Источник

Часть I. Беседы о бытии Бога

№ 1. Доказала ли наука, что нет Бога?

I. Атеисты говорят, что:

1) наука доказала несуществование Бога и

2) потому именно большинство учёных – люди неверующие.

II. Ответ верующего атеистам:

1) Никакая наука не доказала небытие Бога. Укажите нам ту науку, которая доказала бы несуществование Бога: наук много, всех их мы перечислить не можем. Для примера возьмём:

а) Математические науки; они не занимаются вопросом – есть ли Бог, или нет Его; они имеют дело с числами, вычислениями, формулами.

б) Естественные науки: биология, физиология, минералогия, ботаника, геология и др. также этим вопросом не занимаются. Каждая из них имеет свой круг опытов и наблюдений и не говорит о том, есть ли Бог или нет Его.

в) Не отрицают бытие Бога и медицинские науки, изучающие организмы, их жизнь, болезни и средства лечения.

г) Не доказывает небытие Бога и астрономия. Хотя она и изучает небо с его звёздами, но Бога там она не ищет, а ищет и исследует Солнце, Луну, звёзды и разные планеты с кометами...

Итак, пусть укажут нам безбожники такую науку, которая изучала бы Бога и доказала, что Его нет, т.е. чтобы она сказала: «Вот я, наука, существующая столько-то лет, ищу Бога, ничем иным не занимаюсь, имею учёных, которые всю свою жизнь посвятили исканию Бога, – я на основании всех своих исследований утверждаю, что Бога нет»... Но такой науки не было и не существует.

2) Среди учёных многие, даже большинство – люди верующие.

А) Не будем говорить об учёных, давно живших. Самые знаменитые из них были люди глубоко верующие. Так, например: Линней, знаменитый шведский естествоиспытатель; Ньютон – знаменитый английский математик и физик; Кеплер – знаменитый немецкий астроном; Ломоносов – русский учёный; Пастер – знаменитый французский профессор-врач; Пирогов – наша русская гордость – доктор, и множество других знаменитостей и учёных.

Б) И в настоящее время большинство учёных веруют в Бога. Вот доказательства:

а) В 1911 году вышла книга англичанина Табрума «Религиозные верования современных учёных». Табрум обратился к современным нам учёным с вопросами: верят ли учёные в Бога и расходится ли Библия с наукой? Ответы прислали следующие учёные: физики – 21 человек, геологи – 8 чел., биологи и физиологи – 37 чел., зоологи – 8 чел., анатомы – 6 чел., патологи – 4 чел., ботаники – 4 чел., антропологи – 3 чел., гинекологи – 6 чел., психологи – 5 чел., математики – 5 чел., астрономы – 9 чел., инженеры-электротехники – 3 чел. и других учёных – 14 человек, итого 133 учёных, среди которых не оказалось ни одного атеиста.

б) В 1907 году 90 профессоров Кембриджского университета (в Англии) подали архиепископу англиканской церкви записку, в которой заявили, что они веруют в Бога во Св. Троице, в воплощение Сына Божия, и находят нужным внести исправление только в один пункт Символа о т.наз. «осудительных заключениях», так как они, по их мнению, переходят за пределы, указанные Св. Писанием.

в) Недавно в Милане был конгресс этнологов (учёные, изучающие нравы народов), которые торжественно засвидетельствовали, «что никогда ещё не было такого контакта (согласия) между верой и научным знанием, как в наши дни».

г) Лейпцигский биолог Ганс Дриги в своей работе «Метафизика» (1925 год) утверждает, что в наше время существование Божества есть научно установленный факт.

д) В прошлом году в Петрограде, по поводу 200-летия Академии Наук, американский профессор Моди, отвечая Зиновьеву, свою речь закончил такими словами: «Бог да благословит вашу Академию Наук, Бог да благословит Ленинград и вашу страну».

На этом же съезде Планк, известный физик, сказал, что развитие физики не противоречит религии, но наоборот.

3) Учёным свойственно ошибаться, а посему, если бы даже учёные и отрицали Бога, то это не есть доказательство несуществования Бога.

Вот вам яркие примеры ошибок учёных:

A) Тысячу лет тому назад все учёные, и даже не так давно учёный – астроном Тихо Браге, утверждали, что Солнце ходит вокруг Земли. Люди тогда верили этим учёным и повторяли их ошибку.

Б) Лондонское Королевское Учёное Общество некогда раскритиковало сообщение Франклина об изобретённом им громоотводе.

B) Когда в 1838 году во французской Палате Депутатов поднялся вопрос о проведении железной дороги, то большинство высказалось против неё; инженеры и механики доказывали невозможность самого движения по железной дороге; врачи говорили, что от сильного движения будут заболевать пассажиры; финансисты видели убыток для государства в новом способе перевозки.

В Баварии, в то же время, признают проведение железных дорог делом преступным и, если соглашаются на проведение их, то с обязательством обнести их с обеих сторон забором.

Вот вам ошибки учёных в своих собственных областях. Неужели после этого мы можем слепо доверять им в делах религии, которыми они не занимаются?

Если не позовём мы механика лечить своего ребёнка, а доктора – исправить веялку, если не пригласим математика давать нам уроки садоводства, а садовника читать лекции по астрономии, ибо они не знакомы с этими знаниями, и мы им в них не доверяем, то не будем слепо верить тем учёным, которые религией не занимаются.

Большинство учёных так уходят в свои занятия, что не знают, как растёт рожь и пшеница, как добывается льняное масло, дубится кожа, как идёт жизнь на базарах, в магазинах и многое другое. И когда вам нужно купить какую-либо материю, то вы именно к учёным не обратитесь и с мнением их считаться не станете.

Так не обязательны нам мнения учёных и в отношении религии.

4) Если бы какая-либо наука и отрицала бытие Бога на том основании, что Его не видят, а признание Его держится на вере, то и тогда мы имели бы право с нею не согласиться, потому что многие науки держатся на вере и полны противоречий.

А) Доказательство тому, что науки держатся на вере:

а) Многие научные положения основаны на гипотезах, т.е. предположениях более или менее вероятных. Такой гипотезой являются всякие «научные» объяснения происхождения мира и человека, ибо до сих пор ещё никто не доказал того, как произошёл мир.

б) Самый наш опыт, т.е. то, что мы видим, слышим, чувствуем, – держится на вере. Нам кажется, что всё то, что мы видим, слышим, ощущаем, – существует таким, каковым оно нам представляется. Но это не так. Для примера возьмите электрический ток. Что он собой представляет, мы не знаем: проведем его к глазу – он вызывает свет, к уху – слышим шум, к языку – ощущение вкуса. Точно также обстоит дело с цветом. Один говорит: это синий цвет, другой то же самое видит в зелёном цвете, а третий – в голубом. Где же истина? Что на самом деле электрический ток, или каков цвет сам в себе?.. Правды мы не знаем, а верим своим глазам, уму и нервам. Тем же, кто глух и слеп, кажется, что нет ни света, ни звука.

Б) Немало и таких вопросов, в которых науки доселе не пришли к соглашению. Так, например:

а) доселе наука не знает, сколько времени существует наша Земля. Учёный Бишоф говорит, что Земля существует 3 миллиарда лет; Геккель – 100 миллионов лет; Фурье – 49 миллионов лет; немецкий геолог Глаубрехт – 12 тысяч лет.

б) нет согласия и между учёными-врачами. Многие из них лечат по-своему и не признают других способов лечения. Заболеет человек, приглашаете врача-аллопата. Тот прописывает лекарства. Не помогают. Вы зовёте доктора-гомеопата. Этот бракует прежние рецепты и прописывает свои. Не помогают и они; вы везёте больного в водолечебницу. Здесь бракуют те и другие лекарства и лечат по своему методу. Не помогает гидропатия, тогда вы прибегаете к доктору, лечащему гипнозом. Тот критикует все прежние способы лечения и применяет свой. Вот вам одна наука – медицина, а сколько в ней несогласий и противоречий.

Можем ли мы после сего слепо доверять учёным и говорить, что Бога нет, потому что такие-то учёные не веруют в Бога или расходятся в этом вопросе?..

5) Сами учёные сознаются в том, что их знания по сравнению с миром тайн ничтожны.

A) «Я знаю только одно, что я ничего не знаю», – говорил Сократ, древний мудрец.

Б) Великий учёный Ньютон писал: «Я представляюсь себе ребёнком, который играет на берегу моря и собирает красивые раковины, между тем, как великий океан глубоко скрывает истину от глаз его».

B) Великий французский химик Дюма пишет: «Наука уже и теперь убедилась, что она пребывает в неведении сущности вещей, и что ей не дана миссия открывать богов и взвешивать на своих грубых весах душу человеческую»670.

Атеист JIe-Дантек признаёт, что «невозможное для человека во вселенной, несомненно, есть. Есть вопросы, на которые у науки нет ответов и никогда не будет»671.

III. Почему некоторые люди не веруют в Бога?

На этот вопрос пусть ответят сами безбожники.

1) Русский писатель Алексей Быков устами одного из своих героев говорит:

«Я отрёкся от христианства, потому что у меня нет души, потому что я не нуждаюсь в небесном царстве. Я люблю тело, люблю жизнь, люблю вечное обновление; ни одна религия меня не удовлетворит. Мой бог – моё сердце, оно само себя создало. Юпитер и Будда тут ни причём. Что мне Христос, и что Магомет, и Папа Римский? Я – животное и хочу быть животным»672.

Желание быть животными многих делает безбожниками.

2) Атеист Ницше пишет: «Бог должен был умереть: Он смотрел глазами, которые видели всё; Он видел глубины и основания человека, видел весь его затаенный срам и всю его скверность. Его сострадание не знало стыда. Он проникал в мои грязнейшие уголки. Этот любопытнейший... слишком сострадательный, должен был умереть. Он постоянно видел меня; такому свидетелю я хотел отомстить, или сам перестать жить. Кто видел всё, даже человека, должен был умереть. Человек не перенесёт, чтобы такой свидетель жил».

IV. Заключение:

Верь же в Господа Бога, Творца и Промыслителя; люби Его – Своего Искупителя и Спасителя; стремись к Нему – Своему Началу и Виновнику всякого бытия; найдёшь Его – найдёшь собственное счастье, мир и душевный покой.

№ 2. Космологическое доказательство бытия Божия

«Данные науки указывают нам не на безличную,

неопределённую мировую душу, а на Бога-Творца,

на вечно действующего Создателя мира и его Правителя»

(Табрум. Религиозные верования современных учёных)

I. Существовать – значит проявлять себя.

1) Когда мы говорим, что человек существует, то это значит, что он говорит, ходит, что-то делает, другими словами – проявляет себя. Если же он перестаёт себя проявлять – умирает, то, хотя он ещё несколько времени и находится среди людей, но мы говорим, что он не существует.

2) Существует, т.е. проявляет себя не только то, что мы видим, но и то, чего мы не видим. Например, проявляет себя ум человеческий, которого никто и никогда не видел; проявляет себя память, совесть...

3) То же замечается и в физической природе. В растениях проявляют себя крайне тонкие канальцы, через которые соками питаются растения. По ним двигается пища растений, но сами они невидимы.

В немецких водах водятся растения, в которых содержится йод, которого никакие анализы не обнаружили ни в почве, ни в воде того же моря. Значит, невидимый в почве или в воде йод проявляет себя в растениях.

Итак, невидимое мы признаем тогда, как замечаем его проявление. Отсюда говорить о том, что Бог существует – равно беседе о том, как и где Бог проявляется.

II. Бог Себя проявляет:

1) В существовании нашей планеты – Земли.

А) Земля представляет собой прекрасную по своим видам (высокие горы Кавказа, бушующие моря, сельвасы, беспредельные степи, наши украинские деревни...), богатейшую по всему находящемуся в ней и на ней, дивную по единству плана планету.

а) Откуда появилась она?.. Неужели слепой случай создал эту красоту, богатство, целесообразность и единство?

Древний писатель Цицерон говорил: «Могу ли я не удивляться, слыша то мнение, будто какие-то твёрдые и нераздельные тела, увлекаемые неизвестною силою и тяжестью, стремились вниз и случайным столкновением произвели этот благоустроенный и прекрасный мир. Если это возможно, то почему не допустить того, что стоит только высыпать на землю бесчисленное множество отлитых из золота букв латинской азбуки и из них составится летопись Еннея, – но не знаю, сможет ли случай таким образом сложить хоть один стих. Если же соединение атомов могло произвести целый мир, то почему же не может оно составить единого храма, или дома, или города, что было бы гораздо проще и легче».

Б) Дарвин на последней странице своего сочинения «Происхождение видов» пишет: «Есть величие в том воззрении, по которому жизнь с её проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число клеток». Из этих слов видно, что Дарвин признавал происхождение мира не от случая, а от Творца-Бога.

2) Во взаимоотношениях Солнца, Луны и Земли проявляется Бог.

A) Ежедневный восход и заход солнца поражает своей удивительной точностью. Так, например, как в 1927 году 21 марта солнце взошло в 6 ч. 3 мин. утра и зашло в 18 ч. 14 мин., так в то же время оно в этот день восходило и заходило в прошлом году и десять лет тому назад; в это же время оно взойдёт и зайдёт и в будущем году. Кто следит за ходом солнца, кому оно обязано своею точностью?

Б) То же скажем и о луне с её фазами...

B) Та же точность и в смене времени года. С каждого 21 марта солнце начинает подыматься на небе всё выше и выше (начинается весна), день, прибавляется; каждого 21 июня день самый длинный. После него день уменьшается. 21 сентября – осеннее равноденствие и 21 декабря – самый короткий день. И это повторяется из года в год. Откуда такая точность? Кто наблюдает за этим? Неужели всё это от случая?..

Древний мудрец Платон пишет: «Замечая порядок в моих словах и действиях, вы судите о разумной душе во мне, думайте же о Верховно-Разумной Душе, видя порядок в мире».

3) В существовании надземного (звёздного) мира проявляется Бог.

А) Вселенная состоит из неисчислимого количества звёзд, каждая из которых представляет собой землю. Большинство из них во много раз больше той Земли, на которой мы живём. Так, например, Солнце больше Земли в 1.279.267 раз; Юпитер – в 1140 раз; Сатурн – в 864 раза; солнце Большого Пса – в 14 миллионов раз. В увеличительное стекло астроном Гершель в одном только туманном пятне Млечного Пути насчитал 18 тысяч звёзд.

Откуда эти огромнейшие миры?

Б) Пространство мировое пугает нас своею беспредельностью. Так, Земля от Солнца отстоит чуть ли не на 150 миллионов вёрст; Юпитер от Солнца – на 720 миллионов вёрст, Нептун – на 4160 миллионов вёрст.

Другие же звёзды так далеки от Земли, что свет от них (а свет в секунду проходит до 280000 вёрст) доходит к нам за много минут, а то месяцев и даже годов. От Солнца свет доходит до Центавра за 3,5 часа; к Сириусу -за 16 лет; к Большой Медведице – за 24 года, а к Полярной звезде – за 42 года.

Откуда появилось это необъятное мировое пространство, и Кто его содержит в изумительном порядке? Кто установил «мировые законы»? Если есть «законы» – следовательно, есть Законодатель – Бог.

В) Как и почему в мировом пространстве держатся Солнце, Луна и звёзды?

а) Наука говорит, что Земля и Солнце и все звёзды ни на чем не держатся, а занимает каждая своё место в безвоздушном мировом пространстве. Держатся они не на цепях или столбах, а вследствие законов центробежности и центростремительности. Так, например, Земля потому держится, что она, с одной стороны стремится к Солнцу, а с другой -рвётся от Солнца. По закону притяжения огромнейшее Солнце как магнит тянет к себе Землю. Но тут для Земли предстоит огромнейшая опасность – упади на Солнце, она сгорела бы. Почему же Земля не может упасть на Солнце? Потому, что она мчится вокруг Солнца, порываясь оторваться от него. И получается, что Земля в одно и то же время насколько стремится упасть на Солнце, настолько же она старается и оторваться от него.

Как Земля относится к Солнцу, так наше Солнце к другому, ещё большему Солнцу, а то – к ещё большему и т.д.

Невольно возникает вопрос: Кто же заранее установил эти мудрые условия, законы природы? Нельзя сказать, что «природа установила законы природы», ибо это всё равно, что сказать «вода сделала воду, воздух сделал воздух» и т.д. А кто же сделал самую воду и воздух?

Г) Чудо движения Солнца, Луны, Земли и звёзд.

а) Поразителен порядок в движениях мировых тел (звёзд). Наука говорит, что все звёзды не стоят на одном месте (от отдалённости мы этого не замечаем), а движутся с огромной быстротой. Так, Земля вокруг Солнца движется с быстротой 28 вёрст в секунду; есть звёзды, в секунду делающие до ста вёрст.

Каждая звезда, как и Солнце с Землёй, имеет свой путь. При множестве звёзд ни одна из них ни на минуту не занимает чужого места, не сталкивается с другими. Все они, как разумные существа, с точностью до секунды мчатся своим путём, не задерживаются на нём, дают место другим и во всём наблюдают необыкновенную точность.

Небо представляет вернейшие, никогда не спешащие и не опаздывающие часы и вернейший календарь: Солнце указывает время днём, а Полярная звезда – ночью; неделю и месяц узнаёте по фазам Луны; по оборотам Земли вокруг Солнца мы определяем времена года (весна, лето, осень и зима). По Нептуну учёные определяют столетия, а по Водолею -тысячелетия.

Если бы не было Бога, Промыслителя о мире, то должно было бы в мире произойти то, что произошло бы, если бы на улицу Москвы выпустили тысячи автомобилей без шофёров, сотни трамваев без вагоновожатых и десятки тысяч повозок с дикими лошадьми без кучеров. Какие несчастья произошли бы в одну только минуту этого безголовья. Так было бы и в надземном мире, если бы всем им не руководила Божественная Мудрость и Сила.

Есть порядок и закономерность во вселенной – следовательно, есть и Бог.

Итак, невидимый в Своей сущности Бог проявляет Себя и в создании прекрасно-устроенной Земли и в надземных мирах, в их множестве, движениях, порядке и премудром устройстве.

III. Заключение.

Мнения учёных о сем.

1) Величайший учёный Ньютон своё сочинение «Системы мира» заканчивает словами: «Небесный Владыка управляет всем миром, но не как душа его, а как Властитель мира. Вследствие Его верховной власти мы называем Его верховным Богом. Он правит всем миром, что есть и что может быть. Он всегда и везде Тот же и единый Бог... Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия. А всё это, соответственное месту и времени, разнообразие сотворённых предметов, что представляет строй и жизнь вселенной, могло произойти только по мысли и воле Существа Самобытного».

2) Гениальный астроном Кеплер своё сочинение «О мировой гармонии» заканчивает так: «Прежде чем оставить этот стол, за которым я совершил свои исследования, мне остаётся только возвести свои очи к небу и, подняв руки, благодарить Творца вселенной за Его милосердие ко мне. Боже великий, Ты распространяешь Свой свет на землю и, поднимая нас к источнику Своей благости, уготовляешь нам место в лучах Твоего света. Благодарю Тебя за все те радости, которые я испытал в созерцании дел Твоих. Вот я окончил эту книгу, в которой заключаются результаты всех моих трудов. Я вложил в неё способности, которыми Ты меня наделил. Я сообщил людям о величии дел Твоих. Я им дал все объяснения, какими мой конечный ум позволил мне обнять бесконечное. Я употребил все свои старания для того, чтобы подняться до истины, но, если я, ничтожный червяк, рождённый и взросший в грехе, сказал что-нибудь недостойное Тебя, тогда, о Боже, научи меня, как исправить мою ошибку. Я молю Тебя не допустить меня до самообольщения этим трудом, который посвящаю Твоей Божественной славе. Боже, приими меня в лоно Твоей благости и даруй мне милость, чтобы труд этот никогда не послужил бы для зла, но лишь для прославления Твоего имени и для спасения душ».

№ 3. Телеологическое доказательство бытия Божия

I. Почему некоторые люди не веруют в Бога?

1) Причиной этому является душевная их слепота, глухота, нечувствительность к духовному миру, или, говоря по-учёному, духовная атрофия.

Примеры такой атрофии есть в физической природе, есть они и в природе духа.

A) В штате Кентукки есть «Мамонтова пещера», в которую текут реки. Солнце никогда не освещает этих рек, и посему в них водятся рыбы или слепые, или совершенно лишённые глаз. Так, отсутствие света сделало рыб слепыми.

Б) В Японии можно видеть целые сады «карликовых деревьев», которые, несмотря на 100–150-летний свой возраст не превышают своим ростом 10–12 вершков. Садовники известными им средствами прекращают рост этих деревьев.

B) Проф. Мотт в Индии видел факира, который всё время стоял с вытянутой рукой. Оказалось, что он по обету держал вверх руку два года, и оттого она так срослась, что двигаться, как раньше, она уже не могла.

2) Как рыбы слепнут от отсутствия света, как можно прекратить естественный рост деревьев и искалечить здоровую руку, так можно искалечить и душу, сделав её слепой и глухой.

Сам Дарвин о себе пишет: «Я стал слепым для красоты природы, потому что не радел о развитии в себе этого чувства».

А Спаситель говорит, что только «чистии сердцем Бога узрят"(Мф. 5:8).

II. Духовно зрячие люди видят проявление Бога в видимой природе.

1) Свидетельства учёных-естественников о том, что Бог проявляет Себя в природе:

А) Великий учёный Пастер писал: «Я много изучал и верую так, как бретонский крестьянин; если бы я сделался ещё учёнее, то моя вера стала бы также глубока и пламенна, как вера простой бретонской женщины».

Б) Творец зоологии и ботаники, великий Линней, в сочинении «Системы природы» пишет: «Вечный, беспредельный, всеведущий и всемогущий Бог прошёл мимо меня. Я не видел Его лицом к лицу, но отблеск Божества наполнил мою душу безмолвным удивлением. Я видел след Божий в Его творении; и везде, даже в самых мелких и незаметных Его произведениях, что за сила, что за мудрость, что за неизреченное совершенство. Я наблюдал, как одушевленные существа, стоя на высшей ступени, связаны с царством растений, а растения, в свою очередь, с минералами, которые находятся в недрах земного шара, и как сам шар земной тяготеет к Солнцу и в неизменном порядке обращается вокруг него, получая от него жизнь».

III. Бог проявляет Себя.

1) В единстве, согласованности и гармонии всего мира.

Мы знаем, что когда строится огромнейшее здание, то каждый рабочий делает своё специальное дело: каменщики – кладут фундамент; кладчики- выводят стены; плотники и столяры готовят окна и двери; кровельщики – кроют крышу; на фабриках и заводах готовятся в разных местах и стальные рельсы, и различные машины, и скобы, и винты, и замки; скульпторы и лепщики приготовляют карнизы и иные украшения; художники рисуют картины. Все эти мастера работают, не зная будущего здания, не сговариваясь друг с другом. Почему же при таком многообразии работ и мастеров дом устраивается? А потому, что есть один инженер – строитель, один ум, который составил план дома, точно высчитал, что для него потребно, каждому рабочему дал его работу, и указал точно, какова она должна быть. Построение огромного многоэтажного дома свидетельствует о наличии архитектора – строителя его.

То же должно сказать и о природе. Здесь всё целесообразное, прекрасное, служащее одной определенной цели и связанное между собой, свидетельствует об Одном Божественном Уме.

А) Воздух. Без воздуха ничто не может существовать, поэтому земля окружена воздухом, который в некоторых местах бывает до шестидесяти вёрст глубины.

Мудрость Творца в устройстве воздуха видна из того, что:

а) Тогда как всякое тело тянется к земле (например, выстреленая пуля падает на землю) и весь воздух своей шестидесятивёрстной массой давит на человека (на человеке, как говорит наука, лежит более 2000 пудов воздуха), он каким-то чудом не только не раздавлен им, но и не чувствует этого давления. Случай ли это, или обдуманное мудрое устроение?

б) Как воздух очищается? Для жизни требуется здоровый, свежий воздух; в затхлой комнате умрёт человек. Воздух же вокруг земли непрестанно портится: от дыхания людей и животных, от гниения трупов и болот, от ароматов цветов и трав. Почему же он, несмотря на это, каждый день чист и свеж? Кто его очищает? Эту службу бессознательно несут растения. Своими листьями они ловят воздух, передают его в невидимые свои лаборатории, очищают, кислород возвращают воздуху, а вредные части его перерабатывают в цветы и плоды.

Случай ли это или мудрое устроение, свидетельствующее о Мудром Устроителе?

Б) Земля. Как мать-производительница и питательница всего на ней живущего, она в самой себе содержит всё потребное для жизни и благополучия всего на ней обитающего.

Рыбам она предоставляет свои мхи, водоросли, пещеры и норы.

Земным животным – травы, злаки, плоды и растения.

Птицам – высокие утёсы и ветвистые деревья.

А человеку – и воздух, его питающий, и огонь, его согревающий, и неисчислимое количество видов пищи от самой простой до самой изысканной, и воды, одна другой полезней, одна другой целительней.

В) Вода. Без воды не может быть жизни, посему она всё собой проникает. Мудрость в устройстве этой стихии и в служении её миру и живущим на нём:

а) Чтобы вода не загноилась, в морях устроены различные течения; там же, где сильно нагревается вода, в глубине её заложены огромные пласты солей и соль спасает воду от гниения.

б) Как орошается земля? Если бы воды большими лавинами подымались и орошали землю, то после каждого такого орошения всё на земле погибло бы. Посему устроено иначе. Солнце нагревает воду, и вода в виде паров и туманов подымается вверх, образует здесь из себя тучи и облака, которые ветрами разносятся по земле, поливая её дождем, который падает на землю, несмотря на высоту туч, мягкими каплями, дабы не оббить цветов, и ягод, и злаков.

в) Чтобы вода не уменьшилась, устроено так, что все реки и с гор воды текут в моря.

Неужели во всём этом не виден перст премудрого Творца и Промыслителя? Все эти стихии с мудрым устройством и законами собственного бытия так тесно и мудро связаны друг с другом, что и существовать одна без другой не могут, свидетельствуют о едином Творце мира.

2) В устройстве человека проявляется Бог особенным образом.

А) Составленный из многочисленных костей и косточек, мышц, сухожилий, волокон и тканей, он в одно и то же время представляет собой и выносливый, могучий организм и нежно-прекрасный.

Б) Помещение органов, устройство нервной системы, орошение кровью всех органов; мозг – этот таинственный центр психики человека, и сердце – загадка жизни; глазное яблоко – совершеннейший оптический аппарат, – всё это и вместе взятое, и рассматриваемое в отдельности – суть величайшие и мудрейшие произведения, существование которых убедительнейше свидетельствует о существовании величайшего Анатома и Творца – Бога.

3) То же представляет и мир животных с их многообразием видов, родов, инстинктами и соответствующими им средствами.

Вчера появившаяся пчела и никем не наученная, сегодня уже летит за мёдом. Муравей-могильщик, не видевший никогда своего потомства, никем не наученный, кладёт свои яички в трупик найденной птички, которая послужит пищей будущему его поколению.

Бобр с искусством инженера запружает плотину и строит дом в два этажа: один под водой и другой над водой, с таким расчётом, чтобы вода не открыла первого и не затопила второго.

Быт животных, их нравы, свойства, обычаи и законы, – всё это свидетельствует о заботливости, промысле и мудрости Того, Кто дал всем им бытие.

4) Не менее мудрости и заботливости Премудрого Творца проявляется в существовании царства растительного.

A) Так как ничто так часто и легко не уничтожается, как растения, то ничто так и не размножается, как они. Тогда как редкая женщина за всю свою жизнь произведёт на свет более десяти детей (из животных одни меньше, а другие больше), растения ежегодно могут произвести потомство тысячами и десятками тысяч.

Б) Особенно много поразительных явлений наблюдается в оплодотворении растений.

а) Когда в одном цветке находится мужское начало (тычинка) и женское (пестик), тогда оплодотворение совершается просто: покачивается тычинка, пыльцой своей осыпает пестик, и он оплодотворяется.

б) Труднее обстоит дело с теми растениями, половые цветки которых растут вдали друг от друга, или даже на разных деревьях. Кто помогает им оплодотворяться? Эту роль, не осознавая важности своего служения, несут разного рода насекомые: осы, пчёлы, шмели, мухи, жучки и т.п. Они в погоне за мёдом перелетают с цветка на цветок. Приставшую к ним с мужских цветков пыльцу они переносят на женские. Всякое насекомое имеет свои излюбленные цветки и, таким образом, за содержащийся в них нектар (мёд) платит им достойным образом.

Те же растения, которые не имеют мёда и запаха, привлекающего насекомых, имеют, взамен сего, красивые наряды или даже как бы кем-то нарисованные изображения тех самых насекомых, которые заходят к ним в гости и оплодотворяют их, чем и привлекают к себе нужных насекомых.

B) До чудесного поразительны оплодотворения некоторых растений, живущих в воде.

а) В глубине вод Франции растёт валлиснерия. Мужской цветок прикреплён к толстенькому короткому стебельку; женский – на длинном, тоненьком, свитом винтообразно. Когда наступает время расцвета валлиснерии, ствол женского цветка развинчивается, и сам цветок появляется над водой, где и расцветает. В это время мужские цветки с тычинками, находящиеся на дне в виде бутона, сами собой отрываются от своих стволов и выплывают на поверхность воды, открывают свой околоцветник и высыпают пыльцу. Насекомые переносят её на женский цветок.

Через некоторое время оплодотворённые женские цветки опускаются в глубину, ибо их стволы свёртываются, а мужские цветки, свершив своё дело, как ненужные, уносятся течением.

«Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103:24), – вот что можем мы сказать на это.

б) А вот как оплодотворяется наша пузырчатка. Она имеет лентовидные листья и снабжена многочисленными шаровидными подушечками-мешочками, или пузырьками. Эти мешочки имеют отверстия (клапаны) и наполнены слизью, которая тяжелее воды. Во время цветения на дне мешочка образуется пузырёк газа. Газом этим вытесняется слизь. Клапан подымается, слизь вытекает и растение подымается наверх воды, где и расцветает. Совершается опыление посредством ветра и насекомых. Тогда мешочки опять наполняются слизью и растение поэтому опускается на дно. Здесь зёрна достигают зрелости, отлагаются и распространяются в тине, как в единственном месте, которое даёт им возможность дать ростки.

IV. Заключение.

Сколько мудрости в частностях и сколько премудрости видно в устройстве целого мира. Можно ли после всего сказанного утверждать, что мир не есть творение Премудрого и Всеблагого Творца, а следствие слепого и неразумного случая? Невольно вспоминается французская поговорка, что «случай – есть бог глупцов».

№ 4. Бог проявил Себя в создании мира

I. Цель настоящей беседы:

Помочь верующим уяснить собственные верования и давать ответ вопрошающим и неверующим (1Пет. 3:15).

II. К чему сводятся доказательства бытия Божия?

1) Так как Бог есть духовное, бестелесное Существо, не занимающее определённого ограниченного места, не находящееся в определённом только времени, а вездесущее и вечное, то Его и показать, как всякое материальное существо, нельзя. Нельзя сказать: «Вот это Бог, вот здесь Бог».

2) Но если Бога нельзя показать, то это не значит, что Бога нет. Есть много такого, чего показать нельзя, но что существует:

а) Существует любовь. Но самой любви никто не может видеть, слышать, взять её в руки.

б) Существует и мысль, тоже невидимая, неосязаемая, не имеющая определённого места, длины и ширины.

3) Хотя мы не видим любви, мысли, памяти, ума, но знаем, что они существуют, ибо они проявляются. Точно также мы знаем, что Бог существует, ибо Он проявляет Себя.

Итак, говорить о том, что Бог существует – значит, говорить о том, как Бог Себя проявляет.

III. Как Бог Себя проявляет?

1) Бог проявляет Себя в самом существовании мира. Наука говорит, что без причин ничто не существует. Мир – есть неразрывная цепь причин и следствий. Если же каждое явление имеет свою причину, то должна быть и Первопричина – Бог.

А) Возражения атеистов и ответы на них:

а) «Бога нет, – всё создала природа». Но спросим: что такое сама природа, создавшая всё?.. Далее, что же создала природа? Отвечают: «всё, нас окружающее». Но что нас окружает? Отвечают: «Природа». Получается нечто непонятное: окружающая нас природа создала окружающую нас природу.

б) Иногда то же излагают другими словами: «Мир произошёл сам собой; он самобытен». Но опыт нам говорит, что ничто не возникает само собою: ни столы, ни дома, ни машины; не мог возникнуть сам собою и мир.

в) Иные говорят: «Мир вечен». Если под «миром» разуметь нашу Землю, то даже сами атеисты признают, что Земля, Солнце и вся наша Солнечная система произошла из звёздной туманности, следовательно – земля не вечна. Если же скажут, что вечно то «первовещество», из которого произошёл мир, то мы спросим: «Кто и когда видел это «первовещество»? Если же его никто не видел, то как можно говорить о его вечности? Наука строится на опыте, а опыт вечности не знает, следовательно, наука не может говорить о вечности «первовещества».

Целый ряд первоклассных учёных доказали, что мир не вечен. Опыты физика Сустава Лебона (сочинение «Эволюция материи») показали, что материя разлагается, совершенно уничтожается, превращается в небытие. «Настанет момент, – пишет астроном Клейн в сочинении «Настоящее, прошлое и будущее вселенной», – и часы вселенной станут недвижимо, и время исчезнет в неведомом». Значит, вселенная будет иметь свой конец, а это свидетельствует о её невечности, о том, что она имела и начало. Значит, было такое время, когда не существовало и «первовещество».

Тогда откуда же мог появиться мир? – Ответ один: его создал Бог.

IV. Заключение.

Итак, самое существование мира есть доказательство бытия Бога, «сотворившего небо и землю, море и вся, яже в них» (Деян. 4:24).

№ 5. Бог проявил Себя в устройстве и порядке мира

«Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира

через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20)

I. Бог проявил Себя не только в создании мира, но и в устройстве его.

Если всмотреться и вдуматься во всё нас окружающее, то мир поразит нас своей стройностью, порядком, красотой. Он подобен огромному зданию – дворцу, в котором каждая часть, каждый камушек и винтик находятся на своём месте. Порядок, красота и целесообразность видны в великом и в малом, во всём мире и в его частях.

1) Природа, находящаяся выше нас, представляет из себя чудо по царящему в ней порядку. Солнце, Луна, звёзды – всё это огромнейшие небесные светила, которые движутся с огромнейшей скоростью, каждое по своему пути, не сталкиваясь с другими. В их движениях замечательная точность, так, например, Солнце восходит и заходит в ту же минуту и секунду каждый год в один и тот же день. В появлении комет – математическая точность. Недаром учёный А. Ф. Гумбольд говорит, что «небесные светила, вследствие своего правильного течения, образуют, как бы, часы, показывающие жителям Земли не только часы дня, но и месяцы, годы и времена года. И часы эти никогда не портятся, не отстают и не спешат, а поражают своей точностью».

2) Точно также и в природе, окружающей нас, видны те же стройность, красота и соответствие средств целям.

Нас окружают три царства: минеральное, растительное и животное. Все эти царства так связаны между собою, что одно служит другому и нуждается в нём. Как в здании фундамент необходим для стен, крыша покрывает стены, а стены держат крышу, так и в окружающей нас природе минералы, растения и животные тесно связаны между собою. Но в то же самое время каждое из них в отдельности представляет собой вполне законченное, прекрасное и богатейшее сооружение.

3) Тот же порядок мы видим и в собственной своей природе. Человеческое тело по своему устройству представляет удивительнейшее создание. Дарвин пишет: «Человек – чудо и слава мира». Посмотрите, как расположена в человеке нервная система, или как движется (циркулирует) в нём кровь, как премудро устроен глаз и что за удивительный орган – ухо.

4) Учёные и простые наблюдатели всех народов и веков всегда поражались целесообразностью, красотою и порядком в природе, почему и давали ей такие названия:

а) греки – космос, т.е. благоустроенное целое;

б) латиняне – мундус, т.е. украшение;

в) наши предки – мир, т.е. согласие, гармония, красота, ибо в природе всё подчинено законам, которых она не нарушает. Проф. Хвольсон в своём сочинении, недавно изданном, пишет, что «мир не есть хаос, но организм, развивающийся в определённом направлении», что «существует мировой порядок» и что «удивительные закономерности связывают свойства различных физических величин»673.

II. Откуда же во всём мире порядок?

1) Атеисты говорят, что весь порядок бытия, мир со всеми его законами произошёл от случайного соединения мельчайших материальных частиц. Но:

а) Случай не создаёт порядок, а наоборот, нарушает его. Например, случайно можно сломать ногу, но у безногого случайно не вырастет нога; случайно сбросив чашку, можно её разбить, но разбитая чашка случайно не склеится. Древний мудрец говорит: «Представьте себе, что вы занесены на пустой и до сих пор никому неизвестный остров и что вы нашли там прекрасную мраморную статую. Вы, конечно, тотчас сказали бы: «Без сомнения, здесь когда-то жили люди, – я узнаю руку искусного скульптора». Но что вы ответили бы, если бы вам возразили: «Нет, никакой скульптор этой статуи не делал. Правда, она сделана изящно и по всем правилам искусства, но это ничего не значит, – всё это дело случая: нашёлся кусок мрамора, ветры и бури оторвали его от горы, дожди округлили его и дали ему именно эту форму, сильный ураган бросил его на этот пьедестал, который здесь также образовался сам собой». Поверили бы вы этому?

2) Атеисты, утверждая, что мир произошёл сам собой, а не создан Премудрым Богом, указывают на его несовершенства, например: грозы, ураганы, войны, моровые поветрия, на борьбу между живыми существами из-за средств к жизни, на некоторые, как бы ненужные члены в организме человека и т.д.

Отвечаем: Да, мир несовершенен, ибо совершен один только Бог, но, тем не менее, в мире преимуществует порядок и красота, и даже те явления, которые, как будто нарушают этот порядок, и те полезны миру. Как после страшной грозы наступает свежий, ясный день, так полезны и многие иные природные явления. Кроме того, люди ещё так мало знают о себе и о всём мире, что не могут правильно и безошибочно решать, что лишне и вредно. Как часто бывает, что та кишка, которая вчера ещё докторами признавалась вредной и ненужной для человека, сегодня признаётся необходимой.

Дарвин писал: «Невозможно представить себе, чтобы вся эта величественная и чудесная вселенная с нами, сознательными существами, возникла лишь благодаря случаю, и эта невозможность является для меня главным доказательством в пользу существования Бога»674.

Русский знаменитый хирург Н. И. Пирогов в своём дневнике пишет: «Я не могу слышать без отвращения ни малейшего намёка об отсутствии творческого плана и творческой целесообразности в мироздании, а посему существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли я считаю необходимым и неминуемым роковым требованием моего собственного разума. Так, если бы я и хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума».

III. Заключение.

Итак, нормальный человек, по словам Пирогова – не сошедший с ума, знакомясь с природой, не может быть атеистом, ибо во всём он видит проявление Высочайшего Разума, неизмеримого Могущества и беспредельной Благости Господа и Творца.

№ 6. Бог проявляет Себя в душе человека и в религии

I. Проявления Бога в душе человека и в религии.

1) Каждый верующий человек знает это по личному опыту: у него бывают минуты, когда близко чувствуется Бог. Это бывает:

а) или при чтении Свящ. Писания и других религиозных книг,

б) или во время молитвы,

в) или во время принятия св. таинств; особенно же во время причащения Тела и Крови Христовых.

2) Неверующий, т.е. не имеющий личного религиозного опыта, может убедиться в том, что Бог действительно проявляется в религии, когда будет изучать историю религий (или вернее сказать, историю религиозного опыта), а в особенности – религии христианской. Эта история религиозного опыта находится, главным образом, в сочинениях, беседах, записках и дневниках подвижников.

а) Апостол Павел в Афинском ареопаге говорил, что назначение каждого человека состоит в том, чтобы искать своего Творца-Бога, находить Его и ощущать в своём сердце (Деян. 17:26–28).

б) Св. мученики так сильно ощущали бытие Бога, что видели Его, беседовали с Ним. И это не было самообманом (самовнушением), ибо многие из них получали от являвшегося Господа исцеление от смертельных ран, изведение из темницы и даже спасение от смерти, что поражало самих язычников и приводило их к вере в истинного Бога.

в) А почитайте творения пустынников христианских. Большинство из них так чувствовали Бога, как мы – воздух. Они так же не сомневались в бытии Бога, как и в своём собственном. Отец Иоанн Кронштадтский пишет: «Душе благочестивой бытие Бога так же очевидно, как своё собственное бытие... Бог духов и всякия плоти отражается в благочестивой душе, как Солнце в капле воды».

г) Даже Л. Толстой, этот непримиримый враг Церкви, делает следующее признание: «Бога знаешь не столько разумом, даже не сердцем, но по чувствуемой полной зависимости от Него, вроде того чувства, которое испытывает грудной ребёнок у груди матери. Ребёнок не знает, кто его держит, кто греет, кормит, но знает, что есть этот кто-то, мало того, знает, любит его... Это живое чувство Бога».

д) А вот и свидетельство известного американского психолога В. Джемса. В своей книге «Многообразие религиозного опыта» он пишет: «Существование Бога и сверхчувственного мира так же засвидетельствовано религиозным опытом, как чувственным опытом засвидетельствовано существование эмпирического (внешнего) мира. Этот опыт обнаруживает переживающим его людям реальность (действительное существование) Божества и притом не как абстрактной (отвлечённой) сущности, но как живой силы, оказывающей ощутимое воздействие на наше существование. И науке ничего не остаётся, как признать эти данные сверхчувственного опыта».

Итак, Бог проявляет Себя в душах людей; следовательно – Бог существует.

II. Возражения атеистов и ответы на возражения:

1) Атеисты говорят, что «все вышеприведённые чувствования Бога не могут считаться доказательствами. Люди, – продолжают они, – могут убедить себя в чём угодно, могут верить и даже видеть Бога, Которого на самом деле нет, – могут галлюцинировать. Поэтому чувствам и ощущениям верить нельзя».

Отвечаем: Если мы не будем доверять своим чувствам, то придётся всё отвергнуть. Ведь всё – и свет, и звук человек воспринимает посредством чувства. Наука говорит, что в природе нет ни света, ни звука, а существует более или менее быстрые колебания воздушных волн. Но, тем не менее, несмотря на все доказательства науки, мы, основываясь на своих личных ощущениях и чувствах, уверены, что существует свет, звук и т.п. Мы своим чувствам доверяем больше, чем науке с её аппаратами. Также должно верить и чувствованию ощущения Бога.

2) Атеисты говорят, что «человек, испытывающий чувство Бога, обманывается». Но это можно только говорить, – доказать же этого нельзя, как нельзя доказать того, что испытывающий чувство голода, в самом деле не голодает, а только обманывает самого себя.

Вера в Бога, ощущение Его, или, что то же – религия – не может быть самообманом потому, что она представляет факт всемирно-исторический. История (наука о прошлом) и этнография (наука о народах земли) свидетельствуют, что не существовало и не существует ни одного народа, который бы не верил в Бога (об этом пишут учёные: А. Ф. Гумбольдт, Картфаж, Тиле, М. Мюллер, Тайлер и др.). Дюрквейм говорит: «Это чувство слишком всеобще в человечестве и слишком постоянно, чтобы мы могли считать его иллюзорным... Иллюзии не переживают тысячелетий».

Итак, всеобщность веры в Бога и есть доказательство бытия Бога.

3) Атеисты возражают: «не все люди верят в Бога и не все Бога чувствуют, – значит, Бога и нет».

Но оттого, что слепые не видят солнца, а глухие не слышат звуков, мы, зрячие, не станем утверждать, что света и звуков не существует. Мы только скажем одно: есть слепые, которые не видят, и есть глухие, которые не слышат. Также и в духовной природе: и здесь есть слепые и глухие.

Религиозное чувство, жажда общения с Богом, тяготение к Нему -присущи каждому человеку. «Душа по природе христианка», – писал Тертуллиан. «Религия, – пишет американский историк Мензис, – есть психическая необходимость», т.е. неотъемлемое свойство человеческого духа. Но всякие способности и свойства могут развиваться или притупляться. Как одни развивают память, а другие притупляют её, как одни развивают своё здоровье, а другие губят его, так поступают и с религиозным чувством: одни его развивают и посему чувствуют Бога, а другие его заглушают и становятся неспособными ощущать Бога.

Представьте себе, что в это время, когда мы здесь говорим, над нами несутся радиоволны, которые сообщают миру о каких-либо важнейших событиях, но мы их не слышим, ибо не имеем радиоприёмника. То же бывает и с атеистами, вокруг которых всё полно звуками о Боге, а они ничего этого не слышат.

4) Бог проявляет Себя не только в душе верующих, часто и в сердце атеиста стучится Он. Только не все слышат этот голос, ибо его заглушают волны греха и страстей. Но и у людей, отрекшихся от Бога, бывают минуты, когда неудовлетворённость, беспричинная непонятная тоска по чему-то наполняет сердце. Толстой в своей «Исповеди» заявляет, что у него порой периоды Богоискательства, тоски и отчаяния доходили до того, что он начинал прятать от себя шёлковый шнур, дабы не повеситься.

Итак, ощущение Бога бывает не только сладостным в Нём успокоением, счастливым и блаженным в Нём пребыванием, но и тоской, душевной мукой, неудовлетворённостью и отчаянием.

III. Заключение:

«Блаженни чистии сердцем, яко ти Бога узрят».

Очищайся же от грехов и страстей, – и ты Бога ощутишь всем своим существом.

№ 7. Жил ли Христос?

I. Речи атеистов против существования Христа и ответ на них.

1) Атеисты так представляют появление «мифа о Христе». Евреи, говорят они, ждали Мессию. Власть римлян сильно их угнетала. Мессия им представлялся, как избавитель от ига римлян и земной царь. Но такой Мессия не приходил. Появляется революционер или просто мечтатель Иисус из Назарета. Римляне его распяли, но память о нём осталась, и вот, все те чаяния, которые ожидались от Мессии, отнесены были к Иисусу. Он в народных преданиях и чудеса творит, и мёртвых воскрешает, и сам воскресает и возносится на небо. Евреи, изгнанные из Иерусалима, у которых погибло всё: и отечество, и храм, только и могли утешаться Мессией, который не на земле, а на том свете даст им блаженство.

Ответ: Такое мнение ни на чём не основано. Речи об Иисусе, пострадавшем и воскресшем, стали распространяться не после разрушения Иерусалима (70 г. по P. X.), а много раньше, именно тотчас же по воскресении, в 50-й день 34-го года по Рождестве Христовом.

К тому же, эти речи не могли бы примирить евреев с печальной действительностью. Допустим, что после разрушения Иерусалима кто-либо и стал утешать своих соотечественников, говоря: «Братья Израильтяне! Не плачьте, не отчаивайтесь из-за погибели храма и св. града, ибо в Галилее тридцать лет тому назад появившийся Мессия Христос творил чудеса, был распят, умер, воскрес и вознёсся на небо». Что ответили бы евреи такому успокоителю? Несомненно, ему бы сказали: «Какая нам польза от такого Мессии? Он нам не нужен».

Сказать верному израильтянину, что их Мессия был распят на кресте, как последний преступник, значило бы нанести самое тяжёлое оскорбление его патриотическому и религиозному чувствам.

Этим и объясняется то обстоятельство, что проповедники христианства не только не были приняты евреями с радостью, но ими же были замучены.

2) Другие безбожники заявляют, что Христос не существовал, и христианство есть только изменённое язычество. Как в языческих религиях бог-солнце рождается (олицетворение весны) и умирает (зима), так и Иисус приходит на землю, умирает, чтобы воскреснуть.

Ответ: Это сходство христианства с язычеством говорит не против бытия Иисуса Христа, а доказывает только то, что все народы произошли от одной семьи, в которой хранилось предание о будущем воплощении Сына Божия и спасении Им грешного человечества. Каждая языческая религия содержит в себе частицу истины, и посему она в этом немногом схожа с христианством.

3) «Если бы Христос жил, – говорят безбожники, – то Он написал бы хоть одну фразу, оставил бы после Себя хотя бы одно письмо».

Ответ: Письменных памятников Христос действительно не оставил, но в сердцах современников Он оставил неизгладимый след, а вся Палестина есть неопровержимый памятник Его жизни и дел.

Да разве все жившие люди оставили после себя письменные труды?.. Что написал Александр Македонский?.. Если же после Александра Македонского не осталось ни одной написанной им строчки, то значит ли это, что Александра Македонского не было на свете?..

4) «Наконец, – говорят атеисты, – сами евангелисты в своих повестях-Евангелиях расходятся и противоречат друг другу».

Отвечаем: Ни один из евангелистов в существенном не противоречит другому. Нет, например, в Евангелии таких противоречий, когда бы один евангелист говорил, что Христос был распят, а другой – усекнут мечём. Несогласованность же в мелочах есть следствие того, что Апостолы, когда писали, не сговаривались между собою и сообщали о событиях то, что они запомнили и на что больше обратили внимание.

II. Исторические доказательства действительной жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Эти доказательства мы берём исключительно из нехристианских источников.

1) Языческие источники:

A) Тацит, римский историк, род. в 54 г. по Р. Хр., в своих летописях, говоря о христианах, пишет: «Это имя идёт от некоего Христа, который при Тиверии был осуждён на смерть прокуратором Понтием Пилатом»675.

Б) Другой римский историк Светоний, род. в 70 г. по Р. Хр., говоря об императоре Клавдии, замечает, что евреи постоянно волновались «под влиянием Христа»676.

B) Плиний в письме к императору Траяну (107–110 г. по Р. Хр.) о христианах пишет: «Они имеют обыкновение собираться в определённый день на заре и воспевать гимн Христу, как Богу». Это подтверждает и языческий писатель Лукиан677.

Г) Цельс, римский писатель второго века по Р. Хр., написал против христианства сочинение «Логос алифис», в котором рассказывает о рождестве Иисуса Христа, поклонении волхвов, бегстве в Египет, крещении, исцелениях и воскрешениях мёртвых, измене Иуды и отречении Петра. Всё это он освещает с точки зрения язычника, объясняя чудеса Христовы действием злого духа, а Его Самого выставляет обманщиком и волшебником.

Д) Порфирий, языческий философ, ум. в 304 г. по Р. Хр., написал против христианства 15 книг «Философия Оракула». Иисуса Христа он представляет в языческом освещении, но признаёт Его «мужем благочестивым, который взошёл на небо, увенчанный после казни бессмертием. Но христиане поклоняются Христу, – замечает Порфирий, – как Богу, по недоразумению»678.

Вот свидетельства, заподозрить которые во лжи и обмане нельзя, а они свидетельствуют о том, что жил на земле Господь наш Иисус Христос...

2) Еврейские свидетельства.

А) Иосиф Флавий, еврейский историк первого века, в 93 г. по Р. Хр. писал: «В это время (т.е. при Пилате) жил Иисус, муж мудрый, которого едва ли можно назвать человеком, потому что он совершал чудесные дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлёк к себе многих последователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат, по доносу знатнейших наших мужей, присудил его к крестной смерти, однако не оставили его те, которые и прежде его любили; он опять являлся им живой в третий день, как божественные пророки предсказали об этих и многих других, относящихся к нему делах. Ещё и теперь не прекратилось поколение христиан, названных по его имени»679.

Кроме того, Иосиф пишет: «Первосвященник Анна собрал суд и поставил перед ним брата Иисусова, называемого Христом, по имени Иакова и некоторых других, которых обвиняли в нарушении закона, и приказал побить их камнями»680.

Б) Свидетельства еврейского Талмуда. В Талмуде самое имя Иисуса Христа не употребляется на том основании, что в книге Исход запрещено евреям называть имена других богов. Поэтому Талмуд называет Господа нашего «бен Пандира», или «бен Стода», «бен нидда», т.е. сын Пандиры, сын Стода, сын нечистой и редко «бен Иосиф» (раввин Акиба).

По Талмуду, Иисус Христос произошёл от Марии (Шаббат 104, 2), которая происходила из рода Давидова; с родителями Он бежал во Египет, где при посредстве магии овладел силой чудотворений. Он «делал себя Богом» (Сангендрин 107, 2), говорил о Себе, что взойдёт на небо. Накануне Пасхи Он был повешен, потому что предавался чародейству, соблазняя народ израильский в чужую религию, и в Его оправдание ничего не было сказано (Сангедрин 43).

В отношении рода смерти Христа раввины расходятся: одни говорят, что Он был побит камнями (Сангедрин 43, 1), другие, что Он был повешен, третьи, что был распят (там же); после смерти Он был проклят (Сота 47, 1); после Него остались ученики (Сангедрин 43, 1).

В) В евр. книге «Толдот Ешуа» («Генеалогия Иисуса») говорится, что Он похитил священное имя Божие и им творил чудеса, за что Его и казнили.

F) Шведский еврейский раввин Готлиб Крайн и проф. Хвольсон говорят, что «если бы не было Евангелия, то достаточно одного Талмуда, чтобы установить Христа, как историческую личность»681.

Каких свидетельств нам ещё надо?

3) Свидетельства магометанской священной книги Коран.

A) «За ними (Ноем, Авраамом) вслед Мы послали и других апостолов, между коими был Иисус, сын Марии, Которому Мы дали Евангелие, а в сердце учеников его Мы низвели жалость и сострадание, и измыслили они жизнь монашескую» (57, 27).

Б) «Иисус, сын Марии, говорил своему народу: «о, дети Израиля, я – апостол Божий, посланный вам для того, чтобы утвердить Пятикнижие» (61, 6).

B) «Евреи не верили в Иисуса, они жестоко оклеветали Марию... Они говорят: мы предали смерти Мессию, Иисуса, сына Марии, посланного Богом. Нет, они не убили и не распинали его; на его место был положен человек, схожий с ним... Бог вознёс его к Себе» (5, 155–156).

Г) «О, вы, получившие Писание, религии своей не преступайте должной меры, говорите о Боге лишь истину: Мессия, Иисус, сын Марии, есть апостол Бога и Слово Его, которое Он низвёл в Марию. Он Дух Божий» (6, 169).

Подобных мест в Коране немало.

4) Свидетельства самих безбожников.

А) Штраус в своем богопротивном сочинении пишет: «Христос уже по тому самому, что он неотделим от высшей формы религии, есть историческое, а не мифическое лицо, не простой символ. Этому историческому личному Христу из его жизни принадлежит то, в чём открылось его религиозное совершенство. Это – его речи, его нравственные действия и страдания»682.

Б) Ренан в своем антихристианском сочинении «Жизнь Иисуса» пишет: «Иисус родом был простолюдин. Отец Его Иосиф и мать Мария принадлежали к среднему классу и были ремесленниками»683. На протяжении всего этого сочинения Ренан рассказывает о различных событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, считает Его сверхчеловеком, высоким мечтателем, Божественной личностью.

«Иисус – самый высокий из всех столбов, указывающих человеку, откуда он происходит, и куда он должен стремиться. В нём объединилось всё, что есть лучшего и возвышенного в человечестве»684.

В) Даже в безбожной книге Немоевского «Бог Иисус», доказывающей, что Иисус Христос никогда на земле не жил, в предисловии к ней другой безбожник – Морозов – заявляет, что Иисус Христос жил.

Г) Г. Уэллс в своей «Краткой истории человечества», изданной в Петрограде в 1924 году, пишет: «Когда Иисус, ставший впоследствии Христом христианства, родился в Иудее, в Риме царствовал первый император Август Цезарь. Во имя Иисуса возникла религия, которой суждено было стать официальной религией целой Римской империи... Он появился в Иудее в царствование Тиверия Цезаря. Он был пророк... Каждый вынужден сказать: «Такой человек был. Этого нельзя было выдумать""685.

Вот какое ценное свидетельство мы находим в нашем наибезбожнейшем советском издательстве.

Д) Когда в 1924 году в Киевской школе красных командиров имени Каменева профессор академии Бехтерев читал лекцию «о гипнотизме», то он сказал, что Христос посредством гипноза (внушения) лечил людей. Когда же ему сделали возражение, что Христа не существовало, то он на это ответил, что историческое существование Иисуса Христа – факт научно доказанный, и ещё раз повторил, что Христос внушением лечил людей. Это последнее профессор Бехтерев неоднократно повторяет и теперь в своих лекциях ленинградским студентам.

Вот доказательства, заслуживающие полного доверия, ибо они исходят из уст врагов и противников христианства.

5) Вещественные доказательства жизни Иисуса Христа.

А) Катакомбы – это тайные подземные храмы первых христиан. В них сохранились изображения, относящиеся к первому и второму векам.

а) В катакомбе св. Каллиста имеются:

1. Изображение Тайной вечери. Спаситель подаёт хлеб одному ученику. Вокруг Него Апостолы.

2. Спаситель в виде Доброго Пастыря, несущего на плечах овцу.

3. Много раз изображена рыба – условный знак древних христиан, потому что греческое слово «ИХФИС» (рыба) состоит из тех же самых букв, из которых составляется фраза «Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель».

б) В катакомбах св. Гермия:

1. Христос – Добрый Пастырь.

2. Христос воскрешает Лазаря, исцеляет слепорождённого.

в) В катакомбах Демитиллы:

1. Христос сидит на троне и благословляет хлебы.

Пусть тем людям, которые не слушают голоса человеческого, эти камни возопиют: «Жил Христос, был Христос, есть Он и вечно будет».

Б) Палестина – есть самое лучшее, красноречивое и могущественнейшее доказательство исторического существования Христа.

Здесь и Вифлеем – место Его рождества, пещера, где Он родился. Здесь и Иордан, в котором Христос крестился. Здесь же многие города и селения, которые видели у себя Сына Божия и слышали Его Божественное учение. Здесь почти каждое селение имеет какое-либо предание, связанное с жизнью Иисуса Христа.

Здесь же и Иерусалим, священный город для многих миллионов людей, город, в котором каждая улица связана с тем или иным событием из жизни Иисуса Христа. Иерусалим, с его садами, видевшими молящегося Иисуса, Голгофой, принявшей последний вздох Его, и пещерой – гробом Иисуса Христа. Никто из побывавших в Иерусалиме ни на минуту не может допустить мысли о том, что евангельская история о Христе – миф. Так жива здесь о Нём память, так всё здесь дышит Им.

III. Заключение.

Вот сколькими доказательствами жизни Иисуса Христа обладает христианство.

К сему добавьте и то, что весь культурный мир, в том числе и непримиримые враги христианства, самое летосчисление и годы своей жизни считают от дня рождения Господа нашего Иисуса Христа. Невольно напрашивается вопрос: если Христос не существовал, то почему весь мир годы свои считает от рождества Христова?

Наконец, самым последним доказательством жизни Христа является существование основанного Им христианства, сломившего древний языческий мир и обнимающего собою весь земной шар.

* * *

670

Кожевников. Современное научное неверие. С.-Пг. Стр. 56.

671

Там же, стр. 82.

672

Быков А. Чертополох.

673

Хвольсон, проф. Характеристика развития физики за последние 50 лет.

674

Франс. Философия естествознания.

675

Аннал. 15, 44.

676

Клавд. 25, ср. Деян. 18, 2.

677

Робертсони Д. История Христианской Церкви. Стр. 10–11.

678

Отрывки см. у Евсевия и Сократа, а также у блаж. Августина «О граде Божием».

679

Флавий И. Иудейские древности. Кн. 18, гл. 3, отд. 3.

680

Там же, гл. 5, отд. 2.

681

Введенский. Христос и Антихрист.

682

Штраус. Жизнь Иисуса. Стр. 132.

683

Ренан. Жизнь Иисуса. Стр. 6.

684

Там же, стр. 238.

685

Уэллс Г. Краткая история человечества. Л.: Изд-во «Петроград», 1924. Стр. 131.


Источник: "Мы не должны бояться никаких страданий..." : творения : в 2 т. / священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии ; [сост. диакон Игорь Кучерук]. - Житомир : издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви, 2007-2011. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви) / Т. 1. - 2007. - 543 с.

Комментарии для сайта Cackle