Аннотация Источник

Аннотация АВ

Антипелагианский трактат «О благодати и свободном решении» (24 главы) написан блж. Аврелием Августином в 426-427 гг. Сочинение адресовано монахам монастыря в Адрумете и непосредственно их настоятелю Валентину.

Учение о роли Божественной благодати, изложенное блж. Августином в письме к римскому пресвитеру Сиксту (Письмо 194), вызвало споры в монашеской среде. Эта теория поставила под сомнение вопрос о монашеском стремлении к возрастанию в совершенстве и к достижению единства с Богом: если свободная воля так мало значит в жизни христианина, то какой смысл в том, что монахи избрали подвижническую жизнь? Гиппонский епископ ответил этим сочинением и Письмами 214, 215.

В трактате дается определение свободной воле, добрых дел и награды, а также подчеркивается человеческая ответственность. Автор в своих рассуждениях опирается на Священное Писание, которое предписывает нам совершать определенные виды действий и воздерживаться от совершения других. Библейские заповеди и предостережения были бы бессмысленными, если бы не было свободной воли. Следствием свободной воли являются добрые дела в соответствии с предписаниями Божественных заповедей, незнание которых не является извинением для человека. Цель заповедей – служить возрастанию человека в вере.

Блж. Августин объясняет, что благодать совершенно необходима при делании добра. Без содействия благодати свободная воля оказывается недостаточной для исполнения закона. Преображенная благодатью, человеческая воля становится благой. Обращение к Богу, посредством которого человек свободно проявляет волю к добру, само по себе является даром благодати.

Благодать не является вознаграждением за заслуги: они являются ее следствием, а не причиной. Благодать есть дар Божий, благодаря которому человек становится праведным через веру во Христа. Она совершает исполнение закона, освобождение природы и устранение господства греха.

Глава III

Незнание Божественных заповедей не является извинением для человека

5. Итак, у тех, кто познали Божественные заповеди, отнимается извинение, которым обычно пользуются люди, ссылаясь на свое неведение. Но не избегут наказания и те, кто не знают закона Божиего. Ибо те, которые согрешили, не имея закона, вне закона и погибнут, а те, которые под законом согрешили, по закону будут судимы38. И мне кажется, что апостол сказал это не так, как будто хотел обозначить, что нечто худшее претерпят те, кто, греша, не знают закона, чем те, кто знают. Ибо может показаться, что погибнуть куда хуже, чем быть судимым, однако поскольку говорится это о язычниках и иудеях (из которых вторые получили закон, а первые живут без закона), то кто дерзнет сказать, что согрешившие в законе иудеи не погибнут, – ведь они не уверовали во Христа, – хотя и сказано о них: по закону будут судимы? Ибо без веры во Христа никто не может быть освобожден, так что и они таким образом будут судимы, что погибнут. Ведь если состояние не знающих закон Божий хуже, чем состояние знающих, то как будет верным то, что сказал Господь в Евангелии: Раб, который не знал волю Господина своего и сделал достойное наказания, бит будет меньше, а который знал волю Господина своего и сделал достойное наказания, бит будет много39? Вот, Господь показывает здесь, что знающий согрешает тяжелее незнающего. Однако не следует по причине этого удаляться в тьму неведения, чтобы в ней поискать себе извинения. Ибо одно дело не знать, а другое – не желать узнать. Ведь [когда Писание говорит]: Не пожелал он уразуметь, чтобы делать добро40, то упрек относится здесь к воле того, о ком говорится. Но никому не послужит извинением и то неверие, которое свойственно не тем, кто не желают узнать, а тем, кто просто не знают, – никого не избавит [такое неведение] от горения в вечном огне; скорее к большему горению послужит, если человек не веровал по той причине, что вообще не слышал того, во что надлежит веровать. Ибо не без причины сказано: Пролей гнев Твой на народы, которые не познали Тебя41 а также у апостола: Когда придет Он в пламени огненном отомстить тем, кто не знают Бога42. А чтобы мы имели это самое знание, чтобы никто не говорил: «Я не узнал, не услышал, не понял», – к этому подвигается человеческая воля там, где говорится: Не желайте быть, как конь и мул, у которых нет разума43. Хотя еще хуже окажется тот, о ком сказано: Словами не научится глупый раб; потому что, хотя он понимает их, но не слушается44. А когда человек говорит: «Не могу сделать то, что заповедано, ибо меня одолевает моя похоть»45, то он уже не ищет никакого извинения в своем неведении и не обвиняет Бога в своем сердце, но познает зло в самом себе и страдает от своего зла, так что к нему обращены слова апостола: Не желай быть побежден злом, но побеждай

зло добром46. И понятно, что когда говорится: Не желай быть побежден, речь эта, несомненно, обращена к его свободному решению. Ибо желать и не желать – это зависит от его собственной воли.

* * *

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

42

Ср.: 2Фес 1:7–8. В Синод. пер.: В явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога.

45

Ср.: Рим 7:18.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle