Заключение
Апокатастасис (Восстановление)
Варсонофий говорит об учении Оригена, о том, что ангелы, демоны и люди вновь вернутся в прежнее состояние, и что это называется апокатастасис (σποκατάστασις)1117. Сам Ориген признавал, что этого учения нет ни в Евангелии, ни у апостолов, ни в церковном предании1118.
Иустин Философ говорит применительно к христианству:
«Божественный Логос освобождает недра души от чувственных страстей. Освободившись, душа становится спокойной. Нужно вернуться в то место, откуда снизошел, откуда явился»1119.
И Теофил говорит:
«Как господин – человек согрешил, так и его рабы (животные). Если человек перейдет в естественное состояние, так и они вернутся к первоначальному состоянию»1120.
Спекулятивно – теософистический, рационалистический апокатастасис представлен во всех 6-ти школах индуизма. Это – переход всего и всех в Небытие, в Ничто, включая и Божество, это – абсолютный нигилизм. Христианско-религиозный апокатастасис есть восстановление человека со всей его тримерией, включая и тело, восстановление всего творения, бытие в его наивысшем, божественном проявлении.
«И будет Бог всяческая, во всех» (1Кор. 15, 28).
Климент Александрийский говорит:
«Очищенным сердцем и искупленным, в близости Бога пребывающим, достается восстановление в вечном созерцании, и называются (они) именем богов, сотронниками других богов, которые утверждены Спасителем первыми»1121.
На извечный человеческий, слишком человеческий вопрос: «Кто же может спастись?», Христос сказал:
«Невозможное человеку возможно Богу» (Лк. 18, 27)1122.
* * *
Варсонофий. Рук. к дух, жизни. М., 1885.
Варсонофий. Рук. к дух, жизни. М., 1885.
Иустин Философ. Migne PG, t. 6.
Теофил – Феофил Александрийский. Migne PG t. 6.
Климент Александрийский, Migne PG, t. 8/2, 480.
Ср. «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф. 19, 26). «Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу». (Мк. 10:27).