Источник

IV. Слово на Новый Год10

Мысли и чувства, с какими надлежит христианину оканчивать старый и начинать новый год

День нового года с давних пор принято встречать поздравлениями друг друга. Поздравления эти обильно изливаются не только в самый день нового года, но ещё накануне оного, в самую полночь. Содержание этих поздравлений состоит из разных благожеланий. Не ошибёмся, если определим благожелания нового года следующими словами: «Поздравляю вас, говорят ныне друг другу, с новым годом и желаю вам доброго здоровья и счастья во всём». Выражения, как видите, братья, общие, выражающие мысли и чувствования земные; в них нельзя узнать человека – христианина. Желалось бы в честь настоящего многознаменательного дня, в который полагается предел годового периода нашей жизни, слышать и другие выражения наших чувствований и видеть поздравления с новым годом более приличные христианину.

Святая церковь есть наша руководительница в жизни христианской. Поучимся у нее, с какими мыслями и чувствованиями мы должны встречать новый год. От нее мы услышим сейчас на молебном пении истинные поздравления с новым годом. Эти поздравления не общие и земные только выражения наших благожеланий, а усердные молитвы к Господу Богу о наших действительных нуждах, касающиеся, как прошедшего года, так и наступившего.

Вникая в молитвы церкви в день нового года, мы замечаем прежде всего то, что она обращает мысли наши к истекшему году и внушает нам вознести к Господу Богу благодарение за истекший год. Она молит Господа Бога, чтобы он милостиво принял от нас, недостойных рабов Своих, нынешнее благодарение и молитву, которые мы должны со страхом и трепетом приносить Спасу и Владыке нашему Господу за все благодеяния, яже излиял обильно в прошедший год не по заслугам нашим. С другой стороны, она молит Господа Бога простить нам и всем людям своим все согрешения – вольные и невольные, в мимо шедшем лете зле содеянные. Что может быть естественнее этой молитвы церковной при окончании года?.. Если при окончании каждого дела мы должны возносить Господу Богу благодарение за окончание оного: то тем более мы должны это делать при окончании года. Жизнь наша в руках Божьих; следовательно, за сохранение жизни нашей в истекшем году мы прежде всего должны благодарить Господа Бога. Но Господь Бог не только сохранил жизнь нашу, но и не лишил нас своих благодеяний в истекшем году, а потому благодарность наша должна быть сугубой. Если же при этом жизнь наша в истекшем году была не вполне соответственна попечению Божью о нас, была не вполне безукоризненна, что несомненно, то с чувством благодарности нашей к Богу должно соединяться чувство смирения, сознания нашего недостоинства перед Богом – Его благодеяний и скорбная наша молитва о том, чтобы Господь Бог простил наши грехи и не помянул беззакония наших зле содеянных в течение прошедшего года. Не знаем, многие ли с такими мыслями и чувствованиями вчера оканчивали год. Но известно, братья, что многие, весьма многие оканчивали старый год и начинали новый совершенно иначе. Простой народ проводит последний вечер года в так называемых святочных вечерах, среди различных увеселений и языческих гаданий; а образованные люди устраивают под новый год балы и танцевальные вечера. Есть семейства, где члены этих семейств со своими родными и знакомыми проводят вечер под новый год и в скромных удовольствиях, в весёлых разговорах, с нетерпением ожидая 12 часов ночи, и лишь только часы пробьют 12 – с восторгом поздравляют друг друга с новым годом и поздравления свои сопровождают угощениями... Но немного найдётся таких семейств, в которых отец и мать последний вечер года проводят в скромной благочестивой беседе с детьми и, когда часовая стрелка готова указать 12 часов ночи, становятся на молитву и, таким образом, оканчивают старый и начинают новый год по христиански...

Вникая далее в молитвы церкви в день нового года мы видим, что она внушает нам просить Господа Бога благословить начало и прохождение наступающего года. Благословения Божья она испрашивает на всё, что составляет благоденствие человека в этой жизни. Она молит Господа, чтобы Он в наступающий год ниспослал нам благорастворённые воздухи, дожди благовременные ранние и поздние, росу плодоносную, ветры умеренные, теплоту солнечную и чтобы избавиться нам в сие грядущее лето и во все дни жизни нашей от голода, заразительных болезней, землетрясения, наводнения, града, огня и прочих естественных бедствий и вместе с этим, чтобы Господь Бог даровал в наступающий год жизнь безгрешную, цветущую здоровьем и при этом жизнь с довольством. Видите, братья, как церковь заботится о нашем благосостоянии? Как чадолюбивая мать, она всё предусмотрела и молится о всем, что служит к устройству нашего благоденствия. Но только источник нашего благосостояния она полагает в Боге. Несомненно, братья, что всего этого и мы желаем друг другу при наших взаимных поздравлениях с новым годом; но забываем только, что всё в жизни нашей, как и самая жизнь наша зависит от Бога. Мало помним мы вообще о Боге, в частности же забываем Его в те особенные дни года, когда самое время напоминает нам о Нём. И в настоящий знаменательный день многие, быть может, после вчерашнего вечернего утомления ещё по сие время спят спокойным сном, иные только просыпаются, а иные засуетились уже с обычными поздравлениями, забыв о том, что прежде нужно испросить благословения у Бога на наступающий год, а затем уже выражать другим и от них принимать благожелания и поздравления.

Но чтобы получить благословение Божье и наслаждаться благоденствием жизни, необходимо стараться быть достойным этого благословения, заслужить оное нравственными своими достоинствами, добродетельной жизнью. Но кто похвалится ею?... Сознает наше нравственное недостоинство перед Богом наша любвеобильная матерь – церковь и молится ныне об усовершенствовании нашей жизни. Она просит Бога благословить венец наступающего лета благостью Своей, утолить в нас все вражды, нестроения и даровать нам мир, твёрдую и нелицемерную любовь, благочинное строение и добродетельное житие. Как естественны и эти благожелания церкви, как они вызываются нашими нравственными нуждами и характеризуют нашу жизнь?... А при всей естественности их, приходили ли они на мысль кому-либо из нас в нынешний день? Встречая новый год, подумали ли мы о своём нравственном улучшении, дали ли отчёт себе в своей годовой нравственной жизни; обратились ли к Господу Богу с молитвой, чтобы Он простил нам наши грехи, соделанные в прошедшем году, помог нам в наступающем переменить свою жизнь, и вместе с новым годом начать новую – лучшую?.. Без этого и наступивший новый год будет для нас тем же старым годом, а для некоторых из нас он будет, быть может, и последним годом. Церковь, внушая нам позаботиться об улучшении нашей жизни, не заставляет нас долго задумываться над нашей жизнью и отыскивать в ней дурные стороны для перемены оных на лучшие: она прямо нам их указывает. Она молит Господа уничтожить между нами вражду, всякие нестроения, установить нелицемерное взаимное отношение между нами, любовь и добродетельную жизнь. Отсутствие в нашей жизни указанных здесь качеств составляет действительно недуг нашей жизни, несчастье наше, несчастье, впрочем, немногими сознаваемое. Что, можем мы похвалиться взаимным миром, искренностью наших отношений, добродетельной жизнью?... Об отсутствии мира нам свидетельствует то, что все судебные места переполнены тяжебными делами. Во взаимных отношениях преобладает личный интерес над общественной пользой. В служебном отношении замечается ласкательство низших перед высшими, пристрастие, несправедливость, а часто и притеснения сильными слабых и т. п. В поведении нашем видна нравственная распущенность; присмотритесь, для примера, к жизни городской в какой-либо праздник, и вы будете свидетелями отсутствия усердия к храмам Божьим, пьянства, со всеми его грубыми последствиями. В жизни семейной заметно ослабление супружеских уз, отсутствие религиозного воспитания детей, предпочтение супружеской жизни – жизни одинокой не с целью пользы службы и нравственного усовершенствования, а с целью свободы жизни и, вследствие, нравственного упадка. В основании же всех этих недостатков лежит забвение Бога и упадок в нас религиозного чувства. А при том и другом человек забывает, что он есть существо нравственное, богоподобное, ответное перед Богом и, таким образом, по словам Псалмопевца, причисляет себя к скотам несмысленным и уподобляется им; при неудачах же жизни, потеряв веру во всё святое, часто кончает жизнь свою самоубийством!...

Продолжая ту же мысль о нравственном усовершенствовании, церковь, в день нового года, ещё молит о нас Господа отогнать от нас душетленные страсти, растленные обычаи, страх же свой Божественный всадить в сердца наши и укрепить нас в православной вере. Кто не сознаёт, братья, того, что страстей у нас много, растленных обычаев не мало, а отсутствие страха Божья и холодность к вере нашей почти общие всем нам. В указании этих нравственных недугов мы не затруднимся. Наши страсти: плотские и чувственные удовольствия, доходящие до нравственного упадка; сильное развитие стремления к мирским удовольствиям, даже во времена, недозволенные церковью, приверженность к карточной игре, чревоугодие, доводящее многих до пьянства и безобразия, и доходящее, у большей части так называемого образованного класса, до отвержения постов, установленных православной церковью и проч. т. п. Наши растленные обычаи: что сказать о собраниях для так называемого препровождения времени, об общественных увеселениях; разумеем семейные вечера, балы, зрелища?... В самых учреждениях сих развлечений ещё мало преступного: от чего во время умеренно не повеселиться?... Но как нарочито эти развлечения устрояются именно под праздники. С вечера, когда церковь призывает православных на богослужение, они собираются на эти увеселения и там остаются за полночь, а утром, в самый праздник, измученные ночными увеселениями, спят почти до полудня, просыпают утреннее богослужение и литургию. Но этого ещё мало, впечатлительные и неблагоразумные натуры разжигаются на этих увеселениях и делаются способными к нравственным преступлениям – и это в праздничное время?!... Не напрасно церковь назвала их растленными. Холодность наша к собственной вере нашей проявляется тоже во всей вашей жизни. Домашней молитвы мы не совершаем; не молимся Богу, отходя ко сну и начиная день; садимся за трапезу и встаём из-за оной без молитвы. Праздников не почитаем и в храмы Божий мало ходим, своей религией не дорожим и о спасении души мало заботимся. Если бы мы теплее относились к своей вере, если бы даже побольше имели самоуважения, то не позволили бы быть под наши праздники общественным увеселениям и вообще старались бы устранять причины охлаждения в нас нашей веры. Есть в нашем городе иноверные и, к стыду нашему, по ревности к своей вере, они могут служить нам примером: под свои праздники они постарались устранить общественные увеселения, а мы им уступили... Вообще, с прискорбием нужно сказать, что нам – христианам приходится учиться у живущих с нами иноверцев всему – дорожить своей верой и молиться в своих храмах.

Остаются ещё два предмета, о которых церковь наша молится и внушает нам молиться в день нового года. Это – благосостояние церкви Божьей на земле и благосостояние нашего государства.

Молитва наша в день нового года о благосостоянии церкви Божьей на земле заключается в следующем: мы просим Господа, чтобы Он низложил все ереси и отступства, насадил всюду православие и благочестие; обратил всех, отступивших от правил веры к познанию Своей истины, и присоединил их к святой Своей православной церкви; укрепил святую церковь, утвердил её, расширил, умирил и сохранил непобедимой во веки. По силе сей молитвы ваш долг, братья, не только самим твёрдо держаться православной веры, принадлежать к православной церкви, стоять за её правоту и истинность, – но и обращать в недра её заблудших, а не относиться к сему святому делу безразлично.

О благосостоянии государства молитва церкви в день нового года заключается в том, чтобы Господь Бог в наступивший новый год сохранил Возлюбленного Раба Своего Благочестивейшего Государя Нашего Императора Александра Николаевича со всем царствующим Домом Его, покорил под нозе Его вся христоненавистные языки и всякого врага и супостата, избавил отечество наше от нашествия иноплеменных и междоусобных браней; оградил от всех худых обстоятельств град сей и все грады наши и даровал нам мир и безмятежие. Но все те блага, о ниспослании которых нашему отечеству ныне так усердно молится св. церковь, без сомнения, тогда дарованы будут нам, когда мы заслужим оные своей жизнью, верным и нелицемерным служением церкви и отечеству.

Вот, братья, какой урок даёт нам ныне своей молитвой св. церковь! Этим она ясно показывает нам, с какими мыслями и чувствованиями мы должны оканчивать старый и начинать новый год, – с мыслями и чувствованиями, свойственными челoвeκy – христианину, могущими вместе с новым годом обновить нашу жизнь. Аминь.

* * *

10

Произнесено в Симферопольском Кафедральном Соборе в 1875 году.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle