архиепископ Арсений (Брянцев)

ХХVII. Слово в день погребения в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича 41

О направлении Царственной деятельности почившего Государя и тягости постигшего Россию горя

Сегодня в Петербурге – столице России, в Петропавловском Соборе совершается погребение, в Бозе почившего, Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича.

Острой болью в сердце отзывается мысль о том, что ныне на веки сокроется в земле драгоценный образ возлюбленного Монарха нашего Александра II.

Тяжело расставаться и с обыкновенными дорогими людьми, когда они берутся из среды живых обыкновенным родом смерти; ещё тяжелее бывает разлука с ними, когда они берутся из среды нашей не вовремя, внезапно и необыкновенными родом смерти. И чем дороже для нас лица, и чем необыкновеннее род смерти, тем тяжелее для нас разлука с ними. Что же сказать о разлуке России с Благочестивейшим Государем своим, Императором Александром Николаевичем, драгоценные останки Которого ныне предаются земле?....

Кого Россия ныне погребает, с кем она расстаётся?... Она погребает того великого Монарха, Который преобразовал Россию, прославил и возвеличил её. Она погребает одного из лучших царей, каких только видела отечественная наша история и история других государств. Она расстаётся с истинным Отцом, крепко любившим своих подданных, желавшим им одного блага и сделавшему для них много добра. Двадцать шесть лет царствовал Император Александр II. В это время Россия значительно расширила свои пределы, сделала немало завоеваний, одержала много блистательных побед и дала свободу вероисповедания и независимость единоверным и единоплеменным нам, славянам. Во внутреннем отношении, в царствование Императора Александра II, Россия совершенно преобразована: уничтожено крепостное состояние, введена всесословная воинская повинность и сама военная служба облегчилась и облагородилась; учреждён общественный, гласный и по совести, суд; отменены грубые жестокие наказания для виновных и облегчена участь самих преступников; введено новое земское и волостное самоуправление и новое городовое положение; образование, доступное прежде немногим, стало общим достоянием и через то, смотря по степени образования, без различия сословий, права личности возвысились, учебные заведения – высшие, средние и низшие умножились до бесчисленности. Россия переплелась телеграфами, железными дорогами; по рекам, озёрам и морям развилось пароходство; торговля оживилась; земледелие обеспечилось. Церковь, с её священнослужителями, получила особенные-лучшие права и большее материальное обеспечение; духовные школы приведены в цветущее состояние. Православная вера приобрела свободу вероисповедания среди южных славян, так много прежде терпевших притеснения от фанатических мусульман. Но в эти священные минуты невозможно даже кратко перечислить всех великих дел усопшего Монарха. Ни не обинуясь, скажем, – Император Александр II сделал для блага России столько, сколько не сделал ни один Монарх из его предшественников. Все его дела свидетельствуют о Его беспредельной любви к России, во всех Его делах видны беспредельные Его заботы о процветании России; во всех Его делах видна была любовь ко всем подданным без различия званий и состояний, ибо никто Им не забыт; во всех Его делах видно уважение к личности, сохранение прав свободы человека – этого божественного свойства в человеке. А кто имел счастье видеть усопшего Монарха и говорить с Ним, тот лицом к лицу видел, как в величественном образе Его просвечивалась ангельская доброта; что кроме слов любви, благодарности и благожелания, других слов по отношению к верноподданным не было на устах Его. Царские милости Его изливались на всех подданных обильной рекой. Не даром давно общий голос дал ему имя Отца Отечества. И этого-то Великого Монарха Россия ныне погребает. Тяжела разлука с таким Великим Монархом, и таким Преобразователем, и таким Благодетелем Отечества, с таким любвеобильным Отцом....

Но, быть может, разлука с нашим Великим Императором облегчится мыслью о том, что Он отошёл к Господу в преклонности лет, в глубокой старости, что, при этом, смерть есть неизбежный удел всех смертных царей и рабов. О, если бы так было! Мы легче бы примирились с мыслью о разлуке с нашим Царём, мы утешились бы той мыслью, что Он, после продолжительных и великих трудов, в старости лет, уснул сном смерти, и наша скорбь о разлуке с Ним легче и естественнее перешла бы в тихую молитву об упокоении души Его. Но нет, наш возлюбленный Император Александр Николаевич отошёл к Господу, если не в цвете лет, то в крепости сил. Он ещё мог бы править Русским Государством много лет. Он ещё не успел насладиться плодами своих великих дел, своих преобразований; Он взят от нас, когда мы ещё не вполне сознали и оценили великие дела и преобразования нашего усопшего Монарха; когда Россияне ещё не успели воспользоваться, как должно, великими благодеяниями усопшего Императора, сознательно и разумно ввести их в свою жизнь. Да, горька разлука с нашим Благодетелем, когда мы видим, что Он ещё не успел видеть полного осуществления своих великих идей в жизни своего народа, когда Он нужен был для нас, как Отец и Руководитель для своих детей, когда Он по крепости сил своих, ещё многое мог сделать для блага России.

Но, быть может, наш усопший Император, если и скончался в крепости сил, то после продолжительной и тяжкой болезни: часто бывает, что смерть похищает людей и во цвете лет, и в крепости сил. Пусть бы так было: мы успели бы приготовиться к роковой вести, и легче могли бы перенести своё горе. Ещё году нет, как Россия похоронила Благочестивейшую Супругу усопшего Императора, Императрицу Марию Александровну; Россия беспредельно любила Её. Но Она скончалась, после продолжительной и тяжкой болезни; мы знали Её страдания; ожидали Её кончины. И когда Она мирно почила о Господе, подготовленная скорбь наша о потери Матери Царицы, легко перешла в тихую печаль и тёплую молитву об упокоении чистой души Её. Не то теперь: не более пяти месяцев назад мы видели нашего возлюбленного усопшего Монарха в пределах нашего Крыма бодрым и здоровым; ежедневно мы слышали и читали о Его Царских трудах и подвигах на благо России, знали о Его цветущем здоровье почти до самого дня Его кончины; мы и не думали о Его смерти. Вот почему внезапная, беспредельно печальная весть о кончине возлюбленного Монарха, как ударом грома, поразила Россию.

Но, быть может, наш венценосный Монарх, храбрый и христолюбивый Воин, внезапно скончался на поле брани, пал от вражеских орудий при защите Церкви и Отечества?.... Больно было бы слышать и тяжело перенести, истинному сыну Отечества, такого рода смерть Своего Государя; ибо история мало представляет нам таких примеров; но, всё-таки, они были. Но пусть бы так было: мы оплакали бы геройскую кончину своего Монарха, на страницы Русской истории занесено было бы отрадное явление, что Русский Царь положил живот на поле брани за своё отечество, и Россия осталась бы чистой, незапятнанной. Не то теперь: теперь мирное время, Государь – бодрый и здоровый находился не на бранном поле, а в России, в своей столице, у себя дома, теперь, при ужасной кончине нашего Императора Александра II, мы объяты страхом и ужасом. Первая весть об этом страшном, безмерно печальном событии так нас поразила, что мы, на время потеряли соображение, слова замолкли на устах наших, мы не знали, за что взяться, горе было так велико, что мы не могли даже молиться.

В чём же заключается вся тяжесть нашего горя, весь ужас печального события? Две недели мы это знаем, 42, но и теперь трудно и стыдно произнести во всеуслышание перед сонмом народа: Русский Царь, Царь православный, Царь – Преобразователь, Благодетель человечества, Отец Отечества, любимый народом, убит, убит самым варварским, бесчеловечным образом в своей столице, недалеко от дворца своего, среди белого дня, рукой своего подданного!.. Что же это такое?! Необъяснимое, небывалое в истории явление! Бесчестие для России! Кровавыми буквами на страницах Русской Истории запишется это печальное событие, но тем светлее будет представляться облик царствования Императора Александра II. Как то Россия смоет с себя это пятно?... Мы видим, теперь она глубоко оплакивает свою потерю, льёт горькие слёзы о Царе Своём. И должна плакать Россия – плакать о своём страшном горе, плакать не только о потере своего великого Монарха, не только о Его мученической кончине, но и о том, что в пределах её делается, она должна смыть, наложенное руками злодеев, её соотечественников, пятно не только слезами укора и раскаяния в своей беспечности и малодеятельности, но и самим делом постараться уничтожить кроющуюся в ней адскую деятельность крамольников.

Не в праве-ли теперь, усопший Император, которого ныне Россия погребает, призвать на суд своих подданных, поставить их перед лицом Божьим, спросить их: «Люди Мои! Что Я сделал для вас худого? Почто вы воздали Мне за благая злая? Я дал вам свободу, это высочайшее благо для человека; Я дал вам скорый, правый, и по совести суд и самоуправление; Я излил свои милости на бедных и несчастных: Я облегчил участь преступников; Я просветил вас светом науки, ускорил вам пути сообщения, оживил вашу торговлю, обеспечил земледелие и проч., и все это Я сделал для вашего благосостояния. И за все это претерпел поносную мученическую смерть. В том только разве и было Моё несчастье, что вы не умели воспользоваться дарованными Мной вам благами, и самое добро обратили в зло. Люди Мои, что Я сделал для вас худого, почему вы Мне воздали за добро – злом; дайте Мне ответ: придите истяжемся... На этот голос усопшего праведника, мученика – Императора, несомненно вся Россия, как один человек, отозвалась бы: «Благочестивейший Государь, возлюбленный Монарх наш! За Твои благодеяния мы любили Тебя, как Отца, мы благоговели перед Тобой, как перед Помазанником Божиим, мы благословляли Бога за Тебя и Твои великие дела, но злодеи опозорили нас, помрачили нашу любовь к Тебе, отняли Тебя у нас самым бесчеловечным образом». «Верю», сказал бы на это усопший Монарх. Но откуда взялись эти злодеи? Где они выросли, на какой ниве? Где они воспитались? Не сыны ли они России? Не ваши ли они сыновья, братья и сестры? Не ваш ли долг был исторгнуть из среды своей эти зловредные плевелы, обезопасить и сохранить жизнь своего Царя«? Что-то мы ответим на этот вопрос усопшего Императора? .. Не останется ли Россия безответной перед Ним?...

Да, братья, не без причины Господь посетил нас тяжким посещением; много раз Он спасал драгоценную жизнь усопшего Императора от угрожавших опасностей, но теперь видно, по грехам нашим Он наказал нас великим горем, взял от нас нашего Ангела Хранителя; допустил тяжкую – мученическую кончину нашего возлюбленного Монарха от злодейской руки нашего же соотечественника. Этим событием, быть может, Господу угодно было отрезвить землю Русскую, чтобы она, пришедши в себя, осмотрелась, глубже вникла во внутрь себя, поискала тех причин, которые породили крамолу в пределах её, и уничтожила их. Уже не холодность ли веры нашей, несправедливое понимание свободы, ложное направление в воспитании юношества, ослабление нравственности и небрежение требованиям церкви – породили зловредные плевелы на обширной ниве нашего Отечества и навлекли на нас гнев Божий?!... Наш долг, братья, как сынов России, серьёзно подумать о сем и всеми силами постараться устранить причины, подрывающие основы религии и разъедающие государственный строй, ибо государство без религии существовать не может; связь между Церковью и Государством должна быть такая тесная, как между телом и душой. Несчастье над нами обрушилось: пусть оно будет служить побудительной причиной к нашему возрождению. А для водворения порядка в России наш долг, братья, долг всех Россиян – сплотиться воедино и, не щадя ничего, общими силами стараться об открытии крамолы и об истреблении злодеев. При таких только условиях возможно искоренить зло, гнездящееся внутри России, истребить злодеев и обезопасить жизнь возлюбленного Государя нашего Императора Александра III Александровича.

У усопшего же Императора нашего Александра II испросим себе прощение за все грехи, вольные или невольные, ведения или неведения, содеянные против Него делом, словом или мыслью, – и в день погребения Его простимся мысленно с Ним навеки и вознесём Господу Богу наши тёплые молитвы об упокоении души Его в обителях небесных – в царстве славы. Аминь.

* * *

41

Произнесено 15 Марта 1881 года в Симферопольском Кафедральном Соборе.

42

Государь Император Александр Николаевич скончался от руки убийц 1 Марта 1881 года.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle