Источник

XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 43

О значении храма в жизни христианина и почитании Святых, имени которых он посвящён

Память святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла совершаем, братья!

Для вас, возлюбленные прихожане сего храма, ныне особенно великий и важный праздник, ибо это праздник вашего храма, храмовый приходской ваш праздник.

Великое значение для христианина имеет храм и, особенно, великое значение для христианина имеет приходской храм: храм есть дом Божий, место особенного присутствия Божья, общественного богослужения, общественной молитвы; храм есть наружное выражение нашей православной христианской веры, видимое свидетельство о господстве и торжестве её в нашем отечестве. А приходской храм для прихожанина, кроме того, есть место, где он получил духовное своё возрождение в таинстве крещения, и неоднократно получал и получает духовное обновление во время присутствия в оном при богослужении в молитвенном возношении ума и сердца к Богу, в исповедании своих грехов в таинстве покаяния, в тесном соединении с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве причащения тела и крови Его. В приходском своём храме прихожанин освящает и воспоминает важные события и дни в своей жизни в своей семье: вступление в брак, дни именин и дни кончины своих родных и др., в приходском же храме он совершает и провождение человека после смерти в жизнь загробную. Как же после всего этого не сказать, что великое значение для христиан имеет храм, и что храмовый праздник есть великий праздник для прихожан!...

На таком значении храма основывается важная обязанность прихожан – почитать свой храм, возможно чаще посещать его во время богослужения, не только в праздники, но, по возможности, и в будние дни, отправлять в нём все христианские обязанности, совершаемые в храме: подвиги покаяния, обряды погребения и поминовения умерших, водосвятия, чтение акафистов, благодарственные и просительные молебны и проч., и заботиться о его благолепии. И как приятно видеть храм благоукрашенный и благоустроенный, как отрадно для верующего сердца видеть храм, усердно посещаемый прихожанами, и полный молящимися!.,. Но по благоустройству и благолепию храма и по усердию к нему прихожан можно судить о вере их в Бога, развитии религиозного чувства, почитании своего храма, любви к нему и попечении о нём прихожан. Честь и слава от людей и награда от Господа Бога строителям, благотворителям и попечителям сего благоустроенного и благоукрашенного храма, ещё живущим в сей временной жизни и подвизающимся в сем храме, и вечная память и Царство Небесное скончавшимся строителям и благотворителям его!...

Но, почитая свой приходской храм, должно особенно почитать и тех святых, имени которых он посвящён. Святые, имени которых посвящён тот или другой храм, призваны в особенные покровители как храма, так и молящихся в нём, в особенные посредники между Богом и людьми, в особенные ходатаи и молитвенники перед Богом о наших нуждах; потому то прихожане особенно должны чтить их и обращаться к ним с молитвами.

Этот храм устроен во имя св. ап. Петра и Павла. По свидетельству Слова Божья все апостолы были равны между собой; все они были служители Христовы и строители тайн Божиих (1Кор. 4:1), облечены равной силой свыше (Лк. 24:48–49), одинаковой властью решить и вязать грехи человеκoв (Мф. 16:19; Ин. 20:23); ни один из них не был главой, или начальником над другими апостолами; один только был и есть глава над апостолами и церковью, основанной Иисусом Христом Его апостолами, Сам Основатель церкви Господь наш Иисус Христос. Но святая церковь наша за особенные труды и подвиги, о которых повествуется в свящ. книге Деяний апостольских, особенно чтит апостолов Петра и Павла и именует их первоверховными.

Св. апостол Пётр прежде назывался Симоном, Петром он назван Иисусом Христом за твёрдость веры, самое имя Пётр значит камень. К апостольскому служению он призван вместе со старшим братом своим Андреем из рыбаков; был человек, – по выражению св. Иоанна Златоуста, – пламенный, не книжный, простой, бедный, богобоязненный. Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, он не раз показывал крепкую веру в Него и пламенную любовь к Нему, и о минутном, под влиянием страха, отречении от Господа горько плакал и глубоко раскаивался. И Господь Иисус Христос, во время земной Своей жизни, за твёрдую веру и крепкую любовь не раз отличал апостола Петра, между другими апостолами, приближал его в Себе. По вознесении Иисуса Христа на небо и по сошествии Св. Духа на апостолов, ревность Петра к Иисусу Христу освятилась, возвысилась и сделалась непоколебимой. Благодать Божья обнаружилась в могущественном учении его, в чудесах, знамениях и постоянной готовности претерпеть всё за имя Христово. Сила слова ап. Петра была столь могущественна, что вдруг обращал он ко Христу по три и пяти тысячи человек, сопровождалась чудесными знамениями. По слову ап. Петра, обличаемые в преступлении падали мёртвыми, мёртвые воскресали, больные исцелялись даже от прикосновения к ним одной тени проходившего Петра. Апостол Пётр, по преимуществу, был апостолом для иудеев (Гал. 2:7). Кроме трудов своих в Иерусалиме и его окрестностях, он предпринимал пять путешествий для распространения веры Христовой, во время этих путешествий ап. Пётр обошёл Иудею, Галилею, Самарию; был в Лидде, Иопии, Кесарии-Каппадокии, Финикии Палестинской, Галатии, Понте, Вифинии, Антиохии, Египте, Британии, Греции и Риме. Во время своих апостольских трудов он писал два послания к христианам, рассеянным в Малой Азии, и запечатлел своё учение многими знамениями и чудесами, и претерпел со стороны врагов христианства многократные гонения и страдания. В Риме первоверховный ап. Пётр предвозвещён был Господом об отложении телесе своего (2Петр.1:14) и это скоро исполнилось. По повелению Нерона, Римского Императора, жестокого врага христианства, он был распят на кресте 29 июня 67 г. по рождестве Христова. Мученик Христов упросил мучителей распять его вниз головой, желая этим показать отличия своей крестной смерти от крестной смерти своего Божественного Учителя.

Святой апостол Павел до апостольского служения своего назывался Савлом, родом был еврей из города Тарса, имел право римского гражданина; был человек весьма образованный; воспитания своё он получил у знаменитого в то время учёного Гамалиила, по вероучению был фарисей; сильно привержен был своим отеческим законам и был страшный враг христианства. Он преследовал апостолов и первых христиан в Иерусалиме и принимал участие в убиении первого христианского мученика архидиакона Стефана. Но на пути из Иерусалима в Дамаск, куда он шёл для преследования христиан, совершилось чудесное его обращение: он услышал с неба голос Господа Иисуса Христа, призывавший его к принятию Христовой веры; при этом блеск света ослепил его. Это необычайное событие мгновенно переродило Павла – он решил принять христианство. Апостол Анания крестил его с наречением ему имени Павла; он вдруг прозрел и сделался, по выражению св. Иоанна Златоуста, из волка – овчицей, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей, из врага – другом, из богохульного – Богословом. Вместо гонения имени Христова, ап. Павел стал проповедовать повсюду, что Иисус Христос есть Сын Божий, к величайшему удивлению всех, кои знали Савла – гонителя христиан. Вследствие проповедования Слова Божия, преимущественно язычникам, он назван апостолом языков. Во время своих непрестанных странствований ап. Павел написал четырнадцать посланий к своим духовным чадам, к целым обществам и отдельным лицам; Он предпринял, подобно ап. Петру, шесть путешествий: был в Иерусалиме, Дамаске, Тарсе, в Аравии и Антиохии, в Селевкии, Пафе, Верии, Иконии, Листре и Дервии, Сирии и Киликии, Троаде, в Македонии и Филиппах, Фессалониках, Родосе, Эфесе, Коринфе, Галатии и Фригии, на островах Мальте и Крите, в Афинах и Риме, и мн. др. Непрестанные путешествия ап. Павла, в разные страны языческие, для распространения Евангелия, сопровождаемы были необычайным могуществом проповеди, непрестанными трудами, неистощимым терпением. Слово Божие, проповедью ап. Павла, быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех, даже знатных и учёных. Проповедь его сопровождалась могуществом чудес: по слову его ослеп волшебник (Деян.13:11), исцелялись больные, даже платки и полотенца, бывшие на теле Павла, подавали исцеления, силой Божьей он воскресил мёртвого (Деян. 20:2–12). За свои беспримерные труды ап. Павел перенёс неисчислимые скорби: был я, – говорит он, – в ранах, в темницах, и многократно при смерти; пять раз мне дано было по сорок без одного ударов, три раза били меня палками, три раза я терпел кораблекрушение, много раз я был в опасности от разбойников и других народов, терпел голод и жажду, стужу и наготу (2Кор. 11:23–29). Верующие чрезвычайно любили и уважали ап. Павла и даже некоторые называли себя Павловыми: прощаясь и ним, христиане проливали слезы, молились о нём, повергались перед ним на колени, целовали его и так провожали его (Деян. 22:37–38). Великий проповедник претерпел мученическую кончину в Риме от жестокого врага христианства Нерона на 67 году по Р. Хр. 29 июня он был обезглавлен мечом.

Таковы были святые первоверховные апостолы Пётр и Павел, имени которых посвящён сей храм. Таковы были их подвиги и труды на пользу распространения веры Христовой. Мы вспомянули о них с той целью, чтобы лучше помнить, каковы были покровители сего храма, чтобы усерднее была наша молитва к ним, и чтобы мы подражали их вере, трудам и подвигам.

Но в жизни и деятельности празднуемых ныне святых апостолов Петра и Павла, как в жизни и деятельности других апостолов, есть особенные свойства, достойные подражания: это взаимная любовь между апостолами и христианами – их духовными детьми. Об этой взаимной любви ныне весьма кстати сказать несколько слов. Если сами апостолы, их подвиги и труды служат особенным примером преемникам их – пастырям церкви, то и та любовь и уважение, со стороны первых христиан по отношению к апостолам, служит примерами для пасомых, духовных детей пастырей церкви, для христиан во все времена. В Церкви Христовой и в христианской жизни, в деле устроения спасения ничего так не желательно, как единение духа между пастырями и пасомыми, взаимного мира, любви и уважения, как таких отношений, какие существуют между родителями и детьми. При таких только отношениях может существовать тесная связь между пастырями и пасомыми, может сохраниться истинная вера Христова, поддерживаться и развиваться религиозное чувство, любовь и уважение к храму Божию, и через все это соделываться спасение человека. Отрадно для сердца бывает, когда встречаешь такие отношения между пастырями и пасомыми; там хочется верить, вера Христова процветает, жизнь христианская идёт, как должно, спасение душ соделывается. Особенно отрадно это видеть в нынешнее время, когда люди неверующие, маловерующие (а их ныне так много!...) не желают признавать авторитета церкви Божьей на земле, богоучреждённой в ней священной иерархией, и стараются попрать и уничтожить всё святое.

При виде сего благоустроенного и благоукрашенного храма, при виде взаимной любви и уважения между пастырями и духовными детьми сего храма, при виде той любви и уважения прихожан сего храма к своему духовному отцу – настоятелю сего храма 44), каковую они засвидетельствовали ему ныне в сем храме, в день храмового своего праздника, 45) с истинной христианской радостью скажешь: здесь существует мир Христов и благодать Божия, здесь есть усердие и любовь ко храму Божию; здесь вера Христова и христианская добродетель! ..

Господь наш Иисус Христос, установивший церковь свою на земле и поставивший в ней для созидания спасения людей пастырей, и служители его, празднуемые ныне святые, славные и первоверховные апостолы Пётр и Павел, да укрепят ещё более эти добрые отношения между пастырями сего храма и пасомыми, и да помогут им и вам всем в преуспеянии в христианской добродетельной жизни!... Аминь.

* * *

43

Произнесено в Симферопольской Петропавловской церкви 29 Июня 1881 г.

44

О. Прот. Гавр. Исид. Рудневу.

45

Поднесли ему золотой, с украшением, крест.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle