Азбука веры Православная библиотека святитель Астерий Амасийский На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник)

На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник)

Источник

Да возрадуется и ныне наследница Церковь, ибо ее жених Христос, пострадав, воскрес. Она скорбела о страдающем, пусть радуется о воскресшем. Да возрадуется наследница, ибо посрамлена лишенная наследства, так как она убила наследника и потеряла наследство. Жених воскрес и посрамлен противник невесты – иудей. И почему посрамлен иудей? Потому, что он оклеветал воскресение Христа, говоря: «ученицы украдоша Господа» (Мф.28:13). Если они украли из гроба, то как же во имя мертвого апостолы подняли хромого? Мертвый не воздвигает хромого, мертвый не дает ног, мертвый не научает ходить, чего сам не знает, тому и другого не учит. Воскрес жених и, как к судье защитники, к Нему обращаются святые пророки и апостолы за наследствующую Церковь. Радуйся, Церковь невеста! ибо воскресение жениха возвысило и тебя, лежавшую на земле и попираемую. Алтари демонов не разделяют уже твоих детей, но Церкви Христа собирают новопросвещенных. Уже не идолы тиранствуют, но царствуют алтари Христа. Трубы уже не принуждают преклоняться пред золотым образом, но псалмы научают поклоняться Богу. Ноги блудницы уже не пляшут до поводу смерти Иоанна, а ноги Церкви попирают смерть. Прекратились восстания и увеличились коленопреклонения, остаются в пренебрежении трагедии и процвели псалмопения. Восходит не дым от жира (сжигаемого), а фимиам молитв. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» (Пс.140:2. Заклание бессловесных не имеет значения, ибо заклан «агнец, вземляй грех мира»; Ин.1:29).

О чудо! Ад поглотил Господа Христа и не переварил. Лев поглотил агнца и не мог удержать в желудке. Смерть поглотила жизнь и, почувствовав тошноту, извергла даже и прежде поглощенных. Гигант был не в силах носить умирающего Христа, мертвец стал страшен для гиганта, – с живым боролся, а мертвым был побежден и пал. Если бы диавол был побежден живым, то мог бы отговариваться, что он не мот бороться с Богом, но он боролся с живым, а мертвым был побежден и так лишился всякого оправдания. Посеяно было одно зерно, а насытился весь мир. Как человек, он был заклан, но ожил, как Бог, и даровал вселенной жизнь. Он был попираем, как раковина, и как жемчужина, украсил Церковь. Как агнец, был принесен в жертву, и как пастух палкой, крестом изгнал стадо демонов. Как свеча на светильнике, он угас на кресте, и как солнце поднялся из гроба. Взору представлялось двоякое зрелище, когда распинали Христа, день превращался в мрак, а когда он воскрес, ночь воссияла, как день. Почему день стал мраком? Потому что о нем написано: «и положи тьму закров свой» (Пс.17:12). Почему же ночь воссияла, как день? Потому, что пророк сказал ему: «яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится» (Пс.138:12). О ночь, которая светлее дня! о ночь, которая блистательнее солнца! о ночь, которая белее снега! о ночь, которая ярче светильников! о ночь, которая приятнее рая! о ночь, свободная от мрака! о ночь, прогоняющая сон! о ночь, учащая бодрствовать с ангелами! о ночь, страшная демонам! о ночь, желание года! о ночь, подруга Церкви! о ночь, мать новопросвещенных! о ночь, в которую спящий диавол был обнажен! о ночь, в которую наследник ввел наследницу в наследие! «В конец о наследствующей».

Ибо так как Синагога строила козни против Христа, как египтянка против Иосифа, и, связанная законом как главным поваром, окуривающим ее дымом жертв (главный повар – иудейский закон, как-бы радующийся жиру), хотела соединиться со Христом помимо закона Евангельского и задумала устранить девицу Ассенефу, Церковь, чтобы, ограбив богатство и красоту жениха, лишить невесту наследства, – то поэтому, когда Христос вышел из гроба, как Иосиф из темницы, и сел на царскую свою колесницу на херувимах: «колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих» (Пс.67:18), тогда святые просили Его о наследствующей. Пусть не представляется тебе странным, что Иосиф был прообраз Христа. Пусть учит тебя само дело. О Иосифе написано: «Иаков любил Иосифа более всех сынов своих» (Быт.37:3); а о Христе: «Отец возлюби Сына, и вся предаде в руки Его» (Ин.3:35). Иосифу отец сделал разноцветную одежду. И Христос: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху венец» (Ис.61:10). О Иосифе написано: «и бяше Иосиф добр образом, и красен взором зело» (Быт.39:6). И о Христе пророк сказал: «красен добротою паче всех сынов человеческих» (Пс.44:3). Иосифа поносили братья, и Господа поносили иудеи и говорили «мы от любодеяния несмы рождены» (Ин.8:41), т.е., как ты, сын незамужней девицы, Иосиф был послан к братьям, как врач для навещания, но был встречен кознями, как врач; и Христос послан был, как милосердый пастырь, но был распят, как разбойник.

Иосиф был продан за 20 золотых и Христос за 30 серебреников. Иосифа продал измаильтянам один из 12 братьев, сказав: «давайте, продадим его измаильтянам» (Быт.37:27), и Христа предал израильтянам один из двенадцати учеников. Там Иуда согласился, здесь Иуда продал. Иосиф в колодце, Христос в гробу. Клевета египтянки бросила Иосифа в темницу, а Христа ложное свидетельство Синагоги предало связанным Пилату. Тот был заключен вместе с двумя евнухами, главным хлебодаром и виночерпием, и Христос был распят вместе с двумя разбойниками, одним по правую, другим по левую сторону. Иосиф одного из двух евнухов послал в царский дворец, и Христос одного из двух разбойников ввел в царство небесное. «Ныне со мною будеши в раю» (Лк.23:43). Иосиф, задерживаемый египтянкой, оставил ей платье и ушел, Христос, осиливаемый смертью, ушел и оставил в гробу повязки, которые носил. Египтянка схватила одежды и не удержала Иосифа; гроб удержал повязки, но не овладел Господом, так как ему нельзя было овладеть Им.

Поэтому я увещеваю, чтобы мы, слыша о Иосифе, подражали его целомудрию. Иосиф братьями был продан, а Богом – освобожден. И ты, новопросвещенный, был некогда продан греху и освободился благодатию Христа: «свободою, еюже Христос нас свободи» (Гал.5:1). Иосиф блуждал по пустыне и Богом возводится в царя; но возводящий Иосифа, как овцу, и тебя нашел блуждающимся, как овцу, и, как пастух, поднял и принес тебя в небесный чертог, в дар Отцу. Подражай целомудренному. Иосиф был продан главному повару и удалил египтянку, как дым. Целомудренный дымом прогнал молодую женщину, а блудница страстью омрачала ум. Плащ схватила, но не отняла целомудрия, боролась с одеждами, а борца не ограбила, в бешенстве укусила одежды, но не могла сообщить юноше бешенства. Обрати внимание: когда бешеная собака укусит кого-либо, то тот быстро раздевается и срывает одежды, чтобы благодаря им яд, проникая, не сделался семенем смерти для носящего. Так и Иосиф, когда бешенствовавшая египтянка коснулась одежд, сбросил с себя одежды и тем избег смертельного яда блудодеяния. Если же его, раба, собственная его госпожа не подчинила греху, и пусть и тебя, новопросвещенный, не порабощает блудница и пусть блудница рабыня не будет у тебя, свободного, наложницей. Ибо часто сожительствует рабыня, подвергающая рабству свободного. Какое противоположение! Иосифа, находившегося в рабстве, госпожа не поработила греху, а благодаря страсти, свободный господин становится рабом рабыни.

Конечно, Иосиф будет судьею такого человека в день суда, говоря: будучи продан на чужбину, я не предался греху и не сделал себя чужим для Бога, и это – не приняв закона, не изучая пророков, не читая Евангелий, – вообще еще до этих писаний я превратил себя жизнью в книгу целомудрия, а ты, новопросвещенный, после закона, после пророков, после евангелий, после научения и оглашения, после атлетического помазания, после обручения, после духовного помазания, после белых одежд стал рабом рабыни, подчинившись страсти. Избегай рабства греху, и приими наследство усыновления: «В конец о наследствующей». Римские законы не признавали раба наследником, так и законы Бога лишают наследства подпавшего греху. У тебя дверь закона, избегай обманчивой двери беззакония. Не входящий дверьми, но проникающий с другой стороны, есть – вор и разбойник, вор, ибо тайно блудодействует, разбойник, ибо подкапывается под чужое ложе. Тот, кто входит в двери законного брака, тот пастырь овец, отец истинных детей, и имея наследников здесь (на земле), делается наследником там в царстве небесном, которую пусть все мы достигнем благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава и сила, ныне и во веки веков. Аминь.


Источник: Св. Астерий Амасийский: Его жизнь и проповедн. деятельность / Архим. Модест. – Москва : Печатня А.И. Снегиревой, 1911. - [2], IV, 151 с. / На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник). 124-127 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle