архиепископ Арсений (Брянцев)

V. Слово в день трёх святителей 11

Краткая характеристика жизни и деятельности св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

В день празднования трёх святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – более всего прилично говорить о прославляемых святителях. Жизнь их весьма поучительна для нас. Обратим наше внимание на некоторые черты её.

Все три, празднуемые ныне, святители происходили из благочестивых семейств, имели прекрасных матерей; и все они от них же получили первоначальное – домашнее образование. В этом отношении их матери служат прекрасным примером в деле воспитания детей для всех матерей. Емилия – мать св. Василия Великого – имела многочисленное семейство, и сама вместе с мужем своим занималась воспитанием детей. Они особенно старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание закона христианского. Они постоянно помнили, что воспитывают детей своих не для этой жизни, а для вечности. И хороши были их дети: старшая дочь их Макрина была примерная христианка, а два сына – празднуемый нами Василий Великий и брат его Григорий, впоследствии епископ Нисский, были в своё время светилами церкви Христовой, – и почти всё семейство причислено к лику святых. Нонна – мать св. Григория Богослова на столько была благочестива и влиятельна, что обратила от язычества к христианству своего мужа и содействовала его нравственному усовершенствованию настолько, что он получил сан епископа. Св. Григорий с любовью вспоминал о родителях своих и, особенно, о матери. «Мать моя, писал он, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих Сию золотую цепь. В женском образе нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной.» И это семейство было образцом христианского благочестия и тоже почти все члены его причислены к лику святых. Анфуса – мать св. Иоанна Златоуста была замужем за богатыми человеком – начальником сирийских войск, овдовела на двадцатом году своей жизни; Иоанн остался от отца младенцем. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анфуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностями христианки и матери, занялась воспитанием сына, мудро управляла имением его, старалась дать ему обширное и прочное образование, особенно же основательно познакомить его со свящ. писанием. От матери он получил первые уроки в христианском благочестии, и ничто впоследствии не могло изгладить их из души его. Вот те семейства, из которых вышли празднуемые ныне святители, и вот каких матерей они имели. Великое значение имеет семейство по отношению к обществу, и великое значение имеют матери в деле воспитания детей. Несомненно, если бы и в настоящее время побольше было семейств, подобных семействами празднуемых святителей, то семейства давали бы обществу более лучших членов и деятелей; несомненно также и то, что если бы и в настоящее время побольше было матерей, подобных матерями празднуемых ныне святителей, то и детей с подобными направлением было бы гораздо большие, и самые дети поступали бы из семейств в школы с большими и лучшими задатками к добру.

Заправленные добрыми началами в самом детстве, святители – Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, отличались прекрасными качествами во весь период своего воспитания; в школе отличались от своих товарищей не столько своими умственными способностями, сколько прилежанием, прекрасным поведением и благочестивой жизнью. Школы в то время, по преимуществу, были языческие; но, несмотря на это, ни поучения языческих наставников, ни дурные примеры товарищей, ни увлечение юности – ничто не могло поколебать доброго направления в святителях: так прочны были впечатления, полученный ими в детстве от своих матерей! Послушайте, как описывается школьная жизнь празднуемых ныне святителей. Особенно в этом отношении поучительный пример представляют Василий Великий и Григорий Богослов. С юных лет они познакомились и сдружились друг с другом, но особенно дружба их скрепилась в Афинах – в центре тогдашнего языческого мира, где они получили высшее образование. «Мы стали друг для друга всё, писал св. Григорий, и товарищи, и сотрапезники, и родные. Имея одну цель, мы непрестанно возрастали в любви друг к другу; казалось, что в обоих нас было одно упражнение – добродетель, и одно усилие стремиться от земного, жить для будущих благ.» Василий и Григорий оценили верно всё то, что нашли в Афинах и не увлеклись ни ложной мудростью, ни пустым велеречием некоторых наставников, ни блеском светских удовольствий. Они заранее уяснили себе цель жизни своей и прямо и неуклонно шли путём своим. Они решились посвятить Богу все силы свои, усердно служить Ему и старались прибрести богатство ума и знания для того, чтобы употребить их на служение Богу. Эта мысль побуждала их заниматься усердно, трудиться постоянно. Одушевлённые такой высокой целью, они не знали усталости и развлечения; сходились они только с теми из товарищей, которые были близки им по направлению; знали в городе только две дороги: ту, которая вела в училище, и ту, которая вела в церковь, где они слушали христианские наставления. Господь Бог благословил труды двух юношей, и они скоро сделались лучшими учениками. Не было между ними суетного соперничества; каждый из них радовался успехам друга более, нежели своим собственным, и были всегда готовы уступить друг другу первенство. Василий отличался глубиной ума и способностью к наукам философским; Григорий более всего любил словесные науки, чувствовал в себе дар слова и развивал эту силу, как орудие для служения Христу. «Ещё не опушились мои ланиты, писал св. Григорий, мной овладела пламенная любовь к словесным наукам; я старался обогатить себя внешней учёностью с тем, чтобы употребить её в пособие истинного просвещения; дабы знающие одно пустое витийство, состоящее в звучных словах, не превозносились и не могли опутать меня своими хитрыми умствованиями.» Таковы были два воспитанника, два друга – Василий и Григорий в период своего воспитания! А св. Иоанн Златоуст, посещая языческие школы, где преподавались философия, красноречие и другие науки, и будучи одним из лучших учеников знаменитого Ливания, красноречивого языческого оратора, в тоже время всеми силами души своей тяготел к христианской благочестивой жизни. У Иоанна также было несколько друзей – товарищей, одушевлённых, как и он, любовью к Богу: они вместе трудились, стараясь преуспевать в добре. Один из друзей его, решившись сперва жить только для Бога, возвратился потом в мир и увлёкся прелестями мира; Иоанн по этому случаю написал увещание к «падшему.» В этом первом сочинении его уже видны те черты, которые так прославили его впоследствии: живое увлекательное красноречие, изливавшееся из сердца, полного любовью, твёрдость и чистота нравственных правил. К вам, воспитанники сего училища, как будущим пастырям церкви, боле всего относятся указанные черты из периода воспитания празднуемых ныне святителей. Грешно перед Богом будет, если вы, зная эти черты, не воспользуетесь ими, в большей или меньшей мере, для своей жизни.

Каковыми же деятелями на пользу обществу и церкви вышли из школы прославляемые ныне святители? По своему образованию, учёным трудам, пастырской деятельности и благочестивой жизни они составили славу своего века и оставили собой пример всесторонней и животворной пастырской деятельности для всех последующих пастырей церкви. Чтобы правильнее оценить служение церкви и обществу празднуемых святителей, нужно знать характер того времени, когда они жили: то было время, с одной стороны, внутренних религиозных беспорядков, время религиозных споров и раздоров, время ересей; с другой – время нравственной распущенности. Отцам церкви приходилось бороться с еретиками, защищать православие, опровергать заблуждения и бороться с нравственными пороками; всё это приходилось им делать и словом, и писанием, и за все это приходилось перетерпеть гонения, мучения и саму смерть. Все три святителя получили блестящее образование, не богословское только, но и светское, все они с великой честью могли бы занять, а Иоанн Златоуст занимал несколько времени, почётные гражданские должности, но они не пожелали того и всю жизнь свою посвятили на служение церкви. Св. Василий Великий во время своего пастырского служения прославился мужественной защитой православия против ариан, основанием общежительных монастырей, различными каноническими постановлениями касательно церковного благочиния, письменным изложением литургии, устройством в своей епархии Кесарии первого обширного госпиталя из своих доходов; но особенно он отличался ревностью по вере. Однажды чиновник по приказанию императора ариaнcтвующего Валентина хотел склонить святителя в ересь арианскую и угрожал ему смертью, но святитель ответил гонителю: «имение ли моё возьмёшь, не обогатишься, а я не обнищаю, да мало и тебе пользы в сих ветхих одеждах и в нескольких книгах, а в них и всё моё богатство. Изгнания не боюсь, ибо земля не моя, но Божья, и отечество моё повсюду; о муках не забочусь; они приведут меня только к желанной цели. Ты видишь, на мне почти нет тела: первый удар окончит всё, и смерть только ускорит моё отшествие к Богу, к Которому я давно стремлюсь.» В одно время с Василием Великим подвизался в подвигах христианского благочестия и боролся с еретиками в городе Константинополе друг его Григорий Богослов. Смиренный вид его и простота обращения сперва не вселили должного уважения к нему в народе. Но когда раздалось его высокое и могучее слово, всеобщее изумление заступило место первого равнодушия. Еретики и язычники, увлечённые его витийством, стали сходиться к его кафедре. Св. Григорий в пяти беседах изложил учение о св. Троице, единодушии Сына с Отцом и св. Духом, об исхождении св. Духа от Отца. Этими беседами он приобрёл множество истинных поклонников св. Троицы, а себе – имя Богослова. Но особенно отличался св. Григорий Богослов подвижнической жизнью. Последние годы своей жизни он провёл среди утёсов – отшельником, ходил босыми ногами, имел одну только ветхую одежду, спал на голой земле; пищу его составляли хлеб с солю и огородные овощи, питие – вода, в которую примешивал иногда немного уксуса. Душе св. Григория, утруждённого скорбями земной жизни, дано было предчувствовать отшествие к блаженной жизни. Св. Иоанн Златоуст ещё в сане пресвитера в Антиохии прославился красноречием и получил от народа прозвание Златоуста. Из уст его истекала такая благодать, что все, слышавшие его, не могли довольно насытиться сладостью словес его. Сделавшись Архиепископом Константинопольским, он поражён и смущён был беспорядочными нравами столицы. С ревностью принялся за исправление нравов; не пощадил он и сильных мира; слово его загремело против роскоши, упадка нравственности и рассеянности; ристалища и амфитеатры опустели; толпы народа нахлынули в церковь для слушания золотых словес Иоанна; три раза в неделю он проповедовал. Но оскорблённые правдивым его словом и завидовавшие его славе начали преследовать Иоанна. И не спасли его от злобы и клеветы человеческой ни святость жизни, ни его слава, ни любовь народная. Он дважды был изгоняем из столицы и умер на пути к месту своей ссылки. Предуведомлённый во сне о своей кончине, он облёкся в белые одежды, причастился св. Тайн, простился со всеми и, простёршись на одре, со словами благодарения Господу за всё, испустил дух.

Вот, братья, краткая характеристика жизни и деятельности празднуемых ныне святителей. Поучительность жизни их так очевидна, что нравственное приложение к себе каждый в состоянии сам сделать. Аминь.

* * *

11

Произнесено в день храмового праздника в Церкви Таврической Дух. Семинарии 30 Января 1875 г.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle