Письмо 217. К Виталию Карфагенскому*
Письмо 217 (7 глав) адресовано Карфагенскому священнослужителю Виталию, который не вполне разделял антипелагианские взгляды блж. Аврелия Августина на Божественную благодать.
Виталий признавал, что исполненная веры жизнь христианина является следствием действия благодати. Однако сама вера имеет источником не благодать, а свободную волю. Зарождение веры связано с человеческим решением, а не с Божественным приуготовлением. Блж. Августин отвергает это мнение. Если человеческое действие предшествует благодати, то она утрачивает свое качество дара и становится наградой, данной за заслуги. Доказывая, что благодать подается даром, Гиппонский епископ приводит в пример младенцев.
Августин епископ, раб Христов, и чрез Него раб рабов Его, брату Виталию в Нем же [шлет] приветствие.
Содержание
Глава 1 Вступление. Вопрос о том, откуда происходит начало нашей веры в Бога Вера требует молитвы По дару Божию у человека появляется желание веровать Глава II Мнение Виталия – пелагианское Воля бывает подвигаема Божией благодатью Выдающееся дело благодати – обращение грешников Не следует так защищать свободное решение, что при этом будет устранена Божественная помощь Глава III Верующим человек становится по Божественной благодати и свободному решению Младенцы при крещении также избавляются от власти диавола Отпавшие ангелы отвращают людей от веры Благодать не заключается в законе, свободном решении или учении Глава IV Благодать дается человеку для всякого праведного действия Мы молимся, чтобы воля была исправлена и природа исцелена 3ачем молиться о том, чтобы человек пребыл до конца в добре Пребывание до конца сокрыто от всех Глава V Двенадцать положений против пелагиан В этих двенадцати положениях содержится истинное учение о благодати Глава VI На примере младенцев очевидно, что благодать подается даром Те, кто спасаются, спасаются по благодати, а не по желанию Благодать подается даром, по милосердию Божию Пребывание в добре вплоть до конца – дар благодати Благодать и суд не зависят от тех дел, которые умерший человек не успел совершить Всякий, кто верует в Бога, делает это по своей воле Тот, кто верует, должен благодарить Бога Благодать предшествует воле Глава VII Невозможно, чтобы Виталий отвергал церковные молитвы Сам Бог делает то, что Он заповедал просить у Него Начало веры происходит от БогаБог дает не только дары благочестия, но и само начало веры
Тот, кто признает, что нужно молиться Богу и благодарить Его, не должен ошибаться в вопросе о благодати* * *
CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425