епископ Андрей (Ухтомский)

Заключение

В заключении наших мыслей о том, что Страшный Суд Христов по существу своему будет временем полного раскрытия любви Божией к человечеству, приведём слова свв. Антония Великого и Исаака Сирина. Первый из них пишет:

«Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако, как Он, будучи таков – о добрых радуется, злых отвращается – на грешников гневается, а когда они каются, бывает милостив к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая, всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по не сходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него. А сие не то значит, чтобы Он имел гнев на нас, но то, что грехи не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же и мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий, и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость, так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: Солнце скрывается от лишённых зрения (Добротолюбие, еп. Феофана, т. 1-й; св. Антония, Наставл., 150).

Эту последнюю мысль о неизменно благостном отношении Бога к человеку даже и грешному, основанном на самой неизменяемости Бога, Который есть любовь (1Ин. 4:16) развивает св. Исаак Сирин, который пишет: «кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви. Бог вразумляет с любовью, а не отмщает (да не будет сего!); напротив того, имеет в виду, чтобы исцелел образ Его, и не хранит гнева до времени. Этот способ любви есть следствие правоты и не уклоняется в страсть мщения» (Из «Слов подвижнических», 85-е).

Итак, Бог есть неизменно любовь; и если мы это забудем, то мiр для нас перестанет быть понятен, и будет представляться морем бесцельных страданий и неосмысленных причин, жалким игралищем которых явится человек. – Если мы забудем, что на небе в нашей загробной жизни открыты нам объятия любви Отца нашего небесного, то эта жизнь будет нам казаться полною ужаса и страха. А если Господь вложит нам эту благодатную мысль о загробных вечных обителях любви Бога Отца нашего, то, умирая, мы быть может будем без страха, только в сыновней к Богу покорности и любви, взывать вместе со св. ап. Павлом: имею желание разрешиться и быть со Христом (Фил. 1:23). И страха не будет тогда, а будет только совершенная любовь, изгоняющая страх (1Ин. 4:18); будет тогда Бог – всё во всём (1Кор. 15:29). «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9).

Ей, гряди, Господи Иисусе!



Источник: О любви божией на страшном суде Христовом / Архим. Андрей. - Казань : Казан. о-во трезвости, 1904. - 42 с. Издание третье. «ВОСКРЕСЕНIЕ». Санкт-Петербург 2008. От Санкт-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печатать дозволяется. С.-Петербург. 9 Апреля 1904 г. Цензор Архимандрит Мефодий

Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – V. Обновление крещальни Св. Владимира Андрей Николаевич Муравьёв

2. Уроки покаяния в Великом каноне св. Андрея Критского, заимствованные из библейских сказаний епископ Виссарион (Нечаев)

3. Хозяйственная деятельность митрополита Платона протоиерей Андрей Беляев

4. Библейская история при свете новейших исследований и открытий. Ветхий Завет. Том 2 – Приложения. Справочных сведений и таблиц к библейской истории Ветхого Завета профессор Александр Павлович Лопухин

5. Дохристианская Европа протоиерей Владислав Цыпин

6. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский епископ Александр (Семёнов-Тян-Шанский)

7. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

8. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

9. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

10. Исагогика, или Введение в книги священного писания Нового завета Алексей Никитич Хергозерский

Комментарии для сайта Cackle