам братство и всех вас (и нас грешных) да упокоит со святыми в Небесном Царствии!

Чего, от всей моей души, исполненной к Вам любви, богомольчески Вам желаю!

После сего доношу Вам и о себе, что я, за молитвами святых отцов, и за молитвами Вашими, слава Богу, доколе жив; но грехов ради премногих, болезни мои не покидают меня. Впрочем, не столько страдаю, сколько страдали святые; и не столько страдаю, сколько заслужил; ибо Господь милостив ко мне: не по грехом моим воздает мне.

21 Сентября 1842 г.

Вы сообщили мне о своем желании посетить жребий Матери Божией, святую Афонскую гору, и видеть там святых отцов подвижников. Каковое желание Ваше, яко благое, и исполни Господи! А мне, при чтении о желании Вашем, пришел на память один случай из жития святых, а именно: один святой старец, настоятель, вздумал посетить святые места и поклониться гробу Господню, и отправился; а диавол, увидя, что нет настоятеля в монастыре, вскочил как волк во ограду, и все там перемутил, о чем было открыто от Бога и старцу оному. Удивительно, что и благие желания не остаются без искушений, что самое и я грешный испытал некогда на себе, отправясь на поклонение св. Митрофану.

Вот, слава Богу, и настоятель Сергиевой пустыни возведен на высокую степень Преосвященства, который в боговрученную ему епархию и отправился в минувшую субботу, 23 ноября. Да благословит Господь Бог путешествие его и новое служение! Св. ап. Павел истину сказал: кто епископства желает, тот добра дела желает. Ибо пастырское служение есть без крови мученичество, а не боярство, пастырь добрый должен душу свою полагать за овцы, что самое и на долю Преосвященнейшего Иг[натия] предлежит.

30 ноября 1857 г.

Слава Богу, что Вы намерение свое посетить святую Афонскую гору отсрочили до году, и занялись благоукрашением св. храма в своей обители. В Афонской горе побывать, есть дело собственного произвола; а заниматься благоустройством своей обители и благоукрашением оной, есть дело Божие, возложенное на Вас самим Богом; а посему и должно предпочесть сие паче оного.

18 марта 1858 г.

Насчет желания Вашего, чтоб уволиться из должности ради неисцельной болезни своей, это по моему скудоумному замечанию, дело доброе; ибо человеку немощному – самому до себя; а посему да исполнит Господь сие желание Ваше! Между тем, было у меня частное собеседование о сем со старцем своим, который мне сказал: «Мне бы и должно просить увольнения от должности, судя и по дряхлости и по преклонным летам, но опасаюсь следовать своей воле, дабы тем не быть противным воле Божией, не ведая, что мне полезнее? А притом и Господь Бог призывает к вечному упокоению не праздных, а труждающихся и обремененных». Почему и осмеливаюсь я мнение старцево сообщить Вам для соображения Вашего.

Лишение, или разлука с общим старцем нашим отцом Макарием чувствительно для всей обители нашей, и никем не заменимо. Болезнь его хотя и не безопасная, но могла бы быть и излеченной, но видно совершилась свыше предопределенная ему чреда служения на земном поприще, и Господь благоволил призвать его к Себе на вечный покой. И мне грешному, как и св. Петру, приходило желание: добро бы было нам, если блаженный старец еще бы побыл с нами зде! Но Господь Бог, глубиною мудрости Своея, благоволил лучшее даровать ему, а нам даровал чрез жизнь его назидательный урок: жить не для себя, а для пользы ближних, за которых заповедано нам и души своей не щадить!

Вам угодно услышать от меня неразумного суждение о том, что – не рано ли слагаете с себя бремя управления св. обителию? и угодно ли это Богу? и будет ли от сего душе Вашей какая польза? На первое осмелюсь сказать: что, если бы было рано, то начальство не согласилось бы уволить Вас. А о втором: угодно ли это Богу? то это Ему только Единому и известно! А о третием, будет ли от безмолвия каковая душевная польза? о сем в свое время вернее всех скажет суд своей совести!

Итак, простите мне, отче святый, за безумие мое, и не лишите меня Ваших св. молитв и благословения, в надежде коих и остаюсь навсегда к Высокопреподобнейшему лицу Вашему с истинным высокопочитанием моим и любовию о Господе, благожелательным сомолитвенником Вашим и слугою недостойный и. Антоний.

12 декабря 1861 г.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle